Фрагмент для ознакомления
2
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ЗСТ – здоровьесберегающие технологии.
КГ – контрольная группа.
КСЭ – констатирующий эксперимент.
КТЭ – контрольный эксперимент.
МБС – медико-биологическое сопровождение.
ППД – профессионально-педагогическая деятельность.
ОПК – общепрофессиональные компетенции.
ПК – профессиональные компетенции.
ФГОС – Федеральный государственный стандарт.
ФЗ – Федеральный закон.
ФЭ – формирующий эксперимент.
ЭГ – экспериментальная группа.
АННОТАЦИЯ
Магистерская диссертация на тему «Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности»» состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Каждый будущий учитель должен не только уметь работать с детьми с педагогической точки зрения, но и иметь навыки оказания им первой помощи в экстренных ситуациях, а также выявления нарушений физического и психического здоровья для быстрого принятия организационных решений по оказанию помощи. В программе обучения будущих педагогов – как на уровне среднего, так на ступени высшего профессионального образования, существует специальный модуль «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности», который направлен на формирование этих навыков и способностей, однако его реализация в образовательном процессе зачастую бывает неполной и основана только на получении теоретических знаний, что на взгляд автора магистерской диссертации, является неправильным подходом и составляет проблему данного исследования.
Вопрос о приобретении будущими педагогами медико-биологических знаний, которые имеют высокий уровень практической значимости, недостаточно широко рассматривается в научной литературе, что подтверждает актуальность, теоретическую и практическую значимость, а также научную новизну данного исследования.
Цель исследования – провести анализ формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности». Объект исследования – общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих учителей. Предмет исследования – формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности».
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения аспектов формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности». Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой и апробацией программы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности», которая может быть применена на практике в различных педагогических ВУЗах России.
Научная новизна исследования основана на оценке эффективности разработанной программы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности».
В первой главе, «Теоретические аспекты формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности»», характеризуются общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих учителей, раскрывается содержание модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности», определяются принципы и способы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей.
Во второй главе, «Организация и методы исследования», описывается организация исследования, а также обозначаются методы исследования
В третьей главе, «Разработка и апробация программы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности»», проводится диагностика общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей, разработывается и апробируется программа формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности», а также оценивается эффективность программы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности».
РЕФЕРАТ
Магистерская диссертация на тему «Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности»» состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Каждый будущий учитель должен не только уметь работать с детьми с педагогической точки зрения, но и иметь навыки оказания им первой помощи в экстренных ситуациях, а также выявления нарушений физического и психического здоровья для быстрого принятия организационных решений по оказанию помощи. В программе обучения будущих педагогов – как на уровне среднего, так на ступени высшего профессионального образования, существует специальный модуль «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности», который направлен на формирование этих навыков и способностей, однако его реализация в образовательном процессе зачастую бывает неполной и основана только на получении теоретических знаний, что на взгляд автора магистерской диссертации, является неправильным подходом и составляет проблему данного исследования.
Вопрос о приобретении будущими педагогами медико-биологических знаний, которые имеют высокий уровень практической значимости, недостаточно широко рассматривается в научной литературе, что подтверждает актуальность, теоретическую и практическую значимость, а также научную новизну данного исследования.
Цель исследования – провести анализ формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности». Объект исследования – общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих учителей. Предмет исследования – формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности».
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения аспектов формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности». Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой и апробацией программы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности», которая может быть применена на практике в различных педагогических ВУЗах России.
Научная новизна исследования основана на оценке эффективности разработанной программы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности».
В первой главе, «Теоретические аспекты формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности»», характеризуются общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих учителей, раскрывается содержание модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности», определяются принципы и способы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей.
В п. 1.1, «Характеристика общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей», определено, что в настоящее время в Российской Федерации существует выраженная проблема автономии образовательных программ, которые реализуются в практике обучения будущих педагогов, что вызывает необходимость унификации этих программ и приведение их в соответствие существующего Федеральному образовательному стандарту, существующему в данной области. Требования Федерального образовательного стандарта, который существует в настоящий момент, не в полной мере раскрывают все необходимые педагогические условия, в которых могут успешно формироваться общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих учителей.
Выявлено, что общепрофессиональные компетенции готовят студента к будущей профессиональной деятельности педагога, однако не уточняют множества моментов, которые могут быть важными в практической деятельности. Профессиональные компетенции в образовании будущих педагогов более конкретны и точны. Их выбор обусловлен тем, какую специализацию выбирает будущий педагог, поскольку преподавание различных дисциплин предполагает получение разных знаний, навыков и умений.
В п. 1.2, «Содержание модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности»», выявлено, что для каждого учителя в процессе реализации его профессиональной деятельности крайне важно не только эффективно преподавать выбранную им учебную дисциплину, но и постоянно думать о том, чтобы школьники были в безопасности, чтобы во время учебного процесса у них не было нарушений физического и психического здоровья. Поэтому важными навыками будущего педагога являются медико-биологические, т.е. направленные на выявление проблем со здоровьем, а также применение здоровьесберегающих технологий.
Определено, что, учитывая, что педагогическая профессия входит в систему «человек – человек», важно понимать, что у будущего учителя должны вырабатываться специальные коммуникативные навыки, которые позволят учителю формировать доверительную обстановку в школьном классе и выявлять различные проблемы на ранних этапах из возникновения. Также будущий педагог должен в рамках учебного процесса и внеурочной деятельности уметь проводить различные мероприятия, связанные с реализацией здоровьесберегающих технологий, что важно для того, чтобы современные школьники имели возможность профилактики различных заболеваний, вели здоровый образ жизни и имели элементарные знания о возможных вредных факторах, которые могут негативно сказаться на их физическом и психическом состоянии.
В п. 1.3, «Принципы и способы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей», указывается на то, что современная система педагогического образования состоит из ряда противоречий. Программы и стандарты, которые существуют на сегодняшний день, говорят о том, что компетенции представляют собой комплекс знаний, навыков и умений, которыми должен обладать будущий педагог для успешной профессиональной деятельности. Однако компетентностный подход к организации образования будущих учителей корректирует это понятие и говорит о том, что знаниями, навыками и умениями нужно не просто обладать, а еще и уметь использовать их в каждой конкретной ситуации в соответствии с ней.
Определено, что для успешного формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов принципиально важно гармонично сочетать процессы обучения и воспитания, в рамках которых будут, с одной стороны, формироваться знания, навыки и умения, а с другой – развиваться определенные личностные качества, которые помогут будущему учителю правильно использовать их в своей профессиональной деятельности.
Во второй главе, «Организация и методы исследования», описывается организация исследования, а также обозначаются методы исследования.
В п. 2.1, «Организация исследования», дается указание на то, что экспериментальное исследование, направленное на апробацию программы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей на основе дисциплин модуля «Медико-биологическое сопровождение профессионально-педагогической деятельности», было проведено на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.
Также отмечается, что в исследовании приняло участие 60 студентов 4 курса всех отделений Естественно-географического факультета, которые разделены случайным образом на 2 группы – контрольную и экспериментальную, в каждой из которых состояло по 30 человек.
В п. 2.2, «Методы исследования», раскрывается, что для проведения диагностики сформированности компетенций будущих учителей в сфере медико-биологического сопровождения профессионально-педагогической деятельности была разработана специальная комплексная методика оценки, которая состоит из теоретических вопросов и практических заданий, позволяющих определить, насколько учитель готов к профессиональной деятельности с точки зрения возможности обеспечивать учебный процесс с медико-биологической точки зрения.
Отмечено, что разработанная методика состоит из четырех блоков: определения теоретических знания будущего учителя в медико-биологической сфере, выявления практических умений будущего учителя в медико-биологической сфере, способность будущего учителя к эмпатии, а также уровень внимательности будущего педагога к возможным негативным проявлениям физического или психического здоровья учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1.Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 01 января 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2024. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=ludb5em3r9156840107 (дата обращения: 29.03.2024).
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 121 «Об утверждении «Федерального государственного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»» от 22 февраля 2018 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. – 2024. – URL: https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=ludb9blep3852138293 (дата обращения: 29.03.2024).
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 126 «Об утверждении «Федерального государственного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»» от 22 февраля 2018 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. – 2024. – URL: https://base.garant.ru/71897874/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=ludbdoju2f956934328 (дата обращения: 29.03.2024).
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. – 2024. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083577/?ysclid=ludbgkf00356828991 (дата обращения: 29.03.2024).
II. Диссертации и монографии
5.Вашлаева, Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога в системе повышения квалификации. Дисс. на соиск. уч. ст. к. педаг. н. / Л.П. Вашлаева. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2003. – 256 с.
6.Гуревич, С.С. Образовательные технологии в педагогическом образовании / С.С. Гуревич. – Липецк: Старт, 2021. – 350 с.
7.Иванова, И.М. Математическая статистика в психологии и педагогике / И.М. Иванова. – Липецк: Адамант, 2021. – 430 с.
8.Касаткина, О.В. Методы корреляционного анализа / О.В. Касаткина. – Чита: Спектр, 2020. – 220 с.
9.Ким, И.С. Обучение в педагогическом ВУЗе / И.С. Ким. – Калининград: Атмосфера, 2023. – 580 с.
10.Коловратова, Л.В. Технологии педагогического образования / Л.В. Коловратова. – Таганрог: Статут, 2023. – 490 с.
11.Нагорнова, А.Ю., Белохвостов, А.А., Аршанский, Е.Я. Профессиональное мастерство современного педагога. Коллективная монография / А.Ю. Нагорнова, А.А. Белохвостов, Е.Я. Аршанский. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 442 с.
12.Романцов, М.Г. Медико-биологическое сопровождение учебного процесса в вузе. Монография / М.Г. Романцов. – СПб.: Лань, 2000. – 105 с.
13.Тропинина, Ю.С. Педагогическое образование. Вопросы и ответы / Ю.С. Тропинина. – Самара: Актион, 2021. – 460 с.
III. Статьи и материалы научных конференций
14.Александрова, И.Т., Широкова, А.П., Самохвалова, Е.Н. Компетенции в обучении будущих педагогов: теоретические и методологические подходы к исследованию / И.Т. Александрова, А.П. Широкова, Е.Н. Самохвалова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 9. – С. 75–89.
15.Васнецова, М.И., Дурягина, Л.В. Методологические основы организации образовательного процесса будущих педагогов / М.И. Васнецова, Л.В. Дурягина // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. Образовательные технологии. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2022. – С. 57–70.
16.Головеева, М.И., Салбукова, Г.С., Чередниченко, А.А. Принципы формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций у будущих педагогов: проблемы и перспективы / М.И. Головеева, Г.С. Салбукова, А.А. Чередниченко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования: российский и зарубежный опыт». – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2024. – С. 68–80.
17.Кирьянова, О.В., Шамсиева, Н.А., Городенко, С.А. Медико-биологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога: проблемы и перспективы реализации / О.В. Кирьянова, Н.А. Шамсиева, С.А. Городенко // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Социальная сфера. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 79–90.
18.Оноприенко, В.В., Милохина, Г.А. Медико-биологическое сопровождение обучения будущих педагогов: технологии и проблемы реализации / В.В. Оноприенко, Г.А. Милохина // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2024. – № 2. – С. 99–113.
19.Саломатина, Е.Е., Щеглова, В.А, Мирошниченко, Т.В. Современные подходы к обучению будущих педагогов дисциплинам медико-биологического модуля: проблемы и перспективы реализации / Е.Е. Саломатина, В.А. Щеглова, Т.В. Мирошниченко // Известия Астраханского государственного университета. – 2023. – № 12 (1036). – С. 133–148.
20.Феоктистова, Г.М., Сумарокова, В.В., Шахманова, Г.С. Современные проблемы реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании: теория и методология исследования / Г.М. Феоктистова, В.В. Сумарокова, Г.С. Шахманова // Известия Саратовского государственного университета. – 2024. – № 1 (728). – С. 46–59.
21.Харитонова, Г.А., Смаровоз, И.М., Канторова, Г.С. Современные подходы к составлению образовательных программ в педагогическом образовании: проблемы и перспективы / Г.А. Харитонова, И.М. Смаровоз, Г.С. Канторова // Материалы международной научно-практической конференции «Управление образованием в России и за рубежом». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2024. – С. 99–114.
IV. Интернет-ресурсы
22.Методика диагностики эмпатии (И.М. Юсупов) // PSYERA. – 2022. – URL: https://psyera.ru/metodika-diagnostiki-empatii-i-m-yusupov_9172.htm (дата обращения: 27.03.2024).