Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время жизнь человека все чаще характеризуется высокой степенью неопределенности и риска. Неопределенность при этом выступает тем полем взаимодействия, на котором разворачивается активность человека, отвечающего вызовам конкретной ситуации, так и в более широком контексте собственной судьбы [20].
Возрастающая сложность современного мира ставит перед индивидом проблему поиска адекватного ответа на ее вызовы, радикальное изменение социальных практик многих людей, привели к необходимости принимать решения с высокой ценой ответственности и адаптироваться в противоречивых, постоянно меняющихся условиях.
В повседневной жизни социальная ситуация уже в подростковом возрасте предполагает поиск самостоятельных ответов на вопросы личностного и профессионального самоопределения, выбора ценностных ориентиров в общении со сверстниками, определения степени влияния на свою жизнь. Все это подразумевает максимальную опору на личностные качества подростков, их способность выдерживать неопределенность в процессе принятия жизненно значимых решений.
Анализ современной научно-исследовательской литературы показал наличие исследований толерантности к неопределенности. Толерантность к неопределенности трактуется как способность человека принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять противоречивости информации, готовность принимать решения в условиях неопределенности. Толерантность к неопределенности способствует жизнестойкости личности, способности эффективно принимать решения и сохранять продуктивную активность, достигать успеха и совладать с трудными жизненными ситуациями.
Актуальность данного исследования связана с потребностью в мотивации подростков к самореализации в условиях большей свободы выбора, выстраивания индивидуальных жизненных траекторий. Однако мало изученной остается толерантность к неопределенности подростков, ее связь со способами переработки информации.
Методологические основы исследования представлены концепцией культурно - исторического развития психики ребенка, теорией деятельности, теоретическими представлениями толерантности к неопределенности как черте личности (Д. МакЛейн, Т. В. Корнилова, И. Н. Леонов и др.), представления о системообразующей функции когнитивного стиля в познавательной активности на уровне личностных свойств (Н.Н. Волкова, А.Н. Гусев, А.П Лобанов, М.А. Холодная и др.).
Цель исследования – изучить когнитивно-стилевые характеристики толерантности к неопределённости.
Проблема исследования определяется, прежде всего, её актуальностью и новизной. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования выявил дефицит работ, направленных на изучение когнитивно-стилевых характеристик толерантности к неопределённости.
Объект исследования – толерантность к неопределённости.
Предмет исследования – когнитивно-стилевые характеристики толерантности к неопределённости.
Гипотезы исследования: предполагается, что когнитивно-стилевые характеристики толерантности к неопределённости различаются у старшеклассников и подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения когнитивно-стилевых характеристик толерантности к неопределённости.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование когнитивно-стилевых характеристик толерантности к неопределённости.
3. Выявить различия когнитивно-стилевых характеристик толерантности к неопределённости у старшеклассников и студентов.
4. Сделать выводы по исследованию.
В исследовании приняли участие 80 человек, из них 40 старшеклассников в возрасте 15 – 16 лет и 40 студентов в возрасте 18 – 19 лет.
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие психодиагностические методики:
1. Шкалы толерантности и интолерантности С. Бандера в адаптации Т.В. Корниловой, М.А. Чумаковой.
2. Шкала общей толерантности к неопределенности» в адаптации Е. Н. Осина.
3. Методика «Кажущееся движение».
4. Тест вербальной креативности С. Медника (RAT)
Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы STATISTIKA 10.0.
Новизна результатов исследования заключается в рассмотрении толерантности к неопределенности как когнитивно-стилевой характеристики. Выявлены различия в уровне толерантности к неопределенности в зависимости от возраста, что может говорить о ресурсах ТН по обеспечению жизнеспособности личности, способности эффективно принимать решения, сохранять продуктивную активность.
Теоретическая и практическая значимость. Проанализированы и обобщены зарубежные и отечественные разработки проблемы толерантности к неопределенности, представлено научное обоснование изучения толерантности к неопределенности как явления, определяющего решение практических задач в сферах коммуникации, образования, обеспечения психологической безопасности личности. Материалы исследования могут быть использованы для проведения дальнейших психологических исследований, и быть основой разработки развивающих программ и практических рекомендаций.
Глава I. Теоретические аспекты изучения когнитивно-стилевых характеристик толерантности к неопределённости
1.1. Проблема толерантности к неопределенности в науке
В настоящее время остро ставится вопрос о возрастании неопределенности во всех сферах деятельности человека. Специалисты все чаще сталкиваются с «нетипичными» задачами, в основе которых лежит неопределенность — с неполными или противоречивыми исходными данными, требующими вероятностного решения, с неопределенными вопросами [41].
