Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Особенности формирования современной российской рыночной экономики привели к необходимости более глубокого анализа эффективности деятельности предприятий для того, чтобы выработать механизмы их устойчивого развития и недопущения банкротства.
В деятельности каждого коммерческого предприятия основным источником дохода является результативность продаж, не зависимо от отраслевых особенностей, объемов предприятия. Это обусловлено тем, что в системе управления деятельностью продажа продукции, товаров или услуг является системообразующим бизнес-процессом, так как по итогам проведенной деятельности сотрудниками, занятыми в продажах можно оценить эффективность и соизмерить достигнутые финансовые результаты в виде прибыли (рост эффективности) или убытка (снижение эффективности).
Актуальность исследования обусловлена тем, что анализ и выбор оптимальной системы показателей для оценки эффективности деятельности предприятия пищевой промышленности связано с высокими издержками, что дает возможность выработать оптимальную стратегию и тактику развития предприятия.
Значительный вклад в разработку научных и практических направлений оценки эффективности деятельности предприятий пищевой промышленности внесли такие российские и зарубежные ученые, как: Абрютина М.С., Батукова Л.Р., Безрукова Т.Л., Донцова Л.В., Ковалев А.Н., Привалов В.П., Савицкая Г.В., Крылов С.И., Песьякова Т.Н., Друкер П.Ф., Коллас Б., Мертон Р. и др.
Объектом исследования является частные кондитерские городского округа Тольятти.
Предметом исследования являются показатели эффективности исследуемых кондитерских.
Цель работы – анализ эффективности деятельности предприятий пищевой промышленности (кондитерских); разработать оптимальную систему показателей для оценки эффективности исследуемых субъектов и их деятельности.
Исходя, из цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение показателей эффективности финансовой деятельности для предприятий пищевой промышленности
2. Проанализировать виды и методы расчета эффективности финансовой деятельности предприятий пищевой промышленности
3. Определить факторы повышения эффективности финансовой деятельности предприятий продукции пищевой промышленности;
4. Оценить эффективность деятельности кондитерских;
5. Дать характеристику основным показателям эффективности кондитерских;
6. Провести анализ показателей эффективности деятельности и рентабельности кондитерских;
7. Выявить факторы, влияющие на показатели эффективность деятельности кондитерских;
8. Разработать рекомендации по оценке эффективности и рентабельности кондитерских;
9. Определить меры повышения рентабельности кондитерских;
10. Привести обоснование целесообразности внедрения предлагаемых мероприятий.
Гипотеза исследования: предполагается, что повышение эффективности деятельности предприятий продукции пищевой промышленности – это основное условие развития бизнеса в долгосрочной перспективе, его способность выживать в условиях кризиса, не теряя способности генерировать достаточный уровень доходности.
Информационную базу исследования составляют:
1. Законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации;
2. Монографии по исследуемой тематике авторов Любушина Н.П.,
Савицкой Г.В, Шеремета Д.А., Ковалева В.В., Донцовой Л.В. и других;
3. Бухгалтерская и статистическая отчетность кондитерских за 2017– 2019 г.г.
При написании работы использовались методы исследования:
- систематизация и обобщение теоретического материала по проблемам финансовой деятельности;
- графические методы, как средство представления анализируемой информации об объекте исследования, в виде графиков и таблиц;
- диагностика документации, имеющейся непосредственно на предприятии с целью получения объективной информации о реальном финансовом состоянии.
При написании работы использовались основные приемы экономического анализа: горизонтальный анализ, вертикальный (структурный) анализ финансовой отчетности, анализ относительных показателей.
Научная новизна исследования состоит:
- в обобщении теоретических положений по определению рентабельности и ее роли в деятельности предприятий общественного питания,
- в выработке управленческих решений на основе использования анализа и выбора оптимальных показателей эффективности продаж и определении их роли в оценке рентабельности на предприятиях пищевой промышленности.
Теоретическая значимость исследования заключается в выборе определенной системы показателей для оценки эффективности и рентабельности в деятельности предприятия, что позволяет комплексно и системно изучать их влияние на его финансово – экономическую деятельность с помощью современных количественных методов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенного исследования была разработана методика, позволяющая оценить уровень эффективности и рентабельности кондитерских и определить перспективы их развития.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 Сущность и значение показателей эффективности и рентабельности в финансовой деятельности для предприятий пищевой промышленности
Основными задачами, стоящими перед государством, всем промышленным комплексом в целом и пищевой отраслью в частности для восстановления темпов развития, является принятие мер для преодоления кризисных явлений и стабилизации экономики, действенная поддержка национальных товаропроизводителей, в том числе за счет реализации программы импортозамещения, реклама и пропаганда поддержки национального производителя; совместное действие субъектов хозяйствования и органов местного самоуправления для создания благоприятного инвестиционного климата, желательно прямых иностранных инвестиций; увеличение объемов инновационной продукции, активизация внедрения технологических инноваций; внедрение систем управления качеством на предприятиях с целью повышения конкурентоспособности продукции; совместная с органами местного самоуправления организация национальных и региональных выставок-ярмарок, конкурсов качества продукции, участие в подобных зарубежных мероприятиях; обновления основных фондов для преодоления ресурсозатратности и энергоемкости производств; оптимизация налоговой политики и снижение налоговой нагрузки на производителя [2, c.26].
Теория эффективности, которая базируется на классической экономической методологии, на сегодняшний день отражает характер функционирования предприятий не в полной мере [42]. В экономической теории и практике не обосновано, что следует подразумевать под результатами и затратами, как их сопоставлять, чтобы получить методы вычисления показателя эффективности функционирования предприятий. Требуют уточнения как категория самой эффективности (в которой раскрываются ее внутренние, существенные стороны), так и понимание термина «процесс функционирования». Эффективность является одним из важнейших показателей человеческой активности, взятым с точки зрения ее способности обеспечить конечный результат. Как экономическая категория эффективность дает единую качественно-количественную характеристику результативности хозяйствования.
Понимание категории эффективности открывает возможность изучения всей системы эффективности производства. Это требовало того, чтобы отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы тщательному изучению категории эффективности. В комплексе экономических категорий эффективность производства играет обобщающую роль. Ни одна из экономических категорий более конкретного порядка не может быть полностью раскрыта без учета ее связи с экономической эффективностью производства.
Эффективность производства пищевой промышленности можно рассматривать как производство товара с наименьшими затратами, использование минимального количества ресурсов для производства определенного объема продукции при минимальных средних общих затратах [31, c.361]. Успешному функционированию предприятия в соответствии с требованиями международных стандартов ISO способствует измерение и отслеживание (мониторинг) результатов этого функционирования по сравнению с затратами на его получение [40].
Исследование мнений различных ученых-экономистов относительно категории «эффективность» способствовало пониманию того, что существуют различные обоснования сущности этой категории. Как известно, оно трактуется как "эффект приводит к нужным результатам". В широком смысле эффективность характеризует общественное производство в целом: как материальное производство, так и социальные результаты, которых достигают в процессе развития национального хозяйства; это касается улучшения и условий труда, и повышение материального и духовного уровня жизни человека и тому подобное.
Эффективность производства пищевой промышленности является сложной обобщающей экономической категорией, в которой отражается действие объективных экономических законов и освещается одна из важнейших сторон общественного производства - результативность. Итак, "экономическая эффективность показывает конечный результат от применения всех производственных ресурсов и определяется сравнением полученных результатов и затрат производственных ресурсов» [41].
Эффективность - это не просто свойство операции (процесса функционирования системы), что отражается в ее способности давать определенный эффект, а действенность такой способности, то есть результативность, соотнесена с ресурсными затратами.
Учитывая, что экономика - это национальное хозяйство данной страны или его часть, содержащая соответствующие отрасли и виды производства, все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны; средство, способ создания условий для нормальной жизни, а экономический продукт - это то, что создается экономикой и в экономике, то под экономическим процессом можно понимать совокупность последовательных действий, связанных с производством, обменом, распределением и использованием экономического продукта [33, c.218].
Процессы функционирования предприятия различают в зависимости от различных признаков классификационного деления (по принципу разделения) [23, c.14]:
1) по отношению к хозяйствующей системе;
2) в соответствии с начальным и конечным статусом экономических продуктов;
3) по предметной области;
4) по масштабу;
5) по отношению к основному экономическому продукту хозяйствующей системы;
6) по стадиям производственного цикла экономического продукта.
В связи с этим по [24, c.88] можно выделить следующие процессы функционирования предприятия:
1. Внутренние и внешние (на практике внешние экономические процессы тесно переплетаются с соответствующими внутренними) - разделение по отношению к хозяйствующей системы. Например, процесс образования валового национального дохода является внешним по отношению к предприятию, но внутренним по отношению к национальному хозяйству как хозяйствующей системе.
2. Процесс образования чистого дохода предприятия на основе общего его продукта; процесс получения чистого дохода предприятия на основе чистого его продукта - примеры разделения в соответствии с начальным и конечным статусом экономических продуктов.
3. Производственные (например, процесс получения общего продукта предприятия, процесс получения чистого продукта предприятия, процесс получения региональной валовой добавленной стоимости и т.д.) и организационные: обмена, распределения, использования (например, процесс получения налога на прибыль предприятия, процесс формирования чистого дохода предприятия и т.д. ) - разделение по предметной области.
4. Масштаба подразделения предприятия, масштаба предприятия, масштаба вида деятельности, регионального масштаба, национального масштаба (например, процесс получения дохода предприятия, процесс получения валовой добавленной стоимости вида деятельности, процесс получения чистого дохода региона и т.п.); экономические подпроцессы (когда процессы меньшего масштаба являются частями процесса большего масштаба) - разделение по масштабу.
5. Основные (например, процесс получения чистого продукта предприятия, процесс формирования валовой добавленной стоимости региона и т.д.), вспомогательные (например, процессы распределения) - разделение по отношению к основному экономического продукта хозяйствующей системы.
6. Процесс производства экономического продукта, процесс подготовки производства экономического продукта - разделение по стадиям производственного цикла экономического продукта.
Основной экономический процесс допускает разделение на последовательность составляющих процессов (подпроцессов). С точки зрения конечных последствий (результатов) часто возникает необходимость исследовать не только определенный процесс в целом, но и его соответствующие подпроцессы.
Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Необходимо сопоставлять прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Таким показателем является рентабельность. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции и скоростью оборачиваемости капитала. Поэтому рентабельность можно назвать инструментом управления эффективностью предприятия.
Для того, чтобы оценить степень прибыльности предприятия на определенном этапе его существования и сделать правильные выводы о том, как меняется эффективность функционирования его деятельности, необходимо выработать специальный показатель (группу показателей), позволяющий точно охарактеризовать истинное положение дел. В общем смысле, показатели, характеризующие прибыльность организации, бывают двух видов: абсолютные и относительные. Абсолютный показатель – это непосредственно прибыль в ее стоимостном выражении, полученная предприятием за определенный период времени. Относительные же показатели образуют целую группу показателей рентабельности.
Рентабельность – (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), представляет собой отношение величины прибыли к показателям, формирующим конечный финансовый результат деятельности предприятия за период (доходам, расходам, используемым основным и оборотным средствам, капиталу). При этом рентабельность может выражаться в виде числового коэффициента либо в процентном эквиваленте [21, 293]. Важное преимущество использования показателей рентабельности над использованием показателя прибыли при оценке эффективности экономической деятельности организации состоит в возможности адекватного сравнения их с аналогичными показателями фирм-конкурентов.
Сопоставление величин прибыли двух различных организаций либо одной организации за разные временные периоды может с большой долей вероятности оказаться бессмысленным ввиду того, что показатель прибыли выражается через абсолютные значения, а значит целесообразность такого сравнения представляется крайне сомнительной, поскольку масштабы деятельности сравниваемых организаций могут оказаться несопоставимыми, а данные разных отчетных периодов необходимо корректировать с учетом инфляционных процессов.
В отличие от абсолютного показателя прибыли рентабельность — относительный показатель и отражает степень доходности предприятия. Различают три группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.
Повышение рентабельности характеризует цель предприятия в рыночной экономике. Увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике.
Рентабельность имеет большое значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при ее увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растет цена акции. Рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия.
Уровень рентабельности интересует кредиторов и заемщиков денежных средств с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска не возврата заемных средств, платежеспособности предприятия;
Кроме того, показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере для предпринимателей.
И наконец, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова, Н. А. Экономика организации : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 184 с.
2. Бортник И.М, Земцов С.П., Иванова О.В., Куценко Е.С., Павлов П.Н., Сорокина А.В. Становление инновационных кластеров в России: итоги первых лет поддержки // Инновации. 2015. № 7. С. 26–36
3. Батраева, Э. А. Экономика предприятия общественного питания : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э. А. Батраева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 390 с.
4. Грейсон Дж. К., Делл О. К. Американский менеджмент на пороге ХХІ века: пер. с англ. М.: Экономика. 1991. 319 с.
5. Губертов, Е.А. Экономическая сущность, принципы и задачи анализа финансового состояния предприятия / Е.А. Губертов // Территория науки, 2017. – No6. – С. 100-104.
6. Дмитренко Р. Н. Пути инновационного развития предприятий мясопромышленного подкомплекса. Сборник научных статей по итогам международной заочной научно-практической конференции “Современные тенденции экономики, управления, права, социологии, образования, медицины, физики, математики: новый взгляд”. СПб.: Изд-во “КультИнформПресс”. 2013. С. 86-90.
7. Демчук О. В. Оценка влияния факторов на эффективность управления экономической безопасностью хозяйствующего субъекта // Финансовая экономика. 2018. №6. С. 444 -446.
8. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности. - М.: «Дело и Сервис», 2015. – С. 105.
9. Дубровская Ю.В., Козоногова Е.В. Анализ особенностей кластеризации экономики на основе мирового опыта // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 58. С. 126–146
10. Илюшина О. С., Стуколова Ю. К. Анализ методических подходов к оценке экономической эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. – 2017. – No19. – С. 127-131.
11. Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект. 2014. – С. 241.
12. Королькова E. Г., Демчук О. В. Экономическая сущность и содержание эффективности использования основных фондов предприятия / Приднепровский научный вестник 2019. № S, с. 11 - 16.
13. Караман М. М. О сущности эффективности и экономической эффективности сельскохозяйственного производства в переходный период к рыночной экономике, их критерии и показатели. Экономика Крыма. Научнопрактический журнал. 2002. № 4. С. 10-13.
14. Кац И. Я. Экономическая эффективность деятельности предприятий (анализ и оценка). М.: Финансы и статистика. 1987. 13 с.
15. Кокинз Г. Управление результативностью. Как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами. М.: Альпина, 2008. 313 с
16. Ксенофонтова О.Л. Опыт зарубежных стран по созданию и функционированию кластеров: модельный подход // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. Экономические науки. 2015. № 2. С. 36–37
17. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 448 с.
18. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - 14-е изд.; пер. с англ. - Москва: ИНФРА-М, 2003. - 972 с.
19. Матяш И. В. Проблемы анализа рыночной системной эффективности предприятий // Изв. АГУ. – 2020. – No2-1(66). – С. 253-262.
20. Мельник, М. В. Экономический анализ : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Мельник, В. Л. Поздеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 261 с.
21. Ногойбаева Э.К. Взаимосвязь статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий / Э.К. Ногойбаева // Известия ИссыкКульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. - 2017. - № 3 (18). - С. 375-380.
22. Пивоварова Е.А. Методы оценки эффективности бизнеса / Научный журнал РЭУ им.Г.В. Плеханова // - 2019. № 04. С. 5-8.
23. Подъяблонская, Л. М. Финансы / Л.М. Подъяблонская. - М.: ЮнитиДана, 2016. - 408 c.
24. Розанова, Н. М. Экономика для менеджеров. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с.
25. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. – Мн.: Инфра-М, 2018. – 654с.
26. Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2017. - С. 288
27. Словарь финансово-экономических терминов/ Шаркова А.В., Килячков А.А., Маркина Е.В. М.: Дашков и К, 2017. 1168 с.
28. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 512 с.
29. Смирницкий, Е.К. Экономические показатели промышленности / Е.К.Смирницкий. – М.: Экономика, 2017. – 435 с.
30. Смирнов В.В., Димов С.Х. Интегральная стратегическая эффективность - сравнение эффективности деятельности международных компаний / Символ науки // - 2019. № 4. С.82-86.
31. Тихомиров, Н. П. Эконометрика / Н.П. Тихомиров, Е.Ю. Дорохина. - М.: Экзамен, 2017. - 512 c.
32. Трушин В. В., Демчук О. В. Актуальные проблемы формирования эффективной программы производственно-хозяйственной деятельности предприятия / Проблемы научной мысли. 2019. № 1. С. 3 – 6.
33. Шалдохина С.Ю., Минаева М.Ф. Особенности использования методов финансового анализа в практике перерабатывающих предприятий // Актуальные направления научных исследований в АПК: от теории к практике: материалы Национальной научно-практической конференции. – Волгоград: Изд-во Волгоградский государственный аграрный университет, 2017. - С. 361-366.
34. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа / Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.– М.: ИНФРА-М, 2018. – С. 208.
35. Шадрина, Г. В. Экономический анализ : учебник и практикум для вузов / Г. В. Шадрина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 431 с.
36. Экономика предприятия: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2018. – 719 с.
37. Экономический анализ в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов / Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 291 с.
38. Fayol Henri. Administration industrielle et générale. Paris. Dunod et Pinat, 1917. 174 p.
39. Parmenter D. Key performance indicators: developing, implementing, and using winning KPIs. 2017. Wiley. 299 p
40. Peters Thomas J., Waterman, Robert H. In Search of Excellence: Lessons from America’s Best Run Companies. USA: New York, Harper & Row. 1982. 360 с.
41. The One Best Way: Frederick Winslow Taylor and the Enigma of Efficiency, R. Kanigel, Viking, New York. 1997. 71
42. The Principles of Scientific Management, F. W. Taylor, Harper & Brothers, New York. 1911.
43. Wagner-Tsukamoto, S. 2016: An Institutional Economic Reconstruction of Scientific Management: On the Lost Theoretical Logic of Taylorism. Academy of Management Review. 32, 1, pp. 105–117.
44. Weintraub E. R. 2012: Neoclassical Economics. The Concise Encyclopedia of Economics [online encyclopedia] Available through: Library Economics Liberty