Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день экономическая безопасность приобретает все большую актуальность в связи с весьма динамичными, противоречивыми тенденциями и событиями в современном мире.
В условия глобализации и экономической взаимозависимости национальных экономик экономическая безопасность предопределяет необходимость обеспечения конкурентоспособности государства и создание наиболее благоприятных условий для развития различных секторов экономики; чтобы экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятные мировые тенденции.
Закономерно, что и для государства, и для отдельных публично-правовых образований не существует состояния абсолютной устойчивости экономической системы, поскольку всегда присутствуют какие-либо внешние и внутренние факторы, воздействующие на экономическую безопасность.
Одними из «внешних» угроз экономической безопасности России выступают санкции и иные дискриминационные меры. В частности, В 2015 году вышел Указ Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» , который определил основные экономические угрозы для России: низкая конкурентоспособность; высокая зависимость от экспорта природных ресурсов; технологическое отставание; высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры и др. Также в стратегии указывается, что санкции, введенные западными государствами, оказывают негативное воздействие на экономическую безопасность РФ.
Экономические санкции, на сегодняшний день являются распространенным инструментом экономической дипломатии и применяются как меры принуждения, направленные на изменение «некорректного поведения» того или иного государства, как наказание за совершенные им действия и как предостережение другим странам.
В 2014 году Российская Федерация вследствие проведенного референдума в Республике Крым и обострения ситуации на востоке Украины впервые в своей современной истории оказалась под целой серией экономических санкций со стороны США, Евросоюза, Австралии, Новой Зеландии и Канады.
Экономическая безопасность государства во многом определяется наличием и уровнем развития некоммерческих организаций в структуре региона экономики. Инфраструктура некоммерческого сектора выступает важным интегрирующим фактором экономического роста. А это означает: чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура нефинансового сектора того или иного региона, тем более он привлекателен для новых видов бизнеса, что обеспечит новые рабочие места, приток налогов (в бюджет региона), что влечет за собой устойчивое улучшение качества жизни - главного показателя экономического роста региона.
В любом случае, обеспечение экономической безопасности в современных условиях – одна из ключевых задач любого государства. Для России, имеющей серьезные социально-экономические проблемы и существенную конфронтацию с европейскими странами и США она является особенно важной. Именно поэтому анализ данной проблемы и поиск путей ее решения представляет огромный интерес для российских и зарубежных ученых, социологов, экономистов и государственных деятелей и обуславливает актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель исследования состоит в анализе государственного регулирования экономической безопасности региона.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность экономической безопасности с позиции разных подходов;
- определить роль государства в обеспечении экономической безопасности страны;
- изучить нормативно-правовые основы обеспечения государственного регулирования экономической безопасности;
- представить характеристику методов обеспечения экономической безопасности;
- проанализировать государственные программы обеспечения экономической безопасности;
- провести оценку эффективности современного финансово-правового государственного регулирования экономической безопасности;
- обосновать необходимость внедрения новых подходов к государственного регулирования экономической безопасности, с учетом новых акцентов формирования социальной экономики и интеграции цифровизации во все процессы управления.
Объектом исследования является экономическая безопасность государства и методы ее обеспечения.
Предмет исследования – финансово-правовые методы обеспечения экономической безопасности государства.
Основные методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы системного, сравнительного, факторного, логического, графического, финансового анализа и информационного обеспечения управленческих решений.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные документы федерального, регионального и отраслевого уровней, данные органов статистики, фактические материалы, характеризующие различные аспекты обеспечения экономической безопасности региона.
Правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Федеральные законы: от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», региональные программы развития.
Научная разработанность проблемы достаточно обширная, что выражается в активной представленности научных статей различных авторов, таких как и А.Г. Гранберг, Н.С. Зиядуллаев, Т.И. Саматов,
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами и шестью параграфами. В первой главе представлены теоретические и нормативно-правовые основы политики государства по обеспечению экономической безопасности.
Во второй главе проведен анализ применяемых в Российской Федерации методов обеспечения экономической безопасности государства и регионов, показатели эффективности региональных программ развития.
В третьей главе сформулированы направления совершенствования по повышению эффективности экономической безопасности.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности государства
В научной литературе прослеживаются различные подходы к трактовке понятия «экономическая безопасность». Так, по мнению Е. Н. Бобарыкиной и Н. Г. Черненко, экономическая безопасность представляет собой состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи. «Экономическая безопасность государства характеризуется ее возможностями поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения и удовлетворять потребности общества в целом, а также обеспечивать конкурентоспособность экономики» .
Категорию экономическая безопасность также рассматривают как «совокупность экономических отношений, определенный процесс, состояние экономики и совокупность определенных условий» .
«Экономическая безопасность является материальной основой национальной безопасности в целом» . Можно выделить несколько компонентов экономической безопасности в России: совокупная экономическая безопасность государства; экономическая безопасность субъектов Федерации, муниципальных образований; общественных организаций, предпринимательских структур и отдельных категорий граждан.
Таким образом, экономическую безопасность принято рассматривать как способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов территорий (страны, публично-правового образования), предприятия и человека. Наиболее важной «концепцией в системе обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобальной интеграции являются национальные интересы» .
Можно утверждать, что «на экономическую безопасность государства существенное влияние оказывают стратегически важные секторы экономики» . При этом «деятельность государства по обеспечению экономической безопасности сводится к выявлению случаев отклонения параметров экономического развития от пороговых значений» , определению мер по преодолению угроз безопасности, а также к последующему контролю и мониторингу показателей безопасности.
Исторический подход к развитию обеспечения экономической безопасности российского государства.
Период 1991 – 2001 год - чрезвычайно важный и определяющий в истории России и российской экономике. Самые значительные преобразования произошли именно в этом время и сформировали платформу для дальнейшего развития событий.
Прежде всего, в начале 90-х годов был принят новый для Росси курс экономического развития, основанный на принципах рыночной экономике. Ранее этот подход признавался крайне не верным, капиталистическим и осуждался в отношении западных стран. Однако, Россия также встала на этот путь, что кардинально изменило все народное хозяйство и общество.
Как таковая экономическая политика не была сформулирована руководством страны, но были провозглашены ее направления:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. М:Юрайт, 2020.
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (Дата обращения: 12.01.2021)
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ [Электронный ресурс]// Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/(дата обращения: 12.01.2021)
4. Федеральные законы: от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [Электронный ресурс]// Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 12.01.2021)
5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (Дата обращения: 12.01.2021)
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 12.01.2021)
7. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]// Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (Дата обращения: 12.01.2021)
8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 17.12.2021)
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н. «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» (с изм. на 30 марта 2018 г.) [Электронный ресурс]: - URL: http://docs.cntd.ru/document/499087790 (дата обращения: 17.12.2021).
Книги, статьи, электронные ресурсы на русском языке
10. Александрова Е.В., Извекова Т.Н., Лайшева С.С., Меледина О.Н. Как обеспечить эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] // Вестник научных конференций. 2017. № 9-2 (25). // URL: http://ucom.ru/doc/cn.2017.09.02.pdf
11. Ахриев Ю.К. Вопросы методологии корпоративного планирования ил. -Библиогр.: с. 228-236.
12. Берсенёв В.Л. Ведущие центры исследования проблем экономической безопасности в России // Экономика региона. – 2019. – № 1. – c. 29-42
13. Бобарыкина Е.Н., Черненко Н.Г. Генезис понятия «экономическая безопасность предприятия» // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2017. – № 2(22). – c. 4-21.
14. Бухалова Н.А., Павлова О.А., Литвинчук В.И. Рынок социальных услуг: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2020. №3 (106). [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-sotsialnyh-uslug-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 21.12.2021).
15. Бухвальд Е.М. Правовые и институциональные проблемы интеграции требований экономической безопасности в систему стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2019. – № 1. – c. 55-63
16. В МВФ оценили влияние санкций и нефтяных цен на экономику России. Iz.ru. [Электронный ресурс]. - Режим доступа // URL: https://iz.ru/906922/2019-08-06/v-mvf-otcenili-vliianie-sanktcii-i-neftianykh-tcen-na-ekonomiku-rossii (дата обращения: 11.11.2020).
17. Ветров Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием. М:Институт экономики города, 2017
18. Власова О.В. Об изменениях торгового баланса со странами Европы в условиях санкций // Иннов: электронный научный журнал. – 2018. – № 3(36). – c. 13.
19. Волкова Е.О., Агафонова М.С. Экономическая безопасность. Противодействие экономическим угрозам и коррупции. // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018018959 (дата обращения: 12.01.2021 )
20. Воронин А. Энергоэффективность как фактор экономического роста // Вопросы экономики. – 2009- №4.- С.57-69
21. Геращенко М.М., Шерстобитова Т.И. Подходы к определению сущности маркетинга инноваций // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-2. – С. 321
22. Гимади И.Э. Экономико-математическое моделирование развития и размещения региональных производственных систем. Дис. докт. эконом наук. Екатеринбург, 2009.
23. Гранберг А.Г Регулирование регионального развития и региональная экономическая политика Российской Федерации. М., 2000.
24. Губенко А.И. Оценки экономической эффективности инновационных проектов в нефтяной и газовой промышленности. Дисс. к.э.н. М.,2003.
25. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682
26. Дробот Е.В., Лосинкова В.А., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Федаш К.А. Обзор ключевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых экономик. Экономические отношения. 2018. Т. 8. № 2. С. 121.
27. Зиядуллаев Н.С., Саматов Т.И. Управленческие аспекты обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса региона // Вестник Института экономики РАН. 2019. №2. [Электронный ресурс] - Режим доступа // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskie-aspekty-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-promyshlennogo-kompleksa-regiona (дата обращения: 07.06.2019).
28. Ишаев В. И. Перспективные инвестиционные проекты Дальнего Востока – основа экономического роста и модернизации экономики региона / В. И. Ишаев // Парламентская газета на Дальнем Востоке. Специальный выпуск. – 2011. – № 13 – 14 (309 – 310). – С. 6 – 9.
29. Каранина Е.В., Палкина М.В. Экономическая безопасность территории: критерии и индикаторы: монография. Киров: Вятский гос. ун-т, 2016.
30. Караваева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2019. – № 2. – c. 45-65.
31. Качан С.Д. Влияние экономических санкций на экономику Российской Федерации, контр-санкции, политика импортозамещения // Успехи современной науки. – 2017. – № 3.- С. 14.
32. Кобилев А.Г., Кирнев А.Д. рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Р/н-Д:Феникс, 2013.
33. Лавренчук Е.Н., Руденко М.Н. Экономическая безопасность (региональный аспект): учеб. пособие. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2015.
34. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1857-1884
35. Лещенко Ю.Г., Ермоловская О.Ю., Никулин С.В. Австралийская модель финансового рынка. Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 1. С. 15.
36. Макарова Е.П. Влияние экономических санкций на деятельность фирм в России // Science Time. – 2015. – № 5(17). – c. 246-257
37. Мигунова А.В. Основные черты и тенденции развития современной российской системы социального обслуживания населения // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. №3. [Электронный ресурс] - Режим достпа // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-cherty-i-tendentsii-razvitiya-sovremennoy-rossiyskoy-sistemy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya (дата обращения: 21.12.2021).
38. Модернизация и экономическая безопасность Российской Федерации. Т. 6 / Отв. ред. В.А. Цветков. М.-СПб.: Нестор-История, 2016.
39. Молчанов И.Н. Экономические санкции и финансовая система России // Финансы: теория и практика. – 2017. – № 5. – c. 50
40. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015
41. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. М:Кнорус, 2015
42. Правительство России. Оперативное совещание с вице-премьерами. Режим доступа: http://government.ru/news/39161/ (дата обращения 15.05.2020).
43. Путин оценил влияние санкций на российскую экономику. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. - Режим доступа // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e6f2a3f9a79475ab44fc5ea (дата обращения: 11.11.2020).
44. Риски реального сектора экономики в контексте экономической безопасности региона: монография / И.Н. Санникова [и др.]. Алтайский гос. ун-т. Барнаул: АГУ, 2015.
45. Российская экономика неожиданно успешно справляется с кризисом на фоне пандемии. Russian.rt.com. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://russian.rt.com/inotv/2020-09-08/Bloomberg-rossijskaya-ekonomika-neozhidanno-uspeshno (дата обращения: 11.11.2020).
46. Сайиян К.В., Асон Т.А. Экономическая безопасность России в условиях международных санкций // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 3. – С.23-26
47. Смоленская С.В. Механизм влияния санкций на экономическое развитие России // Транспортное дело россии. – 2016. – № 5. – c. 33-35
48. Хайруллов Д.С., Давыдова Л.А.Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования// Вестник Казанского технологического университета.–Казань.–2012.–No23.–С.207–214
49. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе [Электронный ресурс]// Новые технологии. 2017. №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessov-regionalnogo-razvitiya-i-upravleniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.10.2020).
Книги, статьи, электронные ресурсы на иностранном языке
50. Bank for International Settlements. «Information Paper: Implementation of the Basel II Capital Framework». Retrieved 2011-09-27.
51. US Federal Government. Interim Guidance for Businesses and Employers Responding to Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) May 2020. Access mode: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/community/guidance-business-response (access date 11.05.2020).
52. World Health Organization. Basic Documents. Forty-ninth edition. Including amendments. Adopted up to 31 May 2019. Access mode: https://apps.who.int/gb/bd/pdffiles/BD49th-en.pdf#page=7 (access