Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно поэтому человека нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, поскольку позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность. Для этого важно правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения и отказаться от вредных привычек. В современной школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Перед учебным заведением возникла задача – создать здоровье сберегающую среду.
В контексте модернизации отечественного общества одним из ключевых вопросов страны является всесторонняя забота и уделение внимания здоровью. Современное состояние здоровья и здоровый образ жизни предлагаются в качестве одного из необходимых условий активного, интенсивного и всестороннего выживания человека. До сих пор изменения в состоянии здоровья и физической подготовке учащихся вызывали большую озабоченность. Следовательно, важность и актуальность темы работы зависит от того, что повышение уровня физического воспитания жителей нашей страны является одной из ключевых задач по совершенствованию системы физического воспитания общеобразовательных учреждений.
Актуальность управленческих условий развития физической культуры в системе российского образования связана с несколькими факторами:
1. Важность физического воспитания. Изучая физическую культуру, ученики не только улучшают свою физическую подготовку, но и усваивают ценность здорового образа жизни. Физическое воспитание помогает развивать самоконтроль, самокритику, умение эффективно управлять временем и планировать задачи на день, что важно для общего здоровья и благополучия.
2. Необходимость вовлечения учащихся. Важно воспитывать интерес к физической культуре, учитывая потенциал, показатели здоровья и способности каждого ученика. Также необходимо создавать стимулирующую среду, делая виды физической активности интересными и актуальными. 1
3. Проблемы гиподинамии. Недостаточная двигательная активность не способствует полноценному развитию организма и не обеспечивает должной нагрузки для укрепления здоровья.
4. Рост числа учащихся, нуждающихся в специализированных занятиях. В большинстве вузов этот показатель достигает 30%, что свидетельствует о необходимости более активных и целенаправленных мер для поддержания физического здоровья среди молодёжи.
Президент РФ и Правительство РФ провозгласили развитие физической культуры приоритетным направлением социальной политики государства. Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта на современном этапе определены в Указе Президента РФ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Степень научной разработанности.
Анализ научных исследований в области физической культуры и спорта показал, что активное и сравнительно обширное изучение проблемы научного управления развитием физической культуры и спорта началось в последней четверти XX века. В этот период появились множество диссертаций, сборников, учебников и статей, посвященных вопросам управления физкультурным движением в стране со стороны государственных и общественных организаций (Каневец Т.М.). К числу авторов, которые освещают аспекты научного управления социальным процессом развития физической культуры и спорта, можно отнести Кулинковича К.А. и Мильштейна О.А .
Некоторые аспекты управления физкультурным движением, включая прогнозирование, планирование, пропаганду и другие, были рассмотрены множеством авторов. Несколько диссертаций сосредоточились на изучении организационно-управленческих вопросов в области физической культуры и спорта, а также на анализе работы сотрудников управленческих структур и научной организации управленческого труда (Агеевец В.У. ).
Последние десять лет XX века стали временем стагнации и упадка массовых форм физической культуры. В России научные исследования в этой области в основном сосредоточились на коммерческих аспектах физической культуры, что произошло из-за полного прекращения бюджетного финансирования массовых мероприятий. В это время В.В. Кузин разработал методологию функционирования физической культуры и спорта в новых экономических условиях, предложив подходы к управлению этими сферами в условиях рынка .
В современных источниках тема исследования находит отражение в работах таких авторов, как: Ю.К. Бабанский , В.С. Лазарев , М.М. Поташник и др., однако управленческие условия развития физической культуры в системе российского образования в практике спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся МБОУ, в настоящее время остаются недостаточно изученными.
В.В. Харисов предлагает рассматривать физическую культуру в качестве культуры согласования действий физического и разумного, в результате чего происходит совершенствование личности. По мнению автора, познавательный аспект должен включать представление о роли физического развития для повышения работоспособности, о сущности, ценности и нормах физической активности, о средствах и методов физического совершенствования, а также технологию организации физкультурной деятельности и способах восстановления .
В своем пособии В.И. Загвязинский «физическую культуру» определяет, как «вид (подсистему) общей культуры, качественную сторону деятельности (творческий) по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его физических и духовных способностей (сил) и ее социально значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе» .
Физическая культура, или физкультура, согласно В.Б. Барабановой и О.С. Васильевой – это «область культурных явлений, связанных с развитием человеческой плоти в человеческую телесность и включением природного индивида в мир культуры». По мнению авторов, целостность культуры и ее явлений зависит от уровня физической стороны человеческого бытия .
Такой же точки зрения придерживаются В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, которые рассматривают понятие «физическая культура» в широком смысле как неотъемлемую составляющую культуры в целом, которая состоит из материальной и духовной частей, ориентированных на улучшение физического состояния людей. В более узком смысле семантика данного понятия трактуется ими как «элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния организма» .
Цель исследования – исследовать управленческие условия развития физической культуры в системе российского образования.
Задачи исследования:
проанализировать направления и виды спортивно-оздоровительной подготовки;
изучить факторы развития спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в современной системе образования;
исследовать задачи спортивно-оздоровительной подготовки в социализации обучающихся;
проанализировать методические и организационные условия развития спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в современном образовательном учреждении;
исследовать принципы и этапы спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в современной школе;
разработать управленческие рекомендации по развитию системы спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся.
Объект исследования – спортивно-оздоровительная подготовка обучающихся в средней школе.
Предмет исследования – организационно-управленческие принципы развития спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся.
База исследования: МБОУ «Большееланская СОШ».
Гипотеза исследования: управление спортивно-оздоровительной деятельностью в системе школьного образования может быть эффективно реализовано, если на основе анализа тенденций и приоритетных направлений развития общеобразовательной школы будут выделены факторы, повышающие мотивацию и определяющие формирование потребности в физическом совершенствовании школьников в процессе обучения.
Методологическая основа исследования включает фундаментальные принципы, методы и подходы, которые применяются при выполнении научных исследований. Она определяет логику и структуру работы, а также помогает установить связь между теорией и практикой. При написании работы использованы общелогические методы познания (анализ, синтез, сравнение), методы эмпирического исследования (наблюдение, описание).
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что материал, содержащийся в работе, может быть использован в дальнейшем исследовании вопросов развития физической культуры в системе российского образования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что: разработана модель управления спортивно-оздоровительной деятельностью в общеобразовательной школе.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
Научная новизна исследования:
1. Проанализировано направления и виды спортивно-оздоровительной подготовки. Определена его специфика, которая объясняется тем, что в создании, реализации, сохранении и укреплении спортивно-оздоровительной подготовки принимают участие все участники образовательного процесса организации: администрация, педагогический коллектив, обучающиеся и их родители. Также особенность подготовки состоит в том, что в элементы такой среды входят все те обстоятельства, в непосредственном контакте с которыми находятся субъекты образования. Это и окружающая среда, и отношения внутри семьи, и внеучебная деятельность.
2. Выявлены и уточнены факторы развития спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в современной системе образования. Среди особо значимых условий следует выделить создание пространства, направленному на сохранение и улучшение здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности. Речь идёт о системном, вариативном, инвариативном, комплексном и гибко изменяющемся методе формирования ребёнка как личности и адаптации к общественной жизни посредством развития социальной компетентности в различных играх, а также при общении с людьми разного возраста.
3. Рассмотрены задачи спортивно-оздоровительной подготовки в социализации обучающихся.
4. Проведен детальный анализ методических и организационных условий развития спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в современном образовательном учреждении. Выявлены практические особенности такой подготовки.
5. Рассмотрены принципы и этапы спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в современной школе. Обоснована ключевая роль соблюдения этих принципов и этапов для получения эффективных результатов при их реализации.
6. На основе проведенного исследования разработаны управленческие рекомендации по развитию системы спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся. Содержание составленных рекомендаций направлено на все возрастные (групповые) категории воспитанников, их родителей и педагогов, а также может стать основным фундаментом для построения полноценной спортивно-оздоровительной подготовки.
Апробация результатов отражает участие в семинарах и конференциях, на которых обсуждались основные положения работы.
Структура исследования обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы. Работа изложена на 52 страницах.
Спортивно-оздоровительная подготовка – эффективное и действенное средство формирования, развития и социализации личности, успешной социально-биологической адаптации к новым меняющимся условиям окружающей среды, в том числе к условиям труда и обучения.
Основные цели такого этапа:
1. Формирование физических навыков. Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств (выносливости, силы, гибкости, координации).
2. Психологическое развитие. Формирование уверенности в себе, развитие социальных навыков и умения работать в команде.
3. Обучение спортивной этике и правилам. Знакомство с правилами игры, честностью, уважением к соперникам.
4. Профилактика травматизма. Знакомство с основами безопасной практики тренировок.
Считается, что физическая нагрузка в наше время снизилась в 100 раз по сравнению с предыдущими веками и, что привело к появлению совершенно новых болезней – болезней цивилизации. Поэтому в современных условиях возросло значение оздоровительной физической культуры как средства оздоровления людей. Спортивная подготовка призвана обеспечить:
улучшение функционирования организма и психики человека; профилактику заболеваний;
оптимизацию двигательного режима;
снижение утомляемости;
индивидуализацию тренировок, ориентированных на здоровье;
использование физических упражнений в борьбе с вредными привычками;
привлечение людей разного возраста, пола и состояния здоровья, в том числе инвалидов, к активной спортивной и оздоровительной деятельности;
активное использование физической активности как важной составляющей здорового образа жизни;
развитие профессионально важных двигательных качеств, повышение работоспособности и содействие лучшей адаптации человека к условиям жизни и труда в соответствии с принципами физической культуры и спорта.
К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в школе.
Направления спортивно-оздоровительной подготовки учащихся:
1. Общая физическая подготовка. Включает развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание.
2. Обучение основам техники. Учащихся учат тактическим действиям, прививают интерес к занятиям.
3. Ориентация на выбор специализации. Школьникам помогают определиться с выбором специализации.
4. Оздоровление. Учащиеся укрепляют здоровье, повышают уровень физической работоспособности и функциональных возможностей организма.
Некоторые виды спортивно-оздоровительной подготовки учащихся:
1. Утренняя гимнастика. Зарядка до уроков организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых уроках, предупреждает искривление осанки.
2. Динамические паузы во время урока, подвижные перемены, тематические перемены на физкультурно-спортивную тематику.
3. Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
4. Спортивно-оздоровительные часы, прогулки, свободная деятельность в группах продлённого дня.
5. Спортивные турниры, праздники и соревнования.
6. Занятия в спортивных секциях. Например, по волейболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам, шахматам.
7. Туристические походы, экскурсии, дни здоровья, работа пришкольных лагерей.
В группах спортивно-оздоровительной направленности (СОГ) проводится работа, связанная с физическим воспитанием и оздоровлением, с акцентом на всестороннюю физическую подготовку и освоение основ плавания. Основные цели этой подготовки включают:
укрепление здоровья и закаливание организма;
устранение недостатков в физическом развитии;
приобретение навыка плавания, который является жизненно важным;
обучение основам техники различных стилей плавания и развитию широкого спектра двигательных навыков;
развитие физических качеств, таких как выносливость, быстрота, сила и координация.
Исследования показали, что энергетические затраты в единоборствах имеют смешанный характер (аэробный и анаэробный). Основным показателем аэробных возможностей является максимальное потребление кислорода (МПК), которое у спортсменов повышается с ростом квалификации и у мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры спортсмены используют 80-90% своего максимального энергетического потенциала. Важным показателем функционального состояния организма является сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) служит кардиологическим критерием, отражающим уровень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у спортсменов во время игры достигает 180-210 ударов в минуту.
Объем тренировочной нагрузки показывает, как различные упражнения влияют на организм спортсмена. Каждому тренеру важно понимать, как тренирующие упражнения воздействуют на организм и как их можно систематизировать в зависимости от изменений, происходящих в нем. Исследования показали, что специальные упражнения вызывают разные реакции организма. Например, при выполнении защитных действий ЧСС в среднем составляет 128 ударов в минуту, а уровень потребления кислорода — 30% от максимума; при выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС колеблется от 140 до 150 ударов в минуту, а уровень потребления кислорода достигает 50% от МПК; в игровых упражнениях ЧСС может достигать 172-187 ударов в минуту, а кислородный долг составляет 5-7 л/мин. В течение соревнования спортсмен может потерять 2-5 кг веса. Энергетические затраты у спортсменов различного пола и уровня квалификации также варьируются .
Сущность соревнований не может быть полностью понята, если не учитывать значительное напряжение нервной системы спортсменов и необходимость проявления моральной и волевой силы для достижения победы. Осознание всех аспектов, связанных с деятельностью спортсмена, способствует эффективному планированию учебно-тренировочного процесса и соревнований, а также созданию нормативных основ или модельных характеристик, на достижение которых следует ориентировать тренировки.
Основная цель спортивно-оздоровительных групп — подготовка физически крепких спортсменов с гармоничным развитием физических и духовных качеств, обладающих высокой квалификацией. Важным условием этой подготовки является многоступенчатый и целенаправленный подход к тренировкам юных спортсменов, который включает:
поддержку гармоничного физического развития, всесторонней подготовки и укрепления здоровья учащихся;
подготовку высококвалифицированных спортсменов;
поэтапное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок, а также уровня мастерства в борьбе;
формирование волевых, уверенных, дисциплинированных спортсменов с высоким уровнем подготовки;
подготовку инструкторов-общественников и спортивных судей.
Спортивно-оздоровительный этап направлен на привлечение детей и подростков, занимающихся оздоровительными упражнениями, и его основная задача — достижение физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для общественно полезных занятий и дальнейших занятий спортом.
Данный этап включает в себя период, когда дети активно занимаются физической культурой и спортом, осваивают различные виды спортивной деятельности и физической активности. Этот период имеет большое значение для формирования навыков, которые пригодятся в будущих тренировках и соревнованиях. К основным целям этапа спорта и оздоровления относятся:
1. Формирование физических способностей: укрепление здоровья и развитие основных физических качеств (выносливости, силы, гибкости, координации).
2. Психологическое развитие: улучшение уверенности в себе, развитие социальных навыков и командной работы.
3. Изучение спортивной этики и правил: освоение правил игры, честности и уважения к соперникам.
4. Профилактика травм: знакомство с основами безопасной тренировочной практики.
Некоторые направления спортивно-оздоровительной подготовки:
1. Гигиеническая физическая культура. Это разнообразные формы физической активности, которые входят в повседневную жизнь, такие как утренняя зарядка, прогулки и физические упражнения в течение дня, не требующие значительных усилий.
2. Оздоровительно-рекреативная физическая культура. Это направление сосредоточено на отдыхе и восстановлении сил, потраченных в процессе работы, тренировок или соревнований, с использованием физических упражнений.
3. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Это целенаправленное применение физических упражнений как метода лечения заболеваний и восстановления утраченных функций организма, нарушенных в результате болезней, травм, переутомления и других факторов .
Некоторые типы спортивно-оздоровительной подготовки:
1. Атлетическая гимнастика – это комплекс гимнастических упражнений, направленных на развитие силы и навыков её применения.
2. Аэробика – это набор физических упражнений, который сочетает элементы гимнастики и силовых тренировок.
3. Шейпинг – это программа физических упражнений, преимущественно силового характера, ориентированная на женщин, с целью коррекции фигуры и улучшения общего состояния здоровья.
4. Калланетика – это набор из 30 изометрических упражнений для женщин, который активирует глубокие мышечные группы.
Общая физическая подготовка ориентирована на оздоровление и развитие физических качеств, а также улучшение функциональных возможностей различных систем организма. Она включает в себя комплексы упражнений, которые способствуют повышению гибкости, координации и силовой выносливости.
Специальная физическая подготовка направлена на совершенствование двигательных умений и подготовку тела к физическим нагрузкам. К примеру, для развития скорости используется бег на 30 метров с мячом, а для улучшения скоростно-силовых характеристик — бросание футбольного или набивного мяча на дальность и удары по мячу ногой или головой на силу.
Техническая подготовка включает изучение техники выполнения действий, которые служат для тренировки или используются в соревнованиях. В этом процессе спортсмен не только осваивает необходимые навыки, но и работает над их улучшением.
Тактическая подготовка предполагает теоретическое и практическое изучение различных тактических приемов, их вариаций и комбинаций, а также развитие мастерства, необходимого для соревновательной деятельности. Теоретическая подготовка включает изучение нового материала. К видам спортивно-оздоровительной подготовки также относятся циклические аэробные нагрузки, которые активизируют большинство мышечных групп, такие как бег, ходьба, лыжный спорт, плавание и велоспорт.
Таким образом, спортивно-оздоровительная подготовка школьников – это этап, в который дети начинают активно заниматься физической культурой и спортом, осваивая различные виды физической активности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеевец, В. У. Общие основы разработки и принятия управленческих решений в сфере деятельности физкультурных организаций : Лекция / В. У. Агеевец, Т. М. Каневец; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Ленинград : Б. и., 1986. – 18 с.
2. Аллянов Ю. Н., Письменский И. А. Физическая культура. М.: Юрайт, 2024. - 451 с.
3. Ангелова О. Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. М.: Лань, 2023. - 102 с.
4. Андриянова Е. Ю. Спортивная медицина. М.: Юрайт, 2023. - 342 с.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989.
6. Бабушкин Г. Д. Психолого-педагогические особенности подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. Учебное пособие для вузов, 3-е изд. М.: Лань, 2023. - 348 с.
7. Барабанова, В.Б. О соотношении спорта и физической культуры [Текст] / В.Б. Барабанова, О.С. Васильева // Физическая культура: воспитание; образование; тренировка. – 2005. – №2. – С. 61-64.
8. Бегидова Т. П. Основы адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2023. - 182 с.
9. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. - 312 с.
10. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. - 174 с.
11. Величко Т. И. Лечебная физическая культура и лечебное плавание в ортопедии. Учебно-методическое пособие для вузов, 3-е изд. М.: Лань, 2024. - 124 с.
12. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. - 216 с.
13. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. - 794 с.
14. Гимазов Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение двигательным действиям. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. М.: Лань, 2024. - 156 с.
15. Деметер, Г. С. Физическая культура в социалистическом обществе : (Ист. очерк) / Г. С. Деметр. - Москва : Знание, 1987. – 94 с.
16. Каневец, Т. М. Из истории советского физкультурного движения [Текст]. - Москва : Знание, 1972. - 48 с.
17. Кузин, В. В. Физическая культура : Учеб. для 3 кл. / В. В. Кузин, А. П. Матвеев, С. М. Жариков. - Москва : Фрахт : РадиоСофт, 1999. - 112 с.
18. Кулинкович, К. А. Организация физической культуры и спорта [Текст]. - Минск : Беларусь, 1967. - 142 с.
19. Курысь, В.Н. Физическая культура как общеобразовательный предмет [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002N9/p57-60.htm – Систем. требования: IBMPC, Internet Explorer.
20. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. Управление школой в условиях перемен: учебное пособие. — М.: Русское слово, 2022.
21. Мильштейн, О. А. Социология физической культуры и спорта в СССР [Текст] : Ретросп. аннот. указ. литературы (1917-1971 гг.) / Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров БССР. Респ. науч.-метод. б-ка по физ. культуре. - Минск : [б. и.], 1972. - 197 с.
22. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
23. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт : Пособие для учителя / М. М. Поташник. - Киев : Рад. шк., 1988.
24. Харисов, Ф.Ф. Образование и здоровье [Текст] / Ф.Ф. Харисов. – М.: ООО Издательство «Весь мир», 2003.