- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Совершенствование мер поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Государственное и муниципальное управление (ГМУ) (другое)
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Совершенствование мер поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге "?92 страницы
65 источников
Добавлена 26.06.2025 Опубликовано: studservis
19320 ₽
38640 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 8
1.1. Предпринимательство как объект государственной политики: основные подходы 8
1.2. Обзор нормативно-правового регулирования государственной политики в сфере поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях 17
1.3. Современные практики государственного участия в поддержке предпринимательства за рубежом 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 39
2.1. Анализ действующих мер поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге 39
2.2. Проблемы реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере поддержки предпринимательства 50
2.3. Предложения по совершенствованию мер государственной поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования проблемы управления сферой поддержки предпринимательства обусловлена большим количеством трудностей и факторов неопределенности, в условиях которых функционирует российский малый и средний бизнес (МСП). Стремительное изменение внешней среды в виде глобальных трансформационных процессов обуславливает ограниченность горизонта планирования для формирования бизнес-стратегий и выстраивания производственных процессов. В этом контексте скорость реакции со стороны органов государственной власти в части принятия и имплементации решений по поддержке предпринимательства может быть пересмотрена, а способы и методы поддержки переориентированы на максимально соответствующие вызовам времени.
Согласно официальным данным, доля МСП в общем объеме ВВП России в течение нескольких последних лет колеблется на уровне 20%, тогда как в других развитых странах этот показатель варьируется в диапазоне 50-70%. Для того чтобы увеличить долю МСП на уровне государства действует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». К 2025 году, согласно поручению президента РФ Владимира Путина, вклад МСП в ВВП страны должен возрасти до 40%, а доля занятых в этой сфере составить 25 млн человек.
На сегодняшний день перед предпринимателями стоят вызовы, связанные с последствиями пандемии, санкционным давлением, частичной мобилизацией, оттоком (релокацией) кадров, разрывом технологических и логистических цепочек. Ввиду прямых запретов на сотрудничество с российскими контрагентами, возросшими репутационными и санкционными рисками для иностранных поставщиков, на повестке особенно остро стоит вопрос достижения технологического суверенитета. Именно малые и средние инновационные предприятия достаточно адаптивны для преодоления инженерных и технологических проблем, с которыми сталкиваются крупные и государственные корпорации. Своевременные и востребованные антикризисные меры помогут создать благоприятный бизнес-климат для выстраивания устойчивой и независимой национальной экономики.
Степень разработанности темы составляют труды классических и современных исследователей. Основы понимания роли предпринимательства в экономическом развитии заложены в работах А. Маршалла и Дж.Б. Кларка, исследовавшего распределение доходов и природу предпринимательской прибыли. И. Шумпетер внес ключевой вклад, определив предпринимателя как носителя инноваций. Социокультурные аспекты предпринимательства раскрыты в трудах М. Вебера, связывавшего его динамику с институциональной средой и ценностными установками. А. Файоль обозначил принципы эффективного управления, актуальные для проектирования государственных программ. Современные аспекты поддержки малого и среднего бизнеса, включая инструменты финансирования и регулирования, проанализированы в работах А. Хоскинга и С. Брю., Т.М. Ярковой, Я.В. Зайцева, Ю.С. Положенцева, Н.Н. Каштанова и др.
Однако, несмотря на обширную теоретическую базу, региональная специфика реализации мер господдержки, в частности в Санкт-Петербурге, остается недостаточно изученной. Существующие исследования фокусируются преимущественно на макроэкономическом уровне, тогда как вопросы адаптации общих принципов к локальным условиям, включая правовые, инфраструктурные и социально-демографические особенности мегаполиса, требуют углубленного анализа. Данная работа призвана восполнить этот пробел, интегрируя классические теории с современной практикой для разработки рекомендаций, учитывающих уникальный контекст Санкт-Петербурга.
Объектом исследования выступает государственная политика Санкт-Петербурга в сфере поддержки предпринимательства.
Предметом исследования — направления совершенствования мер государственной политики Санкт-Петербурга в сфере поддержки предпринимательства.
Цель исследования: на основе анализа основных направлений государственной политики Санкт-Петербурга в части поддержки малого и среднего предпринимательства обосновать содержание предложений по её совершенствованию.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих отдельных задач:
- рассмотреть предпринимательство как объект государственной политики;
- провести обзор нормативно-правового регулирования государственной политики в сфере поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях;
- исследовать современные практики государственного участия в поддержке предпринимательства (другие регионы или за рубежом);
- провести анализ действующих мер поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге;
- выявить проблемы реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере поддержки предпринимательства;
- рассмотреть предложения по совершенствованию мер государственной поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Методической основой исследования стали общенаучные методы обобщения и систематизации, анализ и синтез, методы сравнительного анализа и декомпозиции, методы научной классификации, системного, сравнительного и статистического анализа.
Нормативно-правовой основой исследования выступили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Санкт-Петербурга, приказы Министерства экономического развития Российской Федерации, указания, положения, инструкции Банка России, иные нормативно-правовые акты.
Информационно-эмпирическую основу исследования составили данные Росстата, Петростата, Банка России, связанные с макроэкономическими исследованиями, денежно-кредитной политикой, финансовой системой; аналитические доклады, монографии, публикации в периодических изданиях, сведения, представленные на официальных сайтах профильных общественных организаций, органов государственного и муниципального управления.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов основной части, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы магистерской диссертации. Поставлена цель, обозначены задачи работы, выявлены объект и предмет исследования, описаны методы исследования, определена степень разработанности проблемы.
Первая глава раскрывает понятия, сущность государственной политики в сфере поддержки предпринимательства. Также в первой главе произведен обзор системы нормативно-правового регулирования предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.
Вторая глава содержит сведения, посвященные анализу деятельности исполнительных органов государственной власти по проведению государственной политики в сфере поддержки предпринимательства, исследованию проблем их функционирования и взаимодействия в рамках данного процесса. В результате проведенного анализа определен круг ключевых проблем реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере поддержки предпринимательства, сформулированы предложения по её совершенствованию, обозначены основные критерии эффективности данной политики. И на базе измерений социально-экономической отдачи проведена оценка их эффективности.
В заключении систематизированы полученные научные и практические результаты, на основании которых изложены соответствующие выводы и рекомендации.
Результаты исследования, выносимые на защиту:
Результат № 1: Определена сущность предпринимательской деятельности, выявлены ее ключевые характеристики
Результат № 2: Изучены нормативно-правовые и организационные основы в сфере поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.
Результат № 3: Выявлены стратегии государственного управления для стимулирования роста малого и среднего бизнеса в долговременном аспекте.
Результат № 4: Проведен анализ действующих мер поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге и выявлены проблемы реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере поддержки предпринимательства.
Результат № 5: Разработаны рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Ученые анализируют понятие "предпринимательство" через призму разных научных дисциплин: экономической теории, социологических исследований, юридической практики и др. В свете этого, определение точных контуров его концептуальной основы облегчит проектирование и внедрение мер поддержки предпринимателей на социально-экономическом уровне.
Происхождение термина "предпринимательство" тесно связывается с эволюцией производственных процессов, а также практиками торговли и распределительными механизмами. Важно подчеркнуть, что концептуализация предпринимательства как элемента экономической теории произошла значительно позже, чем само предпринимательское действие. Исторический путь предпринимательства начинается в эпоху Средневековья с деятельности таких лиц, как коммерсанты, торговцы, мастера ремесленного производства и миссионеры, которые и стали прототипами современных предпринимателей.
Термин «предприниматель» впервые появился в научной литературе благодаря Р. Кантильону в 18-м веке, который рассматривал землю и труд как основные факторы создания богатства, определяющие ценность экономических ресурсов.
Прогресс в области промышленного производства к концу 19-го столетия обусловил всеобщее переосмысление и основательную индустриализацию бизнеса, что, в свою очередь, стимулировало появление множества новых теоретических подходов к понятию предпринимательства. Карл Маркс выделил двойственную природу капитала: с одной стороны, капитал как объект собственности, сохраняющийся у владельца бизнеса благодаря процессу акционирования, и с другой стороны, капитал как функциональный элемент, передающийся в руки управляющего для генерации добавленной стоимости.
Концепции Карла Маркса оказали влияние на толкование термина «предприниматель», преобразовав его вразумение как «руководителя предприятия».
В период между XIX и XX веками осуществляется переосмысление значимости предпринимательской деятельности для прогресса общества. Знаменитый экономист из Франции, Альфред Маршалл, внёс коррективы в классическую модель производственных факторов, которые ранее ограничивались землей, капиталом и трудом, дополнив их менеджментом как необходимым элементом эффективной организации. Это внесение продвинуло понимание роли предпринимателя, обогатив представления о его функционале и важности в экономической системе.
В своем анализе производственного процесса, Дж. Б. Кларк идентифицирует несколько ключевых компонентов: капитальные активы включая производственные средства и земельные ресурсы; роль предпринимателя; трудовые усилия рабочих. Он подчеркивает значение управленческой роли предпринимателя, отмечая, что принципы свободной конкуренции направлены на обеспечение справедливого распределения воздаяния - работникам оплата за их труд, капиталистам - вознаграждение за их инвестиции, а предпринимателям - доход за организационную деятельность.
На рубеже XIX и XX веков произошел существенный поворот в понимании сущности и роли предпринимательства в экономической теории. Иосиф Шумпетер вводит концепцию, согласно которой основой предпринимательской активности является инновация через сочетание различных ресурсов - человеческих, материальных, естественных и интеллектуальных. В этой модели, предприниматель выступает ключевым агентом изменений, действуя как двигатель экономического развития.
Сформировав промежуточную оценку, следует подчеркнуть, что до начала 20-го века предпринимательская активность анализировалась в основном через призму экономической теории.
В двадцатом столетии анализ предпринимательства переключился на его социальные и юридические аспекты, значительно повлияв на это направление исследований труды Макса Вебера, которые демонстрировали наличие у человека склонности к различным формам целеустремленного рационального поведения в жизни.
В рамках академических исследований активно анализируются не только профессиональные навыки предпринимателя, но и его индивидуальные психологические атрибуты, способности и прочие качества. Питер Друкер, например, утверждал, что предприниматель должен обладать универсальностью в использовании всякой представляющейся возможности в сфере бизнеса. Продолжая линию рассуждений Иозефа Шумпетера, он указывал на центральную роль инноваций в деятельности предпринимателя.
Согласно А. Хоскинг, сердцевиной предпринимательского процесса является активная позиция личности, подчеркивая, что становиться предпринимателем может кто угодно, кто способен выявить перспективы для ведения бизнеса. К. Макконнел и С. Брю акцентируют внимание на наличие предпринимательского дара, который дает человеку возможность проявлять инициативность, принимать управленческие решения, быть пионером в воплощении инноваций и готовым к осознанному риску. А. Файоль выделяет критическую необходимость для предпринимателя обладать высокой степенью волевых качеств, креативности, интуитивного мышления, обширными знаниями и умениями, а также рациональностью, общительностью и способностью к обдуманному риску.
В двадцатом столетии фундамент бизнеса обогатился административным аспектом, акцентируя внимание на экономической эффективности и социальном влиянии. Исследования в этой области тесно ассоциируют с деятельностью Иозефа Шумпетера, который выдвинул тезис о ключевой роли предпринимателей в эволюции экономики, что подстегнуло разработку инновационных теорий предпринимательства.
В рамках анализа научных подходов к пониманию предпринимательства, предложенных такими учеными как И. Шумпетер, Л. Мизес, Ф. Хайек, складывается комплексная модель предпринимательской деятельности.
С началом XXI века предпринимательская стратегия изменилась в пользу достижения долгосрочной стабильности организаций, отходя от стремления к немедленной прибыли. В этом контексте ключевую роль играет адаптивность компаний к изменениям экономической среды, в том числе способность оперативно реагировать на изменяющиеся социальные нужды и производственные тренды.
В этом контексте, инновационные процессы становятся краеугольным камнем предпринимательской деятельности, трансформируя новаторство в ключевой символ современного бизнес-этапа. Концепции Йозефа Шумпетера, акцентирующие на революционной роли инноваций в предпринимательстве, эволюционируют в направлении акцента на диффузию инноваций в экономике. Таким образом, акцент смещается от простого акта открытия или изобретения к эффективной коммерциализации и трансформации идеи в востребованный рыночный продукт.
Сложный и многогранный характер определения «предпринимательство» не позволил исследователям прийти к общепринятому трактованию этого понятия. Аналогичное разнообразие мнений существует и по вопросу того, что составляет суть малого бизнеса.
В настоящее время существует множество толкований термина "предпринимательская деятельность".
В ходе аналитической работы был выполнен критический обзор определений данной концепции, выдвинутых научным сообществом в период с 1992 по 2022 годы. Анализ показал, что основу понятия составляют такие компоненты, как: процессуальность, активная деятельность, финансовые аспекты (включая денежные средства, доход и прибыль), рискованность, инновационный подход, личностные качества (инициативность, предпринимательский дух), а также навыки и знания (см. Таблица 1.1). Важно подчеркнуть, что каждая научная дисциплина вносит в определения это понятие свою уникальную специфику. Например, социологические подходы акцентируют «социальную важность» и вклад в «удовлетворение потребностей общества», философская перспектива освещает «экономическую культуру», в то время как экономические интерпретации концентрируются на «рисках» и «процессах принятия решений» и др.
Анализ содержания определений термина «предпринимательская деятельность» дает возможность выявить ключевые характеристики:
1.Автономность и проактивность в предпринимательской сфере характеризуется способностью индивида принимать решение о ведении бизнеса независимо. В контексте управления своим предприятием, предприниматель самостоятельно анализирует рыночные условия, строит стратегии на основе собственного аналитического мышления, используя профессиональные компетенции и экспертизу.
2.Официальная регистрация бизнеса. Для придания законности своей деловой активности, каждый предприниматель обязан пройти процедуру регистрации в соответствующих государственных структурах.
3.Риск. Предпринимательская активность проникнута элементами неопределенности, так как предприниматели функционируют в атмосфере рынка, отличающейся переменчивостью и непредсказуемостью.
4. Профитоориентированность. Каждый бизнес-агент стремится к максимизации прибыли при сокращении издержек, способствуя увеличению своего капитала.
5.Инновационная активность. Источниками инноваций выступают разнообразные аспекты как внутри компании, так и за её пределами, они постоянно изменяются и развиваются. Малый бизнес, являясь одним из самых адаптивных и гибких элементов экономики, должен быстро откликаться на запросы рынка по инновационным и технологически продвинутым товарам и услугам. В сущности, осуществление предпринимательской деятельности подразумевает не только активный подход и стремление к новизне, но и уникальный образ мышления, направленный на разработку, осмысление предпринимательских концепций и их реализацию.
6. Ответственность. Субъекты малого бизнеса несут обязательства перед государственными регуляторами, контрагентами по коммерческим соглашениям, нанятым персоналом, собственниками активов и общественностью, за выполнение которых они отвечают.
Утверждение предпринимательства в качестве юридического понятия стало ответом на потребности эпохи. В современном правовом поле термины «предпринимательство», «предприятие» лежат в основе нормативных актов, регулирующих экономические связи.
Юридическое толкование понятия "предпринимательство" носит размытый характер, позволяя множество трактовок. В связи с этим, на фоне активного роста бизнес-активности, современные научные работники стремятся к выработке более точных определений и корректировке данного понятия.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса, деятельность, квалифицируемая как предпринимательская, представляет собой автономное ведение бизнеса, которое включает риск и направлено на регулярное извлечение дохода через эксплуатацию активов, коммерцию, выполнение определённых работ или предоставление услуг субъектами, имеющими официальную регистрацию в таком статусе согласно действующему законодательству. Отличительными чертами такой деятельности служат: длительность и регулярность осуществления, присутствие рисков, автономия в принятии решений, обязанность, ориентация на финансовую выгоду, законность.
Суммируя различные научные подходы к анализу сущности термина «предпринимательская деятельность» в контексте юридических дисциплин, становится очевидной недостаточность определения в части учета регулярности и неспорадичности занятий, что необходимо для классификации деятельности как предпринимательской.
Ученые подчеркивают, как дефицит законодательства узкий список отраслей бизнеса в толковании изучаемой концепции, аргументируя, что для отражения динамики бизнес-среды этот перечень должен быть значительно расширен или полностью удален из определения.
Эксперты выделяют отсутствие в законах, регулирующих данную область, определения "риска" как ключевую проблему. Согласно Нетишинской Л.Ф., самое объемное и точно отображающее суть понятие предпринимательского риска заключается в следующем: это вероятность произведения или отсутствия определенных событий, которые влекут за собой ухудшение материального положения предпринимателя.
Авторы О.А. Абакумова, А.В. Любаненко и А.А. Чукреев выдвигают интересную перспективу, рассматривая присущие предпринимательской деятельности правовые характеристики: автономность проведения деятельности, её выполнение на основе личного риска, целенаправленность на извлечение дохода и обязательность легальной регистрации действий в соответствии с нормативами. Они подчеркивают контекстную трактовку этих характеристик, выявляя их неоднозначность без уточнения в контексте специализированного законодательства. В случае отсутствия дополнительных указаний законом, исследователи определяют предпринимательскую деятельность как систематическое предприятие, ориентированное на производство прибыли.
Борис Владимирович Россинский критически анализирует точность правового толкования критериев предпринимательской деятельности, таких как получение дохода, постоянство ведения бизнеса, независимость в принятии решений, осуществление деятельности за свой счет и под личную финансовую ответственность. Предлагая исключить те аспекты, которые вызывают споры среди юристов, Россинский и другие эксперты настаивают на определении предпринимательства как систематической деятельности, направленной на стабильное получение прибыли через эксплуатацию активов, продажу продукции, выполнение работ или предоставление услуг, осуществляемой на риск владельца и оформленной согласно действующему законодательству.
Изучение разнообразных научных перспектив дает возможность выявить основополагающее толкование терминов «предпринимательство» и «предпринимательская деятельность» в качестве правовых понятий, анализируя их основные свойства и особенности.
Согласно законодательству выделены три основные категории условий, которые должны быть выполнены предприятиями для классификации в класс малых и средних предпринимателей.
Прежде всего, необходимо удовлетворить "критерию автономности", то есть соблюдению определенных ограничений при формировании активов (в контексте юридических лиц);
Во-вторых, критерии для определения классификации предприятий по размеру включают лимиты по среднегодовой численности персонала: средние предприятия должны иметь от 101 до 250 сотрудников, в то время как малые предприятия ограничиваются 100 сотрудниками, в рамках которых микропредприятия не должны насчитывать более 15 человек.
Во-третьих, критерии финансовой оценки, то есть для категоризации предприятий в сегменте малого и среднего бизнеса по размеру их экономической деятельности без включения НДС, устанавливаются следующие пороговые значения годовой выручки от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг за последний год: для микропредприятий - до 120 млн рублей, для малых предприятий - до 800 млн рублей, а для средних предприятий - до 2 млрд рублей.
Исходя из анализа различных дефиниций, можно утверждать, что предпринимательство является независимым видом деятельности, который предприниматели осуществляют на свой страх и риск с целью систематического извлечения прибыли через использование собственного или арендованного имущества, торговлю товарами, выполнение работ или предоставление услуг, при условии их официальной регистрации в соответствии с законодательством.
Термин "малое и среднее предпринимательство" получает свое определение в статье 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", где уточняется понятие "субъект малого и среднего предпринимательства", включая разнообразие доступных организационно-правовых форм для юридических лиц, основания для получения такого статуса, а также категории субъектов на основе соответствия определенным критериям.
Правовые аспекты коммерческой активности обладают сложностью и амбивалентностью, что делает необходимым их уточнение через специализированные нормативные акты.
Ключевым нормативно-правовым актом в России является Конституция, т.к. она обладает на территории Российской Федерации высшей юридической силой. Вопреки отсутствию прямых ссылок на малое предпринимательство в тексте Конституции, статья 8 залогом даёт свободу экономической деятельности и защиту принципа конкуренции, обязывая государственную политику применять меры по защите и поддержке этих основополагающих принципов. Особенно это касается малого бизнеса, который испытывает повышенные риски в условиях конкурентной борьбы, подчёркивая необходимость целенаправленной поддержки со стороны государства для устойчивого развития данного сектора экономики.
Основополагающий юридический документ, устанавливающий рамки функционирования региональных властных институтов, представляет собой Федеральный закон №414-ФЗ от 21.12.21 «О базовых принципах устройства государственного управления в субъектах Российской Федерации». В 33-й статье этого закона не содержится прямого указания на обязанность поддерживать малый бизнес, лишь говорится о задаче верховных исполнительных органов субъектов РФ по разработке и реализации мер для социального и экономического прогресса регионов. Тем не менее, 35-я статья устанавливает, что эффективность работы верховного исполнительного органа региона оценивается через ряд критериев, утверждаемых Президентом РФ. Согласно Указу Президента РФ №68 от 04.02.2021, одним из этих критериев, отражающих успешность данной деятельности, является «Численность занятых в области малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей и самозанятых», который ключевым образом отображает уровень развития малого и среднего предпринимательства. Прямое включение этого показателя подчеркивает важность государственной поддержки малого бизнеса в рамках региональной политики.
В российском законодательстве ключевым документом, регулирующим поддержку малого и среднего предпринимательства, выступает Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 года, посвященный стимулированию развития данных видов бизнеса. Данный закон заполнил пробел в правовом регулировании, впервые введя определения для «субъекта малого и среднего предпринимательства» и «микропредприятия», что стало основополагающим шагом для их дальнейшего развития. Он включает существенные положения, касающиеся идентификации экономических агентов, принадлежащих к категории малого бизнеса, учитывая специфические критерии. Кроме того, закон четко очерчивает рамки тех сфер деятельности, которые не попадают под категорию малого предпринимательства: это, например, предприятия азартных игр, участники продуктовых разделов, операторы на рынке ценных бумаг, ломбарды, негосударственные инвестиционные и пенсионные фонды, а также кредитные и страховые организации, и те субъекты, которые по закону признаны нерезидентами РФ.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
2. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 №294-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
3. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
4. Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145997/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
5. Указ Президента Российской Федерации N 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» от 05.06.2015 2020 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180670/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
6. Указ Президента Российской Федерации № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" от 21.07.2020 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
7. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.03.2021 № 142 «Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами российской федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384609/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 554 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Кодекс». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/822403701, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2023 № 407 "Об утверждении Порядка предоставления в 2023 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на разработку и реализацию образовательных программ развития компетенций студенческого предпринимательства (академической мобильности) на территории Санкт-Петербурга" // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7800202305110005, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.08.2020 № 661 "О порядке предоставления в 2020 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7800202008270001, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
12. Постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 24.06.2024 № 519 "Об утверждении порядков предоставления в 2024 году субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности в Санкт‑Петербурге"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
13. Постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 24.06.2024 № 521 "Об утверждении порядков предоставления в 2024 году субсидий в целях возмещения части затрат, связанных с транспортировкой продукции"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
14. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.06.2024 № 483 "Об утверждении Порядка предоставления в 2024 году субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности в Санкт-Петербурге в целях возмещения части затрат организаций, связанных с осуществлением найма жилья сотрудникам из других регионов", свободный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
15. Постановление Правительства Санкт Петербурга от 20.08.2024 № 713 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петребурга от 19.06.2024 № 483» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
16. Постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 19.06.2024 №482 «Об утверждении Порядка предоставления в 2024 году субсидий субъектам деятельности в Санкт‑Петербурге в сфере промышленности в целях возмещения части затрат, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
17. Постановление Правительства Санкт‑Петербурга № 338 от 07.05.2024 " Об утверждении Порядка предоставления в 2024 году субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности в Санкт‑Петербурге в целях возмещения части затрат организаций, связанных с уплатой лизинговых платежей за приобретаемое технологическое оборудование" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
18. Постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 02.07.2024 № 544 «Об утверждении Порядка предоставления в 2024 году субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности в Санкт‑Петербурге в целях возмещения части затрат организаций, связанных с проведением энергетического обследования, и (или) части затрат организаций, связанных с приобретением энергосберегающего оборудования в рамках реализации мероприятий или программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
19. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г. // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406831204/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
20. Распоряжение Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга от 16.07.2024 № 4745-р "О реализации постановления Правительства Санкт‑Петербурга от 24.06.2024 № 519" // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
21. Распоряжение Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга от 16.07.2024 № 4744-р "О реализации постановления Правительства Санкт‑Петербурга от 24.06.2024 № 521" // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
22. Распоряжение Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт Петербурга от 20.06.2024 № 4049-р «О реализации постановления Правительства Санкт Петербурга от 19.06.2024 № 483» // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
23. Распоряжение Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт Петербурга от 20.08.2024 № 5731-р «О реализации постановления Правительства Санкт Петербурга от 29.07.2024 № 639» // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
24. Распоряжение Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле от 08.07.2024 № 4509-р «О реализации Постановления Правительства Санкт‑Петербурга от 19.06.2024 №482» // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
25. Распоряжение Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга от 07.06.2024 № 3769-р " О реализации постановления Правительства Санкт‑Петербурга от 07.05.2024 № 338" // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
26. Распоряжение Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле от 23.07.2024 № 4965-р «О реализации Постановления Правительства Санкт‑Петербурга от 02.07.2024 № 544» // Справочно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: https://www.garant.ru/, свободный (дата обращения: 20.05.2025). - Загл. экрана.
Научная и учебная литература
27. Агеев В.С. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVDD-19 / В.С. Агеев // Энигма. - 2020. - № 26. - С. 9-12.
28. Алиев, О. М. Проблемы экономики России в условиях санкций и спецоперации / О. М. Алиев, Д. М. Ибрагимова // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 8(145). – С. 129-136.
29. Артемов, А. В. Малый и средний бизнес: понятие., критерии., категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве / А.В. Артемов // Социально- политические науки. - 2024. - № 2. - С.44-49.
30. Батрасова А. Д. Коновалова Т. В., Комаров П. И. Оценка эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / А.Д. Батрасова // Управленческий учет. - 2022. - № 4-2. - С. 269- 282.
31. Беделбаева А. Е. Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства: опыт зарубежных стран / А.Е. Беделбаева // Актуальные проблемы права, экономики и управления. - 2023. - № 12. - С. 12- 14.
32. Бендерская О. Б., Лысакова С. Ю. Динамика развития малого бизнеса в России / О.Б. Бендерская // Белгородский экономический вестник. - 2024. - №4(92). - С. 16-21.
33. Вдовенко А.А. Роль малого бизнеса в рыночных условиях современной России / А.А. Вдовенко // Экономические науки. – 2024. - №3. – С. 22-26.
34. Волкова, И. А. Векторы поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства региона / И. А. Волкова, Т. А. Галынчик, С. В. Данилова // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Т. 13, № 4. – С. 2187-2200.
35. Глезман, Л. В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства / Л. В. Глезман // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12, № 7. – С. 1855-1868.
36. Гришин А. А. Современные организационно-правовые формы функционирования бизнеса в России: оценка их преимуществ и недостатков / А.А. Гришин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2024. - № 1 (4). - С. 71-84.
37. Дубровская, Е. С. Российская экономика в условиях санкций: текущее положение и перспективы инновационного развития / Е. С. Дубровская // Креативная экономика. – 2022. – Т. 16, № 11. – С. 4553-4564.
38. Зосимова, Л. А. Особенности реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России / Л. А. Зосимова // На пути к гражданскому обществу. – 2022. – № 1(45). – С. 12-16.
39. Ишмуратов, Р. Р. Основные меры государственной поддержки предпринимательства в современных условиях / Р. Р. Ишмуратов, Ч. М. Куракова // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях цифровой трансформации экономики : Материалы I всероссийской (национальной) научно-практической конференции, посвященной 60-летию института экономики, Казань, 11–12 марта 2021 года. – Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2021. – С. 114-122.
40. Калинина С.Л. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности: теоретические подходы и опыт реализации в развитых странах / С.Л. Калинина, Е.П. Кузнецова // Известия Дальневосточного федерального ун-та. Экономика и управление. - 2020. - № 4 (96). - С. 100-112.
41. Каштанов Н.Н. История развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы / Н.Н. Каштанов, И.А. Курьяков // Сибирский торгово- экономический журнал. - 2024. - № 5. - С. 5-8.
42. Кожокарь И. П. Правовое регулирование: понятие и формы / И.П. Кожокарь / Государство и право. - 2020. - Номер 12 - C. 112-127.
43. Козырев О.С. Зарубежные механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности / О.С. Козырев // Законность в современном обществе: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: ООО «Аэтерна», 2020. С. 88-92.
44. Левашов, В. К. Государственные меры и резервы поддержки российского предпринимательства в условиях COVID-кризиса / В. К. Левашов, И. С. Шушпанова, А. В. Анищенко // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2020. – № 11. – С. 92-102.
45. Левченко В. А., Шатохин Н.М. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства / В.А. Левченко, Н.М. Шатохин // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2023. - № 2. - С. 7-9.
46. Минваева М. С., Храмцов А. Б. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в регионах России (опыт Тюменской области) / М.С. Минваева, А.Б. Храмцов // Безопасность бизнеса. - 2020. - № 2. - С. 7-12.
47. Назарова Н. А. Государственная политика стимулирования предпринимательской деятельности в регионах / Н.А. Назарова // Власть. - 2022. - № 3. - С. 96-100.
48. Оболонкова, Е. В. Система мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на современном этапе / Е. В. Оболонкова // Законодательство. – 2020. – № 3. – С. 68-76.
49. Рахимов А.Р. Некоторые аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности в транспортной системе (на примере зарубежных стран и Российской Федерации) / А.Р. Рахимов // Вестник экономики, права и социологии. - 2022. - № 2. - С. 31-34.
50. Региональное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне / Я. В. Зайцев, Ю. С. Положенцева, И. В. Андросова, Д. С. Старостина // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Т. 14, № 11. – С. 6179-6196.
51. Степин, А. Б. Способы защиты в системе мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / А. Б. Степин // Безопасность бизнеса. – 2020. – № 1. – С. 33-36.
52. Ходжич, Е. В. Малое предпринимательство в России: проблемы и меры государственной поддержки / Е. В. Ходжич, И. В. Баранова // Научное обозрение: теория и практика. – 2020. – Т. 10, № 11(79). – С. 2722-2731.
53. Хоминич, И. П. Россия и Иран в условиях экономических санкций: антисанкционная политика и экономика сопротивления / И. П. Хоминич, С. Алихани // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2021. – Т. 18, № 2(116). – С. 5-12.
54. Юрченко, К. А. Развитие государственных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / К. А. Юрченко // Хроноэкономика. – 2024. – № 5(18). – С. 111-116.
55. Яркова, Т. М. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в России / Т. М. Яркова // Креативная экономика. – 2024. – Т. 18, № 7. – С. 1667-1682.
Официальные сайты и ресурсы сети Интернет
56. Инфраструктура поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: https://cipit.gov.spb.ru/razvitie-predprinimatelstva/infrastruktura-predprinimatelstva/
57. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru/.
58. Официальный сайт Сбербанка России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sberbank.ru/ru/person
59. Официальный сайт банка ВТБ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vtb.ru/.
60. Официальный сайт Роспатента [Электронный ресурс]. - URL: https://rospatent.gov.ru/ru
61. Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр [Электронный ресурс]. - URL: https://iac.spb.ru/
62. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс]. - URL: https://78.rosstat.gov.ru/
63. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gks.ru/
64. Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - URL:https://credit-fond.ru/
65. Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, микрокредитная компания [Электронный ресурс]. - URL: https://fond-mfo.ru/o-fonde/
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней