Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а в конечном счете и реализации полномочий главы государства в территориальном измерении сегодня призваны осуществлять аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также консультативные (совещательные) органы при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Практика показала: появление новых проблем в сфере государственного строительства и разрешение прежних закономерно и существенным образом влияют на различные аспекты их структурирования и направления работы, что требует от науки систематического предложения путей оптимизации функционирования данных структур.
Создание на территории РФ федеральных округов и института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах повлекло за собой системное изменение в размещении многих территориальных органов федеральных органов (перестройку по окружному принципу) как исполнительной власти, так и не относящихся к ней. Данные органы выполняют лишь функции отдельных федеральных органов государственной власти, особых окружных функций этих органов не предусмотрено.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с институтом полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью настоящей работы является анализ вопросов теории и практики Институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Задачами работы ставится:
рассмотреть понятие и характеристику полномочных представителей Президента в федеральных округах;
изучить порядок назначение полномочных представителей Президента в федеральных округах;
исследовать полномочия полномочных представителей Президента в федеральных округах;
проанализировать деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах;
выявить проблемные аспекты деятельности полномочных представителей Президента в федеральных округах;
определить перспективы правового регулирования полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция РФ,1 Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»2 и другие нормативные правовые акты.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых экономистов в рассматриваемой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что работа содержит выводы и предложения, которые могут быть использованы на практике в части совершенствования законодательства по анализируемым вопросам.
Структура работы: введение, три главы, заключение и библиографический список.
1. Понятие и порядок назначения полномочных представителей Президента в федеральных округах
1.1. Понятие и характеристика полномочных представителей Президента в федеральных округах
Федеральный уровень общения не исключает необходимости постоянного президентского «присутствия» на региональных территориях. В.В. Путин с приходом к президентской власти принял решение о создании новой и специфической территориальной единицы в России - федеральных округов.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.
Один округ включает в себя разное количество субъектов РФ. В каждый округ Президент назначает своего полномочного представителя, который в силу должности является «высокопоставленным» чиновником Администрации Президента РФ.
Создание федеральных округов сначала было оценено некоторыми учеными и практиками как шаг в сторону изменения территориального устройства Российской Федерации - замены более 80 субъектов РФ на 8 - 9 федеральных округов. Однако со временем стало ясно, что Президент не собирается этого делать.
Федеральные округа стали как бы средством укрепления отношений центра и субъектов РФ. Задачи полномочных представителей - не административные, а политико-организационные. Они призваны объединять усилия соответствующих субъектов РФ, деятельность их органов власти, в определенной мере и местного самоуправления. Предметом их заботы является также качество выполнения задач подразделениями федеральных структур в соответствующих регионах. В немалой степени полномочные представители должны контактировать с региональными общественными объединениями, религиозными организациями, выявлять настроения населения.3
В каждом субъекте РФ, как уже упомянуто, есть федеральный инспектор как представитель центра. Несмотря на как бы контрольные задачи, связанные со словом «инспектор», данное лицо в большей мере выполняет роль связующего звена для властей соответствующего субъекта и полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Хотя не исключаются и его «оценочные сигналы» наверх о качестве работы в субъекте, о настроениях населения, о проблемах и тревожных симптомах.
Руководитель государства в любом регионе мира призван заботиться о всестороннем развитии всей территории своей страны, она есть единое целое и составляет объект деятельности всех ветвей государственной власти. Естественно, что при этом глава государства обязан учитывать всю гамму общегосударственных и региональных особенностей - национальных, природно-географических, экономических и прочих. Ясно также, что задачи, обусловленные названными факторами, не решаются исключительно из центра, в соответствующих процессах и делах призваны активно участвовать региональные структуры государственной власти, местное самоуправление и управление в конкретных городах, районах, сельских поселениях.
Все сказанное относится к России, особенно если учесть, что это президентская республика с ощутимыми (сильными) полномочиями главы государства. Вместе с тем следует иметь в виду: наша страна - федеративное государство, что отражено и в ее наименовании - Российская Федерация. А это означает, что Конституцией закреплено наличие предметов ведения непосредственно Российской Федерации (ст. 71), совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (ст. 72); вопросы, остающиеся за пределами этих двух групп, Конституция относит к ведению субъектов Российской Федерации (ст. 73).
Таким образом, каждый уровень власти подключается к усилиям нижестоящих или вышестоящих органов, организуется сотрудничество, взаимодействие.
Исходя из ст. 71 Конституции РФ достаточно очевидно, что субъекты Российской Федерации, во многих случаях и муниципальный уровень, крайне заинтересованы, как подобные вопросы решаются на федеральном уровне; более того, частью федеральных решений являются задания, реализуемые на отдельных территориях. Соответственно субъекты Российской Федерации могут принимать участие в подготовке и далее реализации федеральных установок.4
В свою очередь, вопросы совместного ведения отражены в нашей Конституции таким образом, что предполагают взаимодействие центра и субъектов.
Реализация задач в сферах ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и субъектов РФ предполагает взаимные средства влияния сторон на решение соответствующих вопросов.
Для этих целей, с одной стороны, предполагаются как полномочия федеральных органов, так и существование их подразделений, действующих на территориях отдельных субъектов РФ или групп таких субъектов.
С другой стороны, есть возможности представительства субъектов РФ в федеральных органах государственной власти, а также образования специальных советов при федеральных органах, в состав которых входят представители от субъектов РФ, помимо этого - создания учреждений представительства субъектов при ряде федеральных органов.5
Перечисленные выше предпосылки взаимодействия федеральных и региональных органов означают для Президента РФ как главы государства необходимость таких направлений:
а) организация нормативного правового регулирования соответствующих отношений и процессов: и стимулированием законодательной активности парламента - Федерального Собрания России, и собственным нормотворчеством, и поручением Правительству РФ (порой федеральным министерствам) принятия необходимых актов;
б) непосредственное взаимодействие с органами власти субъектов РФ;
в) непосредственное влияние на кадровую политику в исполнительной власти субъектов РФ, в том числе как назначением временно исполняющих обязанности главы субъекта РФ, так и внесением кандидатур на этот пост, когда наступает время выборов;
г) направление своих уполномоченных лиц для организации руководства территориями, в том числе в качестве федеральных инспекторов, которые есть в каждом субъекте РФ;
д) выполнение задач контроля и координации в отношении региональных властей.
Таким образом, одним из шагов в развитии федерализма в России стало укрепление основ государственного федерализма путем укрепления федерального центра. Первым реальным шагом в этом направлении является подписание Указа Президента РФ N 849 от 13 мая 2000 г., которым учреждены федеральные округа и полномочные представители Президента в них. Указ стал попыткой оторвать местные подразделения федеральных ведомств от региональной исполнительной власти, резко усилить присутствие Президента РФ в регионах.
Назначение аппаратов полномочных представителей Президента состоит в практической реализации полномочий полномочных представителей Президента РФ, в содействии исполнению поставленных главой государства перед ними задач, а компетенцией охватываются практически все традиционные сферы исполнительно-распорядительной деятельности (организационная работа, социально-экономическая политика, финансы, обеспечение конституционных прав граждан, связи с общественными объединениями, правоохранительная деятельность, оборона, безопасность, правовое сопровождение, контроль).
Полномочные представители Президента РФ руководят деятельностью своих аппаратов, возглавляют их на принципах единоначалия и несут персональную ответственность за их организацию и деятельность. При этом весьма значимыми полномочиями представителей Президента РФ наделено и руководство Администрации Президента России.6
В организации аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах сочетаются функциональные и территориальные подходы.7
Структура аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в разных федеральных округах не является одинаковой, что предопределено их размером и особенностями территориального развития субъектов Российской Федерации, социально-экономическими приоритетами и политико-правовыми задачами руководства страны.
Так, например, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе включает: шесть его заместителей; два помощника; девять департаментов (департамент по социальной политике, департамент государственной службы, кадров и государственных наград, департамент по внутренней политике, департамент организационного и документационного обеспечения, департамент по контролю, департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, департамент по вопросам природопользования и топливно-энергетического комплекса, контрольный департамент, департамент по вопросам обороны, безопасности и правоохранительной деятельности); девять главных федеральных инспекторов (по количеству субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа).8
Несколько отличную структуру имеет аппарат полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе, в который входят: четыре его заместителя; семь департаментов (департамент по вопросам организационного и документационного обеспечения, департамент по вопросам внутренней политики, департамент по вопросам экономической и социальной политики, департамент по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности, департамент по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе, департамент по вопросам взаимодействия с федеральными органами государственной власти, контрольный департамент); семь главных федеральных инспекторов (по одному в Республиках Адыгея и Калмыкия, по одному в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и два в Краснодарском крае, один из которых в г. Сочи).
Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе организационно представляет собой следующее: четыре его заместителя; пять помощников; восемь департаментов (департамент по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе, департамент по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности, департамент по вопросам экономической и социальной политики, департамент информационно-аналитического и правового обеспечения, департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, контрольный департамент, департамент по внутренней политике, департамент организационного обеспечения); четырнадцать главных федеральных инспекторов (по количеству субъектов Российской Федерации, расположенных в границах Приволжского федерального округа).
В состав аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе входят: пять его заместителей; пять помощников; девять департаментов (департамент по вопросам внутренней политики, департамент по вопросам информационно-аналитического обеспечения и взаимодействия со средствами массовой информации, департамент по работе с органами власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями, департамент организационного обеспечения, контрольный департамент, департамент правового обеспечения, департамент по социально-экономическим вопросам, департамент по вопросам
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
5. Указ Президента РФ от 25.03.2004 N 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.03.2004, N 13, ст. 1188.
6. Указ Президента РФ от 06.04.2004 N 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.04.2004, N 15, ст. 1395.
7. Указ Президента РФ от 13.04.1996 N 549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» // Собрание законодательства РФ, 15.04.1996, N 16, ст. 1842.
8. Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.06.1994, N 7, ст. 697.
9. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 20. Ст. 2112.
10. Указ Президента РФ от 24 марта 2005 г. N 337 «О советах при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах» // СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1139.
11. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 337 «О Советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах» // СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1139 // «Собрание законодательства РФ», 28.03.2005, N 13, ст. 1139.
12. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2293.
13. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4312.
14. Указ Президента РФ от 20 марта 2011 г. N 329 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по сотрудничеству со странами Африки» // СЗ РФ. 2011. N 13. Ст. 1743.
15. Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. N 845 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 2012. N 25. Ст. 3347.
16. Указ Президента РФ от 16 марта 2012 г. N 305 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по Абхазии» // СЗ РФ. 2012. N 12. Ст. 1402.
17. Указ Президента РФ от 21 марта 2012 г. N 320 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по Приднестровью» // СЗ РФ. 2012. N 13. Ст. 1499.
18. Указ Президента РФ от 23 января 2012 г. N 96 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку» // СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 584.
19. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3509.
20. Распоряжение МИД России от 29 апреля 2003 г. N 17019/гс «О Совете глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
21. Указ Президента РФ от 15 июля 1992 г. N 765 «Об утверждении Положения о представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге» (с посл. изм. и доп.) (утратил силу) // САПП РФ. 1992. N 3. Ст. 102.
22. Указ Президента РФ от 5 февраля 1993 г. N 186 «О представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге» (с посл. изм. и доп.) (утратил силу) // САПП РФ. 1993. N 6. Ст. 481.
23. Указ Президента РФ от 18 декабря 1994 г. N 2201 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Чеченской Республике» (утратил силу) // РГ. 1994. 20 декабря.
24. Указ Президента РФ от 29 августа 1995 г. N 886 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Чеченской Республике» (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. N 36. Ст. 3526.
25. Указ Президента РФ от 19 октября 1996 г. N 1474 «Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия» (утратил силу) // СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4888.
26. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. N 696 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3421.
27. Распоряжение Президента РСФСР от 2 сентября 1991 г. N 34-рп «Об утверждении Временного положения о представительствах Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в республиках в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» (с посл. изм. и доп.) (утратило силу) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 43. Ст. 1396.
Научная и учебная литература:
28. Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 11. С. 42.
29. Бондарец Е.А. Конституционно-правовой статус главы государства в системе власти современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 9.
30. Валуева О.М. Российская Конституция и публичная администрация: параллельные миры? // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 3. С. 40 - 57.
31. Гаджиев А.К. Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе: назначение, структура, полномочия // Российская юстиция. 2014. N 1. С. 59
32. Гаджиев А.К. К вопросу об организационно-правовых основах обеспечения деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 6. С. 12.
33. Гаджиев А.К. К вопросу о создании современного механизма обеспечения деятельности представителей главы государства на местах // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 6. С. 38.
34. Гаджиев А.К., Черкасов К.В. Некоторые аспекты административно-правового статуса главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе // Современное право. 2013. N 1. С. 11 – 15.
35. Гончаров В.В., Жилин С.М. Институт Президента Российской Федерации как основа системы исполнительной власти в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2014. N 9. С. 145.
36. Городецкая Н. Национальный вопрос поставят перед уполномоченным // КоммерсантЪ. 2012. 21 марта.
37. Граник И., Тирмастэ М.-Л., Самохина С. Предпринимателя уравняют в правах с человеком // КоммерсантЪ. 2012. 7 июня.
38. Гуркин С. Бизнес-омбудсмен Борис Титов будет проверять действия полиции при обысках в компаниях // Деловой Петербург. 2012. 24 июля.
39. Жебит М. Минрегионразвития призывает создать институт уполномоченных по межнациональным отношениям // Известия. 2012. 29 фев.
40. Зуйков А.В., Валуева О.М. О законодательном закреплении правового статуса Администрации Президента Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 38.
41. Козлов П. Правительство готовит ответ на национальный вопрос // Известия. 2012. 20 марта.
42. Козлов П., Шишкунова Е. Общественная палата покупает особняк в центре Москвы // Известия. 2012. 5 мая.
43. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 129.
44. Кузнецова О.А. Выдача доверенности как способ оформления института представительства // Юридический мир. 2016. N 1. С. 59
45. Латухина К. Сто шагов вперед // Российская газета. 2012. 3 фев.
46. Морозова А.С., Карасев А.Т. Проблемы совершенствования федеративных отношений в России: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 10. С. 27.
47. Нагорных И. Кремль наградил коммунистов эпитетами // Коммерсантъ. 2014. 10 июля.
48. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. С. 78.
49. Прокофьев В.Н. Вызовы президентализма и перспективы развития демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 9. С. 22.
50. Прокофьев В.Н. Пределы компетенции Администрации Президента Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 12. С. 45.
51. Путин В. Демократия и качество государства // КоммерсантЪ. 2013. 6 фев.
52. Сергеев С.Г. «Уполномоченные» и «спецпредставители»: расширение и углубление внеконституционности в системе государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 17.
53. Синцов Г.В. Уполномоченный по правам ребенка в системе органов государственной власти // Lex russica. 2016. N 7. С. 160.
54. Смирникова Ю.Л. Субъекты исполнительной власти: финансово-правовые аспекты деятельности // Административное право и процесс. 2016. N 5. С. 55.
55. Совет при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Утвержден распоряжением Администрации Президента Российской Федерации от 12 сентября 2012 г. N 1765 // URL: http://www.cfo.gov.ru.
56. Стрельников А.О. Правовые проблемы статуса представительного органа муниципального образования // Административное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 8.
57. Филатов С.А. Когда народ ни при чем // Экономические стратегии. Центральная Азия. 2007. N 1.
58. Черкасов К.В. Становление и развитие института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах / под ред.: Сергун П.П. Саратов: СЮИ МВД России, 2006. С. 44 - 77.
59. Чернега Ю. «Общий знаменатель нарушений - Администрация Президента» // Коммерсантъ. 2005. 27 января.
60. Шахрай С.М. Неизвестная Конституция. М., 2015. С. 244.
61. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 84.
Интернет сайты:
62. Официальные сайты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в сети Интернет. URL: www.cfo.gov.ru, www.szfo.gov.ru, www.uralfo.ru
63. Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе // http://www.uralfo.ru.
64. Официальная стенограмма встречи Президента РФ В. Путина с представителями общественных организаций предпринимателей 24 мая 2012 г. // URL: http://президент.рф/новости/15423
65. Официальная стенограмма заседания рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство» 10 апреля 2012 г. // URL: http://президент.рф/новости/14995
66. Официальная стенограмма встречи Президента РФ В. Путина с представителями общественных организаций предпринимателей 24 мая 2012 г. // URL: http://президент.рф/новости/15423