- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психология и педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ"?123 страницы
50 источников
Добавлена 30.06.2021 Опубликовано: studservis
4960 ₽
9920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 12
1.1 Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях 12
1.2 Содержание понятия «профессиональное самоопределение» в отечественной и зарубежной науке 17
1.3 Сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение» и его роль в профессиональном самоопределении старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки 23
ВЫВОДЫ 31
2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Уровневая характеристика профессионального самоопределения старших подростков 38
2.3 Описание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки 53
2.4 Описание реализации апробации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки 58
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Задачи: 106
Теоретическое положение. 106
Ход занятия: 106
Представление темы занятия. 106
Упражнение-энергизатор «Атомы – молекулы». (2-3 мин.) 108
Тренинговое занятие «Рейтинг и ориентация в современном мире профессий. Эмоциональное отношение к выбору профессии» 111
1. Введение 111
2. Основная часть 111
3. Заключение 112
Приложение
А Опросник профессиональной готовности, автор Л.Н. Кабардова……………………………………………….
87
Приложение
Б Методика «Профессиональная готовность», автор А.П. Чернявская……………………………………………...
89
Приложение
В Эссе «Мой профессиональный путь»……………………
91
Приложение
Г Мотивация профессиональной деятельности, автор К. Замфир, в модификации А.А. Реана……………………..
92
Приложение
Д Морфологический тест жизненных ценностей, автор В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина………………………………..
94
Приложение
Е Содержание формирующей работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки………………………………..
96
Приложение
Ж Занятие с педагогами в форме лекции на тему «Профориентация старшеклассников как одно из важнейших направлений деятельности педагога»………...
98
Приложение
З Родительское собрание по профориентации «Как грамотно корректировать профессиональные планы детей»…………………………………………………………
102
Приложение
И Групповое занятие для старшеклассников «Профессиональное самоопределение»……………………
112
Приложение
К Тренинговое занятие «Рейтинг и ориентация в современном мире профессий. Эмоциональное отношение к выбору профессии»…………………………...
117
Приложение
Л Тренинговое занятие для учащихся «Я и моя будущая профессия»…………………………………………………...
120
Приложение
М Тренинговое занятие для учащихся «Путь к успеху»….
125
Приложение
Н Исследовательская игра для учащихся «Сталкер»……...
129
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования. Профессиональное самоопределение – это важный и ответственный этап в жизни молодого человека. Выбирая профессию, человек, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Старшеклассник пытается найти себя, определить свое место в жизни и выбрать из множества возможностей и форм деятельности те, которые максимально ему соответствовали бы, позволили эффективно реализовать жизненную стратегию и одновременно стать активным участником жизни страны.
Помочь молодому человеку в выборе профессии могут родители, средства массовой информации, сверстники и друзья, специалисты по профессиональному ориентированию. Часто старшеклассник осуществляет выбор будущей профессии на основе устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности или времяпрепровождению или просто «за компанию» с кем-либо из друзей. Профессиональная помощь психологов позволит осуществить выбор профессии более взвешенно и обдуманно, основываясь на своих способностях и задатках, а также учитывая экономическую целесообразность овладения той или иной профессией.
Актуальность темы работы обусловлена той личной и социальной значимостью профессионального самоопределения, которого должны достичь старшеклассники. В зависимости от взвешенности профессионального выбора старшеклассник может обеспечить себе дальнейший профессиональный успех, обеспечить залог своей профессиональной востребованности и самореализации, либо, напротив, спустя время разочароваться в сделанном выборе, оказаться не у дел при трудоустройстве.
Современные условия жизни – высокий темп информатизации, развитая конкуренция на рынке труда, появление новых профессий и снижение потребности во многих ранее распространенных специальностях – диктуют новые требования к процессу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки, что актуализирует обращение к этой проблеме в рамках магистерской диссертации.
