Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В своей основе отношения Азербайджана и России опираются на великое продолжающееся около двух веков общее прошлое, богатое культурное наследие, опыт совместного преодоления сложных исторических вызовов. Политические изменения ХХ века, которые прямо затрагивали народы России и Азербайджана, сформировали у обеих сторон отчетливое понимание совпадения глобальных национальных интересов по многим системообразующим позициям. Дружба и добрососедство позволяет обеспечить стабильность в развитии сотрудничества, основанного на взаимной поддержке и глубоком понимании сложной ситуации в кавказском регионе в целом.
Другой аспект - внешнеполитическая и экономическая роль Азербайджана на региональной и международной арене как страны-экспортера углеводородного сырья. Будучи поставщиком нефти и газа на зарубежные рынки, республика в полной мере ощущает на себе ответственность за энергетическую безопасность партнеров. Данная позиция по своей сути полностью совпадает с положением России, являющейся крупнейшим источником энергоресурсов и державой мирового уровня. Безусловно, масштабы различны, однако и в Баку и в Москве хорошо знакомы с той ситуацией, когда от выполнения коммерческих обязательств на межгосударственном уровне зависит благополучие социальной и экономической обстановки в европейских странах.
Представляется, что именно данный фактор, развернутое понимание уровня моральной и деловой ответственности позволяет Азербайджану и России избегать проблемных моментов в прямых двусторонних контактах. Здесь особенно ярко проявляется контраст между открытым и дружественным характером российско-азербайджанских отношений и теми негативными моментами, которые обе страны периодически вынуждены переживать с другими, менее добросовестными, однако куда более прагматичными (исключительно в собственных интересах, разумеется) зарубежными партнерами.
Благоприятной взаимовыгодной ретроспективой служат полезные связи, установленные еще во время Советского Союза и сохраняющиеся до сих пор. На фоне развития дипломатических, экономических, культурных связей между нашими странами после обретения Азербайджаном независимости в 1991 году эти отношения перешли на новый уровень и преобразовались в формат стратегического партнерства.
Сегодня всей международной общественности Азербайджан известен как государство-лидер Южного Кавказа, надежный и перспективный партнёр. Здесь, в Прикаспийском регионе ни один многосторонний проект стратегического значения не может быть реализован без участия нашей страны. Результативная и положительная работа, грандиозные преобразования всех сфер государственной жизни немыслимы без миролюбивой идеологии, что неоднократно подтверждала история. Азербайджан – убежденный сторонник мира с соседями и развития взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами региона.
Суверенитет, целостность территории, невмешательство во внутренние дела других стран - основной принцип внешней политики России. А развитые социальные, культурные и экономические связи обусловлены, прежде всего, искренним и дружеским подходом азербайджанской стороны к международному диалогу. В этом контексте отношениям Азербайджана с Россией придается особое, очень важное значение.
Регламентом многогранной правовой базы служит Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности Азербайджанской Республики и Российской Федерации, подписанный в Москве президентами двух государств 3 июля 1997 года. Согласно этому документу главы обоих государств выражают намерение поднять межгосударственные отношения на качественно новый уровень путем совершенствования многопланового сотрудничества в политической, экономической, военной и гуманитарной областях. Стоит подчеркнуть, что, благодаря доброй воли сторон, соглашение это не «легло под сукно», а стало истинной основой дальнейшего курса на сближение двух стран. Очередным шагом навстречу друг другу стала «Политическая декларация», подписанная 25 января 2002 года общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым и президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
Прочным мостом взаимных интересов следует назвать широкий спектр экономическо-торговых связей между Россией и Азербайджаном. Речь идет о деловом сотрудничестве в отраслях энергетики, нефти и газа, транспорта и военной техники, агрокомплексе, строительном секторе. С каждым годом взаимный товарооборот растет. Его объем составлял в 2012 году 2,338 млрд. долларов (экспорт - 960 млн., импорт - 1.378 млрд.). в 2013 году 2,583 млрд. долларов (экспорт - 1,078, импорт - 1,505 млрд.).
Доля внешнего товарооборота России в Азербайджане составляет 7-8 процентов. Более семидесяти регионов Российской Федерации поддерживают деловые отношения с Азербайджаном. Бизнесмены Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Ульяновска, Кургана, Екатеринбурга, Ставрополя, Челябинска и др. регионов, заключили с азербайджанскими предпринимателями множество торгово-экономических, научно-технических и культурных соглашений. В нашей стране работает более пятисот российских компаний, их деятельность охватывает широкий спектр сфер жизни. По различным подсчетам на территории России проживает 2,5 млн. азербайджанцев. Из них 700-800 тыс. имеют гражданство РФ, остальных же нужно отнести к категории «трудовых мигрантов». Самое главное, что пребывание такого большого числа азербайджанцев на территории России не составляет проблем политического характера для наших отношений. Наоборот, эти люди формируют своеобразный актив российско-азербайджанской дружбы. В данный момент наши соотечественники в России организуются, усилилась работа диаспоры, стали издаваться газеты, журналы, проводятся различные культурные и образовательные мероприятия.
Степень научной разработанности. Вопросы проблем международного экономического взаимоотношения стран, в том числе России и Азербайджана поднимались в трудах и ряда других ученых. Тем не менее, можно признать, что в современной теории и практике остались проблемы, требующие дальнейшей проработки и решения.
Объектом исследования выступают международные экономические отношения и их международно-правовое регулирование.
Предметом исследования является международное сотрудничество в сфере экономики между Российской Федерацией и республикой Азербайджан
Целью настоящего исследования является выявление актуальных проблем, возникающих в сфере международных экономических связей между Россией и республикой Азербайджан, через призму изъявления желания азербайджанской республики вступления в ЕАЭС.
В связи с этим нами ставятся следующие задачи:
рассмотреть вопросы сотрудничества между Россией и Азербайджаном в исторически-геополитическом аспекте,
осветить теоретические основы и основные факторы развития межгосударственных экономических связей,
изучить развитие интеграционного сотрудничества между Россией и Азербайджаном в рамках СНГ,
охарактеризовать экономическое сотрудничество России и Азербайджана в контексте международных отношений,
рассмотреть приоритеты и проблемы развития экономического сотрудничества в рамках СНГ,
провести анализ двухсторонних соглашений экономического сотрудничества.
Методы исследования. Методологической основой исследования послужил общенаучный диалектический метод, а также социологический, статистический, формально-логический, системно-структурный, историко-правовой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в, научно-исследовательской работе, в учебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования обусловлена решением поставленных задач, имеющих прикладное значение для международно-правовой доктрины. В работе сформулированы и обоснованы положения относительно спорных вопросов международного сотрудничества в сфере экономики между Российской Федерацией и республикой Азербайджан, выявлены проблемы и перспективы развития договорного международного сотрудничества между Россией и Республикой Азербайджан.
Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и информационных источников и приложения.
1. Предпосылки и направления международного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан
1.1. Сотрудничество между Россией и Азербайджаном в исторически-геополитическом аспекте
Геополитическое положение Азербайджана, который расположен в Каспийском регионе и является связующим звеном между Южным Кавказом и Центральной Азией, особенно привлекательно. В последние годы отношения России и Азербайджана в различных сферах вышли на качественно новый уровень. Примечательно то, что таких результатов удалось достичь, несмотря на то, что Азербайджан не состоит ни в ЕАЭС, ни в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Более того, Азербайджан является членом Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), которую иногда называют «анти-СНГ» и считают противовесом российскому влиянию в ближнем зарубежье.
Официальные дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном были установлены 4 апреля 1992 г.
Основополагающим документом договорно-правовой базы двусторонних отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой (подписан 3 июля 1997 г.)1. В настоящее время договорно-правовая база между двумя странами насчитывает около 110 межгосударственных, межправительственных и межрегиональных соглашений.
Немаловажную роль во взаимоотношениях России и Азербайджана, особенно на ранней стадии, сыграли стереотипы, сформированные в позднесоветскую эпоху под влиянием карабахского кризиса. Всю первую фазу конфликта Азербайджан выступал с просоветских позиций, апеллировал к Москве и рассчитывал на справедливое разрешение проблемы из Центра. Однако Центр при Горбачёве занимал крайне невнятную позицию.
Ведущие СМИ, находившиеся в руках «демократических сил», чаще всего ретранслировали субъективный и однобокий взгляд на ситуацию. После эскалации армяно-азербайджанского конфликта и силовой операции в Баку в январе 1990 года отношение к союзному центру в Азербайджане сменилось на негативное.
Стратегической целью Азербайджана стало образование единого с Турцией государства. Пришедший к власти в 1992 г. Президент А. Эльчибей называл себя «солдатом Ататюрка», Баку стал проявлять пристальное внимание к многомиллионному азербайджанскому населению на территории Ирана.
В такой ситуации связи с Россией, в том числе хозяйственные, считались не соответствующими национальным интересам Азербайджана, и не приветствовались. После прихода к власти Г. Алиева идеологические перекосы во внешней и внутренней политике были в значительной мере устранены, политика Азербайджана стала многовекторной и достаточно прагматичной.
Для установления дружественных и взаимовыгодных отношений между Россией и Азербайджаном, находящимися в столь сильной зависимости друг от друга, могло бы хватить и чистой прагматики. Однако, безусловно, благоприятным моментом является то, что помимо прагматики у двух стран имеется многовековое культурное и цивилизованное сосуществование и взаимообогащение, интенсивные человеческие связи.
С первых дней основными вопросами межгосударственных политических отношений России и Азербайджана стали урегулирование проблемы Нагорного Карабаха, статус Каспийского моря и его раздел между прикаспийскими странами, борьба с сепаратистскими и экстремистскими течениями. Азербайджан вольно или невольно принимал участие в процессах, идущих на российском Северном Кавказе.
Улучшение двусторонних отношений выразилось в разрешении целого ряда острых проблем связанных с военно-техническим сотрудничеством.
25 января 2002 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией (РФ) и Азербайджанской Республикой (РА) о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции (РЛС «Дарьял»).
27 февраля 2003 г. в Баку подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве.
4 декабря 2006 г. в Баку подписано межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.
29 июля 2008 г. в Москве состоялось II заседание Российско-азербайджанской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.
Напомним, что еще в октябре 2008 года, в рамках заседания Совета министров обороны СНГ состоялась встреча министров обороны Азербайджана и России, в ходе которой было принято решение о дальнейшем развитии военного сотрудничества.
Активизацию Москвы в этом вопросе следует рассматривать, как ответную реакцию на возможное сближение Азербайджана с НАТО и, в частности, перспективами перевода армии АР на стандарты Альянса. Основными направлениями противодействия России такому развитию ситуации стали:
Стремление Москвы увеличить количество обучаемых в российских военных вузах азербайджанских военнослужащих.
Сохранение и увеличение закупок военной техники российского производства со стороны Азербайджана.
Продление срока аренды у Азербайджана информационного центра «Дарьял» (Габалинская РЛС Системы предупреждения о ракетном нападении), истекающего в 2012г. Тем самым, Россия еще на 10 лет могла бы закрепить свое присутствие на территории страны. По некоторым данным из азербайджанских военных источников, – у российского руководства есть планы по превращению центра «Дарьял» в полноценную военную базу.
Активизация участия России в формировании и развитии военной инфраструктуры Азербайджана, и в первую очередь, его ВВС и ПВО, что вписывается в контекст статей договора от 2002 г. о статусе Габалинской РЛС. В частности, модернизация устаревшего парка имеющихся на вооружении МО АР комплексов ПВО (С-75, С-125, С-200 и практически всей линейки комплексов ПВО Сухопутных войск), а также закупка новых – от С-300 до модифицированных комплексов ПВО С-125 «Печора-2М».
Ключевым фактором в развитии военно-технического сотрудничества РФ и РА остается позиция Москвы по Нагорно-Карабахскому конфликту (НКК) и ее стратегические отношения с Ереваном. Надо сказать, что любая эскалация напряженности в Кавказском регионе может привести к кризисным ситуациям (свидетельством чему стала война 8-12 августа 2009 года в Южной Осетии).
Основной подход Москвы к проблеме разрешения НКК, заключается в готовности поддержать любое компромиссное соглашение между его сторонами. Фактически же такой подход предполагает поддержание status-quo, что дает широкие возможности для политико-дипломатических действий в дальнейшей перспективе.
Оценивая ситуацию с экономической точки зрения, надо понимать, что «игра России на два фронта» (поддержка Армении и, одновременно, поставки вооружений Азербайджану) очень выгодна «Рособоронэкспорту». Важно, что Азербайджан покупает оружие у России по мировым ценам, так как не является членом ОДКБ: это дает возможность России увеличивать поставки оружия и в Армению, и в Азербайджан.
Особое место в российско-азербайджанских отношениях занимает вопрос о статусе Каспийского моря.
В связи с возникновением на Каспии новых государств, правовой статус моря, сложившийся в прежние времена в результате договорённостей между Россией (СССР) и Ираном, оказался неактуальным. Уже с 1992 года начались многосторонние и двусторонние контакты между пятью заинтересованными странами по проблеме раздела Каспия.
Эта проблема приобрела особое значение в 1994 году, после подписания нефтяного «Контракта Века» и начала разработки месторождений углеводородов на шельфе Каспийского моря. Многостороннее международное соглашение о разработке глубоководных месторождений Каспийского шельфа «Азери», «Чираг» и «Гюнешли» было заключено 20 сентября 1994 года во дворце «Гюлистан» в Баку.
Это событие явилось отправной точкой для экономического рывка Азербайджана, а также стало одним из весомых факторов формирования новой политической реальности во всём регионе Южного Кавказа. «Контракт века» закрепил присутствие в регионе стратегических интересов США и Западной Европы, что не могло не вызвать настороженности со стороны России. Российский МИД подал Азербайджану ноту протеста на заключение контракта, так как он был подписан в условиях неурегулированности вопроса о статусе Каспийского моря.
С самого начала было очевидно, что после заключения нефтяных соглашений, лидирующую роль в которых играли европейские и американские компании, Запад попытается закрепить за собой преимущественное право на использование азербайджанской и, в целом, каспийской нефти. Параллельно с широким участием в энергетических и транспортных проектах Азербайджана Запад пытался установить
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и информационных источников
Нормативно-правовые и официальные документы
1.Устав ООН «Международное экономическое и социальное сотрудничество».
2.Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 3 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2528.
3.Федеральный закон от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_132905/.
4.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур от 03.09.2010. Вступило в силу 31.01.2011// Бюллетень международных договоров. 2011. N 9. С. 49 - 54.
5.Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 24.03.2001 N 31-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле».
6.Информационное письмо Минфина России «Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих на 01.01.2017» // СПС «КонсультантПлюс».
Монографии, учебная литература
7.Азербайджан приглашает российские компании в промышленные парки, Азербайджанские известия, 19 ноября 2014 г.
8.Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Махачкала: Издательство ДГУ, 2015. – 375 с.
9.Албанви Али. Воду в обмен на газ? // Proza.ru: URL: http://www.proza.ru/2011/05/03/473.
10.Барта Ю. Как делают состояния на госзакупках // Аргументы и факты. 2016. 20 июля. N 16.
11.Важенин С.Г., Берсенев В.Л., Татаркин А.И. Территориальная конкуренция в экономическом пространстве. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011.— 540 с.
12.В Милли Меджлисе заслушан ежегодный отчет Кабинета Министров // Азербайджан, 18 марта 2015 г.
13.Глотов С.А., Григорьев А.И., Багрова К.А. Право международной торговли и интеграции (на примере Европейского союза и Евразийского экономического союза): Монография / Под ред. д. ю. н., проф. С.А. Глотова. М.: Кубанский государственный аграрный университет; Щит-М, 2016. 120 с.
14.Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.П. Европейский союз и Евразийское Экономическое Сообщество: сходство и различие процессов интеграционного строительства. М.: ООО ВИКТОР МЕДИА, 2013. 240 с.
15.Глотов С.А. Политика Евразийского экономического союза в области интеграции и международной торговли // Безопасность бизнеса. 2017. N 1. С. 12 - 19.
16.Гулиев М.Е. Актуальные вопросы диверсифицированной политики и устойчивости экономики Азербайджана // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки.2016. № 2. С. 160.
17.Гулиев М.Е.Актуальные вопросы диверсифицированной политики и устойчивости экономики Азербайджана //Вестник дагестанского государственного технического университета 2016 № 2 С.159
18.Густерин П. Российская империя и Кавказ. — Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 64 с.
19.Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.Г. Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различия процессов интеграционного строительства. М.: ВИКТОР МЕДИА, 2013.
20.Дернберг Р. Международное налогообложение. М., 1997. С. 21.
21.Евразийская экономическая перспектива: Материалы I Международного форума. Санкт-Петербург, 16 апреля 2015 года. М.: Издание Государственной Думы, 2015. 240 с.
22.ЕврАзЭС сегодня. Издание Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества. М., 2013. 48 с.;
23.Зубков И. Кликни на вкус. Россия начинает продавать через интернет товары под брендом «Made in Russia» // Российская газета. 2016. 28 июля. N 165 (7033).
24.Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М., 2004. С. 181.
25.Кучеров И.И. Международное налоговое право. М., 2007. С. 47.
26.Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право. М.: РУДН, 2009. С. 203.
27.Кокушкина И. В., Цыцырева А. Ю. Некоторые тенденции развития международной торговли // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – № 1.
28.Кольцов В. Ю. Формирование и развитие межстрановых экономических связей // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 151-155. — URL https://moluch.ru/archive/10/620/ (дата обращения: 16.04.2018).
29.Ковальчук, В.В. Методологические основы анализа эффективности внешней торговли / В.В. Ковальчук; под науч. ред. чл.-кор. НАН Беларуси, д-ра экон. наук, проф. В.Ф. Медведева. — Минск: Право и экономика, 2004
30.Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств: интеграция, парламентская дипломатия и конфликты: Учебник. М.: Аспект-пресс, 2012. 296 с.
31.Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Содружество Независимых Государств: интеграция, парламентская дипломатия и конфликты: Учебник. М.: Аспект-пресс, 2012. 296 с.;
32.Инновационная Россия — 2020 / Минэкономразвития России. — М., 2010.
33.Интеграция: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. – М.: Юнити. – 1997.
34.Кормнов Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса // Экономист. — 1999. — № 7. — С. 33.
35.Кокушкина И. В., Цыцырева А. Ю. Некоторые тенденции развития международной торговли // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – № 1.
36.Кольцов В. Ю. Формирование и развитие межстрановых экономических связей // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 151-155.
37.Лавровская Т.В. Экономическая интеграция как развивающийся глобальный процесс. – М.: ИМЭ и МО, 1991.
38.Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов / Ин-т государства и права. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 197 - 241.
39.Мировая экономика и международные экономические отношения: (в 2-х частях) Ч. 1: учебник / под ред. Р. И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006.
40.Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. пособие / С. Ф. Сутырин и др.— М. : Эксмо, 2010. 502 с.
41.Мансуров Т. Евразийская экономическая интеграции: опыт и перспективы. М.: Российский Раритет, 2014. 359 с.
42.Международная экономика: учеб. пособие / Ю.Г. Козак и [и др.]; под ред. Ю.Г. Козака, С.Н. Лебедевой. — Минск: Изд-во Гревцова, 2011.
43.Межгосударственные отношения России и Азербайджана // https://ria.ru/spravka/20160808/1473732564.html
44.Макарова Я.С. Правовой статус зависимого агента в соглашениях об избежании двойного налогообложения Российской Федерации // Финансовое право. 2017. N 8. С. 39 - 44.
45.Межгосударственные отношения России и Азербайджана // https://ria.ru/spravka/20160808/1473732564.html
46.Никитин Г.Промышленность - это залог развития во всех сферах // http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 02.04.2018 )
47.Перская В. В. Глобализация и государство: монография. – М.: РАГС, 2005.
48.Россия и Азербайджан договорились об инвестициях до 2020 года// http://mir24.tv/news/economy 11.02.2015
49.Россия в 2008 - 2016 годах: сценарии экономического развития. М.: Научная книга, 2007. С. 184 - 189.
50.Савин В. Система форм международного экономического сотрудничества России // Инвестиции в России. – 2003. – № 6.
51.Экономическое сотрудничество России и Азербайджана в контексте международных отношений // https://www.geopolitica.ru/article/ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-i-azerbaydzhana-v-kontekste-mezhdunarodnyh-otnosheniy
52.Хаванова И.А. Международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения: Монография / Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2016. 352 с.