Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху цифровых технологий, усовершенствование и оптимизация бизнес-процессов через их цифровизацию становится ключевым аспектом в формировании конкурентных преимуществ и повышении эффективности деятельности компаний. Особое внимание к этому процессу проявляется в банковской сфере, где динамично меняющийся рынок требует быстрой адаптации и инновации.
Банки являются пионерами в области применения передовых инструментов для оптимизации своей работы. За счет этого удается не только ускорить обслуживание клиентов, но и значительно улучшить качество сервиса, создавать персонализированные предложения и удовлетворять запросы клиентов на более высоком уровне, даже при большом потоке обращений
.Примером лидера в данной области является ПАО "Сбербанк", которое активно экспериментирует с цифровыми технологиями и новшествами. Успешность многих из этих экспериментов показывает возможности для расширения опыта и его применения в практике других финансовых учреждений. Это подчеркивает важность изучения и анализа данного подхода, что делает тему цифровизации банковских процессов актуальной для исследования в рамках выпускных квалификационных работ.
Цель выпускной квалификационной работы – провести анализ и выявить потенциал совершенствования методологии цифрового менеджмента в финансовой структуре банка (на примере ПАО «Сбербанк»).
Для достижения данной цели представляется важным решить следующие задачи:
- изучить функции и виды цифрового менеджмента;
- определить особенности применения цифрового менеджмента в банковской сфере в России;
- представить организационно-экономическую характеристику ПАО «Сбербанк»;
- провести анализ системы менеджмента качества банка;
- проанализировать эффективность применения цифрового менеджмента;
- представить направления совершенствования эффективности системы управления банком на основе цифрового менеджмента;
- провести оценку экономической эффективности предложений .
Объект исследования – деятельность ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования - проблемы интеграции цифрового менеджмента в деятельность финансовой структуры ПАО «Сбербанк».
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что обусловлено интересом к ее разработке сот стороны ученых и управленцев банковской сферы и других отраслей народного хозяйства, что проявляется в монографиях и научных статьях таких авторов как Е.А. Авербуха, В.Ю. Войтович, И.З. Гелисханова, И.А. Земсковой, Д.Ю. Знаменского, А.В. Кочеткова, И.Н. Рычковой, Ю.Н. Туганова и др.
Методология исследования представлена:
а) общенаучными методами исследования: дедукции и индукции, системного, сравнительного и комплексного анализа;
б) методами анализа литературы: контент-анализ, анализ нормативных источников и отраслевых отчетов, научной и публицистической литературы, открытых данных, размещенных в сети Интернет.
Практическая значимость исследования представлена расширением методологической базы для применения цифрового менеджмента в деятельности организаций банковского сектора.
Структура работы представлена тремя главами и восемью параграфами, заключением и списком использованных источников.
В первой главе исследования проводится анализ методологии организации деятельности внутреннего структурного подразделения применительно к банковской сфере.
Во второй главе исследования осуществлен анализ действующей методологии цифрового менеджмента в ПАО «Сбербанк».
Третья глава посвящена оценке экономической эффективности системы управления на основе цифрового менеджмента.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты цифрового менеджмента
1.1. Функции и виды цифрового менеджмента
На протяжении последнего десятилетия в России слово «цифровизация» стало часто употребляемым в контексте различных отраслевых и социальных сфер, таких как экономика, управление, образование и закупки. Этот процесс играет важную роль в повышении эффективности развития и достижении целей, но для многих он остаётся сложным для понимания. Это ведет к проблемам при построении эффективной системы цифровизации, определении ключевых показателей и выборе соответствующей методологии [20, с. 25].
Цифровой менеджмент занимает особое место в этом процессе, так как представляет собой менеджмент с использованием цифровых инструментов во всех аспектах деятельности компании или проекта, начиная от стратегического планирования и заканчивая ежедневным выполнением задач.
Речь идет об интеграции цифровых технологий в управление проектами, что позволяет не только облегчить коммуникацию и управление задачами, но и ускорить рабочие процессы, повышая при этом их качество. Эффективное использование цифрового управления проектами влечет за собой оптимизацию многих процессов, обеспечивает доступность актуальной информации для своевременного решения задач и способствует улучшению рабочей динамики команды. В свою очередь, применение правильных методик управления проектами гарантирует наилучшее использование ресурсов и достижение целей в рамках заданных параметров времени, стоимости и качества [29, с. 146].
Цифровой менеджмент, таким образом, становится инструментом для более эффективной и организованной работы, предлагая повышенную прозрачность, автоматизацию процессов и улучшенные коммуникации, что значительно важно в условиях быстро изменяющегося бизнес-окружения.
