- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Стратегия открытия малого бизнеса в сфере образования
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Стратегический менеджмент
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Стратегия открытия малого бизнеса в сфере образования "?96 страниц
71 источник
Добавлена 26.06.2025 Опубликовано: studservis
13600 ₽
27200 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1. Теоретические основы разработки стратегии малого бизнеса в сфере образования 6
1.1 Сущность и характерные черты малого бизнеса в сфере образования 6
1.2 Особенности разработки стратегии малого бизнеса в сфере образования 22
1.3 Реализация стратегии открытия малого бизнеса в сфере образования 29
2. Анализ рынка образовательных услуг 34
2.1 Сравнительный анализ предоставления и качества образовательных услуг на отечественном и зарубежном рынках 34
2.2 Тенденции развития рынка образования и анализ спроса на образовательные услуги 34
2.3 Маркетинговая и финансовая стратегии при разработке продуктов и услуг в сфере образования 45
3. Рекомендации по открытию малого бизнеса в сфере образовательных услуг в соответствии со стратегией 54
3.1 Проблемы открытия малого бизнеса в сфере образовательных услуг в соответствии со стратегией на отечественном и зарубежном рынках 54
3.2 Разработка рекомендаций по открытию малого бизнеса в сфере образовательных услуг в соответствии со стратегией 59
3.3 Оценка эффектов предлагаемых к внедрению рекомендаций 70
Заключение 82
Список использованной литературы 89
Фрагмент для ознакомления 2
С точки зрения экономики образовательные услуги имеют двойственную природу. С одной стороны, деятельность образовательных учреждений представляет собой частное благо, так как образование способствует творческому и профессиональному развитию личности. С другой стороны, образование является общественным благом, потому что образовательные учреждения играют важную роль в воспитании и развитии населения, выполняя государственный и общественный заказ. Кроме того, образование выполняет важную социальную функцию, способствуя общественному развитию в целом.
Образование является смешанным благом, поэтому и государство, и частный сектор заинтересованы, в его развитии. Реформы 1980–1990-х годов в России открыли доступ частному сектору к образованию, и сегодня он занимает значительное место в этой сфере.
В современной российской экономике малый бизнес в образовании развивается в двух направлениях: предоставление услуг и обеспечение функционирования отрасли в целом. Спрос на образовательные услуги растёт среди родителей школьников и старшего поколения, стимулируя развитие частного бизнеса в этой сфере.
Изучение особенностей стратегии развития малого бизнеса в образовании актуально и важно для понимания процессов, происходящих в этой области.
В научных экономических кругах изучению малого бизнеса в сфере образования уделяется большое внимание. Российские учёные, такие как Н. А. Бухалова, С. Д. Волков, Н. М. Громова, С. А. Дятлов, В. В. Краснова, М. Н. Кузьмина, Т. А. Лаврова, И. Г. Малинский, Б. Н. Миронов, Н. В. Митяева, Е. В. Огурцова, В. И. Сухачёва, Р. Р. Тугушева, В. С. Федоляк, К. В. Фенин, А. А. Фирсова, О. А. Шлякова и другие, исследуют взаимосвязь экономического роста и развития, рынка труда, человеческого капитала и функционирования системы образования. Также они изучают специфику государственной и частной предпринимательской деятельности в сфере образования и эффективность коммерческих проектов в области образовательных услуг.
Зарубежные экономисты, такие как Е. Арабска, Дж. К. Гэлбрейт, Д. Канев, У. Истерли, Р. Лукас, Д. К. Нуртаева, П. Ромер, Дж. Стиглиц, В. Терзиева, К. Эклунд и другие, также проявляют интерес к этой теме. Основное внимание в их работах уделяется исследованию особенностей и специфики развития малого бизнеса в сфере образования, анализу его влияния на общество и экономическую систему, а также рассмотрению проблем и перспектив этого вида деятельности.
Таким образом, в современном мире образование играет важную роль в развитии общества. Оно способствует формированию и развитию личности, воспитанию подрастающего поколения и подготовке квалифицированных специалистов. Однако, несмотря на важность образования, его доступность не всегда соответствует потребностям населения.
Малый бизнес в сфере образования может стать, решением этой проблемы, обеспечивая доступность образовательных услуг для различных групп населения. В данной работе будет рассмотрена стратегия открытия малого бизнеса в сфере образования, включая выбор ниши, разработку бизнес-плана, определение целевой аудитории и анализ конкурентов.
Объект исследования: малый бизнес в образовании.
Предмет исследования: стратегия развития малого бизнеса в сфере образования.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по развитию стратегии открытия малого бизнеса в сфере образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и характерные черты, особенности разработки и реализации стратегии малого бизнеса в сфере образования.
2. Провести сравнительный анализ предоставления и качества образовательных услуг на отечественном и зарубежном рынках.
3. Выявить тенденции развития рынка образования и анализ спроса на образовательные услуги
4. Изучить маркетинговую и финансовую стратегии при разработке продуктов и услуг в сфере образования
5. Проанализировать проблемы открытия малого бизнеса в сфере образовательных услуг в соответствии со стратегией на отечественном и зарубежном рынках.
6. Разработать рекомендации по открытию малого бизнеса в сфере образовательных услуг в соответствии со стратегией и оценить эффект предлагаемых к внедрению рекомендаций.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение, эксперимент.
Методологическая основа исследования включает проведение анализа рынка образовательных услуг, изучение потребностей целевой аудитории, разработку бизнес-плана и стратегии маркетинга.
Научная новизна исследования заключается в разработке уникальных образовательных программ с учетом современных тенденций и потребностей рынка.
Теоретическая значимость исследования заключается в формировании теоретического подхода к открытию и успешному ведению малого бизнеса в сфере образования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности для предпринимателей развить успешный образовательный бизнес, привлечь новых клиентов и увеличить доходы от предоставляемых услуг.
Положения на защиту: рекомендации по открытию малого бизнеса в сфере образовательных услуг в соответствии со стратегией и оценить эффект предлагаемых к внедрению рекомендаций
Этапы работы:
Рассмотреть сущность и характерные черты, особенности разработки и реализации стратегии малого бизнеса в сфере образования.
Провести сравнительный анализ предоставления и качества образовательных услуг на отечественном и зарубежном рынках.
Выявить тенденции развития рынка образования и анализ спроса на образовательные услуги
Изучить маркетинговую и финансовую стратегии при разработке продуктов и услуг в сфере образования
Проанализировать проблемы открытия малого бизнеса в сфере образовательных услуг в соответствии со стратегией на отечественном и зарубежном рынках.
Разработать рекомендации по открытию малого бизнеса в сфере образовательных услуг в соответствии со стратегией и оценить эффект предлагаемых к внедрению рекомендаций.
База исследования: малый бизнес в сфере образовательных услуг
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы в количестве 71 источника.
Сегодня понятия «бизнес» и «предпринимательство» широко используются в повседневной речи, однако российские учёные продолжают интерпретировать их по-разному. Можно рассматривать бизнес и предпринимательство как «искусство ведения деловой активности», «мыслительный процесс», «особый настрой души, форму деловой романтики и средство реализации потенциала человека», а также как «умение организовать собственный бизнес и выполнять функции, связанные с управлением своим делом».
Проблема сущности малого бизнеса в сфере образования была рассмотрена в небольшом количество научных трудов учёных – современников, внёсший значительный вклад в различные научные области, предметом изучения которых является малый бизнес в сфере образования. Все научные труды, изученные нами, направлены на изучение сущности и характерных черт малого бизнеса через призму развития исключительного нового экономического пространства в России.
Фундаментальной методологической основой настоящего исследовательского вопроса служат научные изыскания И. А. Фирсовой, которые были посвящены формированию системы услуг в сфере образования для малого бизнеса. Так в результате фундаментального кандидатского диссертационного исследования приходит к выводу о том, что на бизнес в сфере образования возложена исключительно экономическая и социальная миссии. Экономически автор делает акцент на развитие модели внутренней экономической среды и выход образовательного рынка Российской Федерации на международную арену. А в социальном смысле подразумевается удовлетворение образовательных потребностей общества [64 – 67].
М. Ю. Погудаева в контексте изучения малого бизнеса в сфере образования говорит о том, что конкретно сущность малого бизнеса в сфере образования является конкретно образовательное предпринимательство, которое, на сегодня является стратегической миссией в развитии в развитии образовательной системы России. отсюда встаёт вопрос о значимости рассмотрения самого термина предпринимательства в контексте малого бизнеса в сфере образования [41].
Предпринимательство — это независимая деятельность, которая осуществляется на свой риск и направлена на регулярное получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или предоставления услуг. Люди, занимающиеся предпринимательством, должны быть официально зарегистрированы в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено действующим кодексом [11, с. 78].
Предпринимательскую деятельность можно считать бизнесом, только если она соответствует трём ключевым критериям: результатом является прибыль, а не доход или намерение; получение прибыли должно быть постоянным, а не разовой сделкой; деятельность осуществляется в рамках закона. Если получение дохода незаконно, то такая деятельность не может считаться бизнесом. Также важно, чтобы деятельность приносила пользу обществу или его составляющим.
Малый бизнес — это предприятия с небольшим количеством сотрудников и ограниченной долей в общем объёме деятельности страны или региона. Оптимальное сочетание крупных, средних и малых предприятий необходимо для нормального развития экономики. Предпринимательство является основой рыночной экономики, поэтому его развитие и функционирование важны для экономического роста [17, с. 45].
Образовательное предпринимательство — это процесс создания нового продукта, знаний, и использования новых методов для повышения активности преподавателей. Предпринимательская деятельность может осуществляться предприятиями или организациями, включая образовательные учреждения.
Предпринимательская активность образовательных учреждений — это процесс, направленный на стимулирование, развитие и усиление предпринимательской деятельности в рамках учебных заведений с целью повышения результативности их работы и конкурентоспособности. Это также результат, который отражает уровень развития и интенсивности предпринимательской составляющей, а также степень её воздействия на достижение главных целей и повышение конкурентоспособности образовательных учреждений [19, стр. 74-82].
В образовательной сфере предпринимательство реализуется через инновационные, творческие и инициативные подходы, направленные на развитие образовательного потенциала учреждений и студентов. Основа предпринимательской деятельности в образовательной среде — поиск возможностей для удовлетворения экономических интересов всех участников процесса и обеспечения передачи знаний от производителя к потребителю.
В рамках коммерческой деятельности образовательное учреждение действует согласно законодательству РФ. Учредитель или руководство могут остановить предпринимательскую активность, если услуги вредят образовательному процессу [32, стр. 19 – 22].
Услуги, указанные в уставе, считаются предпринимательскими, если доходы от них не направляются напрямую в учебное заведение на нужды обучения, развития и улучшения образовательного процесса, включая зарплату.
Особую популярность в последнее десятилетие приобретает онлайн образование, которое на современном этапе составляет своеобразную сущность образовательной сферы в России. Н.В. Чукардина в своих научных изысканиях составляет модель поддержки органами местного самоуправления, где одну из ключевых сущностных черт приобретает именно условность [68, стр. 47-52].
Условность предпринимательской образовательной деятельности связана с возможностью неполноты и непоследовательности передаваемых знаний при полной самостоятельности учебных заведений без контроля со стороны надзорных органов. Поэтому предпринимательство в сфере образования основывается на аккредитации и лицензировании, а его качество оценивается независимыми экспертами.
Образовательное предпринимательство связано с деятельностью самих учебных заведений, предоставляющих консалтинговые, информационные, методические и учебные услуги в системе образования. Также осуществляется индивидуальная педагогическая деятельность, и получаемая прибыль считается предпринимательством, подлежащим регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Индивидуальная педагогическая деятельность не требует лицензии, но для регистрации физическое лицо должно предоставить заявление и документ об оплате регистрационного сбора.
Индивидуальная педагогическая деятельность может быть основным или дополнительным источником дохода. Согласно налоговому законодательству, человек, занимающийся индивидуальной педагогической деятельностью, должен оплатить налоги по месту регистрации и предоставить налоговую декларацию в соответствующие органы.
В контексте индивидуальной педагогической деятельности важным является выделение феномена репетиторства. А. А. Постольник рассматривает институт репетиторства, как часть малого бизнеса в сфере образования. При этом автор выделяет ряд сущностных недостатков репетиторства: в летний период времени большинство детей уезжает из города в детские лагеря или к родственникам, поэтому занятий у репетитора становится гораздо меньше, соответственно и прибыли меньше. Так же большим недостатком является не компетентность репетитора в выбранном предмете. Он должен иметь педагогическое образование. Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке следует повышать свои профессиональные навыки. Это важно, так как результат зависит от вашего подхода к учебному процессу [43, стр. 447 – 449].
Предприниматели выделяются особым стилем поведения и психологическим складом, который формируется под влиянием определённых традиций и стандартов. К таким характеристикам относятся самостоятельность, предприимчивость, готовность к рискам, новаторство и умение эффективно комбинировать различные производственные ресурсы в рамках текущей экономической обстановки. Это даёт возможность перемещать ресурсы в более доходные сектора рынка и оперативно адаптироваться к изменениям в экономической среде. Суть предпринимательской деятельности заключается в стремлении к прибыли, использовании предпринимательских качеств в качестве ресурса и соединении факторов производства для достижения поставленных целей.
Малый бизнес, будучи частным, случаем предпринимательства, характеризуется высокой степенью риска, новаторством и инициативностью, но при этом имеет меньшую степень независимости и склонность к формированию неформальных связей. Основные подходы, описывающие сущность предпринимательской деятельности, применимы и к малому бизнесу: стремление к получению прибыли, рискованность, общественная польза и организационная самостоятельность [37, с. 145].
Изложенные методы не дают возможности точно уловить основу концепции малого предпринимательства в современных условиях. Экономическая суть малого бизнеса в нашей стране заключается в его противоречивости и разнообразии критериев развития. Он выступает как независимый экономический сегмент, обладающий склонностью к самоусовершенствованию и отмеченный значительным уровнем неопределённости и рискованности. Малый бизнес способен на инновации, гибко реагирует на изменения и имеет большой потенциал для самостоятельного развития [19, стр. 33 – 46].
Малый бизнес в сфере образования — это предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая в соответствии с действующим законодательством. Малый бизнес в образовании характеризуется низким стартовым капиталом, возможностью полного контроля над деятельностью, гибкостью и мобильностью, а также льготным налогообложением и поддержкой со стороны государства. Малый бизнес в образовании выполняет такие функции, как удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах, развитие научно-технического прогресса, решение социальных вопросов и создание новых рабочих мест [42].
Малый бизнес в сфере образования представляет собой инновационную, творческую и инициативную активность образовательных учреждений, направленную на создание и развитие образовательного потенциала общества. Это позволяет достичь социально-экономического эффекта на микро- и макроуровнях.
Малый бизнес в сфере образования нацелен на специализированную профессиональную подготовку, которая осуществляется для подготовки востребованных специалистов на рынке труда, способных развивать предпринимательскую активность в образовательной среде. Цель такого образования заключается в предоставлении экспертных знаний и управленческих навыков предпринимателям и менеджерам, занимающимся образовательной деятельностью на всех уровнях. Важное, значение имеет применение современных педагогических методик и подходов, ориентированных на практическую направленность обучения специалистов в области образования [45].
Согласно законодательству, образовательные учреждения имеют право предлагать населению дополнительные услуги, которые не обязательны для посещения:
- углублённое изучение предметов с учениками;
- обучение по дополнительным образовательным программам и преподавание элективных дисциплин;
- занятия для детей дошкольного возраста;
- консультации по школьным предметам;
- профессиональная переподготовка и повышение квалификации;
- занятия в спортивных, танцевальных, туристических и других секциях школы.
Предпринимательство предполагает проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение потребностей населения и определение потенциальных доходов и затрат.
Предпринимательская деятельность в образовательных учреждениях направлена на выполнение следующих задач: создание условий для развития личности, укрепление здоровья, профессиональную реализацию, развитие творческих способностей, формирование общей культуры учащихся, адаптацию к жизни в обществе и организацию интересного досуга.
Благодаря экономическим реформам, образовательные учреждения получают возможность использовать предпринимательские ресурсы, что имеет ряд положительных сторон. Во-первых, учебное заведение может решить некоторые финансовые вопросы, обеспечить функционирование и ремонт зданий, улучшить материально-техническую базу. Во-вторых, преподаватели и студенты могут участвовать в предпринимательских проектах [14, стр. 15 – 21].
Основные характеристики предпринимательской деятельности в образовательной системе включают:
Предпринимательство служит мощным инструментом для успешных преобразований, являясь ключевым фактором, как в благотворительной сфере, так и в бизнесе. В контексте образования это выражается в создании малых предприятий и стартапов на базе университетов.
Предпринимательская деятельность может быть связана с разными формами собственности: индивидуальной, общей долевой и общей совместной. В образовательной среде собственность используется для управления или самостоятельного распоряжения.
Образовательные учреждения могут заниматься предпринимательской деятельностью, если она зарегистрирована в уставных документах и не наносит ущерба учебному процессу.
Среди всех функций предпринимательства (ресурсной, организационной и творческой) наиболее важной и актуальной становится инновационная деятельность. Однако не все люди обладают необходимыми психологическими и другими качествами, чтобы успешно заниматься предпринимательством. В образовательной среде инновационная деятельность направлена на конкуренцию с другими социальными институтами [22].
Согласно статье 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», индивидуальные предприниматели имеют право заниматься образовательной деятельностью. Они могут делать это самостоятельно или привлекать педагогических работников.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный государством, регистрирует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о регистрации индивидуального предпринимателя, чья основная деятельность связана с образованием.
Индивидуальные предприниматели не могут заниматься образовательной деятельностью, если они не имеют права работать в сфере педагогики согласно Трудовому кодексу.
Перед началом предоставления платных услуг учащийся и его законные представители могут запросить документы о государственной регистрации предпринимателя, а также сведения об уровне образования преподавателя и его педагогическом опыте.
Образовательная организация может заниматься предпринимательством, которое включает следующие виды деятельности [31 – 36]:
- сдачу в аренду основных фондов и имущества организации;
- торговлю покупными товарами и оборудованием, а также оказание посреднических услуг;
- покупку акций, облигаций и других ценных бумаг для получения дохода;
- ведение других видов деятельности, приносящих доход и не связанных с основным направлением работы [47].
Органы образования или местного самоуправления могут прекратить предпринимательскую деятельность образовательной организации, если она наносит ущерб [19, стр. 33 – 46].
Сущность малого бизнеса в сфере образования заключается в его способности предоставлять образовательные услуги, ориентированные на индивидуальные потребности учащихся и быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка. Основные характерные черты малого бизнеса в этой сфере включают:
- Индивидуализированный подход: Малые образовательные компании могут предложить более персонализированные программы обучения, что особенно ценится в современном мире.
- Инновации и креативность: Благодаря своей гибкости, малые предприятия часто являются источником инновационных идей и подходов в образовании.
- Предпринимательский дух: Владельцы малых образовательных бизнесов обычно обладают сильным предпринимательским духом и стремлением к развитию своего дела.
- Социальная ответственность: Многие малые образовательные компании несут социальную ответственность, стремясь сделать образование доступным для различных слоев населения.
- Адаптивность к рынку: Малый бизнес может быстро реагировать на требования рынка и изменения в образовательной политике.
Эти черты делают малый бизнес важным элементом образовательной системы, способствующим её развитию и инновациям.
Предпринимательство в области образования основано на тех же правовых принципах, что и в материальном секторе, но с налоговыми льготами. Виды предпринимательской деятельности в образовании разнообразны и позволяют использовать доходы для дополнительного финансирования образовательных учреждений. Индивидуальное предпринимательство в сфере образования возможно как по основным, так и по дополнительным программам [51].
Далее, рассмотрим малый бизнес в сфере образования, в части статистического анализа.
За последние три года общее количество государственных и частных организаций в сфере образования увеличилось на 10,9%, с 173 531 организации в 2021 году до 192 405 в 2024 году" [71].
При этом положительную динамику показывают только ИП, которых за 3 года стало больше на 43,6%. Частных образовательных компаний за тот же период стало меньше на 7,2%, а бюджетных образовательных организаций на 3,2%, уточняют аналитики [71].
Примечательно, что больше всего бюджетных, частных образовательных организаций и ИП работает в направлении "Дополнительное образование детей и взрослых" [71]. Количество организаций и предпринимателей в этом сегменте увеличивается год к году, а за три года рост составил 37,4%. На сентябрь 2024 года в нем работает 85 395 организаций и ИП. На втором месте по количеству - "Школьное образование", где действует 40 836 организаций и ИП, при этом за 3 года их стало меньше на 1,5%. На третьем месте по количеству - "Дошкольное образование", где работает 35 004 участника. За три года это направление уменьшилось на 6,7% [71].
Активный рост показывает направление "Дополнительное профессиональное образование", где количество организаций и ИП за три года выросло на 33%. Количество автошкол наоборот заметно сокращается. За три года их стало меньше на 10,4%. На 8,2% уменьшилось и направление "Высшее профессиональное образование", на 6,7% - "Дошкольное образование" [71].
"По данным на сентябрь 2024 года самую большую долю в 44,4% занимает сегмент "Дополнительное образование детей и взрослых". На втором месте - "Школьное образование" 21,2%, на третьем месте с долей 18,2% - "Дошкольное образование"" [71].
Больше всего предпринимателей ведет свой бизнес в направлении "Дополнительное образование детей и взрослых". За три года ИП в нем стало больше на 55%: с 41057 в 2021 году до 63644 в 2024 году. На втором месте по количеству ИП - направление "Автошколы", где по данным на сентябрь 2024 года работает 2572 предпринимателя. В 2021 году ИП в этом сегменте было 2 967, что на 13,3% больше. На третьем месте по количеству ИП - направление "Дополнительное образование для взрослых". В сентябре 2021 года в нем работало 5853 предпринимателя, в 2024 на 1,6% меньше – 5762 [71].
Большим спросом пользуются разного рода подготовительные курсы для дошкольников. Этим и объясняется тот факт, что в сегменте образования задействовано много ИП - организовать такой бизнес относительно несложно, если достаточны профессиональные навыки.
Также ИП нередко работают в сфере дополнительного образования: от курсов иностранных языков до специфических навыков, вроде игры на музыкальных инструментах или освоения ремесел, добавил он.
Сфера образования активно развивается за счет появления новых технологий. Цифровые технологии позволяют делать образование адаптивным, учитывающим психологические особенности, уровень подготовки, направленность обучающихся.
От современных выпускников требуют не только теоретических знаний, но и практических навыков, считает он. Яркий пример - предпринимательское образование. Нельзя подготовить предпринимателя только с помощью теории. Зачастую разработчиками обучающих продуктов могут выступать предприниматели - программисты, которые как раз оформляют свою деятельность в качестве ИП.
За последние три года в Саратовской области в рамках национальных проектов было построено и реконструировано 40 детских садов, предоставивших более 5000 мест для детей дошкольного возраста. Эти объекты возводились в рамках программ «Демография», «Жилье и городская среда» и «Развитие образования». В строительстве детских садов участвовали федеральный и региональный бюджеты. Такие проекты активно поддерживаются для улучшения социальной инфраструктуры в регионе и удовлетворения растущих потребностей семей.
Сравнительный анализ данных по строительству детских садов в Саратовской области показывает значительные успехи региона в улучшении социальной инфраструктуры за последние три года.
1. Рост мест в детских садах: за это время было создано более 5000 дошкольных мест, что позволяет лучше удовлетворять потребности растущего населения и снижать дефицит мест в детских садах.
2. География строительства: новые объекты построены не только в крупных городах, таких как Саратов и Энгельс, но и в малых населенных пунктах (например, Татищево и Дергачи), что способствует более равномерному распределению инфраструктуры по региону.
3. Национальные проекты: строительство велось в рамках таких национальных программ, как «Демография», «Жилье и городская среда», а также федеральных госпрограмм, что позволило эффективно использовать федеральное и региональное финансирование.
4. Рабочие места: благодаря открытию новых садов было создано 874 рабочих места, что также внесло вклад в социально-экономическое развитие региона.
5. Качество и модернизация объектов: многие из построенных объектов, такие как детские сады и школы, оснащены современными инфраструктурными решениями, например, бассейнами, как в школе на 825 мест в микрорайоне «Звезда».
В целом, строительство и открытие новых образовательных объектов в Саратовской области демонстрирует успешную реализацию социальных программ и удовлетворение потребностей населения в образовательных учреждениях для детей.
Таким образом, малый бизнес в сфере образования является неотъемлемой частью образовательной экосистемы, способствующей её развитию и обновлению. В дальнейшем, для поддержания и развития этой тенденции, необходимо создание благоприятных условий для функционирования и роста малых образовательных предприятий, а также постоянное внимание к инновациям и качеству образовательных услуг.
Современная образовательная система переживает значительные изменения, и бизнес-модели в этой области эволюционируют, чтобы соответствовать запросам студентов, родителей и самих учреждений. Основные модели бизнеса в сфере образования включают традиционные, смешанные и инновационные подходы к обучению. Рассмотрим их подробно.
Традиционная модель (Brick-and-Mortar Schools)
Эта модель базируется на классическом формате обучения в физических учебных заведениях — школах, колледжах и университетах. Основные источники доходов таких образовательных учреждений включают:
- Государственные субсидии (в случае государственных учреждений);
- Платное обучение (в частных школах и вузах);
- Гранты и пожертвования.
Особенность этой модели заключается в необходимости поддержания инфраструктуры, кадров и материально-технической базы. Она может сталкиваться с высокими затратами на содержание зданий, зарплаты преподавателям и административные расходы. В традиционной модели обучения основное внимание уделяется очным занятиям, что ограничивает возможности масштабирования бизнеса, так как каждый учебный год учебное заведение может принять лишь ограниченное количество студентов.
Модель онлайн-образования (EdTech)
Онлайн-образование быстро растет благодаря возможностям технологий и широкому распространению интернета. Модель бизнеса в этой области фокусируется на дистанционном обучении, что позволяет значительно сократить расходы на инфраструктуру. Основные черты этой модели:
- Доступ к образованию для всех, вне зависимости от места проживания;
- Масштабируемость, так как один курс может обучать тысячи студентов одновременно;
- Разнообразные формы монетизации: платные подписки, индивидуальные курсы, модель freemium (бесплатные базовые курсы и платные расширенные).
Примеры успешных компаний, работающих по этой модели: Coursera, Udemy, Skillshare. Эти компании предлагают широкий спектр курсов, от программ по саморазвитию до профессиональных сертификаций, что открывает доступ к широкому рынку.
Гибридная модель (Blended Learning)
Гибридная модель сочетает элементы традиционного обучения и онлайн-форматов. Это популярный подход среди учебных заведений, стремящихся предоставить учащимся возможность выбора. Ключевые особенности:
- Частичное онлайн-обучение: часть занятий проходит в онлайн-формате, что позволяет снизить затраты на аренду аудиторий и оптимизировать расписание.
- Физическое присутствие: студенты посещают очные занятия или лабораторные работы, что позволяет сохранить важный компонент взаимодействия с преподавателем и другими студентами.
Гибридная модель становится популярной в университетах, таких как Harvard Extension School и Stanford Online, которые предлагают как полноценные онлайн-программы, так и гибридные форматы обучения.
Корпоративное обучение (Corporate Training)
Эта модель бизнеса направлена на предоставление образовательных услуг для компаний и их сотрудников. Спрос на обучение персонала растет, особенно в условиях динамичных изменений на рынке труда. Компании инвестируют в развитие навыков своих сотрудников, и это создает целый рынок для провайдеров корпоративного обучения. Ключевые особенности:
- Курсы, направленные на развитие профессиональных навыков (soft и hard skills);
- Индивидуальные программы обучения, разработанные под запросы конкретной компании;
- Подписки для компаний на постоянное обучение сотрудников.
Компании, работающие в этом сегменте, такие как LinkedIn Learning и Pluralsight, предоставляют бизнесу гибкие решения для улучшения квалификации сотрудников.
Образовательные франшизы
Образовательные франшизы — это модель, при которой одна компания предоставляет другим лицам или организациям возможность использовать свою образовательную программу и бренд. Это популярный подход для частных детских садов, языковых школ и специализированных центров, таких как Кумон или Helen Doron. Преимущества этой модели:
- Расширение через франчайзи позволяет быстро масштабировать бизнес, сохраняя контроль над качеством образования.
- Низкие затраты на запуск франшиз по сравнению с традиционным открытием новых филиалов.
Франчайзинг в сфере образования открывает доступ к проверенным методикам и программам, обеспечивая стабильный поток клиентов для франчайзи и доходы для франчайзера.
Социальное предпринимательство в образовании
Социальные предприятия в сфере образования стремятся не только к прибыли, но и к улучшению условий доступа к знаниям для малообеспеченных слоев населения. Примеры таких проектов включают благотворительные программы, образовательные центры в развивающихся странах и платформы, предоставляющие бесплатные курсы или обучение. Источники доходов для таких проектов включают:
- Гранты и государственная поддержка;
- Частные пожертвования;
- Партнерства с коммерческими организациями.
Социальные предприятия играют важную роль в сокращении образовательного неравенства и повышении уровня грамотности в различных странах.
Рынок образовательных услуг развивается быстрыми темпами, и различные бизнес-модели предлагают как традиционные, так и инновационные подходы к предоставлению знаний. Традиционные школы и университеты сталкиваются с конкуренцией со стороны онлайн-платформ, гибридных форматов и корпоративного обучения. Каждая из моделей имеет свои преимущества и вызовы, и выбор подходящей модели зависит от целевой аудитории, целей бизнеса и уровня технологий. Важно, чтобы образовательные предприятия продолжали адаптироваться к изменениям на рынке и использовали возможности для внедрения новых технологий и подходов в образовании.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Андерсен Э. Сфокусированное управление проектом [Текст] / Э. Андерсен, пер. с англ. В. Егорова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012– 296 с.
3. Аникеев С.А. Методика разработки плана маркетинга [Текст] / С.А. Аникеев. – М.: Форум, Информ-Студио, 2011. – 128 с.
4. Анискин Ю.П., Корпоративное управление инновационным развитием: Монография [Текст] / С.А. Лукичев, А.В. Быков, Т.А. Аллавердиев. – М.: Омега-Л, 2012. – 282 с.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом [Текст] / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика,2012. – 384 с.
6. Барроу П. Бизнес-план, который работает [Текст] / П. Барроу. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2012. – 322 с.
7. Бекетова О.Н. Бизнес-план: Теория и практика [Текст] / О.Н. Бекетова, П.И. Найденков. – М.: Приор-издат, 2015. – 390 с.
8. Берл Г. Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху [Текст] / Г. Берл. - М.: Дело ЛТД, 2011. – 183с.
9. Беспалов, М.В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России [Текст] / М.В. Беспалов. – М. ИНФРА-М, 2014. – 232 с.
10. Бизнес-план фирмы. Комментарий методики составления. Реальный пример [Текст] / Д.Н. Акуленок, В.П. Буров, В.А. Морошкин, О.К. Новиков - М.: Гном-Пресс, 2011. - 295 с.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник [Текст] / В.Р. Веснин. – М.: Издательство «Триада, ЛТД», 2012. – 446 с.
12. Воронова Т.А. Бизнес-планирование [Текст] / Т.А. Воронова, А.А. Касаткин, С.И. Ляпунов, С.Г. Млодик, С.Ю. Муртузалиева, В.М. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 482 с.
13. Гавриленко Ю. М., Дудко А. В. Понятие «предпринимательская компетентность»: педагогический контекст и региональные аспекты // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54–1. С. 74–82.
14. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика [Текст] / Т.А. Гайдаенко. – М.: Эксмо, 2013. – 682 с.
15. Головань С. Бизнес-планирование и инвестирование [Текст] / С. Головань, М. Спиридонов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 382 с.
16. Гапоненко А. Л. Стратегическое планирование социально – экономического развития регионов и городов // Региональная экономика и управление. 2012. №2
17. Гончарова Е. Б., Шеина А. В. Проблема формирования предпринимательских компетенций в образовательном процессе технического вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-3. С. 520–522
18. Давидссон, П. Исследую предпринимательство [Текст] / П. Давидссон. – М.: ВШЭ, 2014. – 400 с.
19. Дьяков И.И. Предпринимательская активность образовательных организаций: сущность и содержание понятия // Крымский научный вестник. – 2017. – № 2-3 (14-15). – С. 74-82
20. Дьяков И. И., Жуплей И. В., Асатрян Г. Р., Исакова В. В. Оценка уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования: теоретические и практические аспекты // Современное образование. 2018. № 4. С.182–198. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.28231. [Электронный ресурс]. URL: http://enotabene.ru/pp/article_28231.html
21. Завлин П. Н. Оценка эффективности инноваций [Текст] / П.Н. Завлин, А.В. Васильев. – М.: Бизнес-пресса, 2012. – 398 с.
22. Игнатов, М. М. Пути повышения международной конкурентоспособности российских компаний малого и среднего бизнеса в сфере онлайн образования / М. М. Игнатов // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 4(105). – С. 656-661. – EDN TQIJAB.
23. Климова, М.А. Индивидуальное предпринимательство: организация работы [Текст] / М.А. Климова. – М.: Библиотека «Российской газеты», 2014. – 192 с.
24. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент [Текст] / В.В. Ковалев. – Финансы и статистика, 2012. – 412 с.
25. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие [Текст] / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 672 с.
26. Кузьмина, Е.Е. Организация предпринимательской деятельности [Текст] / Е.Е. Кузьмина, Л.П. Кузьмина. – М.: Юрайт, 2014. – 508 с.
27. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг [Текст] / Ж.Ж. Ламбен. – 562 с.
28. Лапуста, М. Г. Предпринимательство [Текст] / М.Г. Капуста. – М. : ИНФРА – М, 2012. – 496 с.
29. Лапыгин Ю.Н. Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании [Текст] / Ю.П. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2013. – 522 с.
30. Ларионов, И.К. Предпринимательство [Текст] / И.К. Ларионов. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 192 с.
31. Липсиц И.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа [Текст] / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.
32. Лобова Л. А. Использование потенциала сферы образования в усилении властной рецепции малого и среднего бизнеса / Л. А. Лобова, А. Н. Куц // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016. – № 4. – С. 260-264.
33. Ляпунов С.И. Бизнес-планирование [Текст] / С.И. Ляпунов, В.М. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 480 с.
34. Максимов В.А. Экономика предприятия. Учебное пособие [Текст]/ В.А. Максимов, Борщевская В.И. – Ростов–на–Дону, Батайское книжное издательство, 2015. – 312 с.
35. Менеджмент организации [Текст] / Под ред. З. П. Румянцевой. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 466 с.
36. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник [Текст] / Б.З. Мильнер. – М.ИНФРА-М, 2012. – 566 с.
37. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://www.nalkod.ru.
38. Орлова Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок [Текст] / Е.Р. Орлова. – М.: Омега-Л, 2016. – 176 с.
39. Пелих А.С. Бизнес-план [Текст] / А.С. Пелих. – М.: Ось –89, 2012.-112 с.
40. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами [Текст] / К.Н. Петров. – М.: Вильям, 2012. – 390 с.
41. Погудаева М. Ю. Развитие малого предпринимательства в образовательной сфере российской Федерации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2011. №10 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-predprinimatelstva-v obrazovatelnoy-sfere-rossiyskoy-federatsii-1 (дата обращения: 17.08.2024).
42. Попов, В.М. Бизнес-планирование: учебник [Текст] / В.М.Попов, С. И.Ляпунов. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 672с.
43. Постольник А. А. Репетиторство как малый бизнес в сфере образования / А. А. Постольник // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Оренбург, 20–21 мая 2021 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 447-449.
44. Просветов, Г.И. Бизнес-планирование: Задачи и решения: учебно-методическое пособ. [Текст] / Г.И. Просветов. – М.: Издательство РДЛ, 2012. – 208 с.
45. Резник, С.Д. Основы предпринимательской деятельности [Текст] / С.Д. Резник, И.В. Глухова, Н.А. Назарова, А.Е. Черницов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 224 с.
46. Романова, М.В. Бизнес-планирование: учеб. пособ. [Текст] / М.В. Романова. – м.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 240 с.
47. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5–17.
48. Рубин, Ю.Б. Предпринимательство [Текст] / Ю.Б. Рубин. – СПб.: Синергия, 2014. – 864 с.
49. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учеб. [Текст] / Г.В. Савицкая. – 11- е изд. – М.: Новое издание, 2012. – 651 с.
50. Сальникова Т. С. Проблемы предпринимательства в сфере образования: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. И. К. Ларионова. Москва: Дашков и К°, 2017. 198 с.
51. Семенов В.М. Экономика предприятия [Текст] / В.М. Семенов – М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. – 416 c.
52. Степанов, И.М. Бизнес-планы. Полное справочное руководство [Текст] / И.М. Степанов – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. – 240 с.
53. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование [Текст] / Н.Д. Стрекалова. – СПб.: Питер, 2015. – 398 с.
54. Сырбу А.Н. Компоненты кадрового потенциала, возможности их анализа и оценка стоимости // Транспортное дело России. 2010. – № 1. – С. 92–94.
55. Сырбу А.Н. Проблемы и перспективы развития рынка трудовых ресурсов в современной России с позиции маркетинга // Аудит и финансовый анализ. 2014. – № 1. – С. 423–426.
56. Сырбу А.Н., Сперцян А.М. Оценка конкурентоспособности на основе внутренних и внешних факторов, проблемы и перспективы // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. – № 5, Ч. 1. – C. 165–168.
57. Теория организации [Текст] / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой, А.В. Райченко. – М.: Юрайт, 2014. – 480 с.
58. Теплых О. Стратегическое бизнес-планирование. Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества [Текст] / О. Теплых, К. Ридинг. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2013. – 400 с.
59. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности [Текст] / Э.А. Уткин– М.: Экмос, 2015. – 516 с.
60. Ушаков, И.И. Бизнес-план [Текст] / И.И. Ушаков. - СПб.: Питер, 2012. – 223 с.
61. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Текст] // Доступ из спр.-правовой системы «Консультант плюс». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193159
62. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2015) [Текст] // Доступ из спр.-правовой системы «Консультант плюс». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178004
63. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2015) [Текст] // Доступ из спр.-правовой системы «Консультант плюс». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191395
64. Фирсова И. А. Формирование системы услуг в сфере делового образования для малого бизнеса (теория и методология) : специальность 08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Фирсова Ирина Анатольевна. – Самара, 2009. – 38 с.
65. Фирсова, И.А. Формирование деловых образовательных услуг для малого бизнеса [Текст]: монография / И.А. Фирсова. - Самара: Изд-во Самар. гос. ун-та, 2019. - 160 с. -
66. Фирсова, И.А. Принятие управленческих решений по формированию услуг делового образования: монография [Текст] / И.А. Фирсова. - М.: Креатив. экономика, 2018. - 140 с. – 500 экз. – ISBN -978-5-91292-046-2
67. Фирсова, И.А. Рынок образования как сфера развития и взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса в рамках социального партнерства. Вестник Поволжского университета сервиса. Серия экономика. № 3(29), 2013. – С. 117-125
68. Чукардина Н. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере поддержки малого и среднего бизнеса муниципальных образований / Н. В. Чукардина // Социальные науки. – 2020. – № 3(30). – С. 47-52.
69. Халтаева, С.Р. Бизнес-планирование: учеб.пособ. [Текст] / С.Р. Халтаева, И.А. Яковлева. – Улан-Удэ, 2012. – 170 с.
70. Шестак О. И. Проблемы стратегического планирования в муниципальных образованиях. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. №4.
71. Официальный сайт ГКС РФ, [Электронный ресурс], режим доступа: www.gks.ru , дата обращения: 10.10.2024
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней