Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Образование - это основа развития. Это одно из основных прав человека. Почти во всех странах существуют законы об образовании, и эти законы необходимы для обеспечения правовой основы функционирования системы образования. Эти законы нуждаются в регулярном обновлении, чтобы привести их в соответствие с меняющимися требованиями национальной политики в области образования. Выполнение этой задачи требует наличия специализированной организации, которая обеспечила бы научную основу для этого изменения.
В настоящее время понятие «образовательное право» используется для обозначения законодательства, регулирующего образовательные отношения, называя дисциплины, изучающие общественные отношения, связанные с реализацией права на образование, созданием условий и обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. дисциплина. Эта концепция стала основой направления научных исследований-формирующейся отрасли-юридической науки, изучающей нормы образовательного права и взаимосвязь между образованием и правом (education law science). Закон «Об образовании» 2012 г. стал самостоятельным и важным фактором в подготовке будущих учителей и всех тех, кто связывает свою профессиональную деятельность с воспитанием, образованием, исследованиями и творчеством.
Современное понимание образования как ресурса, способствующего успешной реализации плана модернизации и преобразований Российской Федерации, несомненно, требует концептуального обновления существующей модели государственного управления в сфере высшего образования. Важно, чтобы в контексте обновления различных сфер общественной жизни современной России сфера образования, включая высшее образование, решала важнейшие задачи и проблемы, стоящие перед системой образования, посредством скоординированных национальных действий.
Роль высшего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности стран в глобальной экономике и на финансовых рынках возрастает день ото дня. В то же время возрастает роль национальных регулирующих органов в сфере высшего образования в разработке стратегий и политики развития высшего образования и координации усилий и ресурсов, необходимых для конкурентоспособного функционирования предприятий. Растет и роль российской системы высшего образования на мировом образовательном рынке.
Образовательное право - одна из сложных отраслей российской правовой системы. Как и любая отрасль права, образовательное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Эти правовые нормы характеризуются внутренним единством, только им присущими особенностями, и отличаются от норм других отраслей права. Сложность отрасли образовательного права можно объяснить тем, что нормы управленческих отношений в сфере образования могут иметь различную отраслевую принадлежность. В частности, отношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией образовательных организаций, регулируются гражданским законодательством, отношения финансового обеспечения деятельности образовательных организаций – нормами финансового права, отношения между образовательными организациями и профессорско-преподавательским составом - нормами трудового права и т.д.
Следует подчеркнуть, что изменения, произошедшие на современном этапе развития образования, настолько значительны по своему масштабу и характеру, что не требуют специальных поправок в соответствующее законодательство, но нуждаются в систематическом обновлении всего механизма правового регулирования отношений в этой сфере. В то же время формирование общего механизма правового надзора в сфере образования во многом зависит от понимания образовательных отношений и их взаимосвязи с другими правоотношениями, возникающими в этой сфере. Политический статус государства в области образования оказывает существенное влияние на правовое регулирование отношений в сфере образования, включая ряд мер, принимаемых государством, его институтами и другими политическими субъектами в сфере образования как социального института. Эти вопросы требуют тщательного исследования и научной демонстрации. Исследование этого вопроса очень важно для теории государства и права, методов правового регулирования деятельности, объединяющей разнородные отношения, и практической работы органов государственной власти по решению проблемы модернизации системы образования. Эти обстоятельства определяют выбор темы магистерской работы.
Цель исследования: анализ направлений правового регулирования отношений в сфере образования Российской Федерации.
Задачи исследования:
рассмотреть историю развития системы образования в России;
описать правоотношения в сфере образования как объект научных исследований;
проанализировать структуру, функции, виды образовательных правоотношений;
исследовать нормативные акты в сфере осуществления образовательной деятельности;
изучить ответственность в сфере образовательной деятельности;
проанализировать правовое регулирование отношений в сфере образования в субъектах Российской Федерации (на примере Чувашской Республики);
определить проблемы и направления совершенствования законодательства в сфере образовательных отношений.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в области образования.
Предмет исследования. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере образования.
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные выводы, гипотезы, концепции, изложенные в трудах отечественных авторов, связанных с регулированием отношений в сфере образования Российской Федерации.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные данные Росстата и его региональных отделений, информационно-аналитические материалы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных исследований по вопросам регулирования отношений в сфере образования.
Инструментально-методический аппарат. Исследование проводилось методами анализа, синтеза, дедукции, индукции, исторического и логического анализ и др.