Понятие «неопределенность» означает осознание наличия недостатка знаний о текущих событиях или о будущих возможностях, низкую степень их предсказуемости. Неопределенность сопряжена с риском планирования и принятия решений, требует от субъекта постоянной готовности к встрече с нею и преодолевается особой работой личности над собой и поисковой активностью. Именно в способности к толерантности и готовности принимать неопределенность проявляются наиболее прогрессивные качества, обеспечивающие жизнеспособность человека и организаций как систем [6]. Чертой современности является постоянное пребывание человека в состоянии всё возрастающей внутренней и внешней неопределенности, а насущной потребностью – развитие толерантности к неопределенности.
Толерантность к неопределенности – это способность выдерживать неопределенность, неструктурированность, непрогнозируемость ситуации, совладать с сопутствующими этому сложностями управления задачами и/или людьми, сохранять при этом эффективность деятельности и эмоциональную, психологическую устойчивость. Это определение включает в себя разные трактовки определения толерантности к неопределенности [24].
Понятие толерантности к неопределенности изучается в психологии с 50-х гг. XX в. Понятие было введено в работах Э. Френкель-Брансвик, выявившей этот феномен на материале решения перцептивных и мнемических задач у испытуемых с высокой и низкой выраженностью этой черты.
Э. Френкель-Брунсвик определяла толерантность к неопределенности как эмоциональную и перцептивную переменную, играющую существенную роль при оценке вероятностных исходов принятия решения и опосредующая эмоциональный фон принятия решения [13].
Влияние толерантности к неопределенности распространяется на систему верований личности, когнитивный стиль, установки, поведение в ситуациях решения проблем, апперцепцию, межличностное общение и социальное функционирование [19].
Согласно А. И. Гусеву, история становления конструкта толерантности к неопределенности включает в себя несколько этапов:
Первый этап исследований пришелся на 1950-1970 годы. В это время в работах Э. Френкель – Брунсвик бы описан сам феномен как личностная черта и особенность перцептивной сферы. Разработаны первые опросники толерантности к неопределенности, в том числе шкала С. Баднера и даны характеристики интолерантной к неопределенности личности.
Второй этап – 1970 по 1980 годы. Появляется активный интерес к данной проблеме со стороны представителей различных направлений психологии. Исследуется сам феномен, его взаимосвязи с личностными характеристиками, особенностями мышления, возрастными особенностями человека. Появляются новые измерительные шкалы А. МакДональда и Р. Нортона.
С 1980 по 1990 годы происходит снижение интереса к данной проблематике. Толерантность к неопределенности изучается в социальной психологии, проводятся исследования в различных возрастных группах, появляются новые измерительные шкалы.
С 1990 года происходит новое возрастание интереса к проблеме. Характерно проведение большого числа исследований толерантности к неопределенности в прикладных сферах деятельности (управление, медицина), связи толерантности с широким спектром познавательных, личностных, поведенческих особенностей человека [13]. Например, креативность, потребность в точности, поведенческая экспрессия. В этот период были разработана шкала Д. МакЛейна, опросник толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой [19].
В российскую психологическую науку и практику конструкт толерантности к неопределенности вошел благодаря исследованию Е. Г. Луковицкой в 1998 году [29]. Появились отечественные адаптации методик диагностики толерантности к неопределенности, активно стали поводиться корреляционные исследования на российской выборке.
В настоящее время российские психологи проводят исследования феномена по различным направлениям:
- толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала (Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, А. И. Гусев);
- стратегии поведения человека в ситуациях неопределенности (О. А. Джафарова, К. Г. Очеретная);
- философский и методологический анализ принципа неопределенности в психологии (В. П. Зинченко, Т. В. Корнилова);
- толерантность к неопределенности в связи с риском и ситуацией выбора (Т. В. Корнилова);
- взаимосвязь личностных особенностей и поведения в ситуации толерантности к неопределенности (М. А. Голубев, А. П. Вяткин);
- состояние неопределенности в творчестве (А. Л. Галин, Н. Ю. Белова) [29].
Толерантность к неопределенности рассматривается как психологическая установка, характеристика личностной саморегуляции, перцептивный феномен, эмоциональная реакция, способность, личностное свойство или склонность, когнитивный стиль, одно из проявлений толерантности. Согласно Т. В. Корниловой, наиболее популярной стала трактовка толерантности к неопределенности как личностной черты [20].
И. Н. Леонов подчеркивает, что изучение толерантности к неопределенности как личностной черты подразумевает взгляд на данный конструкт как стабильный во времени, изменяющийся лишь под воздействием нового опыта или целенаправленной активности самого субъекта [23].
Выделяется внутренняя и внешняя толерантность к неопределенности. Внутренняя толерантность к неопределенности – это способность выдерживать неструктурированность ситуации, принимать решения и действовать в ситуациях конфликта, неопределённости, риска, стресса. Внутренняя толерантность включает в себя психофизиологическую и фрустрационную.
Внешняя толерантность к неопределенности проявляется, например, в нетерпимости к отстающим в коллективе, к низким по статусу членам окружения и характеризует культуру отношений в обществе. К внешней можно отнести этническую и коммуникативную толерантность [23].
Связь между видами толерантности неоднородна: один и тот же человек может быть толерантным к неопределенности, но нетерпимым по отношению к другой социальной группе.
Толерантность / интолерантность проявляются в социальных отношениях и взаимодействиях, принадлежат к потребностно-мотивационной сфере, влияют на интересы, мотивы, установки, цели.
Говоря об истоках непереносимости неопределенности, которая воспринимается как всеобъемлющий хаос и вызывает сильную тревогу, Д. Броверс выдвигает гипотезу о травматических событиях, которые ведут к ригидности и неподатливости изменениям в межличностных отношениях, а также личностным и когнитивным нарушениям (черно-белое мышление, генерализация и катастрофизация) [49].
Человек в ситуации неопределенности проявляет не характерологические свойства, а совершает усилия по преодолению неопределенности. Современные психологические теории основываются на принципе множественной системной детерминации и процессуальности, когда психологические факторы принятия решений образуют динамические регулятивные системы, способные к перестройке своей структуры с выходом на ведущий уровень разных процессов.
Другим важным аспектом является представление об интеллектуально-личностных усилиях в принятии решений, с помощью которых преодолеваются субъективные ограничения и приобретаются новые свойства. Одной из моделей принятия решений является теория удовлетворенности Г. Саймона, где учитывается ограниченность когнитивных ресурсов, из-за которой становится невозможным полный перебор альтернатив для поиска наилучшего решения. Реальный человек не способен абсолютно точно следовать тенденции к максимизации (то есть, бескомпромиссно искать наилучший вариант решения из всех альтернатив), он обладает «ограниченной рациональностью» и прекращает поиск при первом же возникновении желательной альтернативы.
Таким образом, стремление к удовлетворенности, сатисфизация - это универсальная тенденция, реализующаяся при принятии решений. При этом максимизация и сатисфизация положительно связаны с толерантностью к неопределенности и отрицательно с интолерантностью к неопределенности, минимизация положительно связана с интолерантностью к неопределенности [35].
Толерантность не просто связана с чертами личности, поведением, она участвует в динамических процессах, связанных с порождением и преодолением неопределенности. При том, что толерантность к неопределенности трактуется как личностная тенденция, считается, что человек сочетает в себе оба полюса: толерантность и интолерантность. Но одна из этих тенденций обычно доминирует [23].
Впервые личностные особенности, характеризующие толерантную и интолерантную личность, были описаны Г. Олпортом. Толерантная личность характеризуется способностью к эмпатии, внутренним локусом контроля, чувство юмора, ориентация на себя. Субъект с низкой толерантностью к неопределенности испытывает стресс, поспешно реагирует, избегает неопределенных стимулов. При высокой толерантности к неопределенности неопределенные ситуации/стимулы воспринимаются как желательные, бросающие вызов, интересные, человек не проявляет отрицания или тревоги по поводу их сложности или неконгруэнтности. С толерантностью к неопределенностью связаны устойчивость к стрессу, конфликтам, агрессивному поведению, нарушению норм [34].
В дальнейшем российскими и зарубежными исследователями были дополнены описания различий в личностных качествах толерантных и интолерантных к неопределенности людей. Толерантный к неопределенности человек способен не выносить поспешных суждений в ситуации противоречивости информации, обладает внутренним локусом контроля и склонен опираться на собственные критерии оценки ситуаций. Интолерантный, напротив, – воспринимает неопределенность как угрожающую ситуацию, рассматривает мир сквозь «черно-белую» призму мышления, проявляет конформизм, принимает поспешные решения, стремясь минимизировать непредсказуемость и противоречивость поступающей информации.
В теории креативности Р. Стернберга принятие неопределенности является одним из элементов креативности, направленного на процесс принятия и преодоления неопределенности при разработке нового мыслительного продукта [20].
Установлено наличие взаимосвязи толерантности к неопределенности и таких параметров, как способность к инновациям и открытость новому опыту. Человек, обладающий толерантностью к ситуациям неопределенности, умеет откладывать вынесение окончательного суждения,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артищева, Л. В. Когнитивные стили в образе психического состояния [Текст] / Л. В. Артищева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 108 с.
2. Ахтамьянова, И. И. Взаимосвязь когнитивных стилей и типов мышления у школьников [Текст] / И. И. Ахтамьянова, Л. Р. Ситдикова // Вестник Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы. – 2017. – № 3 (43). – С. 36–43.
3. Белорусова, Е. А. Ситуация неопределенности как источник развития личности [Текст] / Е. А. Белорусова // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 455-459.
4. Белоусова, А. К. Стиль мышления [Текст]: учебное пособие / А. К. Белоусова, В. И. Пищик / Ростов-на-Дону. – ЮФУ. – 2010. – 152 с.
5. Белых, Т. В. Возрастная динамика разноуровневых свойств индивидуальности и личностная толерантность к неопределенности и двусмысленности [Текст] / Т. В. Белых // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – № 2. – С. 153 – 156.
6. Бергис, Т. А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости [Текст] / Т. А. Бергис // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 4 (23). С. 38 – 42.
7. Бизюк, А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования [Текст]: метод. пособие / А. П. Бизюк. – СПб. : Речь, 2005. – 399 с.
8. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Издательcтво Ростовского университета, 1983. – 176 с.
9. Бодров, В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс [Текст] / В. А. Бодров // Психологический журнал. – 1996. – Т.17, № 4. – С. 64 – 74.
10. Виндекер, О. С. Психометрические грани антихрупкости: толерантность к неопределенности, жизнестойкость и рост [Текст] / О. С. Виндекер, М. В. Клименских // Российский психологический журнал. – 2016. –Т.13. –№ 3. – С. 107 – 121.
11. Волкова, Н. Н. Когнитивные стили: дискуссионные вопросы и проблемы изучения [Текст] / Н. Н. Волкова, А. Н. Гусев // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 28-37.
12. Вотинцева, Т. С. Взаимосвязь уровня толерантности к неопределенности и психологического благополучия [Текст] / Т. С. Вотинцева, В. Р. Петренко // Педагогика и психология образования. – 2016. – №4. – С. 145 – 149.
13. Гусев, А. И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала. Личностный потенциал: структура и диагностика [Текст] / А. И. Гусев; под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С.300 – 329.
14. Гусейнов, Ш. А. Толерантность к неопределенности как регулятор субъектной активности личности [Текст] / Ш. А. Гусейнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 12. – С. 18 – 24.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Издательство «Питер», 2014. – 368с.
16. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий [Текст] / М. С. Егорова. – М.: Планета детей, 2016. – 192 с.
17. Жбанкова, Н. В. Особенности структурной организации когнитивных стилей личности [Текст] / Н. В. Жбанкова, Н. В. Лукьянченко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2006. – №1. – С. 175-182.
18. Зотова, Е. Ю. Современные исследования толерантности к неопределенности в зарубежной психологии [Текст] / Е. Ю. Зотова // Вестник НГУ. – 2009. –Том 3. – Вып. 1. –2009. – С. 147-155.
19. Корнилова, Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности [Текст] / Т. В. Корнилова // Психол. журн. – 2010. – Т. 31. – № 1. – С. 74–86.
20. Корнилова, Т. В. Психология риска и принятия решений [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.В. Корнилова. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 284 с.
21. Корнилова, Т. В. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера [Текст] / Т. В. Корнилова, М.А. Чумакова // Экспериментальная психология. – 2014. – № 1. – С. 92–110.
22. Кудинов, С. И. Роль самореализации в проявлении толерантности личности [Текст] / С. И. Кудинов // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 8. – С. 13—20.
23. Леонов, И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта [Текст] / И. Н. Леонов // Вестник Удмуртского университета. – 2014. –№ 4. – С. 43 – 52.
24. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика [Текст] / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 680 с.
25. Леутин, В.П., Николаева, Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность [Текст] / В. П. Леутин, Е. И. Николаева – М.: МГУ, 2005 – 368 с.
26. Ливер, Б. Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения [Текст]: дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.02 / Б. Л. Ливер. – Москва, Гос. ин-т Русского языка им. А. С. Пушкина. – 2000. – 203 с.
27. Лифинцев. Д. В. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности [Текст] / Д. В. Лифинцев, А. Б. Серых, А. А. Лифинцева // Национальный психологический журнал. 2017. № 2 (26). С. 98-105.
28. Лобанов, А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей [Текст] / А. П. Лобанов. – Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2008. – 96 с.
29. Луковицкая, Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности [Текст]: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Е. Г. Луковицкая. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-т., 1998. – 18 с.
30. Малинина, Н. С. Феномен неопределенности в представлениях современной молодежи [Текст] / Н. С. Малинина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – №4. – Т.3. – С. 154-156.
31. Матушанская, А. Г. Толерантность к неопределенности и смежные психологические конструкты когнитивной психологии [Текст] / А. Г. Матушанская, Б. С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. – 2011. – Том 153. – кн.5 – С. 25 – 33.
32. Немов, Р. С. Общая психология в 3-х тт. Том II. Познавательные процессы и психические состояния [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Р. С. Немов. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2015. – 1007 с.
33. Неяскина, Ю. Ю. Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста) [Текст] / Ю. Ю. Неяскина, В. О. Пронькина // Вестн. КемГу. – 2017. – № 3 (71). – С. 143 – 152.
34. Осин, Е. Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна [Текст] / Е. Н. Осин // Психологическая диагностика. – 2010. – №2. – С.65-86.
35. Разваляева, А.Ю. Апробация опросника «Тенденции в принятии решений» на русскоязычной выборке [Текст] / А. Ю. Разваляева // Консультативная психология и психотерапия. – 2018. – Т. 26. № 3. – С. 146 - 163.
36. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум [Текст] / А. А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 255с.
37. Сараева, Е. В. Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения [Текст] / Е. В. Сараева, С. Г. Николаев // Вестн. Удмурт. ун-та. – Вып.4. – 2014. – №4. – С. 43 – 52.
38. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2010. – 350 с.
39. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст]: монография / П. В. Симонов. – М.: Наука, 1981. – 216с.
40. Слюсарев, Н. С. Психологическая модель подростковой дисфункциональности [Текст] / С. Н. Слюсарев, А. В. Цветков //Интегративные науки. – 2016. – №3. – С. 63 – 68.
41. Фейгенберг, И. М. Типичные нетипичности: жизненные задачи — школе [Текст] / И. М. Фейгенберг // Образовательная политика. – 2010. – № 7-8. – С. 84 -95.
42. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса [Текст] / Л. Фестингер / в пер. с англ. А Анистратенко. – М.: Эксмо, 2018. – 256с.
43. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума [Текст], 2-е изд. / М. А. Холодная – М: Юрайт, 2018. – 307 с.
44. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная – М.: издательство Юрайт, 2019. – 334 с.
45. Холостова, Н. Б. Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков [Текст] / Н. Б. Холостова, Э. Н. Гилемханова // Казанский педагогический журнал. – 2019. – №1. – С. 188 – 192.
46. Чагова, М. А. История и современное развитие проблемы толерантности к неопределенности в психологической науке [Текст] / М. А. Чагова // Вестник по педагогике психологии Южной Сибири. – 2013. – №4. – С. 77– 87.
47. Юртаева, М. Н. Исследование когнитивных и личностных особенностей толерантности к неопределенности [Текст] / М. Н. Юртаева // Образование и наука. – 2010. – № 8 (76). – С 71–79.
48. Benziger, K. The Physiology of Type: Introversion and Extraversion, Benziger Thinking Styles Assessment / K. Benziger – 1999. – 30р.
49. Brothers, D. Toward a Psychology Of Uncertainty: Trauma-Centered Psychoanalysis. New York: Analytic Press, 2008. – 223 p.
50. Harrison, A. F., Bramson R. M. The art of thinking / A. F. Harrison, R. M. Bramson. – N. Y., Berkley Books. - 1984. – P. 189–193.
51. Sternberg, R. J. A capsule history of theory and research on styles / R. J. Sternberg, E. L. Grigorenko // Perspectives on thinking, learning, and cognitive styles. - New York, Routledge. - 2011. – P. 1-21.