Изученность темы исследования. Изучение проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки основывается на теоретических исследованиях самоопределения, проведенных К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Батаршевым, В.П. Бондаревым, Е.М. Борисовой, Л.С. Выготским, Н.П. Капустиным, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.Ф. Сафиным, Д.И. Фельдштейном. Согласно указанным теоретическим подходам, профессиональное самоопределение понимается в качестве самодетерминации личности в профессиональном мире, ориентации и готовности к будущим жизненным перспективам и текущим актуализированным потребностям.
Значительный вклад в разработку проблем профессионального самоопределения старшеклассников внесли такие ученые как Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Е.А. Климов и мн. др.
Ими отмечается, что активные размышления о смысле жизни, поиск своего места в жизни и конечных ценностей существования в юношеском возрасте отмечаются разными исследователями как существенное основание процесса самоопределения.
Анализ психологических исследований (К.А. Абульхановой-Славской, М.А. Котик, А.А. Реан, Ю.П. Поваренкова др.), посвященных вопросам профессиональной идентификации и развития, удовлетворенности профессиональным выбором, профессиональным интересам, в разной степени затрагивающих профессиональное самоопределение личности, показал, что психологическое содержание процесса профессионального самоопределения включает не только формирование направленности на выбор конкретной профессии, но и нахождение субъективных оснований своего выбора.
Проблема психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников изучалась такими учеными как К.М. Гуревич, Е.А. Климов, В.Н. Кудряшов, И.Н. Назимов, С.Я. Батышев, П.В. Симонов, Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников, В.Г. Степанов, Дж. Холланд, Р.Б. Кэттелла и мн. др.
Целью психолого-педагогического сопровождения является помощь молодому человеку в осуществлении осознанного выбора будущей профессии. Авторы отмечают, что реализация такого сопровождения возможна при наличии в школе целостной, структурированной и апробированной системы, направленной на профориентационную работу с учащимися.
Определено основное противоречие исследования: между потребностью старшеклассников в осмысленном профессиональном самоопределении с ориентацией на свои потребности и индивидуальные особенности и недостаточностью научно-методической проработанности психолого-педагогического сопровождения этого процесса в школе.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Предмет исследования: содержание, технологии и условия психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки.
Цель исследования: разработать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки и апробировать ее опытным путем.
Задачи исследования:
– проанализировать теоретические основы исследования профессионального самоопределения личности и уточнить основные понятия;
– провести экспериментальное изучение профессионального самоопределения старших школьников;
– представить состояние проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки;
– разработать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки и проверить ее эмпирическим путем.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что, психолого-педагогическое сопровождение должно строиться на программе, содержание которой будет отражать изменения в требованиях к новым реалиям в сфере профессиональной деятельности, особенностям возраста современного старшеклассника, новым технологиям профессиональной информации, отбора и консультации, и реализоваться при соблюдении определенных условий.
Методологической основой исследования выступил акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.М. Зимичев, Н.А. Рыбников). Центральным понятием акмеологического подхода профессионального самоопределения является «созидание», выражающееся в самостроительстве профессиональной личности в соответствии с идеальной моделью. Акмеологический подход требует учета в профориентации не только профессиональных интересов, склонностей и притязаний обучающихся, но их представлений об идеальных моделях профессиональной карьеры.
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение психологического опыта;
– эмпирические: эксперимент, сравнительный анализ;
– психодиагностические: тестирование;
– метод математико-статистической обработки эмпирических данных.
Методики исследования: диагностический инструментарий, который был выбран для определения уровневой характеристики профессионального самоопределения старшеклассников, включал в себя следующие методики:
1. Опросник профессиональной готовности, автор Л.Н. Кабардова.
Цель: осмысление собственных интересов, способностей, склонностей и возможностей.
В проводимом эмпирическом исследовании данный опросник используется для выявления наличия, взаимного сочетания и успешности реализации у старшеклассников профессионально ориентированных умений и навыков.
2. Методика «Профессиональная готовность», автор А.П. Чернявская.
Цель: определение уровня готовности совершения адекватного профессионального выбора, а также осмысления умения принимать решения, умения планировать свою профессиональную жизнь, свое эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.
Данная методика использовалась в рамках эмпирического исследования с целью определить уровень готовности старшеклассников произвести адекватный профессиональный выбор.
3. Эссе «Мой профессиональный путь».
Цель: осмысление собственных интересов и возможностей, планирования, представление об идеальной модели профессионального пути.
Данное эссе в рамках эмпирического исследования было призвано определить уровень осмысленности у старшеклассников ситуации профессионального выбора, в которой они находятся, их рефлексии на эту тему.
4. Мотивация профессиональной деятельности, автор К. Замфир, в модификации А.А. Реана.
В данном эмпирическом исследовании методика К. Замфир была использована с целью выявления особенностей мотивационного комплекса личности у старшеклассников.
5. Морфологический тест жизненных ценностей, автор В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина.
В данном эмпирическом исследовании тест был использован с целью диагностики особенностей мотивационно-ценностной структуры личности старшеклассников.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании актуальности проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях; в систематизации и обобщении научных позиций в отношении содержания понятия «профессиональное самоопределение»; в уточнении сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение» и его роли в профессиональном самоопределении старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
– педагогами и психологами, реализующими психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки;
– студентами, обучающимися по психолого-педагогическим направлениям, с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
– молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических и методических сведений.
Полученные в рамках выполненной работы результаты исследования, в частности модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки, может быть рекомендованы к внедрению в воспитательный процесс общеобразовательных учреждений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1 Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях
В психологической науке выделяют ряд разновидностей самоопределения: социальное; профессиональное; личностное; нравственное; семейное; индивидуальное.
Иными словами самоопределение личности – это определение себя по отношению к каким-либо нормам, выработанным обществом и принятыми данным индивидом.
Как психологическое явление самоопределение формируется на этапе между старшим подростковым и младшим юношеским возрастом.
Самоопределение взаимосвязано с профессиональным выбором, однако не ограничивается только им.
Базовыми параметрами самоопределения выступают:
– потребность в выработке смысловой системы, соединяющей в себе представления об окружающем мире и о себе;
– направленность на будущее и его связь с профессиональным выбором [4].
Психологическая наука накопила обширный опыт в сфере теории самоопределения, его типологии, во многом предопределяющий актуальные подходы к этому вопросу.
Понятие «самоопределение» содержит в себе значение «предел» (т.е. ограничение, граница) и может пониматься как самоограничение, установка себе границ.
Другими словами, самоопределение – это уменьшение неопределенности представлений о будущем, следовательно, профессиональное самоопределение – это уменьшение неопределенности представлений о профессиональном будущем личности.
Процесс самоопределения личности детерминируется совокупностью условий, факторов, предпосылок, свойств, определяющих средств становления и функционирования психических явлений.
В ходе исследования были выделены три группы детерминант, обуславливающих самоопределение личности:
1) социальные детерминанты, т.е. объективные условия, которые складываются как результат развития ряда социальных процессов: социально-экономических; общественно-политических; культурных; социально-демографических.
2) социально-психологические детерминанты:
– социальное окружение (семья, школа, профессиональные учебные заведения), формирующее человека как до вступления в профессию, так и в течение всего периода активной трудовой деятельности;
– особенности межгруппового взаимодействия и внутригрупповые процессы (групповая сплоченность, положение субъекта в группе);
3) индивидуально-психологические детерминанты:
– внимание, мышление, память и пр., т.е. психические функции;
– общие и специальные способности;
– склонности и интересы, т.е. особенности личности, мотивы, самосознание, жизненные ценности, личностные качества и пр.
Совокупность перечисленных детерминант во многом обуславливает результативность самоопределения индивида. Все они главным образом определяют процесс профессионального самоопределения личности и выступают в комплексе, дополняя друг друга.
Старший школьный возраст является периодом самоопределения человека в мире, построения жизненных планов, проектирования саморазвития. Как отмечают современные исследователи, в настоящее время процесс профессионального самоопределения приобретает качественно новые характеристики. Кроме того, повышаются требования к современному профессионалу. Так, Е.Л. Омельченко [29] среди подобных требований выделяет необходимость формирования таких качеств, как социальная, психологическая и культурная мобильность. Исследователь рассматривает социальную мобильность как готовность личности к любому изменению статуса: должностному, географическому, материальному, семейному, открытости новому опыту; психологическую – как способность адекватного реагирования на ситуации неопределенности, склонность к риску, легкому принятию нестандартных решений, коммуникативность. Сущность культурной мобильности данный автор раскрывает как высокий уровень толерантности к восприятию и усвоению новых, «других» образцов и способов трудового поведения.
На наш взгляд, кроме выделенных качеств, для выработки конструктивного варианта профессионального самоопределения и успешной профессиональной самореализации в будущем необходима также готовность к самостоятельной познавательной деятельности, непрерывному обучению, умение гибко планировать собственную жизненную и профессиональную стратегию, способность к рефлексии своей деятельности.
Проблема профессионального самоопределения субъекта в современной психологии и педагогике рассматривается в рамках общей проблематики самоопределения человека. В частности, это раскрыто в работах А.К. Марковой, Н.В. Осмачко, Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой, Т.В. Ручкиной. Анализ социологической, психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что исследователи сущность профессионального самоопределения личности сводят к поиску личностью смыслов своей жизнедеятельности и профессиональной деятельности в частности, выстраиванию индивидуальной траектории жизненного успеха и построению индивидуального пространства профессионально-личностного саморазвития.
Отметим, что подобное представление о профессиональном самоопределении подразумевает присутствие активной жизненной позиции. Не подвергается сомнению тот факт, что для разработки конструктивного варианта профессионального самоопределения следует содействовать самостоятельному принятию личностью жизненно значимых решений, а также несению за них ответственности. Так же, личности следует овладеть способами и навыками самопроектирования.
Проанализировав научную литературу, мы можем сказать, что у старшеклассников субъектная позиция в профессиональном самоопределении носит недостаточно сформированный характер. На наш взгляд, этот факт объясняется тем, что ученики старших классов подвержены воздействию внешней среды, а также тем установкам, что общество навязывает индивиду в отношении к той, либо иной профессии. При этом следует подчеркнуть, что старшеклассники практически не имеют опыт отстаивания своей субъектной позиции [43].
Достигнутый результат позволяет актуализировать значение педагогической поддержки старшеклассники в ходе развития у них умения понимать события их социальной жизни, а также различать свою подлинную мотивацию при выборе будущей профессии. Также педагогическая поддержка нужна и для положительного изменения совокупного отношения учащихся к самим себе как к субъектам профессионального самоопределения, в ходе развития ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что для современных старшеклассников свойственна непродолжительность профессионального и жизненного планирования. Следует отметить недостаточное развитие компетентности в области профессионального самоопределения, в том числе исследовательской компетентности в сфере знания разнообразных профессий (их ценности, востребованности и теневых сторон), компетентности социального выбора, коммуникативной компетентности. Уточним, что мы под компетентностью понимаем характерные способности, представляющие возможность результативно решать типичные проблемы, задачи, которые возникают в реальных ситуациях обыденной жизни, общественной и профессиональной деятельности. Так же специфичной особенностью старшеклассника выступает акцентирование внимания на внешних параметрах их будущей профессиональной карьеры [18].
Согласно нашей точке зрения, недолгосрочность жизненных планов у старшеклассников может быть объяснено присутствием трудностей, которые связаны с реализацией оперативного и перспективного планирования, оценкой и анализом текущей ситуации, прогнозированием, что осложняется нестабильностью и неясностью актуальных условий. Изучение этой проблемы представляет возможность сосредоточить внимание педагогов на обязательности предоставления старшекласснику возможности для разработки алгоритмов своего собственного профессионального развития, учитывающего объективные внешние условия, а также для установления того, как существующий опыт может быть связан с будущим.
Недостаточный уровень сформированности компетентности в области профессионального самоопределения обнаруживается в итоге недостаточного опыта социальной активности личности, которая выступает важным условием для развития стабильных ценностных ориентаций, получения обязательных знаний, навыков и умений, самопознания и самообразования, позитивного опыта реализации первоначальных этапов личной профессиональной перспективы, самостоятельной практической реализации ответственных решений.
Мы считаем, что внешняя привлекательность профессиональной карьеры для старшеклассников обусловлена существованием в ходе длительного промежутка времени дискурса, который иллюстрирует в первую очередь динамику положения и активности индивида в области трудовой деятельности.
Вместе с тем, это является так же следствие того, что старшеклассникам сложно различать свои подлинные мотивы в ходе выбора профессии и планировании собственной профессиональной перспективы [43, c. 73-75].
Этот факт демонстрирует обязательности развития адекватных представлений о будущей профессиональной карьере и качественной ориентации интересов у учащихся старших классов, установления наиболее подходящей области будущей профессиональной деятельности, подлинных профессиональных установок и предпочтений.
1.2 Содержание понятия «профессиональное самоопределение» в отечественной и зарубежной науке
Рассмотрение трудов, посвященных исследованию профессионального определения, показывает, что в настоящее время наиболее разработанными могут быть названы следующие четыре направления.
Первое – исследование первичных психологический условий успешного выполнения профессиональной деятельности старшеклассниками, основ профессионального обучения и начального профессионального самоопределения (А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун, Л.Л. Кондратьева, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, Н.И. Крылов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Осницкий, Б.А. Федоришин, Д.И. Фельдштейн, З.А. Фарапонова, В.В. Чебышева, П.А. Шавир и др.). Данное направление является наиболее разработанным, исследования охватывают один из этапов профессионального самоопределения [7].
Вторая группа направлений включает исследования развития профессиональной пригодности и проблемы профессионального отбора (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, Т.Т. Джамгаров, Л.Г. Дикая, Д.Н. Завалишина, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, К.К. Платонов, Ю.К. Стрелков, В.Д. Шадриков и др.). Настоящая линия исследований начала формироваться в рамках изысканий и практических положений по психологическим техникам в 20-30 годы (Ф.Р. Дунаевский и др.). Ведущая идея данных изысканий заключается в изучении психологических, психических и физиологических основ к различным профессиям, раскрытии обстоятельств и факторов развития профессиональной пригодности, определении методов ее диагностики. Настоящее направление внесло значительный вклад в разработку перспектив профессиональных способностей и особенностей их совершенствования.
Третье направление – исследование определенных аспектов личности, развивающихся в период профессионального становления, таких, как ценностные установки, мотивация, увлечения, позиции и т.д. (А.Г. Здравомыслов, И.Г. Кокурина, В.Б. Ольшанский, А.Л. Свенцицкий, В.А. Ядов и др.). В этих работах ведущее внимание уделено формированию профпригодности, но в них отсутствуют результаты динамики личностных особенностей.
Четвертое направление – исследование кадрового становления и профессиональной классификации индивида (М.Я. Басов, А.Ф. Лазурский, Е.С. Романова, Э.И. Чугунова и др.). Разрешая проблемы классификации личности, исследователи изучали взаимозависимости требований профессии и свойств личности. Представители этого направления наиболее точно сформулировали общее понимание единого направления к изучению профессиональной пригодности личности [26].
Профессиональная пригодность в психологических исследованиях трактуется как первоначально свойственное личности качество, выражающееся при вхождении индивида в определенную ему сферу деятельности. Т.е. признавалась статичность качеств личности и узость вероятностей формирования умений и возможностей человека в деятельности. Однако предположение о развитии индивида в процессе
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аксенова, Ж.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения и личностной самореализации / Ж.В. Аксенова // Мир образования – образование в мире. – 2010. – № 4. – С. 111–120.
2. Александрова, Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение : индивидуальная траектория развития / Е.А. Александрова // Народное образование. – 2014. – № 9. – С. 180–187.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 томах / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 2010. – 2 т.
4. Ананьева, Т.В. Профессиональное самоопределение как феномен взаимодействия / Т.В. Ананьева // Молодые ученые – нашей новой школе : материалы X юбилейной научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин, и др. – М. : Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – С. 110–112.
5. Аркадьев, А.А. Тесты по профориентации учащихся / А.А. Аркадьев. – М. : Современная школа, 2018. – 272 с.
6. Бардиер, Г.Л. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г.Л. Бардиер, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова. – Кишинев : ВИРТ ; СПб. : ДОРВАЛЬ, 2013 – 96 с.
7. Белов, В.Г. Профессиональное самоопределение / В.Г. Белов // Психология здоровья (школьный возраст). – СПб. : СПбГУ, 2018. – С. 238–281.
8. Газман, О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : концепция проектирования / О.С. Газман // Директор школы. – 2017. – № 3. – С. 10–16.
9. Галишникова, М.Н. Этапы профессионального самоопределения подростков / М.Н. Галишникова // Прикладная психология и психоанализ. – 2016. – № 2. – С. 59–64.
10. Глузман, А.В. Методологические основы подготовки специалистов гуманитарного профиля с позиций здоровье сохраняющих технологий / А.В. Глузман, В.Ф. Щеколодкин // Профессионализм педагога : материалы науч.-практ. конф. / ред.: О.В. Глузман, М.Я. Игнатенко. – Киев : Педагогическая пресса, 2013. – С. 114–126.
11. Гребенюк, Т.Б. Педагогика индивидуальности как научная школа / Т.Б. Гребенюк, Н.В. Григорьева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2018. – № 4. – С. 15–19.
12. Гридяева, Л.Н. Самоопределение и профессиональная ориентация / Л.Н. Гридяева, Л.Э. Филатова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет». – Воронеж : Воронежский гос. пед. ун-т, 2019. – 124 с.
13. Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции : сб. материалов Междунар. научно-практ. конф., 10 февраля 2016 г. / Кург. гос. ун-т. – Курган : КГУ, 2016. – 159 с.
14. Зайцева, Е.С. Психолого-педагогические условия профессионального ориентирования старших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Зайцева, Л.Н. Мочалова, Н.Г. Слепцова //Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 12–4 (54). – С. 27–30.
15. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2019. – 240 с.
16. Истомина, И.П. К вопросу о профессиональном самоопределении личности в условиях профильного обучения / И.П. Истомина, Г.З. Анварова // Психология обучения. – 2010. – № 4. – С. 49–56.
17. Капская, А.И. Социальное сопровождение различных категорий семей и детей / А.И. Капская, И.В. Пеша. – М. : Центр учебной литературы, 2012. – 232 с.
18. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2017. – 304 с.
19. Корнеева, Я.А. Психология профориентации профессионального самоопределения / Я.А. Корнеева, М.С. Арефина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова». – Архангельск : САФУ, 2019. – 158 с.
20. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М. : Педагогика, 2016. – 394 с.
21. Кузнецова, Ю.М. Психологическое сопровождение развития / Ю.М. Кузнецова // Образование в современной школе. – 2019. – № 3. – С. 16–20.
22. Ладнушкина, Н.М. Самоопределение школьника в условиях предпрофильной подготовки / Н.М. Ладнушкина, О.Ю. Соловьёва // Школьные технологии : науч.-практ. журнал. – 2019. – № 4. – С. 137–143.
23. Лактионова, А.И. Развитие жизнеспособности замещающей семьи в процессе ее сопровождения / А.И. Лактионова // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 254–271.
24. Литовченко О.С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога / О.С. Литовченко // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 695–697.
25. Маралов, В.Г. Диалектическая взаимосвязь форм саморазвития в контексте решения проблем психологического сопровождения личности / В.Г. Маралов // Интеграция образования : науч.-метод. бюл. Регион. учеб. округа МГУ им. Н.П. Огарева. – 2015. – № 2. – С. 117–124.
26. Морозова, С.В. Структура личности в процессе профессионального становления : теория и психодиагностическая практика : монограф. / С.В. Морозова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Кафедра общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 155 с.
27. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – 3-е изд., исправ. и допол. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 624 с.
28. Нормативное обеспечение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения / подгот. Ю.М. Белякова и др. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 1. – С. 58–68.
29. Омельченко, Е.Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв. : автореферат дис. ... доктора социологических наук : 22.00.06 / Е.Л. Омельченко ; Ин-т социологии РАН. – М., 2014. – 48 с.
30. Платонова, Н.М. Психологическое сопровождение / Н.М. Платонова // Социальная защита. – 2017. – № 5. – С. 60–62.
31. Пойзнер, Б.Н. Готовность к самоопределению / Б.Н. Пойзнер // Высшее образование в России. – 2018. – № 2. – С. 80–83.
32. Потапова, Е.В. Психологическое сопровождение личности в особых условиях жизнедеятельности как гуманитарная проблема / Е.В. Потапова, В.С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 12. – С. 342–349.
33. Пряжников, Н.С. Личное и профессиональное самоопределение человека / Н.С. Пряжников // Психология в вузе : научно-методический журнал / ред. А.Г. Лидерс. – 2015. – № 3. – С. 48–59.
34. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М. : Академия, 2016. – 496 с.
35. Психологическое сопровождение личности в условиях меняющейся социальной реальности : монография / Федер. агентство по образов., ПГУ ; ред. М.И. Постникова. – Архангельск : Поморский университет, 2017. – 243 с.
36. Репецкий, Ю.А. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю.А. Репецкий // Мир психологии. – 2011. – № 2. – С. 177–186.
37. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2014. – 224 с.
38. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М. : Народное образование : Школьные технологии, 2012. – 176 с.
39. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл : монография / В.И. Слободчиков // Модернизация и глобализация :образы России в ХХI веке. – М. : Институт философии РАН ; Школа-Пресс, 2012. – 402 с.
40. Социальная психология труда : теория и практика / ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М. : Институт психологии РАН, 2010. – 2 т.
41. Спасенников, В.В. Избранные психологические труды : психология труда, экономическая психология, эргономика : сборник / В.В. Спасенников. – М. : Пер Сэ, 2017. – 301 с.
42. Толмачева, Т.А. Опыт социально-психологических исследований самоопределения и самореализации школьников / Т.А. Толмачева // Судьба России : образование, наука, культура. – Екатеринбург, 2010. – С. 73–75.
43. Тубельский, А.Н. Для чего и как мы учим : школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению / А.Н. Тубельский // Школьные технологии. – 2011. – № 6. – С. 27–38.
44. Фрумин, И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием / И.Д. Фрумин // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании : материалы конф., Зеленоград / под. ред. О.С. Газмана. – М., 2016. – С. 26–28.
45. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М. : Глобус, 2016. – 252 с.
46. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М. : Владос-Пресс, 2011. – 94 с.
47. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С.Н. Чистякова. – М. : Академия, 2015. – 128 с.
48. Шукуева, Б.Г. Проблемы профессионального самоопределения формирующейся личности : монограф. / Б.Г. Шукуева ; Негос. аккредитованное частное образовательное учреждение высш. проф. образования Современная гуманитарная акад., Науч.-исслед. ин-т развития ресурсов человека и социального здоровья о-ва. – М. : Буки Веди, 2014. – 182 с.
49. Шустова, И.О. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников посредством самоанализа / И.О. Шустова // Классный руководитель. – 2010. – № 3. – С. 113–117.
50. Эльканова, П.А. Педагогическое сопровождение социализации подростка : на примере Заполярья : дис. ... канд. пед. наук / П.А. Эльканова. – М., 2010. – 184 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней