Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Среди исследователей наблюдается тенденция к осмыслению психофизиологических особенностей подростков. Однако до сих пор ощущается недостаток в практических программах по профилактике и коррекции негативных поведенческих проявлений, связанных с влиянием особенностей подросткового возраста. В научной литературе данная проблема имеет достаточно длительную историю изучении. Так, зарубежные авторы изучают её в бихевиоризме (с этим направлением связаны имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры), в психоанализе (имена Т. Адорно, В. Шутца), в когнитивной психологии (имена С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда), в интеракционизме (имена И. Гоффмана, Т. Шибутана). Отечественная психология также исследует психофизиологические особенности подростков и связывает их с изучением личностных и психологических черт, куда входят их потребности, нормы, ценности. Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др.
Актуальной проблемой в подростковом возрасте является склонность к суицидальному поведению, которая повышается с каждым годом. Следовательно, целесообразным является изучение особенностей подростков, имеющих склонность к суицидальному поведению.
Цель работы: определение взаимосвязи психологических, психофизиологических и личностных особенностей подростков и их склонностью к суицидальному поведению.
Задачи:
1. Охарактеризовать психологические особенности подростков
2. Охарактеризовать психофизиологические особенности подростков
3. Охарактеризовать личностные особенности подростков
4. Определить особенности склонности к суицидальному поведению
5. Провести обзор технологий, направленных на снижение склонности к суицидальному поведению
6. Провести диагностику особенностей подросткового возраста
7. Определить взаимосвязь между особенностями подростков и их склонностью к суицидальному поведению.
8. Разработать рекомендации, направленные на отказ подростков от суицидальных мыслей на основе проведённой диагностики.
Объект исследования –суицидальное поведение
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей подростков и их склонностью к суицидальному поведению.
Гипотеза исследования: существует предположение, что предикторами формирования суицидальных установок у подростков являются следующие особенности:
1) Низкий уровень самооценки
2) Низкий уровень развития волевых качеств
3) Высокий уровень агрессивности.
Методологическую основу исследования составили концепции единства личности и деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, К.К. Платонова и др.; теоретические подходы к социально-психологическому исследованию личности Г.В. Акопова, Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьмина, Д. Майерса, В.М. Миниярова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, В.А. Ядова, Н.Н. Ярушкина и др.; методологические положения о личности как активном субъекте жизнедеятельности (К.А. Абульханоойа-Славской, Н.Р. Битяновой, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ психолого-педагогической практики, анкетирование, методы математической статистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, практических рекомендаций, выводов, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Психологические особенности подростков, склонных к девиантным формам поведения
Граница подросткового возраста в психологической, педагогической, социологической, медицинской и юридической литературе определяются по-разному: 1)11 —14 лет, 2) 14—18 лет, 3) 12—20 лет и т. д. С позиций подростковой психиатрии, к подростковому возрасту наиболее целесообразно отнести весь период полового созревания — от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности — 18 лет [8].
Рассмотрим важнейшие психологические особенности подростков, проявляющих девиантное поведение: коммуникативные качества, самооценку, развитие эмоциональной сферы.
Согласно многочисленным исследованиям психологов, педагогов, физиологов и социологов, в подростковом возрасте происходит активное формирование коммуникативных свойств личности. Значительное содействие этому оказывает общественно полезная работа в различных её формах: учебной, спортивной, художественной, производственно-трудовой, общественно-организационной, — а главное, свободный переход от одной её формы к другой. При этом следует отметить, что современная система школьного образования пока не в состоянии удовлетворить требованиям этой ведущей деятельности данного периода развития у девиантных подростков. Таким образом, целесообразно совершенствовать учебно-воспитательный процесс именно в данном направлении. Это особенно значимо, поскольку важнейшие психологические качества подростков — сознательная регуляция своих действий, умение принимать во внимание интересы, потребности, желания, чувства, и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения — формируются в различных формах общественно полезной деятельности. В связи с этим особенности форм общественно полезной деятельности, в которой принимают участие подростки, во многом определяют формирование их духовно-нравственных качеств, что особенно актуально для подростков, проявляющих девиантное поведение [10].
Самооценка девиантных подростков, как правило, неустойчива. Может наблюдаться низкая самооценка, что приводит к внутренней неудовлетворённости и развитию депрессии. Однако нередки случаи, когда самооценка подростка неадекватно завышена. Это может негативно отразиться на отношениях с окружающими, на объективности восприятия себя и своих достижений подростком.
Для эмоциональной сферы подростков характерно:
1. Большая эмоциональная возбудимость. Подростки часто проявляют вспыльчивость, бурную реакцию на что-либо: их чувства проявляются наиболее ярко, они отстаивают свои интересы, взгляды, мнение. На любую критику или несправедливость к себе или товарищам могут не сдержаться и выплеснуть эмоции;
2. Устойчивость эмоциональных переживаний. По сравнению с детьми младшего школьного возраста подростки долго помнят обиды и неприятные ситуации; Подросток всегда ожидает страх, это проявляется в тревожности.
3. Повышение тревожности связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, который вызывает различные эмоции;
4. Подросток отличается противоречивостью чувств, неопределенностью: они могут защищать своего товарища, понимая, что он достоин осуждения;
5. Возникновение переживаний не только по поводу оценки других, но и самооценки, проявляющейся в результате роста самосознания;
6. Развитое чувство принадлежности к группе, появление страха быть отверженным;
7. Высокие требования к дружбе – общие интересы, нравственные чувства и т.д.
В целом психологическое развитие в подростковом периоде основано на том, что оказываются особенно значимыми общечеловеческие ценности и проблемы, начинает формироваться моральное сознание, происходит начало становления жизненной позиции. Но для окончательного её определения подросток, проявляющий девиантное поведение, пока не обладает необходимым гражданским опытом, грамотной ориентацией в социальных отношениях. У подростков имеются для этого все основные предпосылки: их возраст определяет построение жизненных планов, формирует предпосылки выбора профессиональной деятельности. При этом самосознание становится одним из важнейших факторов развития их личности [14].
1.2. Психофизиологические особенности подростков, склонных к девиантным формам поведения
В данном параграфе рассмотрим те особенности подростков, которые связаны с активным физиологическим развитием отражаются на их поведении и психических состояниях.
В подростковый период происходит много важных изменений в психофизиологии.
В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы у подростков формируются вторичные половые признаки.
Для данной возрастной категории значительное развитие отмечается во всех высших структурах центральной нервной системы. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3,5 раза у юношей и в 3 раза у девушек. До 13 - 15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К 15-летнему возрасту взрослых размеров достигает мозжечок. В коре больших полушарий общая длина бороздок к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры - в 3 раза. У подростков заканчивается процесс миелинизации нервных путей [44].
Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.
Процессы полового созревания отражают деятельность нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и являются одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков скачок ростовых процессов и начало полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В этих случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, ускорении или задержке физического и репродуктивного развития. Эти особенности также следует учитывать при построении учебных программ, которые должны соответствовать индивидуальным особенностям учащихся [31].
Рассмотрим, какими особенностями физиологические процессы характеризуются у подростков с девиантным поведением. Такие подростки в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Это ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. Особенно усиливается в дни менструации.
У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими [32].
У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими.
Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Отмечается временное нарушение координации: девиантные подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы [38].
1.3. Личностные особенности подростков, склонных к девиантным формам поведения
В данном параграфе рассмотрим особенности личностного развития девиантных подростков: формирование их ценностей, особенности построения взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, цели и убеждения.
Подростковый период является переходным этапом между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 2015. – 344 с.
2. Анн Л. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб., 20015. – 378 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,2015. – 327 с.
4. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 2015. – 299 с.
5. Антонин Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М 2015. - С. 124.
6. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2015. – 364 с.
7. Аудиовизуальная психодиагностика трудного подростка / Под общ. ред. А.И. Ушатикова. Рязань, 2015. – 315 с.
8. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. М., 2016. – 497 с.
9. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. М., 2013. – 377 с.
10. Башкатов И.П. Психология трудных подростков. Особенности профилактики. М, 2016. – 132 с.
11. Белогуров С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками. СПб.: «Невский Диа¬лект», 2017. – 211 с.
12. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017. – 512 с.
13. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, - 2017. – 160 с.
14. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2015. – 497 с.
15. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2015. – 341 с.
16. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. – 340 с.
17. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. -288с.
18. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
19. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
20. Гурьева В. А. Подростковые девиации. М.,2015. – 277 с.
21. Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних женского пола как средство их перевоспитания Рязань, - 2015. – 115 с.
22. Заиграев Г.Г. Проблемы, пути решения подростковой девиации М., 2013. – 466 с.
23. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. М.,2013. – 310 с.
24. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха М., 2015. – 465 с.
25. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия М., 2016. – 164 с.
26. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
27. Кириенко А.А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация М., 2017.
28. Коноваленко Ю.Г., Мельников А.В. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками. М.; 2015. – 547 с.
29. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. - 217 с.
30. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. – 311 с.
31. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения. М., 2015. – 164 с.
32. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 2017.
33. Кьеркегор С. И. Понятие девиация. М., 2015. - 143 с.
34. Левин Б. М., Левин М. Б. Воспитание асоциального подростка М., 2014. – 200 с.
35. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное, девиантное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 2015. – 379 с.
36. Лоренц К. А. Агрессия (так называемое «зло»). М., 2016. – 631 с.
37. Мазина О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея. Оренбург. 2015. – 45 с.
38. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников. М., 2015. – 217 с.
39. Менделевич В.Д. Диагностика склонности подростков к зависимому поведению. Казань, 2015. – 345 с.
40. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в шко¬ле. Архангельск, 2015. – 198 с.
41. Новоселова А.С. Средства перевоспитания подростков с девиантным поведением. Пермь, 2015. – 106 с.
42. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
43. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. – 319 с.
44. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. Москва, 2007. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности (5-е изд., стер.)
45. Сизанов, А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики асоциального поведения. М., 2015. – 451 с.
46. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.
47. Тавасиев М.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2015. –311 с.
48. Тихонов С.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2016. – 402 с.
49. Тостин В. А. Профилактика подростковой девиации. М., 2015. – 402 с.
50. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c.
51. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2016. – 146 c.
52. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2015. - № 5. - C.23-25.