Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы отмечается тенденция, при которой во многих государствах мира набирает значение местное самоуправление, становящееся наиболее реальным фактором общественного развития. Немаловажная роль в осуществлении местного самоуправления принадлежит непосредственно органам местного самоуправления, которые являют собой форму представительной демократии, посредством которой население имеет возможность реализовать свою власть, закрепленную на конструкционном уровне. Отметим, что в начале 80-х годов в европейских государствах местное самоуправление стало одной из самых популярных идей и одним из самых популярных политических лозунгов, что подтверждает важность данной проблемы.
Местное самоуправления есть характерная составляющая власти для всех государств, несмотря на то, что цивилизованный мир уже накопил значительный практический опыт в решении данных вопросов. На сегодняшний день ясно одно: путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное управление и самоуправление.
Местное самоуправления есть характерная составляющая власти для всех государств, несмотря на то, что цивилизованный мир уже накопил значительный практический опыт в решении данных вопросов. На сегодняшний день ясно одно: путь к конституционному строю, правовому государству, гражданскому обществу лежит через правильно организованное местное управление и самоуправление.
Конституция Российской Федерации, весь массив федерального законодательство следуют общепризнанным принципам и нормам международного права. Одной из основ конституционного строя любого государства и является закрепление местного самоуправления. Также местное самоуправление выступает в качестве одной из форм осуществления народовластия, которая позволяет населению самостоятельно решать определенный круг вопросов при использовании материальных и финансовых ресурсов. Принятый 6 октября 2003 г. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») явился логическим продолжением широкомасштабной реформы местного самоуправления. Он позволил унифицировать отдельные направления рассматриваемого института, а также сформировать однозначные подходы к решению некоторых вопросов.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в результате деятельности органов местного самоуправления в социальной сфере.
Предмет исследования – совокупность нормативных актов, которые регулируют компетенцию органов местного самоуправления в социальной сфере.
Цель исследования – проанализировать компетенцию органов местного самоуправления в социальной сфере.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение в ходе работы следующих задач:
– раскрыть понятие, особенности и структуру органов местного самоуправления;
– рассмотреть классификацию органов местного самоуправления;
– исследовать принципы организации и деятельности органов местного самоуправления;
– охарактеризовать общую характеристику компетенции органов местного самоуправления;
– рассмотреть социальную функцию органов местного самоуправления;
– проанализировать полномочия органов местного самоуправления в социальной сфере;
– выявить социальные проблемы в аспекте государственного и муниципального управления;
– рекомендовать направления совершенствования компетенции органов местного самоуправления в социальной сфере.
Теоретическую основу составляют работы ученых-юристов: Р.Г. Абдулатипов, И.С. Андреечев, В.В. Артемов, А.С. Беседина, М.В. Баглай, Н.В. Бровченко, Г.Р. Вахитова, Е.З. Суфянова, Э.З. Иждавлетова, Е.З. Суфянова, М.А. Коробейникова и др.
Методологической основой составила совокупность социологического, статистического, формально-юридического и сравнительно-правового методов. Кроме того, автором использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и моделирование.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, особенности и структура органов местного самоуправления
Одним из структурных элементов в организации управления территорией государства является местное самоуправление.
Местное самоуправление в Российской Федерации – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно либо через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его традиций, в том числе исторических, которая признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Несмотря на то, что местное самоуправление является неотъемлемой частью государственного управления, все же оно не имеет четко определенных понятий. Подтверждением этому является огромное число публикаций, посвященных данной теме. В то же время четкое и юридические верное определение понятия «местное самоуправление» имеет принципиальное значение для всей российской нормативной базы, связанной с вопросами местного значения1.
Многие юристы конца 20 века отмечали, что природу местного самоуправления достаточно сложно определить, так как непросто выделить и дела местного значения в системе государственных дел. Иными словами, местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы не только государственного, но и общественного образования.
На наш взгляд, такое понимание роли местного самоуправления не совсем неверно, что приводит к путанице в отношении понятия и природы местного самоуправления. Для того, чтобы верно определить природу местного самоуправления, следует обратить к нормам международного права.
В 1985 году была принята Европейская хартия местного самоуправления, которая обобщила европейский и мировой опыт, устранила пробелы в нормативах относительного местного самоуправления. Российская Федерация, став членом Совета Европы, в 1996 г. Подписала Европейскую хартию местного самоуправления, тем самым признавая ее демократические принципы и необходимость децентрализации власти с целью построения демократического правового государства. С 1 сентября 1998 г. Положения Хартии вступили в силу и на территории Российской Федерации.
Нормативные преобразования в части организации местного самоуправления можно представить следующим образом:
– Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»;
– Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР»;
– Конституция Российской Федерации 1993 г.;
– Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В целом, анализируя современное российское законодательство в области местного самоуправления, можно заключить, что в России в полной мере и на должном уровне уделено внимание нормативному закреплению функционирования местного самоуправления. При этом нормы Европейской хартии местного самоуправления определяют только направление для построения местного самоуправления, оставляя государствам, ратифицировавшим ее, свободу действий при реализации закрепленных в ней норм2.
Если рассматривать местное самоуправления относительно Российской Федерации, то следует отметить, что ст. 12 Конституции РФ3 признается и гарантируется местное самоуправления, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. эта же статья содержит важное правило, согласно которому «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Данные положения являются весьма важными, так как они составляют основу государственного строя России. Конституция Российской Федерации содержит специальную главу, которая содержит положения лишь о местном самоуправлении, что лишний раз подчеркивает его значение.
Ст. 130 Конституции гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Говоря об органах местного самоуправления, мы всегда подразумеваем определенную их систему и структуру, то есть они представляют собой целую подсистему взаимосвязанных элементов, которая выполняет относительно самостоятельные функции, связанные с достижением цели.
С.Ю. Кабашов отмечает следующее: «к сожалению, на сегодняшний день нет единого толкования терминов «система органов» и «структура органов»4. Понятие структуры является достаточно распространенным в социологии, который означает устройство, порядок, расположение. Понятие же «система» органов является более точным, нежели «структура», так как посредством его определяется внутренне строение органов, которые находятся в той либо иной взаимосвязи.
Именно такой точки зрения придерживается А.Т. Карасев, считая, что используемое в Конституции России словосочетание «структура органов местного самоуправления» не является точным. На его взгляд, вопрос о структурном строении органов местного самоуправления вовсе не поднимается, а, следовательно, в Конституции должны быть употреблены слова «система органов местного самоуправления»5. Автор считает нужным согласиться с И.В. Выдриным.
Структура органов местного самоуправления является законодательно регламентированной.
Н.В. Вантеева считает, что структура органов местного самоуправления означает, что органы в таком случае не являются изолированными друг от друга. Они наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, однако все же при этом они находятся во взаимосвязи друг с другом. Структура органов местного самоуправления – это элемент системы таких органов6.
В Комментарии к Конституции Российской Федерации термин «структура органов местного самоуправления» употреблен в двух значениях. Во-первых, это система самостоятельных органов, через которые на конкретной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления. Во-вторых, это внутренние подразделения представительного органа, к примеру, комитеты, комиссии.
Структура органов местного самоуправления закреплена в ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления»7. В соответствии с ней структура органов местного самоуправления представлена следующими органами:
– представительный орган муниципального образования;
– глава муниципального образования;
– местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
– контрольно-счетный орган муниципального образования;
– иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Обязательными в структуре органов местного самоуправления являются представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация.
1.2. Классификации органов местного самоуправления
Важнейшая составная часть системы местного самоуправления – это его органы. На сегодняшний день можно встретить множество различных определений понятия «органы местного самоуправления».
Так, Т.С. Михеева органы местного самоуправления определила как выборные органы и другие органы, которые наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и не входят в систему органов государственной власти8.
Р.В. Сайгафаров Я.С. Гостев по-иному рассматривают органы местного самоуправления. По ее мнению, органы местного самоуправления – это органы, которые избираются непосредственно населением либо образуются представительным органом муниципального образования, осуществляющие функции публичной власти на территории муниципального образования. Для выполнения своих функций они наделяются собственной
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (изм. от 01 июля 2020 г.) // Неофиц. ист.: Справочно-правовая система «Косультант Плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. 1995. №21. Ст. 1929.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст. 4563.
5. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 1999. №29. Ст. 3686.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999. №42. Ст. 5005.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // / Собрание законодательства РФ. 2013. №52 (часть I). Ст. 7007.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
Научная литература
9. Абдулатипов Р.Г. Социальная политика государства // Теория социального обеспечения. – М., 2017. – 235 с.
10. Авцинова Г.И. Социальное обеспечение и обслуживание // Молодой ученый. 2018. № 7. – С. 36 – 39.
11. Андреечев И.С. Полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий // Гражданин и право. 2017. № 6. – С. 36 – 46.
12. Антипьев К.А. Проблемы участия граждан в местном самоуправлении в современной России // Вестник Самарского муниципального института управления. 2017. № 3. – С. 152 – 159.
13. Артемов В.В. Государственная социальная политика в России. – М.: Лига, 2016. – 194 с.
14. Баглай М.В. Социальная политика в России // Право социального обеспечения. 2017. № 9. – С. 12 – 18.
15. Беседина А.С. Компетенция представительных органов местного самоуправления по установлению межбюджетных отношений // Гражданин и право. 2015. № 6. – С. 64 – 70.
16. Борисов А.Н. Комментарии к Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: монография. – М.: Деловой двор, 2018. – 784 с.
17. Бровченко Н.В. Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации полномочий органов местного самоуправления // Право и государство: теория и практика. 2019. № 6 (174). – С. 48 – 50.
18. Бузулуцкий М.И. Совершенствование мер региональной социально-экономической политики в сфере жилищного строительства субъектов южного федерального округа // Инновации и инвестиции. 2019. № 8. – С. 161 – 168.
19. Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2016. № 10. – С. 44 – 51.
20. Вантеева Н.В. Недостатки в системе законодательства о местном самоуправлении // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2018. № 1. – С. 61 – 64.
21. Вахитова Г.Р., Суфянова Е.З. Органы и должностные лица местного самоуправления и их компетенция // Государственная власть и местное самоуправление в современный период: сборник научных статей по итогам работы методологических семинаров и студенческого научного кружка «Проблемы государственной власти и местного самоуправления». Отв. ред. Наталья Николаевна Бойко. – Стерлитамак, 2018. – С. 107 – 110.
22. Владимирова С.В., Копцев С.Н. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по социально-экономическому развитию муниципального образования // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 18 (59). – С. 27 – 30.
23. Волгин Н. А. Особенности управления сферой образования. – М., 2017. – 185 с.
24. Герейханов И.А Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами // Власть. 2018. № 6. – С. 95 – 98.
25. Гнедова Н. Стратегия совершенствования социально-экономической политики регионов России // Второй международный конкурс студенческих научно-исследовательских работ по экономике. Редакционная коллегия: Дудоголо Татьяна, Кара Мария, Кураксина Светлана, Тодорич Людмила, Яниогло Алина. – Комрат, 2020. – С. 20-26.
26. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. – М.: Гелиос – АРВ, 2017. – 348 с.
27. Гончаров П.К. Социальная политика и практика // Молодой ученый. 2019. № 1. – С. 3 – 9.
28. Горшков М.К. Социальное обеспечение: практика в России // Молодой ученый. 2017. № 4. – С. 28 – 32.
29. Елькина А.В Органы местного самоуправления – элемент системы местного самоуправления: общая характеристика // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 7. – С. 29 – 31.
30. Игнатов В.Г. Местное самоуправление. – М.: Феникс, 2017. – 480 с.
31. Иждавлетова Э.З., Суфянова Е.З. Органы и должностные лица местного самоуправления и их компетенции // Интеграция наук. 2019. № 2 (25). – С. 60 – 61.
32. Ишмуратов М.М., Ларцева С.А. Некоторые аспекты реализации законодательства о местном самоуправлении // Власть. 2015. № 8. – С. 46 – 50.
33. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. – М.: Флинта, Наука, 2017. – 711 с.
34. Карасев А.Т. Органы местного самоуправления как элемент системы местного самоуправления // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2015. № 4. – С. 85 – 97.
35. Карташов К.А., Чобанян Д.В. Сущность социальных функций органов местного самоуправления // Форум молодых ученых. 2019. № 12 (40). – С. 361 – 365.
36. Коробейникова М.А. Социальная политика муниципального образования и проблемы взаимодействия населения и органов местного самоуправления в сфере социальной политики // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 6 (34). – С. 415 – 421.
37. Лагунов Я.П., Лагунова Т.П. Местное самоуправление: структура органов местного самоуправления, оценка эффективности их деятельности // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2017. № 4. – С. 84 – 86.
38. Матулов Б.Н. Делегирование государственных социальных полномочий органам местного самоуправления: возможности и пределы // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 4. – С. 30 – 33.
39. Матулов Б.Н. Социальная компетенция местного самоуправления: формирование и содержание // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 3. – С. 26 – 31.
40. Михеева Т.С. Структура органов местного самоуправления как объекта муниципального права в Российской Федерации // Вестник современных исследований. 2018. № 3.2 (18). – С. 228-230.
41. Мищук Л.А. Компетенция органов местного самоуправления в социальной сфере // Экономика, политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития: сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 187 – 189.
42. Мозженко И.И. Предложения по систематизации законодательства о местном самоуправлении // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 1. – С. 30 – 32.
43. Мурзич И.Н., Жукова И.В. Реализация социальных функций органами местного самоуправления с помощью бизнес-сообщества // Форум молодых ученых. 2019. № 4 (32). – С. 760 – 762.
44. Осокина Ю.Ю., Серякова И.Н., Савичева Е.С. Некоторые формы реализации государством социальной функции // Социально-политические науки. 2020. Т. 10. № 2. – С. 205 – 209.
45. Павлов Н.В., Волошин С.С. Система правового регулирования компетенции органов местного самоуправления // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 158 – 165.
46. Павлов Н.В., Свиридова Д.А. Проблема компетенции органов местного самоуправления // Colloquium-journal. 2019. № 26-11 (50). – С. 62 – 63.
47. Паулов П.А., Середкина О.А. Структурирование местного самоуправления в РФ как субъекта муниципального права // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 35 – 37.
48. Петрова О.Н Факторы, влияющие на исполнение законодательства о местном самоуправлении // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 5-6. – С. 269 – 272.
49. Пещеров Г.И. Социальные проблеме в контексте государственного и муниципального управления // Вестник государственного и муниципального управления. 2018. № 3. – С. 15 – 24.
50. Сайгафаров Р.В., Гостев Я.С. Органы и должностные лица местного самоуправления и их компетенции // Конституционализм, его принципы и их роль в развитии и защите прав человека. Дискуссионный проект (с международным участием): сборник тезисов докладов III Молодежных образовательных чтений. 2018. – С. 197 – 201.
51. Селютина Л.Г., Булгакова К.О. Совершенствование инвестиционной политики в сфере социального жилищного строительства // Современная экономика России: достижения, актуальные проблемы и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора Н.Г. Нечаева. 2019. – С. 134 – 139.
52. Сетина И.И. Совершенствование социальной политики организации в россии и за рубежом // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей / Ответственный редактор Погонышев Д.А., 2019. – С. 70 – 73.
53. Степанова М.В. Аспекты компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений // Современное право. – М.: Новый Индекс. 2017. № 11. – С. 73 – 76.
54. Точиева Л.К., Китиева М.И. Совершенствование целей социально – экономической политики местного самоуправления // Colloquium-journal. 2018. № 6-5 (17). – С. 114 – 117.
55. Хамхоев Б. Правовые основы разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественной // Закон и право. 2016.– № 12. – С. 100 – 103.
56. Хвостунова Н.В. О конституционно-правовой природе и особенностях полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере // Юрист ВУЗа. 2017. № 8. – С. 52 – 55.
57. Хевсаков А.В., Азиев Г.Т. Направления совершенствования социальной политики и ее правовое обеспечение в Российской Федерации // Актуальные проблемы права: сборник научных статей магистрантов / Под ред. Койбаева. – Владикавказ, 2018. – С. 335 – 339.
58. Худолей К.М. Проблемные вопросы осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 4. – С. 76 – 85.
59. Шибанова Д.С., Сивоволов Д.Л. Совершенствование деятельности министерства социальной политики свердловской области через оказание «электронных услуг» // Студенческий вестник. 2020. № 2-3 (100). – С. 39 – 42.
60. Щигорцова Е. Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования // Вести научных достижений. 2019. № 4. – С. 49 – 50.
61. Яковлева Е.В. Направления совершенствования разработки и реализации государственной политики по социальной поддержке населения в РФ // Актуальные проблемы экономико-правового развития России и регионов: сборник научных трудов Межвузовской научно-практической конференции. 2019. – С. 435 – 440.
62. Ямилова Э.А., Суфянова Е.З., Хомяков Н.Е. Органы местного самоуправления // Colloquium-journal. 2019. № 24-10 (48). – С. 99 – 100.