- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Самооценка подростков с разным уровнем агрессивности
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Практическая психология
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Самооценка подростков с разным уровнем агрессивности"?79 страниц
71 источник
Добавлена 15.07.2025 Опубликовано: studservis
15000 ₽
30000 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ……………………………………………………………….8
1.1. Понятие самооценки, исследования проблемы становления самооценки в подростковом возрасте 8
1.2. Агрессивность подростков в отечественных и зарубежных психологических исследованиях .………………………………..………........ 20
1.3. Изучение особенностей самооценки у подростков с разным уровнем агрессивности в современной психологии 26
Выводы по главе I 35
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕСИВНОСТИ 36
2.1. Программа исследования самооценки у подростков с разным уровнем агрессивности 36
2.2. Анализ результатов изучения самооценки и агрессивности у подростков…………………………………………………………………….. ...41
Выводы по главе II 48
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ 49
3.1. Программа развития самооценки у подростков с разным уровнем агрессивности 49
3.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования 54
Выводы по главе III 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 77
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. Различные аспекты развития личности подростка, проблемы внутреннего мировоззрения подростков, их возрастные конфликты, способы их предотвращения - одни из самых актуальных и злободневных тем психологической науки на современном этапе ее развития (Е.В. Киржой, И.Ю. Кулагина, О.А. Карабанова, Е.Г. Семенова, Ф. Райс, О.И. Шмырев и др.).
Современные исследователи, такие как А. Реан, М. Семенюк, А. Басс, А. Бандура и др., чаще всего обозначают специфические черты подростков, среди которых недовольство, холодность по отношению к окружающим людям или жестокость, повышенная конфликтность, агрессивность.
Часто агрессивное поведение у старшеклассников рассматривают в контексте их характера, эмоционального состояния, личностных качеств и уровня самооценки [17]. Последняя включает в себя развитие адекватных представлений личности о самом себе, восприятие своих качеств и достижений, а также общую субъективную оценку собственной значимости.
В силу специфики возраста, отклоняющееся поведение, в частности проявление агрессивности, становятся постоянным спутником старших подростков, поэтому важно выяснить причины, которые могут влиять на подростков, мотивировать пересмотр собственных взглядов на себя и других, в целом мир, привести своё поведение к социальным нормам. Обозначенная выше проблема приводит к необходимости исследования особенностей самооценки у подростков с разным уровнем агрессивности.
Объект исследования: эмоционально-личностная сфера подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь между показателями самооценки и проявлениями агрессивности у подростков.
Цель: теоретическое и эмпирическое изучение особенностей самооценки у подростков с разным уровнем агрессивности, апробация и изучение эффективности психолого-педагогической программы развития самооценки у подростков.
Гипотеза исследования: между показателями самооценки и проявлениями агрессивности у подростков имеется взаимосвязь; изменению уровня агрессивности подростков способствует специально разработанная программа, которая направлена на развитие самооценки.
Цель, предмет и гипотезы исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить понятия самооценки и агрессивности в психологической литературе;
2. Рассмотреть понятие агрессивности подростков в отечественных и зарубежных психологических исследованиях;
3. Подобрать методики, позволяющие исследовать показатели самооценки и проявления агрессивности у подростков, а также проанализировать их взаимосвязь, используя математические методы статистики;
4. Составить и реализовать экспериментальную программу, направленную на развитие адекватной самооценки у подростков с разным уровнем агрессивности.
5. Провести сравнительный анализ результатов измерения показателей самооценки у подростков с разным уровнем агрессивности, полученных в результате констатирующего и контрольного экспериментов.
Для решения задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
1.Общенаучный метод, включающий в себя теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнительный анализ и систематизацию, аналогию и классификацию позиций различных исследователей, представителей разных научных школ; обобщение и интерпретацию научных данных.
1.Эмпирический:
1.Методика Т.В. Дембо- С.Л. Рубинштейна (модификация А.М. Прихожан);
2. Методика измерения уровня самооценки С.А. Будасси;
3. Тест внутренней агрессивности С.Дайхоофф;
4. Методика А. Басса-А. Дарки.
5. Методы математической обработки: парный t-критерий Стьюдента для зависимых совокупностей для выявления значимости различий результатов до и после эксперимента; критерий Спирмена для изучения взаимосвязи показателей самооценки и проявлений агрессивности подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- научные труды Л.С. Выготского, А.И. Захарова, Е.П. Ильина, М.Н. Панкова, Т.П. Смирновой, И.А. Фурмана, содержащие общие положения о сущности агрессивности и агрессивного поведения подростков;
- научные работы О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, А.В. Буровой, А.В. Захаровой, а также А.И. Липкиной, Т.Д. Суворовой, Е.Л. Яковлевой, посвященные изучению влияния самооценки на формирование агрессивного поведения школьников;
Основой настоящего исследования явились также работы Э. Фромма, А.А. Реана, И.С. Кона, В.Г. Баженова, Э.В. Витушкиной, Л.Д. Деминой, М.М. Кашапова, рассматривающих особенности агрессии старших школьников.
В этом исследовании выявлены степень изученности проблемы взаимосвязи между самооценкой и агрессивным поведением у подростков, а также испытаны оптимальные условия для формирования адекватной самооценки при снижении уровня агрессивности у старшеклассников.
Теоретическая значимость работы заключается в выделении проблемных областей, связанных с особенностями показателей самооценки у подростков с различными проявлениями агрессивности, которые нуждаются в дальнейшем изучении.
Практическая ценность исследования в том, что его результаты могут быть использованы педагогами и психологами для планирования программ сопровождения, учитываться при проведении индивидуального консультирования подростков, может быть использована при составлении рекомендаций родителям, педагогам.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе Автономной некоммерческой организации Комната Психологической Поддержки. г. Дзержинск Нижегородской области. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 14-15 лет. Среди них – 32 подростка мужского пола и 28 подростков женского пола. Средний возраст составляет 14,7 лет.
Этапы исследования:
1.Изучение и анализ теоретико-методологических аспектов самооценки подростков и особенностей их агрессивности, а также исследование взаимосвязи этих понятий у подростков с различными проявлениями агрессивности.
2.Проведение констатирующего эксперимента: создание и апробация исследовательских инструментов на выборке подростков, а также интерпретация полученных данных по теме исследования.
3.Разработка и апробация экспериментальной программы, направленной на развитие адекватной самооценки у подростков с разными проявлениями агрессивности.
4.Проведение сравнительного анализа результатов, полученных в результате констатирующего и контрольного экспериментов, и формулирование выводов по эффективности предлагаемой программы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 60 наименований, и приложения.
Введение содержит обоснование актуальности исследования, формулировку цели и задач, а также описание объекта, предмета и методов исследования.
В первой главе рассмотрено понятие самооценки, исследования становления самооценки в подростковом возрасте, определены особенности агрессивности подростков в отечественных и зарубежных психологических исследованиях. Далее описан процесс изучения особенностей самооценки у подростков с разными проявлениями агрессивности.
Во второй главе представлены диагностические методики для изучения особенностей самооценки у подростков с разными проявлениями агрессивности, проанализированы результаты обследования указанных особенностей; отражены результаты констатирующего эксперимента; даны рекомендации по укреплению самооценки.
В третьей главе отражены особенности экспериментальной программы, направленной на оказание помощи подросткам в преодолении показателей агрессивности через коррекцию самооценки, показаны результаты сравнительного анализа, констатирующего и контрольного этапов, сделаны выводы об эффективности программы.
В заключении подведены итоги работы, сформулированы выводы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В подростковом возрасте самооценка находится на этапе становления, для самооценки подростов характерен адекватный уровень интегральной самооценки и неравномерность выраженности парциальных показателей самооценки. Очень высокий и высокий уровень характерны для самооценки ума, способностей, высокий и средний характера, умелости, внешности и уверенности, и средний характерен для самооценки авторитета.
2. В подростковом возрасте уровень агрессивности находится в пределах нормы, при этом подростки имеют склонность к спонтанным проявлениям агрессивности.
3. Между уровнем самооценки и индексом агрессивности существует взаимосвязь: чем выше самооценка подростка, тем больше у него проявляются такие качества, как вспыльчивость, грубость, резкость, а также выражение негативных эмоций через крики и угрозы. Подростки, обладающие завышенной и заниженной самооценкой, более подвержены проявлениям агрессивного поведения.
4. Специально разработанная программа, в содержание которой входит групповые занятия, может способствовать развитию самооценки и изменению уровня агрессивности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
1.1. Понятие самооценки, исследования проблемы становления самооценки в подростковом возрасте
В отечественной психологии при анализе проблемы самооценки принято отталкиваться от представления о том, что она функционирует как часть самосознания. В зарубежной литературе для обозначения совокупности всех представлений индивида о себе используется термин «Я-концепция».
Многие психологи обращались к вопросам самоотношения и самооценки. В зарубежной психологии такие исследования можно найти в работах Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Э. Эриксона и К. Роджерса. В исследованиях отечественных ученых, таких как Л.В. Бороздина, Т.В. Галкина, Т.В. Дембо, А.А. Деркач и других, также рассматриваются аспекты данной проблемы [68]. Проанализировав данные работы, мы полагаем, что несмотря на разнообразие подходов к определению самооценки, ученые охватывают темы, касающиеся онтогенеза самооценки, ее структуры, типов, функций и закономерностей развития. Кроме того, глубоко исследуются особенности самооценки в подростковом возрасте.
Мы считаем, что для исследования самооценки подростков с разным уровнем агрессивности необходимо рассмотреть психологические особенности возраста подростка.
Согласно возрастной классификации Д.Б. Эльконина, выделяются следующие этапы:
- младший подростковый период (12–15 лет);
- старший подростковый период (15–18 лет) [66].
Подростковый период является особой эпохой в годах жизни человека, представляющей собой переходную ступень между детством и зрелостью. В это время подростки вступают в свой собственный мир, где сталкиваются с новыми отношениями, устанавливают связи с взрослыми и сверстниками, стремятся найти свое место и адаптироваться к новым ролям и обязанностям.
Анализ литературы позволяет нам выделить главное психологическое приобретение подросткового возраста - открытие своего внутреннего состояния, внутреннего «Я». Главное измерение времени в сознании - будущее, для которого он готовит себя. Основная деятельность этого возраста - учебная и профессиональная, в ходе которой сформируются такие новые образования, как мировосприятие, профессиональный интерес, самосознание, мечты и идеи. Старший возраст школьника является начальной стадией физической зрелости, а также стадией завершения процесса полового развития.
Это возраст, в котором подросток, не имея значительных жизненных практик, должен решить самые разные задачи, освобождение от взрослой опеки, отношения с другими людьми, сверстниками, к определенному времени появляется проблема выбора профессиональной деятельности. Это самый активный период формирования личности.
Социальное качество формируется длительное время в процессе коммуникации человека с окружающими. Хотя формирование личности происходят практически во всей жизни, но в плане профилактики самый важный период во взрослении человека.
Следует подчеркнуть, что подростковый возраст самым сложным возрастом, так как именно в этот период происходят глобальные перемены в организме подростков. В корне меняются психологические установки, меняются ценности и ориентиры, на которые равняются дети данного возраста, меняются отношения внутри социума.
В подростковом возрасте формируются новые психологические структуры. Ключевое значение имеет осознание личных, уникальных характеристик. В.Е. Михайлова считает, что важная задача когнитивного самосознания подростков заключается в создании собственного образа [37]. В данном случае, мы можем обобщить слова автора и сделать выводы о том, что в ходе понимания и самоанализа возникает напряжение, которое распространяется на личностные проявления и усиливается в связи с повышением избирательности. Этот возраст характеризуется стремлением к независимости и протестом против внешнего контроля, что осуществляется через самоконтроль и развитие самосознания в процессе самообучения.
Мы считаем, что основные новообразования подростков включают осознанное и регулярное управление своими действиями, а также умение учитывать чувства и интересы окружающих, ориентируясь на них в своем мировоззрении. Эти новообразования не появляются сами по себе, но являются результатом личного опыта, приобретенного благодаря активному участию в разнообразных социальных действиях. Психическое развитие ребенка определяется не только особенностями его ведущей деятельности, но и особенностями системы взаимодействия с окружающими на разных этапах его жизни, что влияет на его психическое развитие.
Следовательно, участие подростков в общении с взрослыми и ровесниками мы можем расценивать как значимый фактор формирования их личности. Неудачные попытки в коммуникации приводят к внутреннему дискомфорту, который нельзя компенсировать даже достижениями в других сферах жизни или деятельности. Главной деятельностью у подростков становится личное и интимное общение. Самый глубокий уровень дискуссий возможен на основе дружеских отношений.
В этот период усиливается стремление к коллективному взаимодействию, и оно становится настолько интенсивным, что можно говорить о подростковой «группировке». Однако подросток должен обладать референтными группами, принимая их ценности и ориентируясь на нормы поведения и оценки, которые они исповедуют.
Мы согласимся с тем, что в поведении подростка существует противоречие. С одной стороны, он не может смириться со злобой и несправедливостью, а также еще не очень ясно владеет этим нравственным качеством. Это стремление к хорошему, желание к идеалу, нетерпение к поучительству, прямое воспитательное воздействие взрослого человека. Это стремление к самоутверждению и неспособность цивилизованно сделать это. Это необходимость совета, помощи, нежелание обратиться к взрослому. Это огромное количество желаний, различные потребности и ограниченные силы, опыт их достижения. Это чувство индивидуализма, эгоизма и чувствительного самолюбия. Это романтика восторженности и жесткие высказывания. Это удивление перед неисчерпаемым научным достижением и легкомыслием в отношении к учебе.
Каждый из исследователей пытается выделить определенную особенность подросткового возраста. К примеру, Б.Х. Ходжаев считает, что особенности подросткового возраста могут быть «охарактеризованы наиболее полно посредством анализа трех основных сфер: сексуальной, связанной с физиологическим созреванием и, как следствие этого, изменением в восприятии подростком своего физического облика, когнитивной и социальной. Также для полноценного понимания особенностей личности ребенка на данном этапе онтогенеза необходим анализ развития мотивационной сферы, морально-нравственных представлений подростка. Изменения, происходящие в данных сферах, являются основой становления самосознания в подростковом возрасте» [60]. В данном случае можно поддержать мнение автора т.к. именно в подростковом возрасте происходит становление самосознания.
Л. Божович выделяет, что «…для подростков свойственно появление интереса к противоположному полу, и на основе этого – акцентирование внимания на своей внешности и особенностях личности» [10, С.23], с мнением автора мы согласны, ведь данное стремление к общению и взаимодействию с представителями другого пола ведет к повышенному вниманию к собственной внешности и личностным качествам, мы полагаем, что повышенное внимание к себе - так же влияет на самооценку подростка
Л.Б. Шнейдер, опираясь на теорию Э. Эриксона, делает вывод, что подростковый период можно сравнивать с кризисом. Это кризис идентичности, который тесно связан с кризисом смысла жизни [64]. Анализируя, слава автора, можно сделать вывод о том, что в этот период подростки испытывают необходимость не только в самопознании, но и в поиске ответов на более глобальные вопросы, что лишь усиливает переживания и затрудняет процесс формирования стабильной самобытной идентичности. Мы полагаем, что кризис, отмеченный Шнейдером, может служить как вызовом, так и возможностью для личностного роста и адаптации к взрослой жизни.
А.В. Семенова подчеркивает, что в подростковом возрасте происходит стремительное развитие самосознания через рефлексию [49]. И мы поддерживаем автора так как подростки на самом деле начинают осмыслять свои характерные черты. Уровень образования и воспитания, полученные в детстве, играют значительную роль в глубине этих размышлений. Какие бы ассоциации ни возникали, подросток всегда возвращается к своему внутреннему «Я», идентифицируя себя с самим собой.
Нужно согласиться с Ю. Гиппенрейтер в том, что рефлексивность в этом возрасте порождает чувство гордости за себя и способствует росту самооценки [15]. В данном случае нам бы хотелось отметить то, что внешность занимает особое место, ведь подростки сильно заботятся о ней. Соответствие стилю одежды и причёске стандартам группы, к которой они стремятся принадлежать, формирует общую идентификацию и создает ощущение безопасности, объединяя их в коллектив «Мы».
Таким образом, выделенные исследователями составляющие подросткового возраста в совокупности позволяют нам утверждать, что именно в возрасте подростков сопоставление реального и идеального представления о себе является подлинной базой его концепции Я.
Фрагмент для ознакомления 3
2.Акбаева, Д. Д. Эмпирическое исследование психологических особенностей влияния самооценки на проявление агрессии в подростковом возрасте / Д. Д. Акбаева, Р. К. Хабова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2022 года / Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Москва: ООО "Парнас", 2022. – С. 589-595. – EDN EVTGZD.
3.Андронникова О.О., Шнейдер Л.Б. (д-р психол. наук), Белобрыкина О. А. Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы: монография / [О.О. Андронникова, канд. психол. наук, доц., проф., Л.Б. Шнейдер, д-р психол. наук, проф., О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, проф. и др.] ; под научной редакцией профессора О.А. Белобрыкиной Министерство науки и высшего образования РФ, Новосибирский государственный университет. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2019. - 129 с.
4.Астахова Л.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // European research. 2015. №10 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-lichnosti-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 27.10.2024).
5.Бандура А. Теория социального научения: пер. с англ. / под ред. Н.Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000.
6.Барканова О.В. Теоретические основы психологической диагностики: учебное пособие: в 2 ч. Ч. II. Психодиагностические методы: 2-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. –216 с.
7.Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. Москва, 2002.
8.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль : лучший в мире учебник по психологии агрессии; [пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская]. - Санкт-Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 510 с.
9.Бернс Р. Самооценка и взаимоотношения в семье / Р. Бернс — Москва: Прогресс, 2014. — 422 c.
10.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии. - М., 2009. №2. - 56 с.
11.Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007, —672, [6] с. — (Большая университетская библиотека). ISBN 978-5-93878-232-7
12.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.
13.Бузыкина Ю.С. Различия в показателях самооценки и тревожности детей из однодетных и многодетных семей// Университетское образование. – Пенза: государственный университет», 2016. – С. 279-280.
14.Варданян Ю.В., Филиппова А.О. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как проблема перспективы жизни // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения»; под науч. ред. Ю.В. Варданян; Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева. - 2017. - С. 711.
15.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - АСТ, Времена; М.; 2023. 352 с. ISBN 978-5-17-151016-9
16.Дадова З. И., Бураева Л. А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Социально-политические науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-trudnyh-detey-i-podrostkov (дата обращения: 13.12.2024).
17.Диль-Илларионова, Т. В. Психологические особенности детской агрессивности и варианты её социализации / Т. В. Диль-Илларионова, И. В. Чикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 4(17). – С. 332-334. – EDN XRUGEJ.
18.Долгова В.И. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 44. С. 239-243.
19.Дубровина Д. А. Взаимосвязь вербальной агрессии и отклоняющегося поведения подростков // Педагогическое образование в России. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-verbalnoy-agressii-i-otklonyayuschegosya-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 13.12.2024).
20.Варганова Л. В. Психологические проблемы общения у подростков в сети Интернет // The Scientific Heritage. 2021. № 61. С. 56–58.
21.Ватерс Е. & Срооф Л.А. Социальная Компетентность в Качестве Конструкции Развития. Обзор развития. 1983; 3: 79 – 80
22.Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2021. — 300 с.
23.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. №2. С.21-26.
24.Игнатов К.А. Эмоциональная сфера современных подростков // Психология. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 11А. С. 40-51. DOI: 10.34670/AR.2023.74.89.007
25.Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления/ В.Г. Казанская. СПб: Питер, 2016. 297 с.
26.Кашкуш, А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте // МНКО. 2018. №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-samootsenki-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 30.04.2024).
27.Кириенко А. А. Влияние агрессивности подростков на их положение в группе сверстников/ А.А. Кириенко, Л.В. Зубова, Е.В. Назаренко // Вестник ОГУ. 2017. №10 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-agressivnosti-podrostkov-na-ih-polozhenie-v-gruppe-sverstnikov (дата обращения: 13.12.2024).
28.Клейн К. В. Самооценка подростков с разным уровнем агрессивности / К.В. Клейн // СИНТЕЗ науки и ОБЩЕСТВА в РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3-х частях, Уфа, 18 января 2017 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том Часть 3. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2017. – С. 199-202. – EDN XQQDZL.
29.Корягина, Н. А. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17889-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536717 (дата обращения: 13.12.2024).
30.Кулагина, И. Ю. Феномен взрослости: развитие личности и жизненный путь: учебное пособие / И. Ю. Кулагина, Е. В. Апасова, А. А. Метелина. — Москва : Академический Проект, 2020. — 329 с. — ISBN 978-5-8291-2746-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132382 (дата обращения: 13.12.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
31.Куприянов, Б. В. Организация детского отдыха. Методика организации ролевой игры: практическое пособие для вузов / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 215 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06574-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537854 (дата обращения: 13.12.2024).
32.Лейн Д. Детская и подростковая психология / Д. Лейн. СПб: Сфера, 2014. 381 с.
33.Левандовская Л. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте / Л. В. Левандовская. – Текст: электронный // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 1. – URL: http://e–koncept.ru/2015/75039.htm (дата обращения: 27.10.2024).
34.Ледванова Т. Ю., Коломейчук А. В. Воспитание в свете христианской антропологии: основание и проблемы // БМИК. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-v-svete-hristianskoy-antropologii-osnovanie-i-problemy (дата обращения: 13.12.2024).
35.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. М.: Академия, 2015. 261 с.
36.Марцинковская Т. Д. Проблема позитивной социализации в современном мультикультурном мире / Т. Д. Марцинковская, Е. А. Киселева // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 3. – С. 79-89. – DOI 10.7868/S0205959218030078. – EDN OSXFSV.
37.Михайлова В.Е. Проблемы формирования жизненных планов подростков в современных социокультурных условиях // МНИЖ. 2016. №8-5 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-zhiznennyh-planov-podrostkov-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (дата обращения: 27.10.2024).
38.Можгинский Ю. Б. Агрессия детей и подростков: клинические особенности и принципы терапии / Ю. Б. Можгинский. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 86 с.
39.Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О. Н. Молчанова. - 3-изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2021. - 392 с. - ISBN 978-5-9765-0945-0. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859765094501.html (дата обращения: 27.10.2024). - Режим доступа: по подписке.
40.Олпорт Г. Становление личности: избранные труды/ Г.Олпорт. М.: Смысл, 2012. 361 с.
41.Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. С. 67–71.
42.Офицерова, С. Д. Взаимосвязь агрессивности и самооценки у подростков / С. Д. Офицерова // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных и их наставников, посвященной Году семьи, Тверь, 24–25 апреля 2024 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2024. – С. 60-64. – EDN QGYKIJ.
43.Подростковая агрессия: механизм формирования, причины, пути коррекции. Методические рекомендации для педагогов/сост. В.Ф. Крапивина, О.В. Степанова, А.М. Акимова, под ред. Насонова Д.В. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2021. – 284 с.
44.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, Мастера Психологии. 2024. — 713 с.
45.Рябченко Л. Г. Специфика взаимосвязи агрессивности и самооценки у старших подростков / Л. Г. Рябченко // Шаг в науку : Материалы XIV Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ, Новосибирск, 24–28 апреля 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 224-225. – EDN ZKIUCG.
46.Рябченко, Л. Г. Взаимосвязь агрессивности и самооценки у старших подростков / Л. Г. Рябченко // Социокультурные проблемы современного человека : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 19–21 апреля 2023 года. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 181-185. – EDN SVDVEF.
47.Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2022. – 654
48.Самыгин, П. С. Технологии социальной работы с лицами из групп риска: профилактика девиантного поведения молодежи: учебное пособие для среднего профессионального образования / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов ; под общей редакцией П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 284 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11043-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517758 (дата обращения: 13.12.2024).
49.Семенова А. В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-harakteristiki-v-podrostkovom-i-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 30.11.2024).
50.Скабелина Н. А. Влияние уровня самооценки на проявление агрессивности подростков // Скиф. 2018. №8 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urovnya-samootsenki-na-proyavlenie-agressivnosti-podrostkov (дата обращения: 13.12.2024).
51.Станоева Ю. П. Социально-психологический тренинг как форма профилактики агрессивного поведения подростков // Гуманитарные науки. 2019. №3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-trening-kak-forma-profilaktiki-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 13.12.2024).
52.Струк Л. А. Исследование самооценки подростков / Л. А. Струк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 655-659. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92368/ (дата обращения: 07.11.2024).
53.Ульябаева Г. Ш., Шакирова Д. М. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки // Скиф. 2019. №5-1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-chto-eto-takoe-ponyatie-struktura-vidy-i-urovni-korrektsiya-samootsenki (дата обращения: 27.10.2024).
54.Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте/ Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
55.Фомиченко А. С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-prichiny-proyavleniya-podrostkovoy-agressii (дата обращения: 27.10.2024).
56.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения [Текст]: электронный ресурс. - 2-е изд. - Москва : Генезис, 2016. - 237 с.; ISBN 978-5-98563-434-1
57.Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 2015. 192 с.
58.Тазетдинова Ю.М. Теоретические предпосылки исследования особенностей агрессивного поведения у подростков-мальчиков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-predposylki-issledovaniya-osobennostey-agressivnogo-povedeniya-u-podrostkov-malchikov-s-raznym-urovnem-igrovoy (дата обращения: 27.10.2024).
59.Токарева, Е. Ю. Социально-психологическая коррекция подростков с отклоняющимся поведением / Е. Ю. Токарева // ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ и ПЕДАГОГИКА: ТРАДИЦИИ, ОПЫТ, ИННОВАЦИИ: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 05 января 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 90-93. – EDN ATLECC.
60.Ходжаев Б.Х. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД // Academic research in educational sciences. 2021. №CSPI conference 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta-i-stanovlenie-samosoznaniya-v-podrostkovyy-period (дата обращения: 30.11.2024).
61.Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 367 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00672-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535856 (дата обращения: 13.12.2024).
62.Цветкова, Л. А. Групповая работа с детьми и подростками [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. А. Цветкова, Т. Г. Яничева ; Санкт-Петербургский государственный университет. – Санкт Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016. – 56 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-288-05689-5. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457936.
63.Шарпило, А. В. Взаимосвязь самооценки и агрессивности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре дневного пребывания / А. В. Шарпило // Научный аспект. – 2024. – Т. 21, № 2. – С. 2608-2613. – EDN CDEXGN.
64.Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09779-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540286 (дата обращения: 13.12.2024).
65.Шубко, Я. Д. Взаимосвязь самооценки и агрессивности у младших подростков / Я. Д. Шубко // Психологическая студия: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Том ВЫПУСК 15. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 244-245. – EDN UJKCGJ.
66.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. М: Академия, 2013. 462 с.
67.Яковлева, Р. Е. Особенности самосознания старших подростков с разным уровнем агрессивности / Р. Е. Яковлева // Философия, нравственность, психология: Материалы межвузовского гуманитарного научного семинара, Санкт-Петербург, 26 сентября 2024 года. – Белгород: ООО "Эпицентр", 2024. – С. 53-54. – EDN DORNBV.
68.Ярчевская, А. А. Психологические концепции формирования самооценки / А. А. Ярчевская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115280/ (дата обращения: 13.12.2024).
69.Posokhova S.Т. Social & Cultural Factors and Psychological Vulnerability of Modern Youth // Issues of Mental Health of Childern and Adolescents. 2017. 17 (2). P. 195-196.
70.Golovey L.A., Danilova M.V., Danilova Y.Y. Self-conception and Relations with Significant Adults as Life Satisfaction Factors of Adolescents // Social Psychology and Society. 2017. 8 (1). P. 108-125.
71.Personal characteristics of post-traumatic stress disorders/ Semenova F., Bostanova S., Tetueva M., Akbayeva D. В сборнике: E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021. - Режим доступа: item.asp?id=46886842. EDN: FBKPGO
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней