Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Органы местного самоуправления являются ключевым элементом нашего общества. Они играют важную роль в поддержании порядка и обеспечении благополучия нашего города. Органы местного самоуправления включают в себя различные отделы, подведомственные агентства и другие организации, которые работают над решением разнообразных вопросов, связанных с жизненно важными аспектами нашей жизни.
В этом заключается актуальность настоящей работы.
Органы местного самоуправления включают в себя управление различными отраслями на местном уровне, такими как: здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, коммунальное хозяйство, экология и многие другие.
Взаимодействие органов местного самоуправления с населением является одним из основных направлений их работы. Главная задача муниципальных служб - обеспечение качественных услуг для граждан и решение их проблем.
Взаимодействие может осуществляться через различные каналы коммуникации. В целом, взаимодействие муниципальных служб с населением играет важную роль в реализации принципов демократии, обеспечении качества жизни граждан и развитии города. Это позволяет создать благоприятную среду для жизни и работы всех граждан.
Основная цель настоящей работы – разработка направлений совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Уральском Федеральном округе.
Для достижения цели работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов местного самоуправления с населением;
- провести анализ взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Челябинской области;
- провести анализ взаимодействия органов местного самоуправления в Свердловской области;
- сравнить указанные регионы и выявить актуальные проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с населением;
- разработать направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с населением.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых из сферы государственного и муниципального управления.
Такими учеными в настоящее время являются: Т.Н. Бабич, Л.Е. Басовский, Т.Л. Безрукова, Н.А. Василенко, А.И. Гаврилов, Е.Г. Егоров, Е.А. Истомина и другие.
Информационную базу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Челябинской области, Свердловской области и статистические данные.
При написании настоящей работы использовались следующие методы исследования: описание, синтез, анализ и сравнение.
В рамках работы применяются разнообразные методы анализа, включая экономический, статистический, анализ абсолютных и относительных показателей. Также осуществляется метод синтеза, который заключается в объединении изучаемых признаков или свойств объекта в единую систему. Путем использования метода обобщения делаются выводы о общих характеристиках исследуемых объектов. Другой метод, сравнение, позволяет оценивать ход и результаты деятельности организации. Метод описания представляет собой систему процедур, включающую сбор, первичный анализ и изложение данных и их характеристик.
Научная новизна состоит в разработке и обосновании рекомендаций по разработке направлений совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с населением в Челябинской области и Свердловской областях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ
1.1 Сущность и функции органов местного самоуправления
Муниципальная служба – это органы власти на местном уровне, которые занимаются управлением и организацией различных сфер общественной жизни в муниципалитете. Она осуществляет функции по оказанию услуг населению, поддержанию общественного порядка, развитию инфраструктуры, управлению территорией и другим вопросам, связанным с развитием местного сообщества. Муниципальная служба включает в себя различные подразделения, такие как отделы земельных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, социальной защиты населения и другие. Она состоит из сотрудников, которые назначаются или избираются на местных выборах и обеспечивают выполнение задач, возложенных на муниципалитет.
Муниципальная служба имеет свои права и обязанности, регламентируемые законодательством. К ее основным задачам относятся обеспечение комфортных условий проживания населения, охрана окружающей среды, управление муниципальной собственностью, контроль за выполнением законодательства, разработка и реализация муниципальных программ и проектов, обеспечение безопасности населения и другие. Муниципальная служба взаимодействует с жителями муниципального образования, предоставляя информацию, консультации и решая возникающие вопросы. Она также сотрудничает с представителями других муниципальных и государственных органов, деловыми партнерами и общественными организациями.
Важной характеристикой муниципальной службы является ее открытость и прозрачность. Сотрудники должны действовать в соответствии с принципами эффективности, ответственности, независимости и общественного доверия, чтобы обеспечить эффективное и справедливое управление на местном уровне.
Рисунок 1 – Задачи муниципальной службы
Таким образом, функции органов местного самоуправления включают правовое регулирование, связанное с:
- управлением городской инфраструктурой, обеспечение функционирования и развития коммунальных служб, включая энергетику, водоснабжение, канализацию, транспортную инфраструктуру, уборку улиц и т.д.
- управлением территорией, планирование и развитие городской территории, контроль за строительством и благоустройством, выдача разрешений на использование земель и строительство.
- управлением жилищным фондом, поддержка жилищного строительства и ремонта, организация и управление общественным жилищным фондом, предоставление жилищных услуг, в том числе социального жилья.
- социально-культурной сферой, организация и управление социальным обеспечением, здравоохранением, образованием, культурой, спортом и другими социально-культурными учреждениями.
- экономическим развитием, поддержка предпринимательства и инвестиций, развитие туризма, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры для промышленности и бизнеса.
- сферой безопасности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности и борьба с преступностью.
- сферой экологии, поддержка охраны окружающей среды, регулирование и контроль за загрязнением окружающей среды, управление отходами и переработкой.
- управлением градостроительной деятельностью, планирование и управление развитием городской среды, сохранение исторического наследия, контроль за архитектурой и строительством[ Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"].
Это лишь некоторые из функций органов муниципальной власти, и они могут различаться в разных городах и странах в зависимости от местных потребностей и полномочий.
В условиях современности, эффективное развитие территории региона полностью зависит от эффективной системы управления.
Качество жизни жителей этой территории зависит от эффективности функционирования всех этих систем.
Следовательно, местное социально-экономическое развитие стремится создать благоприятную среду и обеспечить населению набор условий для достойной жизни в пределах данного муниципального образования. Совершенствование социально-экономического развития муниципалитетов позволяет обеспечить устойчивое развитие человеческого, социально-экономического, ресурсного и экологического потенциала территории, а также положительную динамику уровня и качества жизни населения при сохранении и улучшении условий проживания.
Уровень жизни постоянно изменяется. Общество и люди развиваются, и это развитие влияет на наши потребности и желания. Когда производство становится более развитым, уровень культуры и технического оснащения растет, у населения возникают новые потребности, оно начинает стремиться к большему материальному благополучию, к более высокому уровню культуры и социального статуса.
Согласно методологическим пояснениям Росстата социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных.
Еда, одежда, жилье, транспорт и другие материальные блага определяют уровень жизни. Но уровень жизни также зависит от возможностей удовлетворить эти потребности. Человек должен иметь достаточный доход и доступ к товарам и услугам, чтобы увеличить уровень жизни.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 приведены следующие слова: «Темпы изменений должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни. И, повторю, с их активным участием».
Уровень жизни населения можно оценить по его материальному благополучию и способности удовлетворять свои потребности[ Песоцкая, Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России / Е.В. Песоцкая. - Санкт-Петербург. «Питер», 2020. - 159 с.]. Он определяется как уровень доходов и потребления, а также степень разнообразия и развития потребностей. Каждая страна и каждая социальная группа имеют свое собственное многообразие потребностей, и уровень жизни населения будет различаться в зависимости от этих факторов.
Определение уровня жизни должно учитывать как материальные, так и культурные потребности, необходимые для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Это также включает в себя уровень развития и удовлетворения этих потребностей, то есть уровень условий жизни.
Далее следует уровень социальной сферы, где важными факторами являются условия труда, социальная защита и безопасность.
Очень важной составляющей является экологический фактор: состояние окружающей среды, включая уровень загрязнения воздуха, почвы и воды.
Условия, связанные с климатом и природой, такие как наличие природных ресурсов и климатические условия, также влияют на качество жизни[ Орешин, В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов / В. П. Орешин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 319].
Отмечается, что в зонах с более благоприятным мягким климатом и погодными условиями, люди реже страдают определенными заболеваниями (например, заболеваниями, связанными с повышенным артериальным давлением), лучше себя чувствуют, следовательно, их качество жизни выше.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 от 14 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020).
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ[Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
3.Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
4.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
5.Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023 N 635-ФЗ) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6.Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
7.Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8.Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
11.Распоряжение от 18 сентября 2019 N 2113-р «Об утверждении перечня типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
12.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.08.2013 № 391а «О методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
13.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.12.2014 № 995н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ .
14.Аджубей, Р.В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению / Р.В. Аджубей // Молодой учёный. - 2020. -№1(135). - С. 135-140.
15.Алексеева Ю.А. Исследование эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде: автореф. дис. ... канд. техн. Наук/Ю.А. Алексеева. - Астрахань, 2018. - 19 с.
16.Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности /К. Амирбеков // Право и жизнь. – 2021. – № 30. – С. 17-18.
17.Арутюнова, Л. Б. Предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде / Л. Б. Арутюнова // Правовая информатика. -2022,- №15.-С. 16-20.
18.Бухвальд, Е.М., Ворошилов, Н.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований и реформирования института местного самоуправления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. - №1. - С. 132-138.
19.Васильев, Д.П. Об опыте оказания государственных и муниципальных услуг населению в электронном формате (на материалах Алтайского края и г. Барнаула) / Д.П. Васильев // Мой выбор - наука! - 2020. - С.775-781.
20.Вдовин, С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: монография / С. М. Вдовин. – М.: Инфра-М, 2022. – 154 с.
21.Воронина, Л.И. Функции и услуги в системе государственного и муниципального управления: монография / Л. И. Воронина, С. Н. Костина, А. В. Томильцев / под общ. ред. проф. Т. М. Резер. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2019.- 139 с.
22.Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н. И. Глазунова. – М.: Проспект, 2020. – 630 с.
23.Голикова, Г. В. Управленческая экономика: учебное пособие / Г. В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2023. – 216 с.
24.Грибова, О.В. Оценка качества государственных и муниципальных услуг / О.В. Грибова, М.В. Бугаева, А.С. Пигина // Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2019. - №1(24).-С. 126-130.
25.Лукьянова, В. В. Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением / В. В. Лукьянова, Д. А. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 382-384.
26.Неделько, С. И. Понятие государственной услуги как категории государственного управления / С. И. Неделько, И. А. Мурзина, С. Н. Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2018. -№3.-С. 3-11.
27.Орешин, В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов / В. П. Орешин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 319.
28.Песоцкая, Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России / Е.В. Песоцкая. - Санкт-Петербург. «Питер», 2020. - 159 с.
29.Семенова, Е.Н. Мониторинг качества жизни населения: к вопросу оценки: статья / Е.Н. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. - 2020. - № 1 (05). - С. 16-24.
30.Чертков, А. Н. Правовое обеспечение стратегического планирования территориального развития Российской Федерации / А. Н. Чертков // Журнал российского права. – 2023. – № 11. – С. 41-50.
31.Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения: 15.01.2024). - Текст : электронный.
32.Ваш контроль. [Электронный ресурс] : [офиц. сайт]: - Электрон, текст, дан. - Москва, [2019]. - URL.: https://vashkontrol.ru/.
33. Издание Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области «Южноуральская панорама» [Электронный ресурс] : [офиц. сайт]: - Электрон, текст, дан. - URL.: https://up74.ru/articles/news/143128/