Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста 7
1.1. Формирование ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста 22
1.3. Условия формирования ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста 39
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста (на примере МКОУ Нижнемордокская СОШ Глушковского района Курской области) 48
2.1. Организация и методы исследования 48
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста 53
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 75
Заключение 85
Список литературы 89
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, первоочередными задачами, стоящими перед современными подростками в области профессионального и личностного самоопределения. И для психологической науки и практики являются интересными и активно познаваемыми проблемы, связанные с развитием ценностно-смысловых аспектов личности в данном возрасте. Именно данный этап онтогенеза характеризуется интенсивным формированием ценностных структур личности и потребностью активно реализовывать собственные представления в деятельности.
Подростковый возраст отличается интенсивным темпом развития морального сознания и освоения разных видов социальных норм. Именно в подростковом возрасте нормативное содержание активно интериоризируется и особенно остро стоит проблема освоения моральных норм, как универсальных императивов. Ориентация на моральное содержание жизненных ситуаций является одним из базовых условий формирования моральной саморегуляции личности. Подросток становится субъектом моральных требований со стороны социального сообщества и поэтому важно понимать этапы морально-нравственного становления и ориентировки в системе социальных норм, включая конвенциональные и моральные нормы.
Исследователи указывают, что процесс дифференциации моральных норм, выделение морального содержания жизненных ситуаций является важным исходным условием становления подростка как субъекта моральной регуляции. В условиях образовательной организации существует множество ситуаций, включающих всех участников образовательного процесса, в которых необходимо делать моральный выбор, производить ориентировку в системе социальных нормативов, понимать их различную важность и расставлять приоритеты при следовании определенным правилам.
Несмотря на активные исследования в области морального развития подростков остается недостаточно изученным процесс ориентировки подростка в нормативном содержании норм разных видов.
Сегодня учащимся предъявляются требования уметь действовать не в стандартных ситуациях и нести этическую и социальную ответственность за принятые решения.
Ответственность, с нашей точки зрения, является главным условием конструктивной деятельности и социальной активности субъекта, а, следовательно, его постоянного развития.
Проблемой формирования ответственности занимались исследователи различных научных сфер, рассматривая данное явление под разными углами зрения, включая сюда правовые и моральные аспекты: ответственность перед государством и социумом, семьей, порученному делу и т.д.
Реализация молодежной политики, направленная на воспитания просоциального поведения личности, а также стимулирующая общественно важное поведение организованных молодежных групп, дает возможность подготовить молодежь к самостоятельному выбору и решениям, ориентировав их на гуманную составляющую. Ответственность, в данном контексте, способствует успешному обучению, профессиональному труду и общественно одобряемой деятельности, предоставляя ему практику для развития самосознания, возможность успешного решения задач самореализации, формирования отзывчивости на частные и социальные проблемы. Проводником, в воспитании вышеперечисленных качеств, является волонтерская деятельность, вбирающая в себя комплекс общественно важных направлений.
Социальная активность в современном мире является важнейшим фактором развития личности, как психологически, так и эмоционально устойчивой. Социальная активность подразумевает под собой действие, совершаемое человеком сознательно, которое направлено на активное участие в социальной жизни общества. Происходящие изменения в жизни школьников в процессе психического и физиологического взросления, а также в процессе социализации и самоидентификации, побуждают их отстаивать свои культурные и идеологические ценности, реализовывать свой потенциал в творчестве, спорте, культуре и в других сферах. Главным фактором социальной активности является реализация школьником своих знаний и умений на благо общественным интересам.
Различные аспекты проблемы ценностно-смысловой сферы личности и становления ценностных ориентаций в ходе онтогенеза изучали как отечественные, так и зарубежные исследователи: С. Л. Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Л. И. Божович, А.А. Кроник, В. Э. Чудновский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Франкл, Г. Олпорт, А. Маслоу.
Также можно отметить работы И.В. Мерсиянова, А.А.Кадомцева, Е.С.Азаровой, Л.И.Якобсона, И.М. Флямер, Л.Е. Сикорской, П.В. Шевченко, Н. Смелзер, М.С. Шераден, К. Бидерман и др. В этих работах подчеркивается необходимость рассматривать добровольчество, как идеологию формирования гражданского общества, тем самым давая каждому гражданину возможность нести ответственность за все процессы в социальной сфере, активно участвуя в решении вопросов местного сообщества.
Учитывая то значение, которое придается развитию добровольческого движения на федеральном уровне, изучение этого социального явления становится одним из важнейших направлений научной деятельности. В трудах зарубежных ученых Х.К. Анхейера, Л.М. Саламона, Ю. Бегбедера, Л. Валенса, М. Джегерса исследуются аспекты управления волонтерством в конкретных некоммерческих организациях социальной сферы, так же добровольчество характеризуется как объект государственного управления. В современной отечественной науке исследования по волонтерству начались с начала XXI века. Добровольчество рассматривается как ресурс благотворительной деятельности гражданского общества в трудах И.В. Мерсияновой, И.Е. Корнеевой, П.А. Амбарова, А.А. Кузьминчук. А в работах Д. Волкова, С. Гончарова, С.Г. Климовой, Е.С. Петренко, волонтерство приобретает статус формы активизации гражданской позиции населения, как одного из важнейших направлений развития современного общества.
Цель исследования: провести исследование возможностей формирования ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста.
Объект – процесс формирования нравственной культуры у обучающихся подросткового возраста
Предмет - условия формирования ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста
2. Определить особенности формирования ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста
3. Выделить условия формирования ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста
4. Реализовать в опытно-экспериментальной работе программу по формированию ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста
Гипотеза исследования: мы полагаем, что формирование ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям у сельских школьников подросткового возраста будет результативным при реализации следующих условий:
• Если ответственное отношение к нравственным нормам и ценностям у подростков рассматривается на уровне цели, задач и содержания воспитательной работы сельской школы
• Если учитываются возрастные и индивидуальные особенности сельских школьников подросткового возраста при формировании у них ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям
• Если обеспечивается комплексное воздействие на ценностно-смысловую (когнитивную), эмоционально-волевую и деятельно-практическую сферы личности подростка с целью формирования у него ответственного отношения к нравственным нормам и ценностям
База исследования: МКОУ Нижнемордокская СОШ Глушковского района Курской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 336 с.
2. Августевич И.И. Сельские учебно-воспитательные комплексы (организационно-педагогические основы деятельность): Методические рекомендации, Белгород, 1989
3. Алешина, Е. Г. Семейные ценности современных подростков / Е. Г. Алешина // Наука и высшее образование в XXI веке: пространство возможностей и векторы развития : Сборник научных трудов Международная научно-практическая конференция, Иркутск, 15–16 декабря 2023 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2023. – С. 477-483.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.- М.: Педагогика., 1980. Т.1. - 229 с. - Т2. - 227 с.
5. Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.– 272 с
6. Апаликова, Д. Д. Изучение процесса воспитания морально-нравственных ценностей у современных подростков с учетом роли образовательных учреждений / Д. Д. Апаликова // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 10(67). – С. 130-141.
7. Апаликова, Д. Д. Изучение процесса воспитания морально-нравственных ценностей у современных подростков с учетом роли образовательных учреждений / Д. Д. Апаликова // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 10(67). – С. 130-141.
8. Аплетаев М. Н. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. — Омск, 1988. — 106 с.\
9. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения в четырех томах / Пер. Т. А. Миллер. – М., Мысль, 1983 – Т.4. – С. 295-374.
10. Ахалин Т.К. Педагогические основы становления идейно-нравственных убеждений подростков / Нравственное формирование личности школьников в коллективе. М., 1977. - 165 с.
11. Беляева, О. А. Ценность межличностных отношений в представлениях современных подростков / О. А. Беляева // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования и развития личности в современном мире : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 16–17 ноября 2022 года. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2022. – С. 150-154.
12. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях).- Ростов/Д, 1995.
13. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель». 1999 – 123с.
14. Ганьшина Г.В. Методика преподавания специальных дисциплин. М: МГПУ. 2017. 214 с.
15. Гербарт И. Ф. Психология / Предисловие В. Куренного. — М.: Издательский дом «Территория будущего» (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского» 2007
16. Давыдов Д. А., Ерофеева А. О., Коповой А. С. Информационные технологии в психолого-педагогической деятельности. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. – 96 с.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / под общ. ред. Н. В. Шахматовой. - СПб.: Весь, 2004.
18. Дольникова, Ю. С. Ответственность подростков, участвующих в волонтерской деятельности / Ю. С. Дольникова, А. А. Дьячук // Психология третьего тысячелетия : IХ Международная научно-практическая конференция, посвященная памяти научного руководителя кафедры психологии государственного университета «Дубна» Бориса Гурьевича Мещерякова, Дубна, 18–19 апреля 2022 года. – Дубна: Университет "Дубна", 2022. – С. 75-79.
19. Казакина М.Г. Жизненные цели как компонент направленности личности школьника//Проблемы единства обучения и воспитания. – Л., 1983. – 21с.
20. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996
21. Катуржевская, О. В. Социально-педагогический анализ представлений современных подростков о традиционных ценностях / О. В. Катуржевская, Т. С. Кочурина // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 3(43). – С. 8-18.
22. Кирьякова А.В. История ориентации личности в мире ценностей. – Оренбург, 1996. 188с.
23. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. - 23 с.; 21 см. - (Стандарты второго поколения) (ФГОС).; ISBN 978-5-09-033553-9
24. Конюхова, Е. А. Система ценностей современных подростков / Е. А. Конюхова // Наука и человек в новом мире : Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 07 декабря 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 88-93.
25. Крошкина, М. С. Ценности и цели современного подростка (по результатам социокультурного исследования) / М. С. Крошкина // Моисеевские чтения. Гуманитарные вызовы и угрозы XXI века : Доклады и материалы VI Общероссийской научной конференции, в 2-х томах, Москва, 20–22 апреля 2023 года. – Москва: Московский гуманитарный университет, 2023. – С. 92-97.
26. Лушникова О.Н. Формирование духовно-нравственной позиции учащихся в процессе обучения: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Саратов, 2005 173 c.: 61 05–13/1209. — Саратов, 2005. — 173 с.
27. Мокшин, В.К. Словарь-справочник по социологии. Учебно-методическое пособие. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. мед. акад., 2000 г. – 36 с.
28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 25-е издание. Под редакцией профессора Л.И.Скворцова М., 2006 – 165с.
29. Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002
30. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 2012. — 479 с.
31. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997.-96 с.
32. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
33. Проблема ценностей современных подростков в отечественных и зарубежных исследованиях / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, А. Е. Перебейнос, Е. Ф. Павленко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 3(205). – С. 613-618.
34. Савиных, А. И. Проявление дружбы у современных подростков: ценность, отношение, переживание / А. И. Савиных // От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития : сборник докладов VII и VIII межвузовских конференций молодых ученых, Москва, 01 июня 2022 года – 01 2023 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2024. – С. 52-57.
35. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – 8-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2008
36. Словарь педагогических терминов [Текст] / Яровова Т. В. ; Авт. некоммерческая образовательная орг. высш. проф. образования "Одинцовский гуманитарный ин-т". - Одинцово : Одинцовский гуманитарный ин-т, 2013. - 314 с.
37. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно-нравственные ценности. М., 1994
38. Сушакова, Я. А. Формирование семейных ценностей современных подростков / Я. А. Сушакова, С. В. Колесова // Инновационные технологии современной научной деятельности: стратегия, задачи, внедрение : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Иркутск, 24 апреля 2024 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2024. – С. 84-87.
39. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М.: МГОПУ, 1999. - 199 с.
40. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015.
41. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
42. Философский энциклопедический словарь. - Москва : ИНФРА-М, 2009. – 568 с.
43. Щур В.Г. Методика изучения представлений ребенка об отношении к нему других людей//психология личности: теория и эксперимент/ под ред.В.В.Давыдова-М, 1982, 108-114с.
44. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). -М„ 1997