Рассмотрим основные функции цифрового менеджмента (рис. 1.1):
Рисунок 1.1 – Функции цифрового менеджмента [24]
Разработка стратегии на базе цифровых технологий.
Анализ рыночной среды, конкурентов и потребностей клиентов через цифровые инструменты обеспечивает подготовку обоснованной стратегии развития. Задачи и направления цифровой эволюции компании формулируются с учетом оценки рисков и новых возможностей. В такой экосистеме культура инноваций становится неотъемлемой частью корпоративной жизни.
Эффективное ведение данных.
Работа с большими массивами данных предполагает их агрегацию, систематизацию и последующую аналитику. Здесь ключевую роль играют инструменты для визуализации, которые помогают выявлять закономерности и принимать информированные решения. Строительство надежной системы управления данными гарантирует их актуальность, безопасность и доступность.
Управление технологиями.
Оптимизация процессов и улучшение клиентского опыта достигаются за счет применения цифровых платформ. Обновление и поддержание информационных систем способствуют бесперебойной работе и расширению функционала организации. Разработка цифровых продуктов и услуг стимулирует рост конкурентоспособности.
Менеджмент ресурсов.
Цифровизация предоставляет инструменты для рационализации использования всех типов ресурсов, включая финансы, материалы и персонал. Контроль затрат и анализ эффективности проводится с помощью специального программного обеспечения для улучшения финансовых результатов. Инструментарий планирования и управления проектами обеспечивает их своевременное и качественное выполнение.
Управление персоналом.
Цифровые средства поддерживают профессиональное обучение и развитие сотрудников, повышая их компетенции в области новых технологий. Различные системы и приложения позволяют оценивать и стимулировать результативность персонала. Технологии упрощают коммуникацию и координацию внутри команд, что увеличивает общую эффективность работы [34, с. 44].
Также важно представить виды цифрового менеджмента (рис. 1.2):
Для понимания структуры цифрового менеджмента целесообразно выделить следующие основные аспекты:
1. Стратегический цифровой менеджмент несет в себе задачи создания цифровой стратегии компании, что включает в себя определение главных путей развития и оценку рисков, а также выявление новых направлений для инноваций.
2. Операционный аспект затрагивает повседневное использование цифровых технологий с целью повышения производительности бизнес-процессов и уменьшения издержек.
3. Маркетинговый сектор цифрового управления задействует технологии для продвижения продуктов, привлечения клиентов и управления взаимоотношениями с ними напрямую через цифровые каналы.
4. Финансовый компонент ориентируется на автоматизацию финансовых операций, улучшения аналитики и экономии затрат через цифровые инновации.
5. Цифровой HR охватывает использование инструментов для подбора, обучения и управления персоналом, что содействует их более тесной интеграции в цифровую среду предприятия.IT-менеджмент непосредственно связан с управлением информационными системами, поддержанием их актуальности, безопасности и стабильности.
6. В области проектного управления акцент делается на применении цифровых технологий для планирования, мониторинга и выполнения проектов, что способствует эффективности и достижению поставленных целей.
7. Государственный цифровой менеджмент предполагает интеграцию технологических инноваций в работу госуслуг с целью оптимизации их предоставления и управления государственными ресурсами [17, с. 60].
В эпоху быстрых технологических перемен эффективное управление цифровыми преобразованиями становится неотъемлемой частью успешного развития любой компании. Цифровой менеджмент способствует повышению производительности, усилению позиций в условиях конкуренции, а также увеличению устойчивости и быстроты адаптации к новшествам в бизнес-среде.
Преобразования цифрового мира открывают широкие перспективы для стимулирования экономического роста и инновационной активности. Автоматизация рутинных процессов и применение инструментов для глубокого анализа данных способны значительно уменьшить издержки и оптимизировать рабочие процедуры.
Рисунок 1.2 – Виды цифрового менеджмента
Внедрение цифровых технологий предоставляет компаниям возможности для разработки новых продуктов и услуг, открывая двери к неизведанным рынкам и уникальным бизнес-моделям, что может стать источником важных конкурентных преимуществ [21, с. 98].
Цифровизация также подразумевает более рациональное использование ресурсов, что ведет к снижению экологического воздействия. Примерами могут служить облачные технологии, уменьшающие потребление электроэнергии, и блокчейн, повышающий прозрачность цепочек поставок.
В целом, цифровая трансформация является центральным элементом развивающейся экономики. Она создает предпосылки для инноваций и улучшения бизнес-среды. Чтобы полностью раскрыть её потенциал, предприятиям необходимо решать существующие задачи, связанные с внедрением технологических новшеств, а также преодолевать организационные и социальные барьеры.
Цифровая революция открывает новые горизонты для повышения эффективности и производительности во всех экономических сферах. Такие технологии, как облачные вычисления и автоматизация с поддержкой искусственного интеллекта, позволяют оптимизировать операции, экономить ресурсы и ускорять процессы. Применение аналитики на основе больших данных дает компаниям ключи к принятию обоснованных стратегических решений и прогнозированию трендов.
Новшества в сфере Интернета вещей, виртуальной реальности, аугментированной реальности, искусственного интеллекта и машинного обучения открывают новые способы создания ценности для клиентов и формирования уникальных бизнес-моделей. Цифровое преобразование, стимулирующее инновации и рост, может существенно укрепить устойчивое развитие, повышая эффективность управления ресурсами и минимизируя экологическое воздействие [18, с. 90].
Блокчейн и искусственный интеллект в этом контексте могут значительно усилить прозрачность цепочек поставок и оптимизировать расход ресурсов. Также цифровые технологии играют важную роль в борьбе с климатическими изменениями, предоставляя точные данные для анализа и прогнозирования погодных условий.
Постпандемическая эра может стать периодом, когда особенно ясно проявятся возможности новых бизнес-моделей цифровой экономики, включая платформенные решения, совместное потребление, подписные сервисы и прочие инновационные форматы, способные обеспечить компаниям необходимую гибкость для адаптации к меняющимся условиям.
Цифровая трансформация, несмотря на огромный потенциал, сопровождается рядом трудностей и вызовов. Вопросы безопасности, приватности информации, неравный доступ к технологиям и потребность в актуализации навыков - все это преграды на пути эффективной цифровой интеграции. Справиться с ними помогут прогрессивные решения в сфере защиты информации и строительство отношений на доверии с партнерами и клиентами, подтверждая открытость и ответственность в управлении данными.
Проблема цифрового разрыва выступает серьезным барьером на пути глобальных изменений в обществе. Неравный доступ к интернету, цифровым устройствам и навыкам углубляет социальное и экономическое неравенство и ограничивает возможности от цифровой трансформации.
Разрыв наблюдается не только между странами с развитой и развивающейся экономикой, но также и внутри государств, между различными социальными группами и регионами. Это требует целенаправленного вмешательства со стороны правительств, образовательных учреждений и частного сектора, направленного на повышение проникновения технологий и образовательных инициатив.
С целью минимизации цифровой пропасти важно развивать комплексные программы образования и повышения квалификации, ориентированные на приобретение как технических, так и мягких навыков. В этот набор входят такие компетенции, как программирование, анализ данных, а также критическое мышление и способность адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако, существующий дефицит этих навыков у сотрудников вынуждает организации пересмотреть свои подходы к найму и развитию кадров [27, с. 91].
С развитием цифровой экономики меняются и требования к профессиональным навыкам, вызывая необходимость реализации стратегий непрерывного образования в организациях. С целью адаптации работников к новым условиям, компании должны акцентировать внимание на программы повышения квалификации и развития личных компетенций.
Значимость этих вызовов подчеркивает масштаб и сложность процесса цифровой трансформации, который требует комплексного и ответственного подхода. Только такие действия позволят реализовать возможности цифровизации доступными для всех участников экономики.
В банковском секторе, традиционно сохраняющем консервативный подход, цифровая трансформация уже выступает необходимостью. Банки вовлекаются в процесс интеграции новых технологических решений, чтобы соответствовать современным трендам и потребностям рынка. Внедрение инноваций в таком масштабе трансформирует управление ресурсами, временем и бюджетом, делая их ключевыми аспектами успеха. Так, цифровизация влияет на все стороны банковской деятельности, включая планирование и выполнение проектных работ, улучшая их эффективность и результативность [6, с. 1157].
Процесс цифровой трансформации касается любого бизнеса, требуя пересмотра и модернизации организационных структур, методик работы и средств выполнения экономической деятельности компании. Отказ от внедрения современных цифровых технологий может серьезно ухудшить положение компании на рынке, отставая от более гибких и адаптированных к цифровой среде конкурентов.
Сегодня цифровой менеджмент выступает в роли моста, соединяющего традиционные методы управления с инновациями в цифровом мире. Это ключевое понятие описывается многими экспертами. В. Г. Ларионов, например, толкует его как внедрение глобальных цифровых стандартов, которые радикально трансформируют управленческую практику, став перед организацией как вызов, который исходит из внешней среды. Е. Г. Калязина в свою очередь, воспринимает цифровой менеджмент через призму создания устойчивой цифровой инфраструктуры для обеспечения стабильного роста и прогресса компании в цифровую эпоху. М. П. Вакорин акцентирует внимание на управлении проектами с применением новейших технологий, что должно упростить коммуникацию, ускорить процессы и улучшить качество работы.
Вне зависимости от отрасли, сфера цифрового менеджмента охватывает широкий арсенал инструментов и технологий. В банковской сфере это могут быть большие данные и аналитика, системы на основе блокчейна, применение нейротехнологий и инструменты искусственного интеллекта, а также автоматизация и роботизированные системы. Новый уровень взаимодействия достигается за счет применения промышленного интернета, технологий беспроводной связи и систем виртуальной реальности. Также цифровой менеджмент включает использование электронных торговых площадок, которые оптимизируют закупочные процедуры и укрепляют сотрудничество с поставщиками, а цифровые информационные продукты, вроде электронных книг и учебных пособий, способствуют распространению знаний и организационному развитию [13, с. 269].
Исходя из анализа концепции «цифрового менеджмента», можно утверждать, что данный термин задает новую парадигму управления, которая требует от организаций стратегического подхода, проникающего через все уровни бизнес-структуры. Это не просто выборочное применение отдельных цифровых инструментов; это целостная система, в которой различные технологии взаимодействуют между собой в рамках интегрированной цифровой среды.
В контрасте с традиционными методиками, цифровой менеджмент ломает преграды времени и пространства, позволяя руководителям проектов вести мониторинг, координацию и управление операциями в различных уголках мира через интерактивные цифровые платформы. Интернет и облачные сервисы делают информацию доступной в режиме онлайн, что обеспечивает моментальный обмен данными и оперативное принятие решений.
Цифровое управление также способствует более гибкому вовлечению всех заинтересованных сторон в реализацию проекта, оно позволяет мгновенно отслеживать изменения и адаптироваться к ним, тем самым увеличивая шансы на успешное завершение проектов и достижение поставленных бизнес-целей.
Таким образом, построение эффективной цифровой экосистемы в организации означает переход к современному единому информационному пространству, где все процессы находятся под контролем и могут быть быстро корректированы для достижения максимальной эффективности в управлении проектами и повседневной деятельности компании.
Многие банки испытывают сложность с цифровизацией бизнеса, увеличивая отставание от цифровых лидеров. На это влияют многие факторы, основные из которых представим на рисунке 1.3:
Рисунок 1.3 – Факторы влияния на скорость внедрения цифровизации в банках 26
Банковский сектор долгое время пытался решать проблемы интеграции цифровых технологий в корпоративные процессы, применяя разрозненные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 82 с
2. Арзуманян А.А., Яковенко С.Н. Банковский менеджмент в эпоху цифровизации: новые возможности и вызовы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskiy-menedzhment-v-epohu-tsifrovizatsii-novye-vozmozhnosti-i-vyzovy (дата обращения: 13.05.2024).
3. Артамонова Л. Н. Основные тенденции цифровизации экономики России в современных условиях // Modern Economy Success. - 2022. - № 3. - С. 117-123.
4. Беспалов, Р. А. Цифровая трансформация банковских продуктов и услуг в условиях пандемии COVID-19 / Р. А. Беспалов, Н. Н. Денисова // Управленческий учет. – 2021. – № 11-3. – С. 586-592
5. Беспалов Р. А. Сравнительный анализ банковских систем и внедрение цифровых технологий на российский рынок / Р. А. Беспалов, А. А. Листратова // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях : Материалы II международной научно-практической конференции, Брянск, 17–18 декабря 2019 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2020. – С. 106-111.
6. Боркова Е. А., Осипова К. А., Светловидова Е. В., Фролова Е. В. Цифровизация экономики на примере банковской системы // Креативная экономика. 2019. № 6. С. 1153-1162
7. Бубнова Ю.Б., Ахмедова К.А. Цифровизация банковского сектора //России: тенденции и проблемы // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-bankovskogo-sektora-rossii-tendentsii-i-problemy (дата обращения: 22.05.2024).
8. Булгаков К. Впереди Европы всей: почему российский банкинг опережает западный. URL: https://tass.ru/ opinions/13530523 (дата обращения: 15.02.2024).
9. Вакорин, М.П. Хворостина В.В. Цифровой менеджмент в управлении проектами // Молодой ученый. – 2023. – № 9 (456). – С. 16–18.
10. Гилева Т.А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-zrelost-predpriyatiya-metody-otsenki-i-upravleniya (дата обращения: 27.03.2024).
11. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. — Режим доступа: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 13.01.2024)
12. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» // https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults/2023 (дата обращения: 01.05.2024)
13. Ивлева, М. И. Тенденция цифровизации банковской отрасли / М. И. Ивлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 268-270.
14. Калязина Е.Г. Цифровой менеджмент в управлении проектами // Креативная экономика. – 2021. – Т. 15, № 12. – С. 4747–4766.
15. Калязина Е.Г. Цифровой менеджмент в управлении проектами // КЭ. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-menedzhment-v-upravlenii-proektami (дата обращения: 13.05.2024).
16. Климова Д.В. Цифровизация банковского Менеджмента: проблемы и перспективы // Символ науки. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-bankovskogo-menedzhmenta-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 13.05.2024).
17. Ларионов В.Г. Баринова Е.П., Шереметьева Е.Н. Цифровой менеджмент: образование и таланты // Инновации в менеджменте. – № 2(20). – 2020. – С. 56–63.
18. Мартышова, Г. Р. Развитие банковской системы в условиях цифровизации / Г. Р. Мартышова, Р. А. Беспалов // Социально-экономическое развитие России и регионов в эпоху цифровизации : Материалы X Межвузовской студенческой научно-практической конференции, Брянск, 10 ноября 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2022. – С. 87-92.
19. Матвеевский С. С. Текущее состояние цифровой трансформации российских банков // Вестник университета. - 2020.- № 10. - С. 131-136.
20. Модели и технологии банковской деятельности: учебник / О.И. Лаврушин, И.И. Васильев, А.Е. Ушанов; под ред. О.И. Лаврушина. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: КНОРУС, 2022
21. Петрова Л. А., Кузнецова Т. Е. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов // Финансовый журнал. 2020. № 3. С. 91-101.
22. Потягова В.С. Влияние цифровой трансформации на экономическую эффективность ПАО «Сбербанк» // Н.Экс.Т. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsifrovoy-transformatsii-na-ekonomicheskuyu-effektivnost-pao-sberbank (дата обращения: 22.05.2024).
23. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс]. – URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 19.01.2024).
24. Ражева Н.И. Текущий уровень цифровизации российских банков // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2023. №1 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekuschiy-uroven-tsifrovizatsii-rossiyskih-bankov (дата обращения: 22.05.2024).
25. Результаты исследования мнения рынка по вопросам развития финансовых технологий на 2021-2023 гг. URL: https://www.fintechru.org/analytics/rezultaty-issledovaniya-mneniya-rynka-po-voprosam-razvitiya-finansovykh-tekhnologiy-na-2021-2023-gg-(дата обращения: 10.05.2024).
26. Римайте К.С., Васильев И.И. Оценка эффективности внедрения систем CRM на примере ПАО «Сбербанк»// Финансовые рынки и банки. 2022. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-vnedreniya-sistem-crm-na-primere-pao-sberbank (дата обращения: 22.05.2024).
27. Семеко Г. В. Искусственный интеллект в банковском секторе: возможности и проблемы // Социальные инновации и социальные науки, 2021. № 2. С. 81-97.
28. Стратегия развития Сбербанка 2020 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/ir/docs sberbankdevelopmentstrategyfor2014-2018_ ru.pdf (дата обращения: 22.05.2024).
29. Таджиев Т. А., Сатторов А. К. Современный коммерческий банк в эпоху цифровой экономики // Учёные записки Российской академии предпринимательства. - 2019. - № 2. - С. 145-151.
30. Тропынина Н. Е. Тенденции, проблемы и перспективы развития дистанционного банковского обслуживания в России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 3-2. - С.180-183.
31. Финансовая отчетность по МСФО [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/financial-results-and-presentations/ifrs (дата обращения: 28.02.2024).
32. Цифровая трансформация: новые вызовы для бизнеса и руководителей компании [Электронный ресурс]: Высшая школа экономики Кочубей центр. — Режим доступа: https://kc.hse.ru/2018/05/15/cifrovaya-transformaciya-novye-vyzovy/ (дата обращения: 13.01.2024).
33. Цифровизация экономики в России // https://hsbi.hse.ru/articles/tsifrovizatsiya-ekonomiki-v-rossii/ (дата обращения: 11.05.2024
34. Юзефов В. С. Цифровая экономика в России / В. С. Юзефов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 4 (94) Часть 2. — С. 44
35. ИТ-бюджет Сбербанка // Аналитическое агентство Tadviser. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:ИТ-бюджет_Сбербанка (дата обращения: 15.02.2024).