Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Морское пиратство – древнее преступление, которое до сих пор не исчезло, и середину 90-х гг. в XX века можно считать началом нового золотого веке пиратства. Хотя современное пиратство начало расти более трех десятилетий назад, международное сообщество начало бороться с ним только десять лет назад на повседневной основе. Вот почему можно утверждать, что в этом столетии оно стало настоящим международным преступлением. Пиратство всегда было связано с Карибским регионом, и оно появилось там снова, но есть и новые горячие точки. В последнее десятилетие район Аденского залива является одним из больших очагов морского пиратства, несмотря на то, что с 90-х годов большинство зарегистрированных нападений происходило в Юго-Восточной Азии. Гвинейский залив также опасен, и там происходят самые жестокие пиратские нападения. Пираты ставят под угрозу важнейшую морскую торговую линию во всем мире. Они нанесли большой экономический ущерб, а также угрожают жизням моряков. Очевидно, что международное сообщество должно бороться с пиратством. Существует несколько совместных патрулей во всех упомянутых выше регионах, но какими бы эффективными они ни были, они не могут противостоять морскому пиратству. Государствам приходится иметь дело с уголовной ответственностью пиратов, чтобы создать реальную сдерживающую силу, препятствующую повторному совершению ими преступлений. Определенно, действия сомалийских пиратов привлекли внимание всего мира к этой угрозе. Немногим более десяти лет назад их нападения были повседневными и часто появлялись в новостях. Их действия также заставили международное сообщество отреагировать, хотя современное пиратство стало проблемой с 1990-х годов. В данной работе будет представлено определение пиратства, используемые различными международными соглашениями, и причины, по которой оно все еще осуществляется сегодня, и его основные горячие точки. В анализе представлены проблемы подотчетности и вопрос о том, необходимо ли включить преступление морского пиратства в Римский статут Международного уголовного суда.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ международно-правовых аспектов борьбы с пиратством.
Задачи исследования:
определить понятие пиратства в морской практике и уголовном праве;
рассмотреть виды пиратства и его определение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;
охарактеризовать пиратов как субъектов преступления международного характера;
исследовать морские суда как средство и объекты пиратства;
описать защиту субъектов торгового мореплавания от пиратских атак и нападений;
представить порядок расследования пиратских нападений;
проанализировать практику привлечения к ответственности за пиратство.
Объект исследования – морское пиратство на современном этапе.
Предмет исследования – основные направления и тенденции борьбы с пиратством на международном уровне.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из трех глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Морское пиратство – древнее явление, и его история насчитывает сотни лет. Ранее пиратское право существовало в форме обычного права и практики. Только в XX веке началась кодификация обычного права и практики, связанных с пиратством . В течение лет этот закон развивался, с увеличением числа операций по борьбе с морским пиратством также возникли некоторые юридические сложности.
Операции по борьбе с морским пиратством требуют сотрудничества и координации на международном, региональном и национальном уровнях. На национальном уровне правительственным учреждениям необходимо разработать согласованную систему обмена информацией и данными, чтобы избежать пробелов и дублирования в рамках системы. Режим борьбы с пиратством в некоторой степени добился успеха в борьбе с пиратством, но из-за характера и места действия закона полное искоренение пиратства представляется невозможным .
Определение пиратства ставило в тупик академическое сообщество с тех пор, как впервые начались усилия по кодификации. Исследователи из Гарварда при разработке Гарвардского проекта Конвенции о пиратстве 1932 года предприняли попытку дать определение пиратству, проведя различие между его определением по международному праву и внутреннему законодательству.
Данное различие было основано на местонахождении акта, поскольку международное пиратство совершалось за пределами всех территориальных юрисдикций, тогда как по внутреннему законодательству пиратство совершалось в пределах территориальной юрисдикции государства. Они далее указали, что согласно внутреннему законодательству пиратство является преступлением, но не по международному. Их доводы основывались на том факте, что международное право отличается от национального права, поскольку оно не применяется к частным лицам. Другими словами, не существует сверхправительства и международного отправителя правосудия для частных лиц. Морское пиратство рассматривается не как преступление по международному праву, а лишь как особое основание для государственной юрисдикции .
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Конвенция SUA) 1988 г. помогает установить договорную юрисдикцию в отношении пиратской деятельности в международных водах. Основная цель конвенции заключается в обеспечении принятия надлежащих мер в отношении лиц, совершающих незаконные действия против судов. К ним относятся:
захват судов силой;
акты насилия в отношении лиц, находящихся на борту судов;
размещение на борту судна устройств, которые могут привести к его разрушению или повреждению.
Конвенция обязывает Договаривающиеся правительства либо выдавать, либо осуществлять судебное преследование предполагаемых правонарушителей.
На Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1958 года была принята Конвенция открытого моря , которая включала 8 статей, статьи с 14 по 22, касаются пиратства. Согласно статье 15 Конвенции об открытом море 1958 года, пиратство состоит из любого из следующих деяний:
1. Любые незаконные акты насилия, задержания или любой акт грабежа, совершенные в личных целях экипажем или пассажирами частного судна или частного воздушного судна и направленные:
в открытом море, против другого судна или воздушного судна, или против лиц или имущества, находящихся на борту такого судна или воздушного судна;
против судна, воздушного судна, лиц или имущества в месте за пределами юрисдикции любого государства.
2. Любой акт добровольного участия в эксплуатации судна или воздушного судна с осознанием фактов, делающих его пиратским судном или воздушным судном
3. Любой акт подстрекательства или умышленного содействия деянию.
Согласно ст. 14, пиратство может быть совершено только в открытом море или в месте, расположенном за пределами территориальной юрисдикции любого государства, и не может быть совершено в пределах территории государства или в его территориальном море. Акты пиратства могут совершаться не только судами в открытом море, но и воздушными судами, если такие акты совершаются против судов в открытом море. Действия, совершенные на борту судна экипажем или пассажирами и направленные против самого судна или против лиц или имущества, находящихся на судне, не могут рассматриваться как акты пиратства .
Согласно ст. 20, действия государств в отношении судов, подозреваемых в участии в пиратстве, должны осуществляться с большой осмотрительностью, чтобы избежать трений между государствами . Следовательно, важно, чтобы право на принятие мер было ограничено военными кораблями, поскольку другие государственные суда не обеспечивают таких же гарантий от злоупотреблений. Для того чтобы иметь возможность осуществлять определенные из своих прав, государство должно обладать морской прибрежной полосой, находящейся под его исключительным владычеством .
Являясь главным органом Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ежегодно рассматривает проблему пиратства в рамках своих обсуждений по пункту повестки дня Мировой океан и морское право . Генеральная Ассамблея рассматривала проблему пиратства в ряде своих резолюций по мировому океану и морскому праву, где она, среди прочего, настоятельно призвала государства сотрудничать в пресечении этого преступления, а также предпринять надлежащие шаги в соответствии со своим национальным законодательством для содействия задержанию и судебному преследованию тех, кто предположительно причастен к этому преступлению. В резолюции 64/71 (2009) , принятой 4 декабря 2009 года, Генеральная Ассамблея, признавая негативное воздействие, которое акты пиратства оказывают на моряков, также предложила всем государствам, Международной морской организации и Международной организации труда рассмотреть возможные решения для моряков и рыбаков, ставших жертвами пиратов.
Также Конвенция СОЛАС , учреждающая Международную морскую организацию (ИМО), была принята в Женеве в 1948 году, а первое заседание ИМО состоялось в 1959 году. Основной задачей ИМО была разработка и поддержание всеобъемлющей нормативной базы для судоходства, и сегодня в ее компетенцию входят вопросы безопасности, охраны окружающей среды, юридические вопросы, техническое сотрудничество, безопасность на море и эффективность судоходства.
В ИМО есть шесть основных органов, занимающихся принятием или реализацией конвенций. Ассамблея и Совет являются главными органами, а участвующими комитетами являются Комитет по безопасности на море, Комитет по защите морской среды, Юридический комитет и Комитет по содействию. События в судоходстве и других смежных отраслях обсуждаются государствами-членами в этих органах, и необходимость в новой конвенции или поправках к существующим конвенциям может быть поднята в любом из них.
Как видно, международно-правовые полномочия государств по борьбе с морским пиратством и другими незаконными актами, связанными с насилием на море, вытекают из нескольких документов. Государства-члены ЕС также уполномочены бороться с пиратством в соответствии с Совместным решением 2008/851/CFSP о военной операции ЕС по содействию сдерживанию, предотвращению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя у побережья Сомали .
Статья 2 наделяет их мандатом на условиях, установленных соответствующим международным правом и резолюциями СБ ООН 1814 (2008), 1816 (2008) и 1838 (2008) принимать необходимые меры, включая применение силы, для сдерживания, предотвращения и вмешаться, с тем чтобы положить конец актам пиратства и вооруженного разбоя, которые могут совершаться в районах присутствия .
Таким образом, морское пиратство – это, по сути, преступление, нарушающее международное право. Это преступление, которое наделяет любое государство полномочиями осуществлять свою национальную юрисдикцию. Каждое государство имеет право преследовать пиратов в судебном порядке и наказывать их за преступления пиратства независимо от места, в котором эти преступления совершаются. В результате этой универсальной юрисдикции каждое государство имеет право преследовать пиратов в судебном порядке в соответствии со своим национальным законодательством независимо от первоначального гражданства пирата, регистрации судна или пункта назначения груза. Хотя морское пиратство является постоянной международной проблемой, поскольку оно ставит под угрозу экономику вовлеченных государств, оно подрывает безопасность судов и членов экипажей соответствующих судов.
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (ЮНКЛОС) обеспечивает основу для пресечения пиратства в соответствии с международным правом, в частности, в ее статьях 100-107 и 110 она отражает международное обычное право .
Совет Безопасности неоднократно подтверждал, что международное право, отраженное в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, устанавливает правовые рамки, применимые к борьбе с пиратством и вооруженным разбоем на море, а также к другой деятельности в океане.
Статья 100 ЮНКЛОС предусматривает, что все государства должны сотрудничать в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции любого государства. Генеральная Ассамблея также неоднократно призывала государства сотрудничать в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем на море в своих резолюциях по мировому океану и морскому праву .
Подход ЮНКЛОС заключается в разделении вод земли на различные юридические категории, в широком смысле это территориальные воды, прилежащая зона и открытое море . Отдел по вопросам океана и морскому праву, являясь секретариатом ЮНКЛОС, уполномочен предоставлять информацию и консультации по единообразному и последовательному применению положений ЮНКЛОС, включая те, которые имеют отношение к пресечению пиратства.
Он также уполномочен представлять информацию о соответствующих событиях в области мирового океана и морского права Генеральной Ассамблее, а также Совещанию государств-участников ЮНКЛОС в ежегодных докладах Генерального секретаря о мировом океане и морском праве. В этих отчетах содержится обновленная информация о событиях, связанных с пиратством и другими преступлениями на море.
Хотя ЮНКЛОС устанавливает правовую базу, которая предоставляет государствам широкие возможности для принятия мер против пиратства, ответственность за выполнение положений ЮНКЛОС в рамках их собственного национального законодательства лежит на государствах. Государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы их военные и сотрудники правоохранительных органов обладали необходимыми полномочиями в соответствии с национальным законодательством для осуществления ареста и судебного преследования подозреваемых пиратов. В этой связи важно также помнить, что согласно ЮНКЛОС универсальная юрисдикция является разрешительной. То есть осуществление такой юрисдикции государствами является не обязательством, а правом .
Определение пиратства в ЮНКЛОС было вдохновлено Гарвардским проектом Конвенции о пиратстве 1932 и Конвенцией открытого моря 1958 года. Ключевыми аспектами пиратства в соответствии со статьей 101 ЮНКЛОС являются:
совершение в частных целях;
совершение в открытом море;
совершение одним судном на другом судне.
Первый элемент определения ЮНКЛОС, а именно частные цели, был предметом обсуждения. Вопрос вращается вокруг animo furandi закона. Другими словами, исключает ли это действия, совершенные при спонсорстве государства, или требует элемента animo furandi, таким образом исключая политически мотивированные действия.
Комиссия международного права (ILC) ясно дала понять, что animo furandi не требуется, поскольку пиратство может совершаться из чувства ненависти или мести, а не только ради личной выгоды. Более того, акт пиратства должен быть совершен в личных целях. Использование слова частная цель указывает на отсутствие аргумента о государственном спонсорств е.
С другой стороны, некоторые ученые утверждают, что animo furandi, в отличие от политических мотивов, является существенным элементом акта пиратства. Согласно этому аргументу, если есть animo furandi, то это предполагает, что действие было совершено из корыстных побуждений. В этом случае рассмотрение mens rea помогло бы определить, было ли действие политически мотивированным или нет. Отказ от рассмотрения animo furandi приведет к дисквалификации действий, совершенных по политическим или идеологическим соображениям, как пиратских .
Второй элемент определения ЮНКЛОС требует, чтобы акт пиратства был совершен в открытом море, поскольку акт пиратства тесно связан с концепцией универсальной юрисдикции. Интересно, что как прилежащая зона, так и исключительная экономическая зона рассматриваются как открытое море для пиратства.
Некоторые утверждали, что это требование выводит многие случаи насилия на море из сферы действия определения, особенно те, которые подпадают под юрисдикцию государства. Например, акты пиратства, совершаемые в территориальных водах Сомали. Международное сообщество не могло бы проводить операции по борьбе с пиратством у побережья Сомали в пределах территориального моря, если бы сомалийское TGF (Переходное федеральное правительство) не дало согласия на такие операции .
Вот почему, некоторые ученые утверждали, что требование пиратства в открытом море служит сдерживающим фактором для стратегий правоприменения, поскольку антипиратские операции не могут быть начаты в территориальном море государства без надлежащих разрешений. Но с точки зрения международного права требование открытого моря является обязательным, поскольку оно совпадает с концепцией суверенного равенства и территориальной целостности или политической независимости государств, как это предусмотрено Уставом Организации Объединенных Наций .
Фрагмент для ознакомления
3
1. International Convention for the Safety of Life at Sea (SOLAS), 1974. – URL: https://www.imo.org/en/About/Conventions/Pages/International-Convention-for-the-Safety-of-Life-at-Sea-(SOLAS),-1974.aspx (дата обращения: 24.02.2024)
2. The Convention for the Suppression of Unlawful Acts against the Safety of Maritime Navigation, 10 March 1988, Rome, Italy. – URL: https://treaties.un.org/doc/db/Terrorism/Conv8-english.pdf (дата обращения: 24.02.2024)
3. United Nations Conference on the Law of the Sea (Geneva, 24 February — 27 April 1958). – URL: https://legal.un.org/diplomaticconferences/1958_los/ (дата обращения: 24.02.2024)
4. United Nations Convention on the Law of the Sea, Montego Bay, 10 December 1982. – URL: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetailsIII.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XXI-6&chapter=21&Temp=mtdsg3&clang=_en (дата обращения: 24.02.2024)
5. Resolution A.1091(28) Adopted on 4 December 2013 (Agenda item 6). – URL: https://wwwcdn.imo.org/localresources/en/KnowledgeCentre/IndexofIMOResolutions/AssemblyDocuments/A.1091(28).pdf (дата обращения: 05.03.2024)
6. Resolution adopted by the General Assembly on 4 December 2009 (A/RES/64/71). – URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_64_71.pdf (дата обращения: 24.02.2024)
7. Резолюции Совета Безопасности ООН 2008 года, S/RES/1838 (2008). – URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-2008 (дата обращения: 05.03.2024)
8. Резолюции Совета Безопасности ООН 2008 года, S/RES/1851 (2008). – URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/resolutions-adopted-security-council-2008 (дата обращения: 05.03.2024)
9. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года с изменениями. – URL: https://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf (дата обращения: 05.03.2024)
10. Иглин, А. В. Пиратство в международном праве / А. В. Иглин, А. П. Маюшкин // Теория права и межгосударственных отношений. – 2015. – № 2(2). – С. 20-42.
11. Семенов, С. А. Пиратство как преступление международного характера / С. А. Семенов // Синергия Наук. – 2020. – № 52. – С. 180-186.
12. Щербакова, А. С. К вопросу о роли международных организаций в борьбе с морским пиратством / А. С. Щербакова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2013. – Т. 4, № 3(10). – С. 222-232.
13. Ahmad M. Maritime piracy operations: Some legal issues // Journal of International Maritime Safety, Environmental Affairs, and Shipping. – 2020. – P. 62-69.
14. Anyanova E. Piracy in Modern International Law // Global Peace and Security. – 2022. – P. 1-19.
15. Dahalan W., Kisahi A.B., Sevanathan S., Nasir M. The challenges of prosecuting maritime pirates // Sriwijaya Law Review. – 2020. – P. 1-17.
16. Frackowiak K. Maritime Piracy in the Substantive Criminal Law // Internal Security. – 2013. – 5(1). – P. 159-171.
17. Global Counter Piracy Guidance for Companies, Masters and Seafarers // Witherby Publishing Group Ltd, 2018. – 85 p.
18. Gruetter E. Piracy, a Crime of Universal Jurisdiction: A Perspective into the History of United States Piracy Jurisprudence, its English Common Law Roots, and Relationship with the Law of Nations // SSRN. – 2021. – P. 1-39.
19. Hespen I.V. Developing the Concept of Maritime Piracy: A Comparative Legal Analysis of International Law and Domestic Criminal Legislation // The International Journal of Marine and Coastal Law. – 2016. – 31(2). – P. 279-314.
20. Jambhulkar S. Maritime Piracy and Responses of International Law // SSRN. – 2013. – P. 1-19.
21. Johri S., Krishnan S. Piracy And Maritime Security // World Affairs: The Journal of International Issues. – 2019. – P. 80-101.
22. Karska E. Piracy and International Criminal Law // Polish Review of International and European Law. – 2013. – 2(1):41. – P. 41-68.
23. Langton M. Piracy and International Humanitarian Law // War Crimes Memoranda. – 2012. – 28. – P. 1-27.
24. Maritime crime: a manual for criminal justice practitioners // United Nations office on drugs and crime: Vienna, 2019. – 184 p.
25. Pászka I.A. Maritime piracy as an international crime in the 21st century // Belvedere Meridionale. – 2018. – 30(4). – P. 96-107.
26. Tsenga P., Her Z., Pilcher N. Piracy defense strategies for shipping companies and ships: A mixed empirical approach // Maritime Transport Research. – 2021. – P. 1-14.
27. Chadwick M. Emerging Voices: Theorising Universal Jurisdiction–Time to Reappraise the Piracy Analogy. – URL: http://opiniojuris.org/2019/08/19/emerging-voices-theorising-universal-jurisdiction-time-to-reappraise-the-piracy-analogy/ (дата обращения: 05.03.2024)
28. Maritime piracy: what recent developments of a well-established threat. – URL: https://www.riskintelligence.eu/feature-articles/maritime-piracy-what-recent-developments-of-a-well-established-threat (дата обращения: 05.03.2024)
29. Measuring International Law through Piracy. – URL: https://www.ias.edu/ideas/2012/kontorovich-piracy (дата обращения: 05.03.2024)
30. Møller B. Piracy, maritime terrorism and naval strategy. – URL: https://www.files.ethz.ch/isn/96541/2009-02_%20Piracy_maritime_terrorism_and_naval_strategy.pdf (дата обращения: 05.03.2024)
31. Piracy and armed robbery against ships. – URL: https://www.imo.org/en/OurWork/Security/Pages/PiracyArmedRobberydefault.aspx (дата обращения: 05.03.2024)
32. Piracy and armed robbery at sea. – URL: https://www.gard.no/web/content/piracy-and-armed-robbery-at-sea (дата обращения: 05.03.2024)
33. Piracy. – URL: https://www.internationalcrimesdatabase.org/Crimes/Piracy (дата обращения: 05.03.2024)
34. Preventing Piracy: Best Practices for Maritime Security. – URL: https://criticalmaritimeroutes.eu/preventing-piracy-best-practices-for-maritime-security.html (дата обращения: 05.03.2024)
35. Protecting crews and ships from piracy by arming merchant vessels for self defense. – URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=c834dd3d-bb76-4064-8cc4-1e12046001d5 (дата обращения: 05.03.2024)
36. Ships under attack. – URL: https://www.ukmto.org/indian-ocean/best-management-practices/ships-under-attack (дата обращения: 05.03.2024)
37. Somali pirates are back on the attack at a level not seen in years, adding to global shipping threats. – URL: https://www.cnbc.com/2024/02/06/somali-pirates-are-back-on-the-attack-at-a-level-not-seen-in-years.html (дата обращения: 05.03.2024)
38. Sunvold D.D. Understanding modern maritime piracy: a complex adaptive system approach. – URL: https://apps.dtic.mil/sti/tr/pdf/ADA600192.pdf (дата обращения: 05.03.2024)
39. What Can Shippers Do Against Pirate Attacks At Sea. – URL: https://www.marineinsight.com/marine-piracy-marine/can-shippers-pirate-attacks-sea/ (дата обращения: 05.03.2024)