Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Спортивный туризм - это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, которые включают преодоление различных препятствий в природной среде. Благодаря спортивному туризму, туристы становятся свидетелями различных и невероятных событий в мире.
Спортивный туризм весьма многогранен. Этот вид туризма является не только спортом, но также позволяет познакомиться с такой наукой, как этнография региона, насладиться удивительными, красивыми ландшафтами природы и испытать трепет исследователя - первопроходца. Конечно, в наше время новые земли никто не откроет, однако еще возможно побывать в невероятных и захватывающих местах, не тронутых человеком. Наконец, спортивный туризм можно рассматривать и как школу мудрости.
Спортивный туризм предполагает наиболее точный расчет своих сил, умение предвосхищать события и прогнозировать течение порождаемых ими процессов. Также, спортивный туризм имеет очень тесную связь и с другими видами спорта, такими как спортивное ориентирование, скалолазание, водный слалом, альпинизм, лыжный спорт и многие другие. Данная связь с другими видами спорта носит весьма многосторонний характер.
Передвижение по скальному рельефу предполагает технику скалолазания. Передвижение по горной реке и управления гребным судном – является техникой такого вида спорта, как водный слалом. Ориентирование на местности является основой туристских походов и соревнований и, одновременно, составляет сущность вида спорта «спортивное ориентирование». Соответственно, сходны и применяемые в туризме и связанные с ним видами спорта, тренировочные технологии и подходы.
Участие в соревнованиях по «родственным» туризму видам спорта имеет важнейшее значение в подготовке к участию в различных походах. Это достаточно важный компонент циклов тренировочного процесса. Например, участие в соревнованиях по спортивному ориентированию непременный компонент тренировки техники ориентирования на местности. Соответственно, спортивный туризм предполагает не только физическую подготовку спортсмена, но и присутствие желания добиться лучших успехов и высоких результатов у туриста.
Проблемой спортивного туризма как средства развития физических качеств в разное время занимались многие исследователи. Так применением средств спортивного туризма в целях активизации физических качеств посвящены труды П.И. Истомина, В.Г. Цыганкова, И.Л. Беккера, С.А. Сергеевой и др. Системы активизации двигательного режима в условиях природной среды представлены в работах: Г. В. Шалыгина, Е.Н.Вавилова, Т.И.Осокина и др. Применением доступных форм туризма для физического развития и двигательной подготовленности занимались М.А. Рунова, Г.В. Шалыгина, Н.И. Бочарова. А.А. Остапец рассматривал туризм как средство физического воспитания, которое позволяет не только позитивно влиять на формирование необходимых качеств личности, но и активизировать жизненную позицию субъекта в аспекте физической культуры личности.
Все вышеназванные обстоятельства делают актуальным исследование спортивного туризма как средства развития физических качеств.
Объект исследования – спортивный туризм.
Предмет исследования – спортивный туризм как средство развития физических качеств.
Цель исследования состоит в анализе спортивного туризма как средство развития физических качеств.
Исходя из цели в работе были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы спортивного туризма.
2. Рассмотреть основные подходы и принципы развития физических качеств.
3. Выявить особенности развития физических качеств средствами спортивного туризма.
4. Определить уровень физической подготовленности перед началом эксперимента.
5. Разработать опытно-экспериментальную методику развития физических качеств средствами спортивного туризма.
6. Проверить эффективности опытно-экспериментальной методики.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников; тестирование; педагогический эксперимент; математическая статистика.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении актуальных данных о применении спортивного туризма в качестве средства развития физических качеств.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования разработанной методики развития физических качеств средствами спортивного туризма тренерами во время развития физических качеств занимающихся.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, основной части, которая поделена на три главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
1.1. Теоретические основы спортивного туризма
Туризм – это вид спортивной деятельности, который требует необходимой специальной подготовки к преодолению различных препятствий.
Данный вид спорта совершенствует физические навыки, приобретенные на занятиях по физической культуре. Но немало важным фактором является хорошее психологическое состояние и моральный настрой и подготовка к любым трудностям при изучении и практике данного вида спорта.
Поскольку туризм имеет широкое влияние на состояние здоровья, для его познания необходимы создать условиях для проведения данного рода занятий. Государством был издан указ о создании благоприятных и комфортных условий для занятий спортивной деятельности. Государство необходимо, чтобы молодое поколения росло здоровым и развивалось во всех областях, включая и спортивную жизнь [2].
В рамках физкультуры спортивному туризму отводят социальное значение, которое усовершенствуется на основании объективных правил становления общества, способствуя удовлетворению запросов на отдых, а также общение и так далее. Спортивному туризму отдают довольно значимое место в данной системе при этом предопределяя его в качестве составного компонента всего комплекса физкультуры.
В рамках физкультуры спортивный туризм продолжительное время представляли в качестве упражнений рекреационной направленности. Труды которые были посвящены изучению спортивного туризма в качестве специального варианта деятельности, а также особого варианта спортивной дисциплины, в качестве компонента экономики физкультуры почти не было.
В рамках теории физкультуры спортивный туризм определяют в качестве фонового показателя, например, в качестве рекреативного варианта физкультуры, которая является вариантом активного отдыха. И как результат нужно помнить про огромное количество вариантов активного туризма и в том числе о таком как спортивный туризм.
В некоторых научных трудах спортивный туризм представляют в качестве циклического варианта спортивных дисциплин, представляя при этом подобие спортивной ходьбы либо спортивной гребли, что является неправильным с точки зрения основ так как нет учета всех вариантов деятельности и разнообразных препятствий.
Таким же образом, как и в иных вариантах спорта в спортивном туризме происходит взаимосвязь с иными составляющими физкультуры. В основной физической культуре его можно встретить в качестве школьного туризма в рамках ППФП в качестве компонента ориентирования на определенной местности, а кроме этого в качестве преодоления различных препятствий. Данные компоненты спортивно туризма предполагают деятельность геологов, а также иных работников данного направления деятельности.
В пределах фоновых вариантов спортивных дисциплин компоненты спортивного туризма применяют для проведения активного отдыха, а также в рамках оздоровительного туризма как вариант отличного способа исцеления всевозможных болезней и нормализации оздоровления организма помня при этом про разнообразные факторы.
Спортивный туризм обладает имеет воспитательный потенциал так как походы, слеты, туристские соревнования все это способствует воспитательному воздействия на человека.
Любые варианты воспитания в рамках спортивного туризма будут воплощаться комплексно, а значит системно, несмотря на задачи, поставленные перед занимающимися. Данный воспитательного процесса происходит в результате проведения любого туристского похода так как происходит перемещение с рюкзаком, а также преодоление различных препятствий то есть происходит развитие физических качеств; происходит познание красоты природы а значит налицо эстетическое воспитание; можно наблюдать разбивку бивака, а также процесс приготовления еды, способность исполнять всевозможные задачи то есть происходит трудовое воспитание; взаимодействие субъектов спортивного туризма надобность взаимопомощи, положительная дисциплина, а также понимание ответственности все это способствует морально-нравственному развитию личности; познание природных ценностей России предусматривает патриотическое развитие личности.
Во всевозможных регионах страны существуют условия необходимые для усовершенствования спортивного туризма, но несмотря на это материально-техническая основа спортивного туризма истребует возможностей для дальнейшего развития.
И в данном случае в качестве сдерживающего показателя можно назвать низкое принятие участия больших инвесторов в данном процессе. При определении прямых, а также дополнительных затрат определение прогнозных показателей усовершенствования спортивного туризма исходя из мультипликаторных экономических данных, не проводя при этом значительных научно-исследовательских разработок довольно непросто. На данный момент времени существует надобность соединения усилий всевозможных исследовательских центров, всевозможных органов власти, а также различных организаций, принимающих участие в процессе разрешения всевозможных задач в области усовершенствования спортивного туризма.
В рамках информации президентского Совета в области физкультуры существует раздел, который имеет непосредственное отношение к спортивному туризму. И как результат концепция усовершенствования спортивного туризма указывает на то, что основной компонент в данном направлении это усовершенствование отрасли спортивного туризма в нашей стране. И как результат нужно приложить максимум усилий для реализации задуманного так как именно от этого будет зависеть дальнейшее развитие отечественного туризма. И как результат нужно понимать, что спортивный туризм является многоаспектным явлением, которое не определяет только значимость определенных произведений искусства, а также разнообразных мотивов познания. Окружающая действительность в умелых руках является огромным источник разнообразных ресурсов, а также всевозможных мотивов занятий данным видом спорта.
Исследуя весь комплекс физкультуры выделяют определенную систему, состоящую из трех компонентов.
Физкультура это системообразующий показатель многокомпонентной системы которая состоит из таких категорий как спорт, а также собственно туризм тогда когда у них есть составляющие физкультуры.
Существуют разные виды туризма:
- экстремальный туризм;
- туризм для людей с ограниченными возможностями;
- туризм с разной временной длительностью.
Любой туризм подразумевает собой хорошую ориентацию по местности.
На парах по физической культуре предоставляется возможность проверить себя в данной сфере, для этого проводятся соревнования, но разных направлений по ориентации на выбранной заранее местности.
Комплексы упражнений для подготовки к туризму входят:
- проверка ориентации на местности;
- упражнение предназначенные для развития группы икроножных мышц, для поднятия по крутым склонам и для ходьбы на длительное расстояние [3];
- развитие и укрепление группы мышц рук для плавания или водной гребли;
- изучение комплекса по оказанию первой помощи и помощи тяжело пострадавшим.
Занятия данного рода имеют такие положительные качества, как:
1. Укрепление и совершенствования здоровья человека.
2. Развитие и устойчивость нервной системы.
3. Данный вид спортивных занятий является общедоступным и посильным для разных возрастов основной и подготовительной группы.
4. Такой вид деятельности является популярным и в настоящее время развивается в нашей стране намного активнее, чем раньше.
5. Данный вид спорта развивает групповые качества, общительность и делает человека социальным.
6. При туризме развивается выработка дисциплины и режима.
Спорт выступает в качестве системы которая добавлена в физкультуру, но при этом имеет специфические особенности, которые не имеют никакого отношения к физкультуре, а также к спортивному туризму. Данная специфика системы заключается в специальной соревновательной деятельности которую невозможно причислить к физкультуре либо к спортивному туризму.
В качестве туризма можно определить многоаспектную систему, которая отчасти добавлена в физкультуру как вариант активного отдыха в качестве применения специальной физической нагрузки. У данной системы особая специальная функция, которая состоит в путешествиях, но они не все время будут подпадать под функции физкультуры.
Спортивный туризм, который существует во всех рассмотренных системах представляет собой специальный системообразующий показатель, который представляет новое видение всего комплекса взаимосвязей физкультуры, в также спортивной деятельности и кроме этого туризма.
Следовательно, самый результативный вариант спортивной деятельности для поддержания здоровья, а также для развития собственного самочувствия, нормализации духовно-физического состояния совместно с познавательно-образовательными задачами разрешает именно туризм.
Экстремальный вид спорта, который способствует развитию положительного настроение, хорошего самочувствия и который набирает все большую популярность. Спорт, при котором занятия происходят на улице и который выступает в качестве массового и который развивает ЗОЖ. Спортивный туризм способствует понижению отрицательных социальных явлений, способствует сохранности и развитию личного всестороннего потенциала. Спортивный туризм предусматривает большое количество разнообразных, непростых и порой рискованных вариантов проведения собственного досугового времени. В результате занятий спортивным туризмом происходит развитие общения между занимающимися, происходит укрепление здоровья, развиваются функции нервной системы. Кроме всего прочего происходит развитие психологического состояния и все это в комплексе способствует преодолению экстренной ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Н. А. Комплексная методика развития общей и специальной выносливости // Физическое воспитание студентов. – 2017. – № 3. – С. 3.
2. Абрамова В.В., Липован В.И. Организация и содержание физической подготовки юношей допризывного возраста средствами туризма // В сборнике: Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы V Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Донецк, 2020. С. 165-169.
3. Богатырев, В.С. Методика развития физических качеств юношей: учебное пособие. - Киров, 2018. С.107.
4. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретическое представление специального, общего в проявлении выносливости: // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2017. – № 2. С. 50.
5. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности школьников. – М.: ЗНАНИЯ, 2017. 183 с.
6. Гулидин, П.К. Туризм спортивный: курс лекций / П.К. Гулидин. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2017. – 116 с.
7. Ежова, А.В. Особенности воспитания специальной выносливости у юных спортсменов / А.В. Ежова, Я.В. Сираковская, О.В. Ильичёва // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры, спорта и туризма: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Москва, 2017. – С. 102.
8. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания школьников: учебное пособие для вузов. - 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 350 с.
9. Кузьмин, В.В. Особенности организации специальной силовой выносливости в тренировочном процессе сборной команды по легкоатлетическому кроссу волгоградской академии МВД России / В.В. Кузьмин, О.С Панова. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (133). - С. 127.
10. Кладов, Э.В. Мотивация к занятиям спортом у студентов вузов / Э.В. Кладов, В.Б. Антипин // Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. – Омск, 2019. – С. 455.
11. Кузьмин Е.Б. Спортивная мотивация как психическое состояние личности спортсмена // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 1. С. 97.
12. Константинов, Ю.С. Организация детско-юношеского туризма. - Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2017. – 474 c.
13. Кислякова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции.; Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – С. 416.
14. Константинов, Ю.С. Организация и проведение туристских походов с учащимися: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, Г. И. Зорина, А. Г. Маслов; Российская международная акад. туризма. - М.: Советский спорт, 2017. - 207 с.
15. Коновалов В.В. Физическая подготовка в спортивном туризме // В сборнике: РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 102-105.
16. Лукина, А.М. Особенности мотивации к занятиям спортом у девочек 13-16 лет / А.М. Лукина // Подготовка единоборцев: теория, методика и практика: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. – Чайковский, 2018. – С. 70.
17. Ланда Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие. - Москва: Спорт, 2017. - 129 с.
18. Мельникова, О.Ф., Шуняева Е.А., Ломакина Н.А. Спортивный туризм в системе физической культуры и спорта // Science Time. 2017. № 6 (30). - С. 217-220.
19. Мануйленко, Э. В. Пешеходный туризм как средство формирования здорового образа жизни студента / Э. В. Мануйленко, Д. А. Мушкетов // Спорт и туризм: администрирование и развитие (СТАР-2017): материалы Международной научной практической конференции. Калининград: БФУ им. И.Канта, 2017. - С. 127-133.
20. Маклеланд, Д. Мотивация человека. - СПб.: 6-ое изд. Питер, 2013. С.59.
21. Мамылина, Н.В. Особенности развития скоростно-силовой выносливости // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в условиях модернизации высшей школы: материалы II Всерос. с международ. участием науч.-практ. конф., посвященной 65-летию факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности / Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск, 2021. – С. 152.
22. Оркина, Н. Б. Формирование мотивации к занятиям спортом у обучающихся через использование маркетинговых технологий / Н. Б. Оркина // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2019. Т. 1, № 1. С. 186.
23. Румянцева, Н. В. Особенности мотивов спортивной деятельности спортсменов-любителей / Н. В. Румянцева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5, № 4. С. 107-112.
24. Резванова Р.Д., Столярова К.А., Беляева М.С. Физическая подготовка в спортивном туризме // В сборнике: Сфера знаний: научное взаимодействие в рамках образовательного процесса. сборник научных трудов. Казань, 2018. С. 329-333.
25. Стародубцев, М.П. Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов / М.П. Стародубцев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3(121). С. 239.
26. Самсоненко И.В. Особенности физической подготовки в спортивном горном туризме // В сборнике: Физическая культура и спорт в современном обществе. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 55-летию со дня основания Дальневосточной государственной академии физической культуры. Под редакцией Е.А. Ветошкиной. Хабаровск, 2022. С. 224-229.
27. Сагова, З.А., Донцов, Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов // Национальный психологический журнал, № 4 (32), 2018. С. 96.
28. Сазонов, А.Н. Методика развития выносливости // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Под редакцией А.А. Шахова. – Елец, 2018. – С. 176–180.
29. Тестирование специальной скоростной выносливости / А.С. Павлов, Н.Н. Урюпин, Т.С. Кучава, А.А. Петров, С.Е. Павлов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С.79.
30. Федоренко, Л. П. Методика развития детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2018. – 239 с.
31. Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сб. материалов национальной науч.-практ. конф., 13 мая 2020 г., Шуйский филиал ИвГУ. – Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. – 283 с.
32. Федькин, Д.И. Здоровьесберегающие технологии активного туризма / Д. И. Федькин, С. Ю. Махов // Наука-2020. - 2016. - № 4. - С. 230-242.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Academa, 2016. - С.102.
34. Хабаров И.С. Показатели физических качеств, студентов направленности подготовки по спортивно-оздоровительному туризму // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием. В 3-х томах. Под общей редакцией Ф.Р. Зотовой. 2019. С. 464-465.
35. Якимов, А.М. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта: библиотечка тренера. - М.: Спорт, 2018. С.46.