Научная новизна работы. Новизна состоит в разработке направлений совершенствования законодательства в сфере образовательных отношений.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в описании проблем и практики регулирования образовательных отношений в Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении темы диссертации
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. История развития системы образования в России
По своему происхождению и основному содержанию российское образование является одним из наследников христианского греко-римского мира, но в процессе развития оно приобрело некоторые специфические черты. Исследователи традиционно относят зарождение основ европейского образования к периоду с конца пятого по середину восьмого века и связывают это с именами Боэция и Флавия Кассиодора, которым удалось отстоять «светские знания», за исключением образовательного содержания семи свободных искусств системы: тритиум (грамматика, риторика и исторические элементы, диалектика) и квадривиум (арифметика, география и геометрические элементы, астрономия и физические элементы, музыка) оставались неизменными вплоть до эпохи Возрождения. После распада Римской империи образование в Европе постепенно стало полностью подчиняться церкви. Для бенедиктинской монастырской школы европейское образование - это то, что латынь на протяжении веков была языком науки [11].
История образования на Руси также отсчитывается с момента принятия христианства. В исторической науке преобладает точка зрения об образовании с 7 века у славян на основе греческого алфавита письменности – протокола – и со второй половины 9 века – новой славянской письменности - кириллицы. Но ряд исследователей, Д. С. Лихачев, М. Н. Тихомиров, А. А. Мединцев, предполагают, что древние руссы могли использовать немецкое или даже собственное «славянское» руническое письмо и латынь, а Кирилл и Мефодий, возможно, просто использовали письменность, уже принятую на Руси. Можно согласиться с исследователями, которые считают, что истоки первых русских школ следует искать в дохристианскую эпоху. При этом домашнее образование с самого начала строилось на родном славянском языке, а не на латыни, что придавало школе национально-народный характер. - 8 - С распространением христианства утвердилась новая идеология русского государства. Исследователи отмечают, что духовные основы развития русского образования нашли отражение в древнерусской литературе. За короткое время была создана довольно стройная образовательная структура в виде государственных и церковно-монастырских школ. По оценкам советского исследователя С. Д. Школы Бабишина существовали как минимум в 87 древнерусских городах, а при дворе князя Владимира в Киеве и во время правления Ярослава Мудрого в Новгороде были открыты высшие учебные заведения. По мнению другого историка Б. В. Сапунова, во времена Ярослава Мудрого при Софийском соборе существовала академия. Своеобразным университетом Древней Руси исследователь В. И. называет учебное заведение при Киево-Печерской лавре. Дерягин. Трудно определить уровень грамотности населения Древней Руси, поскольку количество исторических источников ограничено, но, по подсчетам Б. В. Сапунова, процент образованных русских в городах составлял не менее 10% взрослого населения. В 1086 году княгиня Анна открыла первую женскую школу в Киеве. Таким образом, основные направления в развитии образования поставили Древнюю Россию в число наиболее просвещенных европейских государств.
В 10 веке, с принятием христианства, в России была введена массовая грамотность. Новая религия распространила славянский алфавит среди бывших язычников и была создана Кириллом и Мефодием. С его помощью переводились священные тексты, привезенные из Византии: славяне знакомились с христианством и учились читать и писать. В Древней Руси не было специальных учебников и единой системы образования [14].
В крупных городах России местные благотворители открывали школы при церквях и монастырях. Но такое случается редко, и такого рода обучение предназначено только для детей аристократов. Обычные люди учатся дома, передавая навыки работы на компьютере и грамотности от старшего поколения к младшему. Таким образом, к XII веку письменность широко распространилась среди купцов, ремесленников и духовенства. Это связано с найденными на новгородской земле берестяными грамотами - ежедневными письменами на коре березы.
На рубеже X-XI веков утвердилось новое понимание роли образования. Глобальные изменения, глобализация, демократизация и технический прогресс определяют необходимость поиска новых базовых ценностей для формирования современной образовательной парадигмы. Для России образование все чаще становится одним из основополагающих факторов и гарантий экономического развития и профессиональной мобильности, деловой карьеры и высокого качества жизни личности, обеспечения основных прав и свобод человека, социального обеспечения и национальной безопасности; утверждения верховенства закона и становления гражданского общества. Развитие русской школы происходило в контексте европейского образования, отличительными чертами отечественного образования долгое время были высокий уровень качества в рамках традиционной системы обучения; наличие элементов сословия (элитарности), ограничений по гендерным, национальным и религиозным признакам, что способствовало формированию единой структуры и согласованности различных уровней образования и-степени помешали. Сформировалось несколько моделей образования: светское и духовное; общее и профессиональное с элементами общего; мужское и женское образование [19].
Сфере образования и воспитания уделяется пристальное внимание со стороны правительства, главным образом по экономическим и идеологическим причинам. Процесс реформирования системы образования традиционно начинался «сверху». До конца XVII века ответственность за образование в России несли церковные власти, и общество рассматривало образование как неотъемлемую задачу религиозного и нравственного воспитания. Во второй половине XVIII века были созданы предпосылки для разделения общего светского и духовного образования. девятнадцатый век。 Это был период реформ в условиях становления российской национальной системы образования и влияния внутренней и внешней среды. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков была сформулирована задача популяризации начального образования, но она не была реализована. Одной из причин является отсутствие единства общественного мнения по основным вопросам: роль церкви в развитии начальной школы и воспитании подрастающего поколения; получение образования на родном языке (нерусском); участие общественности в формировании содержания образования и организации управления образованием; своего рода насилия в сфере образования - требования обязательного начального школьного образования и т.д. Экономическая, внутренняя и внешнеполитическая нестабильность оказала негативное влияние на развитие российского образования [16].
В 13 веке Россия стала зависима от Золотой Орды - развитие образования прекратилось. Массовая школа была возрождена только в 15 веке. Мальчики учатся в новой «школе», а девочки растут дома. В школе дети получали много ценных книг. Они обучают грамматике, риторике, арифметике, землеустройству и «наблюдению за звездами» (основам астрономии). Старинная рукописная энциклопедия «Азбуковник» называла школьное образование и даже «бедность и низкое происхождение». За обучение взимается минимальная плата, чтобы каждый мог учиться.
Петр Великий установил, что все классы, за исключением крестьян, должны получать обязательное образование. По его мнению, каждый должен работать на благо страны, даже царь. Без преподавания служба невозможна. России нужна целостная система образования. Поэтому Петр Алексеевич открыл начальную школу и учредил специальные заведения для врачей, инженеров, артиллеристов и клерков [21].
Екатерина II продолжила образовательный путь Петра I. После школьной реформы 1786 года в городе открылись государственные школы, которые были доступны для всех, кроме фермеров. Землевладелец несет ответственность за образование крепостных. Было открыто много школ, но сейчас не хватает учителей. Королева смело решила эту проблему, создав педагогическую школу для девочек. Так началась история народного женского образования в России.
В начале 19 века Александр I открыл первую классическую гимназию. Они преподают закон Божий, естественные науки и языки, в том числе мертвые — латынь и древнегреческий. Это трудно поддается изучению. Старшеклассники были буквально завалены страницами текста и подчинялись железной дисциплине. За несоблюдение правил они подвергались суровому наказанию: до 1864 года их даже пороли розгами. Обучение на спортивных площадках платное, и фермеры не могут туда попасть. После отмены крепостного права специально для них были открыты земские школы - начальные сельские учебные заведения.
Октябрьская революция разрушила прежнюю систему образования. В 1918 году были созданы единственные трудовые школы, доступные для всех детей школьного возраста. Этого было недостаточно для повышения образованности населения: к началу 20-го века почти 80% жителей Советской России оставались неграмотными. Вот почему в 1919 году власти запустили «Ликбез» – программу обучения для всех в возрасте от 8 до 50 лет, которые не умели писать и читать [25].
Советское правительство поставило перед образованием новую цель: подготовить пролетариев, готовых работать на благо социализма. Имперские предметы и методы обучения были пересмотрены. Место гимназического «Закона Божьего» заняла тема «Конституция СССР», а часы литавр стали практикой работы на полях и фабриках. Образование было единственным способом добиться успеха в жизни, поэтому каждый советский школьник знал, что учиться надо на пятерки.
Очевидным преимуществом советской образовательной политики была ликвидация неграмотности и введение всеобщих начальных школ в стране, причем в середине ХХ века. Среднее образование постепенно преодолевает различные ограничения на право получения профессионального образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ 04.08.2014. – № 31. - ст. 4398.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.10.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.
3.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223–ФЗ (ред. от 28.102024) // Российская газета.– № 17. –27.01.1996.
4.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431
5.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 31.10.2024) // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. I). Ст. 7598.
6.Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст.2902.
7.Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2022 г. — Текст: электронный // Правительство РФ:: [сайт]. — URL: https://docs.google.com/viewer?url=http %3A %2F %2Fstatic.government.ru %2Fmedia %2Ffiles %2F7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf
8.Указ Президента от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства» //Собрание законодательства Российской Федерации.2017 № 23, ст.3309.
9.Указ Президента от 25.04.2022 г. № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» //Собрание законодательства Российской Федерации.2022. № 18. ст.3052. с изм. и доп. в ред. от 20.07.2023.
10.Указ Президента от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.2019. № 41. ст.5700.
11.Афанасьевская, И. В. Понятия и принципы управления образованием / И. В. Афанасьевская // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 171-174.
12.Баканач О.В., Корнев В.М., Лабзин А.В. Стратегический анализ сферы образования муниципального района. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. – № 2(6). – с. 25-31.
13.Балыхин Г.А. Становление системы непрерывного образования в России: законодательное и экономическое обеспечение / Г.А.Балыхин, А.П.Бердашкевич, А.В.Калинин. - М.: ГД РФ, 2010. - 191с.
14.Боярский, П. В. Ответственность в системе управления образовательными организациями и определение лидерства в образовании / П. В. Боярский // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 276-282.
15.Быстрова Н.В., Цыплакова С. А. Профессиональная школа как объект управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. – № 1 (35). – С. 6-10.
16.Волхонская, К.В. Муниципальная система образования как объект управления: характеристика, структура / К.В. Волхонская // Молодой ученый. – 2018. – № 24 (210). – С. 124-126.
17.Гарагуль Д.А. Развитие дополнительного образования в условиях муниципального управления [Электронный ресурс]. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1533026721
18.Головина, С. Ю. Модернизация основных институтов трудового права в свете построения постиндустриального общества / С. Ю. Головина. — Текст: непосредственный // Парадигма трудового и социального права в эпоху построения постиндустриального общества: Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции (23–24 октября 2018 г.). — Минск: МИТСО, 2018. — С. 47–53.
19.Грязнова Е.В. — Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // NB: Административное право и практика администрирования. – 2015. – № 6. – С. 10 - 21
20.Задорина М.А. — Муниципальные образования и их виды в свете конституционной реформы основ территориальной организации местного самоуправления // Юридические исследования. – 2021. – № 10. – С. 87 - 101.
21.Кемахлы Шевкет Башер. Содержание и пути реализации политики государства в области образования / Шевкет Башер Кемахлы. — Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2021. — № 200. — С. 146–152.
22.Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14060. - 0,5 п. л.
23.Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессионально-образовательное проектирование. Учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2019. – 110 с.
24.Матвеев В.Ю. Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России // Журн. рос. права. - 2018. - N 2. - С.123-131.
25.Микерова Галина Георгиевна. Современные тенденции управления системой образования в России // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (76).
26.Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; отв. ред. Н.В. Путило, Н.С. Волкова; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – М.: ИД Юриспруденция, 2015. – 480 с.
27.Образовательное право: учебное пособие для бакалавров / Под общ. ред. Д.А. Аксеновой. – М.: Книгодел, 2016. – 312 с.
28.Пешков, Р. О. Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки / Р. О. Пешков // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 577-584.
29.Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. – № 51-7. – С. 140-146.
30.Пушкарева, Ю. В. Особенности муниципального управления развитием системы образования и его нормативно-правовое регулирование / Ю. В. Пушкарева // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 262-265.
31.Садовчий В. А. Концепция и стратегия развития образовательного законодательства России // Вестник образования России. – 2018. – № 6. – С. 68-75.
32.Седых Е.П. Проектный подход к управлению образовательной системой высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – № 60-3. – С. 293-298.
33.Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. – Т. 7. № 1 (26). – С. 1.
34.Токарев, Г. В. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе / Г. В. Токарев, Е. А. Ханина. // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 63-65.
35.Трашкова, С. М. Федеральная госпрограмма «Развитие образования» на 2018–2025 годы: общая характеристика и основные положения / С. М. Трашкова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 17–19 апреля 2018 года. Том Часть I. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. — С. 61–63.
36.Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – № 59-4. – С. 334-337.
37.Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Пулькина Е.Е. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. – № 1 (35). – С. 56-60.
38.Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. – № 1. – С. 97-103.
39.Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза // Школа будущего. 2018. – № 1. – С. 97-103.