- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Управление международными цепями поставок нефтяной компании в условиях экономических санкций
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Международные рынки
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Управление международными цепями поставок нефтяной компании в условиях экономических санкций"?67 страниц
52 источника
Добавлена 30.06.2021 Опубликовано: studservis
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 7
Актуальность исследования заключается в том, что управление цепями поставок представляет собой направление организации транспортировки, хранения, распределения продукции. Система управления поставками для многих предприятий стала основой работы, так как позволяет оптимизировать логистические процессы, ускорить распределение продукции и доведение ее до потребителя. Это важно и для предприятий нефтегазовой отрасли. Эти предприятия уделяют процессу управления цепями поставки большое значение. Каждый их нас заезжая на АС уверен, что заправит машину топливом, но никто из нас не задумывался, как это топливо доходит до машины, сколько процессов проходить нефть от ее добычи до транспортировки готовых нефтепродуктов до потребителя. Именно отлаженность данного процесса позволяет АЗС иметь всегда в наличии топливо. Сбой в цепях поставок ведут к сбоям в ведении бизнеса, в получении прибыли, в удовлетворении потребителей. 7
Совершенствование логистических процессов распределения ресурсов должно способствовать развитию методологии распределительной логистики на нефтегазовом рынке. Современные экономические реалии ставят новые экономические задачи перед логистическим менеджментом на предприятиях газовой отрасли и способствуют расширению границ его ответственности. Расширение компетенций логистического менеджмента происходит на протяжении всей цепочки движения потоков природного газа и нефти - от добычи, транспортировки, хранения до управления поставками сырья потребителю. Тем самым обеспечивается внедрение на предприятиях логистических систем наиболее высокого уровня интеграции функций менеджмента, как на национальном, так и на глобальном уровне. 8
Таким образом, в настоящее время необходимо создание логистической системы распределения, основанной на комплексной трансформации территориальной и управленческой структур, распределительных функций и сбытовых механизмов распределительных предприятий – логистических звеньев на сырьевом рынке. При этом функционирование логистической системы распределения нефти должно осуществляться посредством структурно-корпоративных преобразований логистических звеньев существующей распределительной системы. 8
Целью выпускной квалификационной работы является разработка направления совершенствования управления международными цепями поставок ООО «Русбалтпетролеум». 8
Задачи выпускной квалификационной работы: 8
1.Рассмотреть теоретические аспекты управления международными цепями поставок. 8
2.Провести анализ международных цепей поставок ООО «Русбалтпетролеум». 9
3.Определить проблемы международных цепей поставок ООО «Русбалтпетролеум». 9
4.Разработать практические рекомендации по совершенствованию управления международными цепями поставок ООО «Русбалтпетролеум». 9
Объект исследования – нефтяная компания ООО «Русбалтпетролеум». 9
Предмет исследования – международные цепи поставок. 9
Основной базой выпускной работы стали официальные статистические данные Государственного комитета Российской Федерации, информационные материалы, научно-техническая и экономическая информация, а также периодические издания. 9
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. 9
Глава 1 Теоретические аспекты управления международными цепями поставок 10
1.1. Концептуальные основы теории управления цепями поставок 10
Цепи поставок развиваются в направлении повышения эффективности обслуживания рынков и увеличения доходов компаний. Эти вопросы обычно рассматриваются как управление процессами доставки грузов от изготовителей до потребителей, а транспортные процессы — переработка и складирование товаров на их пути к потребителям — анализируются недостаточно подробно. В действительности склады и логистические терминалы играют большую роль не только в цепях поставки, но вообще в предпринимательской деятельности и в разнообразных сетях доставки грузов потребителям — с мест производства в пункты потребления, являясь системообразующими компонентами этих сетей. 10
При моделировании управления цепями поставок различают три уровня: «прямая цепь поставок», «расширенная цепь поставок» и «максимальная цепь поставок». На рисунке 1 представим прямую цепь поставок. 10
Рисунок 1 – Прямая цепь поставок [5, с. 11] 10
Можно отметит, что в данной поставке есть поставщик, фокусная компания и потребитель 1 уровня. Фокусная компания является центром поставок и управляет взаимоотношениями поставщика и потребителя. 10
На рисунке 2 представлена более сложная схема поставок – расширенная. 10
Рисунок 2 - Расширенная цепь поставок [5, с. 33] 10
Расширенная цепь поставок наиболее распространена в бизнесе, так как включает несколько поставщиков и потребителей. На рисунке 3 представлена максимальная цепь поставок, которая характерна для крупного бизнеса, так как включает большее количество поставщиков, потребителей и логистических посредников. 11
Рисунок 3 - Максимальная цепь поставок [7, с. 11] 11
Итак, рассмотрев данные схемы можно отметить, что цепь поставок это своего рода последовательность действий поставщиков и потребителей. Но обратимся к определениям авторов, рис. 4. 11
Рисунок 4 – Определения термина «управление цепями поставок» [15, с. 26] 11
Каждый из авторов, трактует понятие управления цепями поставок по-разному, но смысл у них один: это система управления материальным потоком от производителя до потребителя. 11
Сегодня основной проблемой многих предприятий является рост затрат, и все усилия и стратегии направлены на их снижение и оптимизации. Это повлияло и на развитие концепции управления цепями поставок. Успешное управление цепями поставок позволило задать новый уровень эффективности в отрасли. На практике это означает, что на стадии зарождения управления цепями поставок предприятия получали выгоду в виде низких затрат, однако, с течением времени, общая планка эффективности снизилась и эффективная цепь поставок перестала рассматриваться как преимущество, но стала необходимым фактором успешного бизнеса [4, с. 25]. 11
Предприятия в условиях конкуренции не могут себе позволить не управлять цепями поставок. Они должны иметь компетенции в этой области, что позволит им приобрести стратегическое конкурентное преимущество. 12
Современные исследования управления цепями поставок ориентированы на практические потребности бизнеса и связаны со стратегическими аспектами управления, изучением рынков, технологическим обеспечением цепи поставок, информационное сопровождение и т.д. Подробнее представлено на рисунке 5. 12
Рисунок 5 – Теории управления цепями поставок 12
Однако теория отстает от практики управления цепями поставок. Это вызвано, прежде всего, охватом цепей поставок, что не позволяет собрать все данные по компаниям участвующих в процессе и проанализировать. Кроме того, есть проблема в том, что все решения в практике управления принимаются индивидуально каждым предприятием и зависит от множества факторов. От этого теория слишком далека и не может предоставить нам все возможные препятствия в управлении цепями поставок. 12
Итак, все построено на практике. Теории еще предстоит собрать всю информацию и предоставить концептуальные основы и заключения. Но пока все предприятия, используя опыт, друг друга выстраивают свои цепи поставок. 12
1.2. Сетевая структура международных цепей поставок 13
Сегодня нефтегазовая отрасль остро нуждается в развитии цепи поставок, так как отрасль имеет не только региональное значение, но и международное. Поставки осуществляются не только внутри страны, но и зарубежом. В результате управление цепями поставок становится более актуальным. Основной проблемой, стоящей перед нефтегазовой промышленностью является минимизация затрат на производство и поставку готовой продукции потребителям. 13
Так как цепь поставок — это взаимодействие поставщиков и потребителей, то ее можно представить как сетевую, в которой отдельное предприятие добавляет стоимость товара или услуги, рисунок 6. 13
13
Рисунок 6 - Сетевая структура международных цепей поставок 13
Важно отметить, что при построении сетевой структуры управления международными цепями поставок стоимость продукции за счет участия всех поставщиков и потребителей, поэтому очень сложно снизить затраты. Считается, что управляемыми являются процессы в сфере производства (производитель продукции). На данном этапе можно более повлиять на стоимость продукции. А вот уже на этапе ее сбыта на стоимость повлиять уже сложно. 13
На первом уровне международных цепей поставок взаимодействуют организации, которые либо покупают, либо продают продукцию у фокусной компании. 14
На втором уровне уже появляются новые поставщики и новые потребители, которые также взаимодействуют между собой, продавая, или покупая друг у друга. Каждая из этих компания выстраивают свою цепь поставок, в результате чего, в процессе движения продукции, выстраивается цепи из нескольких поставщиков и нескольких потребителей – сеть. 14
При конфигурировании рассматриваются три структурные размерности сети, рис. 7. 14
Рисунок 7 – Структура размерности сети 14
Немногие отрасли могут извлечь выгоду из цепи поставок, гораздо проще это сделать нефтяным компаниям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в нефтяной отрасли цепи поставок сильно отличаются друг от друга. В одной цепи несколько видов продукции: нефть, трубы, клапаны, химические вещества, буровые установки и т.д., то есть все, то, что позволяет добыть нефть и доставить готовые нефтепродукты до потребителя. В нефтяной компании все значительные и важные операции планируются заранее. 15
В нефтяной компании связь цепочки поставок и операции разведки, создают ценность путем сейсмического анализа и определения перспектив. 15
Например, производственные нефтяные компании не могут сами проводить исследования и отдают их другим компаниям, получая от них, результат и применяя его на практике. Компании, которые занимаются переработкой нефти, зависят от производственной нефтяной компании и являются ее заказчиком. Маркетинг является заказчиком переработки и потребителей нефтепродуктов, также как бензин является конечным клиентом. 15
Для нефтяных компаний первой необходимостью является оградить себя от рисков, удовлетворить все потребности своих потребителей, снизить затраты. Одной из слабых сторон цепочки поставок является то, что каждая компания действует в своих интересах, чтобы оптимизировать свою прибыль [4, с. 25]. Цепочки поставок должны быть использованы также как комплексная и скоординированная система, это позволит оптимизировать затраты за счет ликвидации нерентабельных активов. 16
Разрабатывая стратегии конфигурации цепочки поставок, нефтяные компании включают границы взаимоотношений внутри своей сети клиентов и поставщиков [5, с. 22]. 16
Совершенствование цепочки поставок необходимо, так как нефтяные компании находятся под постоянным воздействием внешней среды и их цель максимизировать прибыль и минимизировать издержки. 16
1.3.Особенности организации международных цепей поставок предприятия нефтяной отрасли в условиях экономических санкций 16
Глава 2. Исследование международных цепей поставок ООО «Русбалтпетролеум» 26
2.1. Общая характеристика предприятия 26
Топливная компания «Русбалтпетролеум», работающая более 10 лет на рынке нефтепродуктов, предлагает Дизельное Топливо, бензин марок А-80, Аи-92, Аи-95 по оптовым ценам. Осуществляем доставку собственным парком бензовозов по СПб и ЛО. 26
Рисунок 9 - Организационная структура ООО «РУСБАЛТПЕТРОЛЕУМ» 28
2.2. Конфигурация международных цепей поставок компании 30
2.3. Информационная поддержка международных цепей поставок компании 33
Глава 3. Основные направления совершенствования управления международными цепями поставок ООО «Русбалтпетролеум» 35
3.1 Перспективы развития международных цепей поставок в условиях экономических санкций 35
3.2 Рекомендации по реорганизации цепей поставок в условиях экономических санкций 39
Планируемый объем составляет 500 тыс. тонн. нефтепродуктов. График освоения производственной мощности ООО «РУСБАЛТПЕТРОЛЕУМ» графически представлен на рисунке 16. 43
3.3. Предложения по совершенствованию информационной поддержки в международных цепях поставок 56
Основные требования к информационной системе, необходимой для адекватного выполнения функций логистики сводятся к следующим: 56
информационные потоки должны быть совместимыми в информационном отношении; 56
внутренние взаимосвязи и взаимозависимости информационных потоков должны носить причинно-следственный характер; 56
иерархическая соподчиненность информационных потоков должна быть четкой; 56
информационной системе должно быть присуще свойство интегративности [9, с. 317]. 56
На основе контроля за информационными потоками, можно осуществить горизонтальную и вертикальную интеграцию. [10, с. 114]. 56
Согласно результатам традиционного ежегодного исследования логистики компаний, на логистику выросли у 70% компаний. У большинства из них (83%) рост затрат пропорционален росту товарооборота, «чистый» рост без изменения товарооборота отметили 17 % респондентов. 56
На вопрос о том, какие тенденции в отечественной логистике они могут выделить, опрошенные компании полагают, что в условиях нарастающей глобализации бизнеса усилится консолидация и специализация логистических компаний. Соответственно, будет и дальше расти уровень конкуренции на рынке логистических услуг 56
Будет развиваться электронная торговля, и география доставок будет постоянно расширяться с учетом развития регионов России [11, С. 32, 33]. Приведенные точки зрения ученых по поводу интеграции в цепях поставок, а также внутри них послужили основой для формулирования требований, в методологическом аспекте, к системе иерархического планирования предпринимательства. 56
Сформулируем некоторые из требований к плановой интегративности. 57
1.Решение о различных фазах интегрированного иерархического планирования (стратегического, оперативного и тактического) должно строиться на единой теоретико-методологической основе, в частности, положений интегральной парадигмы логистики, стратегического планирования, предпринимательства, управления цепями поставок. 57
2.Решения на каждой из фаз планирования должны быть подкреплены соответствующими мероприятиями, воздействующими в долгосрочном и краткосрочном периодах на прирост прибыли. 57
3.Фазы интегрированного планирования должны быть не просто иерархически упорядочены, подчинены одна другой, как это следует из иерархии в оргструктуре, но не должно допускаться давление вышестоящих фаз над нижестоящими фазами. Т.е., несмотря на то, что действия по планированию распределены «сверху вниз», они интегрированы в едином процессе планирования. Речь идет о доминировании в иерархии именно информационных отношений. 57
4.Рационализация управления информационными потоками в процессе взаимосвязи фаз планирования состоит в том, что плановая деятельность должна быть упорядочена во времени (поквартально и помесячно, а также в течение года. В качестве примера предлагается модель пофазового процесса интегрального планирования сбытовой деятельности с учетом временного аспекта. При этом исходим из того, что на стратегическом и оперативном уровне планируется, например, прибыль по предприятию в целом, в то время как на тактическом уровне планируются затраты по подразделениям. 57
5.Обеспечение плановой интегративности достигается посредством бюджетирования как эффективного инструмента управления процессом интегрированного иерархического планирования предпринимательства и управления нижестоящими инстанциями бюджетирования с соответствующим контролем бюджета. При этом должна соблюдаться единая линия решений, а также распределение единой информации и прогнозов о едином тренде экономического развития. 58
Например, оценка регулирующего воздействия на снабженческие процессы может быть основана на применении новой модели отношений с поставщиками, основанной на пресорсинге. 58
Суть пресорсинга состоит в выборе поставщиков на начальной стадии разработки концепции модели и возложении на них значительной, если не полной ответственности за проектирование тех или иных комплектующих или узлов. Значение пресорсинга состоит в том, что он позволяет работать над многими техническими задачами не последовательно, а одновременно, ускоряя тем сам процесс проектирования новых изделий и минимизируя затраты. 58
Другим мероприятием, направленным на снижение риска, возникающего в процессе бюджетирования, следует считать использование концепции «бережливое производство», которая может быть применена во всех функциональных областях логистики, а принципы «бережливого производства» должны быть распространены на функции и операции всех видов потоков — материальных, информационных, финансовых, кадровых, правовых [12, с. 147]. 58
На необходимости отладки логистики с одновременным использованием инструментов бережливого производства делают акцент авторы, определяя их как условие успешного и эффективного производства, об этом говорит и мировой опыт. 58
Причем для выживания и достижения лидирующих позиций России в условиях ВТО, необходимо как можно скорее перенимать и адаптировать самые эффективные инструменты и методы [14, с. 239]. 59
Организация новых, более прогрессивных форм логистики и проектов ее стратегического развития относится к управленческим логистическим инновациям, которые повышают роль и расширяют функции логистики в общественном производстве, в том числе и развитии промышленных корпораций; ставят новые задачи перед разработчиками логистического инструментария; определяют и создают необходимые условия для адаптации предлагаемых технико-технологических логистических инноваций к специфике российской экономики и их практической реализации в определенной среде. 59
Таким образом, формирование иерархических планов на основе бюджетирования, информационного обеспечения позволяет рационализировать управление товаропотоками в международных цепях поставок. 59
Заключение 59
Список литературы 61
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования заключается в том, что управление цепями поставок представляет собой направление организации транспортировки, хранения, распределения продукции. Система управления поставками для многих предприятий стала основой работы, так как позволяет оптимизировать логистические процессы, ускорить распределение продукции и доведение ее до потребителя. Это важно и для предприятий нефтегазовой отрасли. Эти предприятия уделяют процессу управления цепями поставки большое значение. Каждый их нас заезжая на АС уверен, что заправит машину топливом, но никто из нас не задумывался, как это топливо доходит до машины, сколько процессов проходить нефть от ее добычи до транспортировки готовых нефтепродуктов до потребителя. Именно отлаженность данного процесса позволяет АЗС иметь всегда в наличии топливо. Сбой в цепях поставок ведут к сбоям в ведении бизнеса, в получении прибыли, в удовлетворении потребителей.
Совершенствование логистических процессов распределения ресурсов должно способствовать развитию методологии распределительной логистики на нефтегазовом рынке. Современные экономические реалии ставят новые экономические задачи перед логистическим менеджментом на предприятиях газовой отрасли и способствуют расширению границ его ответственности. Расширение компетенций логистического менеджмента происходит на протяжении всей цепочки движения потоков природного газа и нефти - от добычи, транспортировки, хранения до управления поставками сырья потребителю. Тем самым обеспечивается внедрение на предприятиях логистических систем наиболее высокого уровня интеграции функций менеджмента, как на национальном, так и на глобальном уровне.
Таким образом, в настоящее время необходимо создание логистической системы распределения, основанной на комплексной трансформации территориальной и управленческой структур, распределительных функций и сбытовых механизмов распределительных предприятий – логистических звеньев на сырьевом рынке. При этом функционирование логистической системы распределения нефти должно осуществляться посредством структурно-корпоративных преобразований логистических звеньев существующей распределительной системы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка направления совершенствования управления международными цепями поставок ООО «Русбалтпетролеум».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления международными цепями поставок.
2. Провести анализ международных цепей поставок ООО «Русбалтпетролеум».
3. Определить проблемы международных цепей поставок ООО «Русбалтпетролеум».
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию управления международными цепями поставок ООО «Русбалтпетролеум».
Объект исследования – нефтяная компания ООО «Русбалтпетролеум».
Предмет исследования – международные цепи поставок.
Основной базой выпускной работы стали официальные статистические данные Государственного комитета Российской Федерации, информационные материалы, научно-техническая и экономическая информация, а также периодические издания.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты управления международными цепями поставок
1.1. Концептуальные основы теории управления цепями поставок
Цепи поставок развиваются в направлении повышения эффективности обслуживания рынков и увеличения доходов компаний. Эти вопросы обычно рассматриваются как управление процессами доставки грузов от изготовителей до потребителей, а транспортные процессы — переработка и складирование товаров на их пути к потребителям — анализируются недостаточно подробно. В действительности склады и логистические терминалы играют большую роль не только в цепях поставки, но вообще в предпринимательской деятельности и в разнообразных сетях доставки грузов потребителям — с мест производства в пункты потребления, являясь системообразующими компонентами этих сетей.
При моделировании управления цепями поставок различают три уровня: «прямая цепь поставок», «расширенная цепь поставок» и «максимальная цепь поставок». На рисунке 1 представим прямую цепь поставок.
Рисунок 1 – Прямая цепь поставок [5, с. 11]
Можно отметит, что в данной поставке есть поставщик, фокусная компания и потребитель 1 уровня. Фокусная компания является центром поставок и управляет взаимоотношениями поставщика и потребителя.
На рисунке 2 представлена более сложная схема поставок – расширенная.
Рисунок 2 - Расширенная цепь поставок [5, с. 33]
Расширенная цепь поставок наиболее распространена в бизнесе, так как включает несколько поставщиков и потребителей. На рисунке 3 представлена максимальная цепь поставок, которая характерна для крупного бизнеса, так как включает большее количество поставщиков, потребителей и логистических посредников.
Рисунок 3 - Максимальная цепь поставок [7, с. 11]
Итак, рассмотрев данные схемы можно отметить, что цепь поставок это своего рода последовательность действий поставщиков и потребителей. Но обратимся к определениям авторов, рис. 4.
Рисунок 4 – Определения термина «управление цепями поставок» [15, с. 26]
Каждый из авторов, трактует понятие управления цепями поставок по-разному, но смысл у них один: это система управления материальным потоком от производителя до потребителя.
Сегодня основной проблемой многих предприятий является рост затрат, и все усилия и стратегии направлены на их снижение и оптимизации. Это повлияло и на развитие концепции управления цепями поставок. Успешное управление цепями поставок позволило задать новый уровень эффективности в отрасли. На практике это означает, что на стадии зарождения управления цепями поставок предприятия получали выгоду в виде низких затрат, однако, с течением времени, общая планка эффективности снизилась и эффективная цепь поставок перестала рассматриваться как преимущество, но стала необходимым фактором успешного бизнеса [4, с. 25].
Предприятия в условиях конкуренции не могут себе позволить не управлять цепями поставок. Они должны иметь компетенции в этой области, что позволит им приобрести стратегическое конкурентное преимущество.
Современные исследования управления цепями поставок ориентированы на практические потребности бизнеса и связаны со стратегическими аспектами управления, изучением рынков, технологическим обеспечением цепи поставок, информационное сопровождение и т.д. Подробнее представлено на рисунке 5.
Рисунок 5 – Теории управления цепями поставок
Однако теория отстает от практики управления цепями поставок. Это вызвано, прежде всего, охватом цепей поставок, что не позволяет собрать все данные по компаниям участвующих в процессе и проанализировать. Кроме того, есть проблема в том, что все решения в практике управления принимаются индивидуально каждым предприятием и зависит от множества факторов. От этого теория слишком далека и не может предоставить нам все возможные препятствия в управлении цепями поставок.
Итак, все построено на практике. Теории еще предстоит собрать всю информацию и предоставить концептуальные основы и заключения. Но пока все предприятия, используя опыт, друг друга выстраивают свои цепи поставок.
1.2. Сетевая структура международных цепей поставок
Сегодня нефтегазовая отрасль остро нуждается в развитии цепи поставок, так как отрасль имеет не только региональное значение, но и международное. Поставки осуществляются не только внутри страны, но и зарубежом. В результате управление цепями поставок становится более актуальным. Основной проблемой, стоящей перед нефтегазовой промышленностью является минимизация затрат на производство и поставку готовой продукции потребителям.
Так как цепь поставок — это взаимодействие поставщиков и потребителей, то ее можно представить как сетевую, в которой отдельное предприятие добавляет стоимость товара или услуги, рисунок 6.
Рисунок 6 - Сетевая структура международных цепей поставок
Важно отметить, что при построении сетевой структуры управления международными цепями поставок стоимость продукции за счет участия всех поставщиков и потребителей, поэтому очень сложно снизить затраты. Считается, что управляемыми являются процессы в сфере производства (производитель продукции). На данном этапе можно более повлиять на стоимость продукции. А вот уже на этапе ее сбыта на стоимость повлиять уже сложно.
На первом уровне международных цепей поставок взаимодействуют организации, которые либо покупают, либо продают продукцию у фокусной компании.
На втором уровне уже появляются новые поставщики и новые потребители, которые также взаимодействуют между собой, продавая, или покупая друг у друга. Каждая из этих компания выстраивают свою цепь поставок, в результате чего, в процессе движения продукции, выстраивается цепи из нескольких поставщиков и нескольких потребителей – сеть.
При конфигурировании рассматриваются три структурные размерности сети, рис. 7.
Рисунок 7 – Структура размерности сети
Участники цепей поставок, взаимодействуя между собой, устанавливают хозяйственные связи, которые по степени их подконтрольности фокусной компании условно можно подразделить на четыре типа, которые представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 - Типы хозяйственных связей между участниками цепи поставок [11, с. 39]
Немногие отрасли могут извлечь выгоду из цепи поставок, гораздо проще это сделать нефтяным компаниям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в нефтяной отрасли цепи поставок сильно отличаются друг от друга. В одной цепи несколько видов продукции: нефть, трубы, клапаны, химические вещества, буровые установки и т.д., то есть все, то, что позволяет добыть нефть и доставить готовые нефтепродукты до потребителя. В нефтяной компании все значительные и важные операции планируются заранее.
В нефтяной компании связь цепочки поставок и операции разведки, создают ценность путем сейсмического анализа и определения перспектив.
Например, производственные нефтяные компании не могут сами проводить исследования и отдают их другим компаниям, получая от них, результат и применяя его на практике. Компании, которые занимаются переработкой нефти, зависят от производственной нефтяной компании и являются ее заказчиком. Маркетинг является заказчиком переработки и потребителей нефтепродуктов, также как бензин является конечным клиентом.
Для нефтяных компаний первой необходимостью является оградить себя от рисков, удовлетворить все потребности своих потребителей, снизить затраты. Одной из слабых сторон цепочки поставок является то, что каждая компания действует в своих интересах, чтобы оптимизировать свою прибыль [4, с. 25]. Цепочки поставок должны быть использованы также как комплексная и скоординированная система, это позволит оптимизировать затраты за счет ликвидации нерентабельных активов.
Разрабатывая стратегии конфигурации цепочки поставок, нефтяные компании включают границы взаимоотношений внутри своей сети клиентов и поставщиков [5, с. 22].
Совершенствование цепочки поставок необходимо, так как нефтяные компании находятся под постоянным воздействием внешней среды и их цель максимизировать прибыль и минимизировать издержки.
1.3.Особенности организации международных цепей поставок предприятия нефтяной отрасли в условиях экономических санкций
Формирование глобального рынка нефти зависит от комплекса конкретных факторов. Прежде всего, следует учитывать процессы глобализации, которые неизбежно приводят к формированию взаимосвязанных систем в разных секторах экономики. Рынок нефти глобализируется, в нем ключевую роль приобретают энергетические ТНК, органы государственной власти отдельных стран, а также международные объединения.
Корпоративные структуры в нефтяной отрасли становятся более международно-ориентированными. Нефтяные корпорации приобретают международное значение и работают сразу на нескольких региональных рынках (например, BP-Amoco, Shell, Газпром). Происходит диверсификация структур управления в нефтяной промышленности, формируются модели, в которых производители, торговцы и (крупные) потребители тесно взаимодействуют между собой и заинтересованы в разработке особых унифицированных правил игры, которые устраивают всех участников рынка. Аналогичным образом полвека назад формировался глобальный рынок нефти, развиваясь в процессе интеграции из региональных рынков.
В настоящее время на мировых рынках присутствуют две основные модели функционирования нефтяных рынков: либеральные (конкурентные) и монополизированные (регулируемые).
Либерализация нефтяного рынка имеет целью переход от «естественных монополий» к конкурентному рынку, на котором конкурируют несколько компаний. Добиться этого можно за счет расширения рынка и его открытия для новых участников. Это, в свою очередь, даёт ряд преимуществ, например, поставщики газа смогут выйти как на розничный рынок, так и на рынок газораспределения. Выгоды от процесса либерализации могут быть проанализированы двумя путями – с российской и европейской перспективы[17, с. 25].
Глобальная цель регулирования рынка нефти заключается в развитии конкуренции, создании условия для его большей открытости и снижения рисков. Рыночная конкуренция на рынке нефти дополняется политической, так как этот рынок сильно политизирован. Существуют попытки использовать поставки и транзит нефти как инструмент политического давления на партнеров.
В последние 10-15 лет на рынках газа отмечается процесс интеграции. Особенно явно эта тенденция проявилась в Европе, где реализуется и прошла уже несколько этапов программа TENs. С ее помощью ЕС формирует единую инфраструктуру в нефтегазовой сфере, которая объединяет все страны Европы, за счет чего создаются полноценные условия для формирования рынка нефти.
Благодаря достижениям научно-технического прогресса, газопроводы прокладываются по любым территориям и на огромные расстояния, таким образом, разрушается строгая связь добывающих компаний с потребителями газа в конкретных районах. За счет расширения сети магистральных газопроводов производители газа получают возможность выходить на новые рынки и удовлетворять спрос на них.
На объемы потребления нефти большое влияние оказывает развитие трубопроводной системы, которая наиболее развита в ЕС, Северной Америке, России и на Ближнем Востоке. При этом из всех регионов мира нефтепроводы наибольшее значение играют в ЕС, являясь основой энергобезопасности региона. Сети международных газопроводов существуют в Юго-Восточной Азии, Северной Африке, Южной Азии [17, с. 18].
Параллельно развиваются другие способы транспортировки нефти. Для перевозки продукта морским путем создан обширный специальный флот судов-рефрижераторов и соответствующие терминалы в портах, хранилища.
Важнейшим фактором, ускорившим развитие нефтяного рынка, стало совершенствование технологий сжижения нефти и развитие торговли. Эксперты указывают, что спрос на нефть увеличивается даже на фоне кризиса и снижения потребления, таким образом, этот вид ресурса является главным движущим фактором развития рынка. По прогнозам в период между 2016-2045 гг. объемы экспорта в мире вырастут на 45%, за счет Северной Америки и Ближнего Востока. При этом данный тип торговли не ограничен возможностями трубопроводной системы и монополистами.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2017. - № 31. - ст. 4398.
2. Разумнова Л.Л. Основные направления повышения эффективности нефтяного комплекса России / Л.Л. Разумнова // Экономические науки. 2009. № 10 (59). С.27-34.
3. Мухамбетов А.М. Управление поставками в нефтегазовой промышленности / А.М. Мухамбетов, И.В. Богдашкина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013. С. 118-120.
4. Фаррахова А.А. Интегрированное управление потоками в цепях поставок нефтепродуктов в сфере углубленной переработки углеводородного сырья / А.А. Фаррахова // Вестник Казанского технологического университета. 2015 №19 (17). С. 319-325.
5. Медведева В.Р. Управление цепями поставок крупных организаций нефтеперерабатывающей промышленности посредством прогрессивных информационных технологий / В.Р. Медведева // Вестник Казанского технологического университета. 2015 №20 (17). С. 357-363.
6. Крамаренко А.О. Совершенствование организации снабжения в ООО «БизнесАльянс» / А.О. Крамаренко, Г.Г. Левкин // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: сб. научн. тр. Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. С. 160-162.
7. Крамаренко А.О. Совершенствование логистического планирования в строительной организации нефтяной отрасли / А.О. Крамаренко, Г.Г. Левкин // Логистика сегодня. 2016. №2. С. 88-106.
8. Левкин Г.Г. Контроллинг и управление логистическими рисками: Учебное пособие / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 142 с.
9. Левкин Г.Г. О некоторых терминологических неточностях / Г.Г. Левкин // Логистика. 2017. №1. С. 16-17.
10. Карпунин С.А. Модели интегрированного управления потоками в цепях поставок: автореф дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Карпунин Сергей Александрович. – СПб., 2012. – 18 с.
11. Шинкевич А.И. Модернизация инфраструктуры подготовки научно-иннвоационных кадров для отраслей глубокой переработки углеводорода / А.И. Шинкевич, И.А. Зарайченко // Вестник Казанск. технол. ун-та. – 2015. – № 3. – С. 358-360.
12. Управление цепями поставок, интегрированное планирование и модели [Электронный ресурс] / Издательский дом Питер. – Режим доступа: http://artlib.osu.ru/Docs/piter/bookchap/978527200183.html .
13. Сергеев В.И. Новое видение системы контроллинга логистических бизнес-процессов в цепи поставок // Логистика и управление цепями поставок. – 2007. – №5. – С. 9-21.
14. Шинкевич М.В. Инновационные модели промышленного аутсорсинга в сфере углубленной переработки углеводородных ресурсов и технологий полимерных и композиционных материалов / М.В. Шинкевич, А.А. Фаррахова // Вестник Казанск. технол. ун-та. – 2011. – № 23. – С. 259-263.
15. Промысловый сбор и подготовка нефти, газа и воды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oilloot.ru/82-transportirovka-i-khranenie-gaza-nefti-inefteproduktov/192-promyslovyj-sbor-i-podgotovka-neftigaza-i-vody. (Дата обращения: 02.03.2018)
16. Мухамбетов А. М. Управление поставками в нефтегазовой промышленности / А. М. Мухамбетов, И. В. Богдашкина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2013. – С. 118-120.
17. Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2015гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakonregion3.ru/2/151505 (Дата обращения: 02.03.2018)
18. Перспективы российского газа на европейском рынке в контексте изменения рыночных условий, регуляторной среды и энергетической политики ЕС // В.А. Кулагин, С.И. Мельникова, А.А. Галкина, Е.Д. Осипова, Е.О. Козина // ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 11. № 1 (2016). С.31
19. Розманова С.В., Мачула И.А. Рынок Азиатско-Тихоокенаского региона как ведущий драйвер развития производства сжиженного природного газа в РФ // Нефтегазовая геология. 2016. Т.11. №4. URL: http://www.ngtp.ru/rub/3/42_2016.pdf (дата обращения: 25.11.17)
20. Селин В. С., Ульченко М. В. Экономическая конъюнктура поставок арктического природного газа в Европу в условиях «украинского кризиса» // Вестник МГТУ. 2016. Т. 19, № 2. С. 512–520.
21. Форум стран-экспортёров газа / Министерство энергетики РФ - http://minenergo.gov.ru/node/500 (дата обращения: 26.09.17)
22. Чернавский С. Я., Эйсмонт О. А.Перспективы газового ОПЕК для России (на примере европейского рынка газа). / Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. Кн. 1. Под редакцией: Е. Г. Ясин / Кн. 1. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. С. 365
23. Шафраник Ю.К., Крюков В.А. нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию. М.: 2016. 272 с.
24. A Framework Strategy for a Resilient Energy Union with a Forward-Looking Climate Change Policy: Energy Union Package. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank: COM(2015) 80 final // European Commission: URL: http://ec.europa.eu/priorities/energy-union/ docs/energyunion_en.pdf (дата обращения: 18.12.17).
25. ACER/CEER Annual report on the results of monitoring the internal electricity and natural gas markets in 2013 // Agency for the Cooperation of Energy Regulators: URL: http://www.acer.europa.eu/official_documents/acts_of_the_agency/publication/ acer%20market%20monitoring%20report%202013.pdf (дата обращения: 20.12.17).
26. BP Statistical Review of World Energy // BP: URL: https://www.bp.com/ content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-reviewof-world-energy-2015-full-report.pdf (дата обращения: 08.12.2017).
27. Dąborowski T. Drafting new gas projects in central and south-eastern Europe / Tomasz Dąborowski // Ośrodek Studiów Wschodnich: URL: http://www.osw.waw.pl/ en/publikacje/analyses/2015-04-22/drafting-new-gas-projects-central-and-south-easterneurope (дата обращения: 08.12.2017).
28. Directive 2009/73/EC of the European Parliament and of the Council of 13 July 2009 concerning common rules for the internal market in natural gas and repealing Directive 2003/55/EC // EUR-Lex: URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX%3A32009L0073 (дата обращения: 08.12.2017).
29. Directive 2012/27/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC Text with EEA relevance // EUR-Lex: URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex%3A32012L0027 (дата обращения: 08.12.2017).
30. EU’s energy market reforms making a difference // Platts: URL: http:// www.platts.ru/news-feature/2013/electricpower/eupackage/index (дата обращения: 08.12.2017).
31. European Commission, Implementing the Projects of Common Interest Regulation on guidelines for trans-European energy infrastructure & Connecting Europe Facility European Commission DG Energy // Ecologic Institute: URL: http:// www.ecologic.eu/sites/files/event/2014/01_viksne.pdf (дата обращения: 15.10.17).
32. European Council meeting (19 and 20 March 2015) – Conclusions // Consilium: URL: http://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2015/03/19-20 (дата обращения: 08.12.2017).
33. European Energy Security Strategy: Communication from the Commission to the European Parliament and the Council: COM(2014) 330 final // European Commission: URL: http://ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy/energy-security-strategy (дата обращения: 18.12.2017).
34. European Gas Target Model – Review and update Agency for the Cooperation of Energy Regulators URL: http://www.acer.europa.eu/events/presentation-of-acer-gas-target-model-/documents/european%20gas%20target%20model%20review% 20and%20update.pdf (дата обращения: 26.10.17)
35. Gabriel SA, Rosendahl KE, Egging Ruud, Avetisyan HG, Siddiqui S. Cartelization in gas markets: Studying the potential for a “Gas OPEC” // Energy Economics Volume 34, Issue 1. January 2012. P. 137
36. Globalization of Natural Gas Markets Working Papers WP-GG-01 The Globalization of Natural Gas Markets A Research Agenda URL: https://tu-dresden.de/gsw/wirtschaft/ee2/ressourcen/dateien/dateien/ordner_publikationen/wp_gg_01_research_agenda.pdf?lang=en (дата обращения: 06.12.17 )
37. Global Gas Security Review 2016 How Flexible are LNG Markets in Practice? / The International Energy Agency (IEA) URL: https://www.iea.org/publications/freepublications/publication/GlobalGasSecurityReview2016.pdf (дата обращения: 17.12.17 )
38. Global gas demand growth slows despite much lower gas prices URL: https://www.iea.org/Textbase/npsum/MTGMR2016SUM.pdf (дата обращения 11.10.17)
39. International Energy Outlook 2016 (IEO2016) URL: https://www.eia.gov/outlooks/ieo/pdf/0484(2016).pdf (дата обращения: 17.12.17 )
40. Heather P. The Evolution of European Gas Hubs. Presentation at the Centre for Energy and Environmental Economics and Policy. Milan, Bocconi University, May 28, 2014. 7 p. URL: http://www.iefe.unibocconi.it/wps/wcm/ connect/ce845142-22fa-40af-ac73-40a02ca2a3ad/Slides+Heather.pdf?MOD=AJPERES
41. Hiroshi Hashimoto, Shinya Tanaka, and Takeshi Yoshiyasu Structural Shifts in the Global LNG Market URL: https://eneken.ieej.or.jp/data/6680.pdf
42. Kelkar V. Towards a new natural gas policy // Economic and Political Weekly, 2009. 44(6), pp 8-10
43. Lewis Grey Advisory (2015) Gas Market Model Review. Department of Industry and Science. 2015
44. Medium-Term Gas Market Report. 2016. Energy Agency (IEA) URL: https://www.iea.org/newsroom/news/2016/june/iea-sees-major-shifts-in-global-gas-trade-over-next-five-years.html
45. Natural gas prices fall across the world // Atradius Economic Research - November 2015
46. Present & Future of Natural Gas Industry Secretariat of the Gas Exporting Countries Forum // Energy Economics & Forecasting Department URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/energy/se/pdfs/GC/mtgs/2015/6_forum.gc_dec2015/2_Sergeev_Industry_Forum.pdf
47. Ros-Lehtinen Urges Bush Administration to Prevent Creation of Natural Gas Cartel. Rice letter in advance of April meeting in Qatar between Russia, Iran URL: http://www.prnewswire.com/news-releases/ros-lehtinen-urges-bush-administration-to-prevent-creation-of-natural-gas-cartel-57759392.html
48. Rosendahl, Knut Einar, Sagen, Eirik Lund The Global natural gas market. Will transport cost reductions lead to lower prices? // Statistics Norway, Research Department URL: https://brage.bibsys.no/xmlui/handle/11250/180481
49. Stern J., Rogers H. The Dynamics of a Liberalised European Gas Market. Key Determinants of Hub Prices, and Roles and Risks of Major Players. Oxford Institute for Energy Studies NG-94, December 2014. 90 p. URL: www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2014/12/NG-94.pdf
50. Structural transition in gas prices // Timera Energy URL: http://www.timera-energy.com/structural-transition-in-gas-prices
51. The Dynamics of a Liberalised European Gas Market: Key determinants of hub prices, and roles and risks of major players Oxford Institute for Energy Studies URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2014/12/NG-94.pdf
52. The Oxford Institute for Energy studies URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2012/01/NG_59.pdf
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней