Фрагмент для ознакомления
2
С момента провозглашения образования КНР был взят курс на построение в стране социализма. В 50-е годы активно развивалось сотрудничество Китайской Народной Республики со странами социалистического лагеря и особенно – с Советским Союзом.
К концу 70-х годов руководство страны взяло курс на переориентацию экономики, китайская экономика находится в переходном состоянии. Вместо закрытой централизованной административно-командной экономической системы хозяйство стало ориентироваться на рыночные отношения.
Было проведено:
- Реформирование сельского хозяйства;
- Ряд реформ в ценовой политике;
- Стимулирование развития частного сектора;
- Политика привлечения иностранных инвестиций.
Данная политика принесла свои плоды. За 30 лет экономика Китая значительно увеличила темпы роста.
Это позволило стране войти в группу стран – мировых экономических лидеров. Китайцы отказались от коллективной модели в сельском хозяйстве (коммун), частный несельскохозяйственный сектор стремительно вырос, а приоритеты правительства сместились в сторону легкой и высокотехнологичной, а не тяжелой промышленности.
Бюджетная система Китайской Народной Республики весьма своеобразна и практически не имеет близких аналогов в мировом контексте.
Бюджетные отношения в КНР регулируются Бюджетным законом, заложенное в этом законе видение структуры бюджетной системы изначально соответствовало административно-территориальному делению страны и подразумевало пять уровней:
- центральный бюджет;
- бюджеты провинций, автономных районов и городов центрального подчинения;
- бюджеты автономных префектур и городов;
- бюджеты округов;
- бюджеты уездов.
Как и в большинстве других стран, Китай имеет множество внебюджетных фондов и счетов в дополнение к бюджетам различных уровней, включая фонды социального обеспечения различных уровней, фонды государственных операций с капиталом, аккумулирующие доходы от государственной собственности, и многие другие. Эти внебюджетные фонды контролируются и управляются центральными и субнациональными органами власти и функционируют как своего рода параллельная бюджетная система, тем более что ресурсы, которыми они управляют, не малы по сравнению с ресурсами, которые проходят через бюджеты как таковые.
С конца 1970-х до начала 1990-х годов в КНР фактически реализовывалась модель бюджетного федерализма, основанная на соглашениях о распределении бюджетных полномочий (с чрезвычайно широкими возможностями для субнациональных органов власти), закрепленных в двусторонних соглашениях между центром и провинциями; фискальная реформа 1994 года привела к радикальному пересмотру прав и обязанностей провинций. Хотя доходные источники закреплены за каждым уровнем бюджетной системы (а также за внебюджетными фондами и счетами на разных уровнях), в случае большинства провинциальных и субпровинциальных бюджетов их явно недостаточно для финансирования соответствующих расходных обязательств. В результате большинство губерний зависят от трансфертов из центра, который, кроме того, в соответствии с Бюджетным законом (по аналогии с Бюджетным кодексом в российской терминологии) обладает широкими полномочиями по контролю за бюджетным процессом на нижестоящих уровнях, вплоть до внесения изменений и/или отмены бюджетных решений нижестоящих органов государственной власти. В этой ситуации тот факт, что большая часть расходов осуществляется децентрализовано, на субнациональном уровне, следует рассматривать не как проявление классического бюджетного федерализма, а скорее как осуществление провинциальными и нижестоящими уровнями власти функции управления государственными расходами под контролем центра и в соответствии с приоритетами, сформулированными в центре.
Доля центрального бюджета в доходах консолидированного бюджета Китая составляла примерно 53% в 2008 году и с тех пор снижается, достигнув примерно 45% в 2020 году. В расходах национального комплексного бюджета доля центрального бюджета снижалась с 2008 г. до 20% в 2020 г. и упала до 14%.
Рисунок 1 - Динамика доли центрального бюджета в доходах и расходах консолидированного бюджета страны с 2008 по 2020 гг.
По сравнению с ВВП Китая, доходы и расходы центрального бюджета немного снизились с 2008 по 2020 год, в то время как доходы и расходы местного бюджета на ВВП значительно выросли за тот же период.
Рисунок 2 - Динамика доходов и расходов центрального и субнациональных бюджетов КНР к ВВП
Динамика относительной доли доходов и расходов центрального и местных бюджетов, наблюдаемая во всеобъемлющем бюджете Китая, а также динамика доходов и расходов центрального и местных бюджетов по отношению к ВВП указывают о возрастающей децентрализации.
Административно-территориальные единицы провинциального уровня в КНР обычно подразделяют на четыре основных экономических района.
- Северо-Восточный Китай: провинция Ляонин, провинция Цзилинь, провинция Хэйлунцзян.
- Восточный регион: Пекин, Тяньцзинь, Хэбэй, Шанхай, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун, Гуандун, Хайнань, Тайвань, Специальный административный район Гонконг, Специальный административный район Макао
- Центральный Китай: провинция Шаньси, провинция Аньхой, провинция Цзянси, провинция Хэнань, провинция Хубэй, провинция Хунань.
- Западный регион: автономный район Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский автономный район, город Чунцин, провинция Сычуань, провинция Гуйчжоу, провинция Юньнань, Тибетский автономный район, провинция Шэньси, провинция Ганьсу, провинция Цинхай, Нинся-Хуэйский автономный район, Синьцзян-Уйгурский автономный район.
Рисунок 3 - Четыре основных экономических региона Китая
В первые годы реформ и открытости, в целях высвобождения и развития производительных сил, Центральный комитет Коммунистической партии Китая (КПК) и Государственный совет страны приступили к реализации стратегии ускоренного развития прибрежных районов.
Экономика восточных прибрежных районов Китая начала быстро расти, а модель развития прибрежных и внутренних районов страны претерпела серьезные изменения. В начале XXI века в целях решения проблем все еще несбалансированного регионального развития Китайской Народной Республики третий Пленум ЦК КПК 16-го созыва (2003 г.) впервые предложил региональную согласованную стратегию развития страны, которая привела к формированию в Китае Восточных, Центральных и Западных экономических регионов путем совершенствования рыночных механизмов, механизмов сотрудничества, взаимопомощи и всесторонней поддержки., что давало дополнительные выгоды и стимулировало общее развитие экономики страны.
19-й Национальный съезд КПК предложил создать более эффективный региональный механизм скоординированного развития путем реализации региональных стратегий скоординированного развития.
Благодаря реализации различных стратегий регионального развития за последние 40 лет экономическая совокупность различных регионов Китая неуклонно поднималась на новый уровень, структура экономики продолжала оптимизироваться, демонстрируя значительные достижения, а разрыв в региональном развитии постоянно сужался. В 1978 году ВВП Китая составлял чуть более 300 миллиардов. а после 40 лет реформ и открытости она превысила 80 трлн юаней в 2017 году, сделав Китай второй по величине экономикой в мире. В то же время стремительное развитие национальной экономики и региональное экономическое развитие также достигли высоких результатов и продолжают подниматься на новый уровень. Доля Центрального Китая в общем ВВП Китая в среднем составляет 21-22 %.
В настоящее время разрыв между различными экономическими регионами постоянно увеличивается, а разрыв в региональном развитии стал серьезной проблемой для социально-экономического развития Китая, а также стал центром внимания китайского правительства и научных кругов.
1.2 Проблемы функционирования и развития региональной социально-экономической системы
Исследование проблем неравномерности экономического развития территорий и регионов занимает важное место в изучении механизма устойчивого роста национальных экономик. Китай, добившийся выдающихся успехов в своем экономическом развитии, сталкивается с проблемой усиления региональной неравномерности развития, проявляющейся в отставании центральных и западных регионов от восточных по целому ряду показателей. Данная проблема ухудшает общую социально-экономическую ситуацию на пути строительства зажиточного общества.
Одной из наиболее острых проблем современных развивающихся стран является внутренняя неравномерность их социально-экономического развития, проявляющаяся в форме как региональных и отраслевых диспропорций в рамках единого народного хозяйства, так и нарастающей социальной дифференциации общества. С одной стороны, современная экономическая наука рассматривает неравномерность экономического развития как неизбежное явление в процессе развития рыночных отношений, формирующее иерархическую структуру хозяйства «индустриальный центр – отсталая периферия» (или «ядро – периферия»). Кризисное состояние отдельных регионов, их отставание от «центра» представляется закономерной оборотной стороной техногенного рыночного типа развития, или, иными словами, следствием механизма неэквивалентного обмена. С другой стороны, неравномерность воспринимается как явление, имеющее глубинные причины, обусловленные географической логикой развития регионов и историей формирования их хозяйства.
При любом подходе к исследованию неравномерности проблему сохраняющихся различий в уровне экономического развития регионов нельзя оставлять без внимания, так как это во многом определяет качество жизни и устойчивость развития любой страны. Такая быстро развивающаяся страна, как Китай, в достаточно короткие исторические сроки создала мощную индустриальную базу экономики и в настоящее время формирует условия для инновационной волны своего развития.
Интенсивного экономического роста удалось достичь благодаря эффекту быстрого старта ряда городов и провинций, расположенных на восточном побережье страны. В 1980-е гг.
Дэн Сяопин выдвинул идею «сбалансированного развития китайской экономики», согласно которой восточным регионам Китая с более благоприятными инвестиционными условиями следует предоставить приоритетное право на расширение связей с внешним миром.
Это было сделано для повышения уровня развития производительных сил, ускоренного развития восточных районов, что, в свою очередь, предполагало поддержать развитие центральных и западных районов и в конце концов добиться совместного процветания и зажиточности всех регионов Китая.
Ориентация на открытость и модернизацию сделала экономику Китая одной из самых динамично растущих экономик мира с беспрецедентно высокими темпами роста национального производства. Однако вместо «сбалансированного развития» усиленный рост дифференцировал страну по иерархическому принципу «развитый Восток – отсталый Запад», сосредоточив главные преимущества экономического развития на побережье.
Для любой открытой экономики трудно переоценить значение иностранных инвестиций в качестве катализатора экономического роста. Прямые инвестиции из-за рубежа, направляемые в реальный сектор экономики, способствуют созданию новых производств, повышению их эффективности, раскрытию внешнеэкономического потенциала и органичному вливанию в мировую экономику.
В Китае иностранные инвестиции стали одним из ключевых факторов экономического роста, поэтому анализ их величины и территориальной структуры может в определенной степени охарактеризовать и сравнить социально-экономический потенциал китайских провинций. Создав в начале 1980-х гг. условия для привлечения зарубежного капитала в рамках пяти специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань), правительство Китая заложило основу форсированного роста восточных территорий.
В настоящее время и количество, и география свободных экономических зон значительно расширены и включают в себя:
– 90 зон технико-экономического развития (открытые города Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и другие);
– 114 зон новых и высоких технологий (наиболее известны технопарки в районе Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, Нанкина, Чэнду, Гуанчжоу);
– 13 свободных таможенных зон в городах Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь;
– 14 зон приграничного экономического сотрудничества в городах Хэйхэ, Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (автономный район Внутренняя Монголия), Хуэйчунь (провинция Цзилинь), Даньдун (провинция Ляонин), Инин, Болэ, Тачэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Пинсян, Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район), Жуйли, Ваньтин, Хэкоу (провинция Юньнань);
– Шанхайская зона свободной торговли.
Изменение приоритетов региональной политики за годы существования КНР происходило зигзагообразно, и на этот процесс влияли как внутренние политические и экономические, так и внешние факторы.
После реформы и открытости экономика Китая продолжала быстро развиваться, и различные экономические регионы продемонстрировали хорошую динамику устойчивого развития.
Но в то же время в процессе развития рост различных экономических регионов показал очевидные различия, и разрыв между экономическими регионами увеличивался. Разрыв в региональном развитии стал серьезной проблемой для социально-экономического развития Китая.
Как крупная развивающаяся страна, Китай вызвал множество причин для увеличения разрыва в развитии различных экономических регионов с момента его реформы и открытия, в основном проявляющихся в следующих аспектах:
1. Различия в натуральной основе. Различия в природной основе включают различия в природной среде и условиях расположения различных регионов. С этих двух аспектов восточный регион лучше, чем центральный, западный и северо-восточный регионы.
2. Разрыв в основе экономического развития. Экономическое развитие любого региона должно сдерживаться изначальной экономической основой. Разница в уровне доходов на душу населения на начальном этапе развития существенно влияет на увеличение разрыва в развитии на определенном этапе.
3. Факторы политики. На раннем этапе реформ и открытости, обнародование различных политик в нашей стране в основном использовало прогрессивный подход от прибрежных районов к внутренним районам. Такой подход принес явное преимущество первопроходца восточным прибрежным районам. Реализация стратегии приоритета восточного развития в значительной степени способствовала быстрому развитию восточного региона, но в то же время увеличила разрыв с относительно отстающими внутренними регионами.