Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире существует более 200 государств, а количество государств с монархическим строем не доходит и до 30. Лишь 11 из них находятся в Европе. Тем не менее, государства с монархическим строем, оказывают большое влияние на международные отношения и общественно-политические процессы, происходящие в мире.
Существующие монархии классифицируются по степени влияния на внутреннюю и внешнюю политику, и даже самые малые европейские монархические государства (Лихтенштейн, Люксембург, Монако) влияние которых на уровне мировой политики не столь значимо, внутри страны имеют весьма высокий авторитет. Что касается крупных государств – Великобритании, Испании, Швеции, Бельгии, Нидерландов – данные страны играют серьезную роль в мировой политике. Великобритания имеет особый исторический путь, и до сих пор оказывает определенное воздействие на свои бывшие доминионы, которое, впрочем, имеет тенденцию к уменьшению. Шестнадцать королевств Содружества считают нынешнего монарха – Елизавету II своей королевой и главой государства и в каждом из них она выступает как монарх государства и носит соответствующий титул.
Политическая значимость Великобритании на международном уровне очевидна. Эта страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского Союза, организации Североатлантического договора НАТО и др. Британия была одним из основных политических партнеров России в Европе после Второй мировой войны, несмотря на то, что в силу разных причин, в последние 10 лет, российско-английские отношения в отношении стратегического партнерства, усложнились, тем не менее, очевидно, что без сотрудничества с Россией не представляется возможным разрешении целого ряда сложных международных проблем. Россия заинтересована в развитии отношений с Великобританией, учитывая ее роль, как основного партнера Вашингтона и одного из важнейших игроков в Европе. Кроме того, Великобритания – единственная монархия, которая обладает ядерным оружием и мощным военным потенциалом, который страна использует для защиты своих интересов в различных регионах мира. Относительно внешней политики в целом, обосновано будет утверждение о том, что институт монархии является решающим в определении имиджа Великобритания на международной арене. Британская монархия – это определённая визитная карточка Великобритании, где ключевой фигурой является Монарх и даже название Royal выступает в подсознание людей как принадлежность и знак высшего качества.
Вопросы общественно-политического влияния монархии Великобритании являются весьма актуальными и недостаточно изученными, но весьма важными для понимания мировых процессов, так как монархические государства имеют свои особенности и уникальный подход к решению внутриполитических, общественных и международных проблем. Это обусловило выбор и актуальность темы данного исследования: «Роль монархии Великобритании в общественно-политической жизни общества».
Степень разработанности темы исследования.
Для объективной оценки основных тенденций мирового развития Великобритании, необходимо привлечение не только работ, посвященных непосредственно британской монархии и общественно-правового устройства Великобритании, но и научных трудов ведущих отечественных и зарубежных авторов ученых по истории, политологии, теории международных отношений и современных международных отношений, дипломатии, среди которых необходимо выделить труды Е.П. Бажанова и Н.Е. Бажановой, Ю.П.Бойко, В.В. Штоля, Т.А. Закаурцевой, Г.А. Рудова, М.А. Неймарка, А.Г.Задохина, В.М.Татаринцева, И.С.Иванова, О.П. Иванова, А.Б. Давидсона, Ал.А.Громыко,М.А. Кукарцевой, А.Г. Володина, Т.Н.Мозель, Т.В.Кашириной, Т.Л.Лабутиной, А.А.Поляковой и др.
Объектом исследования является современный институт монархии Великобритании, который в данный момент подвергается реформированию.
Предмет исследования: монархия в общественно-политической жизни общества Великобритании.
Цель исследования: изучение роли монархии Великобритании в общественно-политической жизни общества.
Задачи исследования:
- изучение теории государственного устройства эпохи Просвещения и просветительской концепции правового государства;
- рассмотрение института монархии как символа и традиции Великобритании и аспектов поддержания имиджа королевского дома в обществе;
- анализ монархии в общественно-политической жизни Великобритании в XX веке;
- рассмотрение аспектов демократизации монархии;
- изучение общественно-политической жизни Великобритании в условиях глобализации и перспектив сохранения института монархии для Великобритании в XXI веке;
- анализ влияния монархии Великобритании на развитие российско-британских отношений в конце XX – начале XXI вв.
Методология исследования включает общие для всех общественных наук принципы познания предмета: объективность, всесторонность и полнота, историзм; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и др, а также, определяется основными принципами современной исторической науки –объективности, историзма, а так же системным подходом к анализу эволюции британской монархии.
Научная новизна исследования обоснована раскрытием аспектов роли монархии Великобритании в общественно-политической жизни общества как предметной, суженой сферы научного исследования.
Научно-практическая значимость: учитывая современный интерес в европейской и отечественной науке к монархическому правлению, материалы исследования могут быть использованы при изучении социально-политической истории Великобритании, а также в педагогической практике, в научной и преподавательской работе.
Исследование включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1.История становления правового государства в Великобритании
1.1.Теории государственного устройства эпохи Просвещения
Как известно, веком Просвещения в истории мировой цивилизации, был назван XVIII век, хронологически заключенный между буржуазной революцией в Англии 1688 – 1689 года и революцией во Франции 1789 – 1794 гг. Этот исторический период, был ознаменован установлением и расцветом того комплекса идеи общественного устройства и форм исторического поведения, а также культурных предпочтений, которые остались в памяти человечества и обозначаются как просветительские идеи .
В рамках данного исследования, эпоха Просвещения будет рассматриваться как период, который стал основой для оформления определенных правовых идей, в построении демократизированной, конституционной монархии Великобритании.
Концептуальной платформой Просвещения как идейного движения в переходную от феодализма к капитализму эпоху, являлась идеология, в которой были заметны отголоски теорий мыслителей и философов Ренессанса и эпохи Английской буржуазной революции, которые получили в трудах просветителей свое дальнейшее развитие. Правовые идеи Просвещения включали в себя теории естественного права и общественного договора о разделении равновесия контролирующих друг друга властей, сопротивление тирании и, кроме того, идеи защиты частной собственности, гражданских и личных свобод и др.
Особую значимость в концепции Просвещения являли собой гуманистические идеи. Просветители превозносили веру в человека, в особую силу его разума и ратовали за необходимость распространения знаний, образованности и культуры среди людей, стремились к формированию у человечества высоких моральных качеств, добиваясь уважение к личности человека. Неудивительно, что подобные идеи и теории, являлись весьма привлекательными для многих представителей нового прогрессивного класса буржуазии в ряде стран. Возродившись на Британских островах они весьма скоро стали известны и востребованы не только на Европейском континенте, но и во Франции, в Германии, Италии, России, а также и в Америке, приобретая статус международной общественной культуры .
Итак, появление просветительских идей в Англии попадает на последнее десятилетие XVII века. В отличие от подобных движений в странах Западной Европы, именно английскому Просвещению не предшествовала буржуазная революция. Напротив, Просвещение Англии стало плодом и результат революционные изменений в политике и экономике, а также в идеологии, которые оформились под влиянием и в результате английской буржуазной революции середины 40-х годов XVII века. В стране «буйным цветом» развивался капитализм. Большой прогресс в сфере научных знаний, освоение которых требовало развития материального производства, торговли и мореплавания, во многом стал предшественником появления просветительских идей в Англии . Так, научно-технический прогресс был достигнут, во многом благодаря открытиям ученых: Р.Декарта, Г.Лейбница, И.Ньютона, Б.Спинозы и др., а также, стал причиной освобождения науки от духовного влияния религии и оказал воздействие на процесс формирования просветительской идеологии. Значимые изменения претерпели и философские воззрения, которые стали формироваться в соответствии с наукой того времени. Именно сближение науки с философией и стало толчком для возникновения просветительских идей в Англии .
Помимо указанного выше, значимое воздействие на оформление просветительских идей в стране оказали достигнутые изменения в политическом устройстве. Результатом фактически пятидесятилетней борьбы парламента с королем за власть, которая началась в период революции середины XVII века, стало закрепление законодательством достижений Славной Революции 1688 – 1689 года. В результате этих событий, в стране установилась конституционная монархия, как форма государственного правления, которая и до настоящего времени благополучно существует в Великобритании. После Славной революции в Англии не стихла политическая борьба. Теперь она развернулась между двумя партиями – тори и вигами. В своей основе, она могла быть отнесена к политическому и экономическому соперничество между носителями двух видов буржуазной собственности (земельной собственности и денежной собственности), за первое место при дворе, в парламенте, в обществе . Партия вигов защищала интересы денежных людей, представителей промышленности и торговцев, носителей торгово-финансового капитала, а тори – отстаивали интересы землевладельцев.
Таким образом, те просветители, которые по своему социальному происхождению или положению принадлежали к классу землевладельцев, выступали за интересы партии тори, а те кто являлся выразителем интересов денежных людей примкнули к партии вигов. В особой степени ожесточенная борьба между партиями по различным вопросам (внешней и внутренней политики, правления и приоритета правительства и т.д.), разгорелась во время правления последних представителей династии Стюартов – Вильгельма III, Оранского (1689 – 1702) и королевы Анны (1702 – 1714). Эта борьба, вовлекла как в водоворот, политических, общественных деятелей, ученых, государственных деятелей, журналистов и др. Ведь взгляды многих из этих людей на политику, экономику, мораль не являлись плодом литературного вымысла или определенных кабинетных рассуждений, но вытекали из практической политики тех классов буржуазного общества, представителями которых они являлись .
Значимое место в воззрениях ранних просветителей и их трудах, занимали морально-этические взгляды, которые зарождались ещё в эпоху Возрождения. Этот факт был признан и самими просветителями, которые стали преемниками гуманистических идеалов Ренессанса, унаследовали от деятелей обозначенной эпохи, преклонение перед Античностью, исторический оптимизм и свободомыслие. Те и другие, осуществляли переоценку прежних ценностей и ставили под сомнение сложившиеся и устаревшие феодально-церковные догмы, традиции, авторитеты. В то же время, просветительская критика феодализма была более острой и глубокой, нежели у представителей Ренессанса. Она затрагивала особенности общества и государства в целом, их структуру. Просветители осуждали и внутреннюю и внешнюю политику буржуазного правительства, политику завоевателей колоний и захватнических войн, деспотизма в правлении, коррупции в обществе. Кроме того, просветители призывали к борьбе с любой формой тирании, к достижению гражданских свобод (свободы слова, печати, совести). Целью борьбы первых просветителей являлось достижение гражданских свобод.
Также, представителей Просвещения не оставляли равнодушными общечеловеческие, гуманистические, вечные категории добра, справедливости, мира и счастья. Они призывали к борьбе за достижение гармонии в обществе через распространение знаний Просвещения и Культуры. Никакие преследования властей не могли отвратить просветителей от борьбы за эти благородные идеалы, которые они отстаивали всю свою жизнь.
В данном исследовании представляется обоснованным рассмотрение идей государственного устройства просветителей. Пожалуй, наиболее примечательной чертой государственного устройства Великобритании является отсутствие в ней конституции.
Конституционная монархия без конституции, в некотором смысле звучит парадоксально. Тем не менее, эта страна действительно не имеет того свода основных законов, который принято называть конституцией. Вместо конституции существуют многочисленные парламентские акты и судебные уложения, которые обретали форму законов страны на протяжении нескольких столетий.
Начало «неписаной» британской конституции положила в XIII веке Великая Хартия вольностей, благодаря которой бароны получили определенную степень независимости от короны. Вторым фундаментальным источником, внесшим свою лепту в конституцию страны, оказался известный Билль о правах 1689 г., утвердивший ту форму государственного правления, которая продолжает существовать в Англии и поныне. Эти два основополагающих закона дополняет серия парламентских актов, принятых в XVIII-XX вв. Активное участие в разработке законодательных актов страны приняли парламентарии, а также деятели политических партий. Немалую роль в этом процессе сыграли и просветители. Руководствуясь целями сохранения и оправдания упрочившегося в стране после Славной революции строя, буржуазные идеологи в своих трактатах, памфлетах, а также устных выступлениях обращались к тем концепциям и доктринам, которые позволили бы убедить общество в закономерном и естественном ходе исторического развития, приведшего к установлению подобной формы правления .
Происхождение государственной власти, необходимость ее разделения между монархом и парламентом, механизм двухпартийной системы правления – эти и многие другие вопросы становились объектом жарких дискуссий среди парламентариев и публицистов. Теории государственного устройства Великобритании, составляющие основу современной демократии, вырабатывались идеологами буржуазии в ходе острой политической борьбы.
Общественный договор.
Теория происхождения государственной власти наиболее полно была разработана известным английским философом Джоном Локком, творчество которого основательно изучается как в зарубежной, так и в отечественной науке. Другие просветители лишь повторяли, либо развивали отдельные положения локковской теории, в соответствии с которой, все люди, созданные одним «всемогущим и бесконечно мудрым творцом», от природы были «равны и независимы». По своему усмотрению они вольны были распоряжаться своей собственностью, и никто не мог наносить ущерб жизни и здоровью друг друга. В соответствии с теорией Локка, в «естественном состоянии» люди пребывали до тех пор, пока не становились членами политического или гражданского общества. Отказываясь от своей естественной власти, люди добровольно передают ее обществу, которое берет на себя заботу о сохранении их собственности. Отметим, что в понятие
«собственность» Локк включал также жизнь и гражданские свободы человека. Таким образом, расставаясь с естественным состоянием, люди создавали общество ради обеспечения своих «гражданских интересов» -
жизни, здоровья, свобод, а также «внешних благ» - денег, земли, домов, домашней утвари и т. д. Подобное сообщество людей Локк и называл государством. Создается государство, как подчеркивал просветитель, исключительно на добровольном согласии народа .
Так Локк приходил к теории «общественного договора». В соответствии с данной теорией, государство возникло в результате общественного договора ради достижения мира, безопасности и блага всех людей. Теория «общественного договора», подробно разработанная Локком, нашла своих приверженцев среди многих идеологов буржуазии.
Практически все просветители являлись сторонниками данной теории. Д. Дефо, Болингброк, Р. Стиль, Дж. Аддисон, Галифакс, епископ Ходли, Д.Дефо и другие в своих трудах неоднократно обращались к ее обсуждению. Как видно, в «договорной» теории просветителей важное место отводилось народу, который выступал главным участником договора, а его интересы и благо выдвигались на первый план. Договорная теория, в толковании просветителей, требовала от подданных полнейшего подчинения монарху. Ведь если народ дал свое согласие «ради общей защиты и безопасности» на то правление, которое установлено в Англии, значит, он обязан подчиняться законам своего правителя. И этот договор считается одинаково священным, как для правителя, так и для «самого низкорожденного его подданного». Просветители рассматривали общественный договор как нечто незыблемое, не подлежащее изменениям не только со стороны подданных, но и со стороны правителя. Теория «общественного договора» позволяла в конечном счете оправдывать любой существующий порядок, в какой бы форме он ни представал.
Договор, в который вступали люди, жертвуя частью своей естественной свободы в расчете получить определенные от него преимущества, оставался практически неизменным на протяжении веков, связывая все последующие поколения и тем самым способствуя возвышению тех прав человека, которые имели высшую ценность по отношению к правам, оговоренным более поздним законодательством. Таким образом, теория «общественного договора», широко пропагандировавшаяся просветителями, отвечала насущным требованиям буржуазии, и служила, прежде всего, для увековечения установившегося в Англии после Славной революции государственного строя.
Монархия и республика.
В соответствии с теорией «общественного договора» народ избирал наиболее приемлемую для себя форму правления. Известный литератор, автор знаменитого произведения «Путешествия Гулли
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрекова Ж.А. Эволюция английской монархии в первой половине XX века : диссертация ... кандидата исторических наук. –Ставрополь. – 2004
2. Брэдфорд С. Елизавета II. Биография Ее величества. – М.: Вагриус-Захаров, 1998. – 544 c.
3. Громыко А.А. Дилеммы Британии: поиск путей развития. – М.: Весь мир, 2014 – 480 с.
4. Заболотный В.М. Мир Британского содружества наций. М., 2010. – 319 с.
5. Задохин А.Г., Митрофанова А.В. Глобализация и глобальные проблемы человечества. – М., 2003. – 51 с.
6. Иванов И.С. Внешняя политика в эпоху глобализации. М., 2011. – 288
7. Капитонова Н.К. «Путешествуя» с Тони Блером по страницам его мемуаров // Новая и новейшая история. – №5. – М., 2011. – С.185 – 207
8. Капитонова Н.К. Маргарет Тэтчер: человек и политик // Новая и новейшая история. – №2,3. – М., 2007. – С.173 -187; С.166-203
9. Капитонова Н.К. Великобритания в конце XX – начале XXI вв. – от консерваторов к лейбористам. – М.: МГИМО. – 2003 – 130 с.
10. Приоритеты внешней политики Великобритании (1990 – 1997). – М.: МГИМО, 1996 – 13 с.
11. Лабутина Т.Л., Ильин Д. В. Английское Просвещение: общественно- политическая и педагогическая мысль. - СПб.: Алетейя, 2012. – 304 с.
12. Локк Дж. Два трактата о правлении / пер. с англ. Е.С.Лагутина и Ю. В. Семенова. — Москва; Челябинск: Социум, 2014. – 494 с.
13. Ломакин В.К. Внешнеэкономическая политика Британии. – М.: Юнити-Дана. – 2004. – 287 с.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. – С. 608.
15. Мамедова Л.К. Мультикультурализм в государственной политике
16. Великобритании.: 23.00.02 / Л.К. Мамедова; [Место защиты:
17. Дипломатическая академия МИД РФ, 2013].
18. Налбандян З. Чаепитие у королевы. – М.: Время, 2007. – 541 с.
19. Остапенко Г.С. «Монархическая республика». Великобритания: Как ныне правит английская королева?//Родина. - №5-6
20. Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании: XX - начало XXI века. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. — 472 с.
21. Остапенко Г.С. Британская монархия от Эдуарда VIII до Елизаветы II//Новая и новейшая история. – №4. – С.167-183
22. Пауэлл Дж. Новый Макиавелли. – М.:АСТ, 2013. – 512 с.
23. Полякова А.А. Роль монархии во внутренней и внешней политике Великобритании в конце XX - начале XXI века. – Дисс… на соискание учёной степени кандидата исторических наук.— М.: МГИМО, 2015. — 235 с.
24. Полякова А.А. Роль короны в британской конституционной системе//Вестник МГИМО-Университета. – М., 2013. – № 1 (28). – с. 144 -148.
25. Пономарев М.В. Великобритания: государство, политика, право. – М.:, 2000. – 519 с.
26. Сумина Е.Е. Содружество Наций: правовая природа, структура, принципы и формы деятельности.: 12.00.10 / Е. Е. Сумина; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет, 1997].
27. Стариков Н.В. Политическая система Великобритании. – СПб: Питер, 2013. – 319 с.
28. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. – М.: «Альпина Паблишер», 2012. – 546 с.
29. Фергюсон Ниал. Цивилизация: чем Запад отличается от остального
30. мира. М., 2014. – 544 c.
31. Хантингтон, Самюэль. Столкновение цивилизаций. – М. – 2003. – 603 с.
32. Хардман Р. Елизавета II. – М., 2014. – 432 с.
33. Шад И. Виндзоры. – М., 2008. – 93 с.
34. Хардман Р. Елизавета II. М.: Книговек, 2014. – 432 с.
35. Эриксон К. Елизавета II. Биография. – М.: Амфора, 2008. – 400 с.
36. Яньшина И.В. Политика Великобритании в вопросе европейской
37. интеграции в свете лиссабонских соглашений (2007-2011).: 07.00.15 /
38. И.В. Яньшина; [Место защиты: Дипломатическая академия МИД РФ,2013]
39. Blair T.A. Journay. – London.: Hutchinson, 210. –718 p.
40. Bogdanor V. the Monarshy and the Conctitution. – Oxford, 1997. – 344 р.
41. Bradford S. Queen Elizabeth II. Her Life in Our times. – London.:Penguin Books, 2012. – 305 p.
42. Cowper-Coles Ch. Ever the Diplomat. Confessions of a Foreign Office Mandarin. – London: Harper Press. – 2012.
43. Davies N. Elizabeth II A Woman Who Is Not Amused. – New York, 1994. – 511 p.
44. Haseler St. The And of the House of Windsor. – London,1993
45. Holden A. Charles: A Biography. – London: Weidenfeld&Nicoison,1988. – p.208
46. Thatcher M. The Downing Street Years (1993). – London: Harper Press, 2011. – pp.17-18
47. Kelley K. The Royals. – New York: Warner Books,1997. – p.284
48. Nicolson H. King Georg V: His Life and Reign. – Constable, 1952 – 644 p.
49. Picknett L., Prince C. Stargate Conspiracy: The Truth about Extraterrestrial Life and the Mysteries of Ancient Egypt. – Penguin Group(англ.)русск., 2001. – 448 p.
50. Совместная пресс-конференция по итогам первого заседания стратегического диалога «Россия-Великобритания» в формате «два плюс два» с участием министров иностранных дел и обороны, Лондон,13 марта 2013 года // URL:http://www.youtube.com/watch?v=mKalEnfHJtM (дата обращения: 10.05.2018).