- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психологическая поддержка как фактор субъективного благополучия в пожилом возрасте
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психологическое консультирование
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Психологическая поддержка как фактор субъективного благополучия в пожилом возрасте"?86 страниц
78 источников
Добавлена 01.07.2025 Опубликовано: studservis
15300 ₽
30600 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ 9
1.1 Проблема психологической поддержки в трудах отечественных и зарубежных психологов ……………………………………………. 9
1.2 Понятие субъективного благополучия …………………………… 18
1.3 Психологические особенности пожилого возраста………………. 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ … 35
2.1 Организация исследования ………………………………………… 35
2.2 Методики исследования …………………………………………… 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ … 43
3.1 Анализ полученных результатов…………………………………… 43
3.2 Математические расчеты достоверности результатов…………… 56
3.3 Разработка предложений для прикладных исследований в области психологической помощи лицам пожилого возраста…………….. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…… 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…... 77
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….…... 87
Фрагмент для ознакомления 2
В «Словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова поддержка описывается как помощь, которая может иметь множество значений: поддержать, не дать упасть, оказать помощь или содействие; предотвратить прекращение или нарушение чего-либо; проявить согласие, одобрение или защиту; стать опорой в какой-либо ситуации [43].
Термин «поддержка» представляет собой более общее и широкое понятие, отражающее стремление оказать помощь, скорее присоединившись к нуждающемуся, чем решая или исправляя что-то за него.
Из концепции психологической помощи, включающей такие составляющие, как «содействие», «сопровождение» и «поддержка», берет свое начало термин «психологическая поддержка». Рассмотрим детально эти аспекты. Например, А.Р. Кочюнас определяет её как определённую реальность и форму психосоциальной практики, в которой решаются задачи и проблемы психической жизни человека [28].
Согласно А. Бондаренко, ключевым элементом психологической помощи является обеспечение человеку или группе эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки в сложных жизненных ситуациях [6].
Остановимся на различиях в понятиях «содействие», «сопровождение» и «поддержка» в контексте психологической помощи. И. Вачков указывает, что в середине 1980-х годов в области практической психологии возникла концепция «содействия» [8].
Необходимо стало, чтобы психолог начал работать не только с теми, кто сталкивается с трудностями, но и с каждым, поддерживая их развитие.
Недавно И. Вачков указал на растущую популярность термина «психологическое сопровождение». Здесь акцент делается не на защите человека от испытаний или решении проблем за него, а на создании условий для осознанного и ответственного выбора, при этом психолог выступает в роли друга и помощника, «душехранителя», который всегда рядом [9].
Одновременно с терминами «содействие» и «сопровождение» начало применяться понятие «поддержка». В образовательной психологии и научных работах нередко встречаются такие выражения, как «психологическая поддержка учебного процесса», «психологическая поддержка образовательной среды» и «психологическая поддержка профессионального развития преподавателей» [13].
Психологическая поддержка стремится помочь человеку в сложной жизненной ситуации, вернуть его к полноценной жизни и стимулировать к социальной активности. В идеале, поддержка должна не столько избавить человека от проблем, сколько от потребности постоянно обращаться за помощью, чтобы он мог самостоятельно справляться с возникающими трудностями. Таким образом, основной целью психологической поддержки в консультировании становится содействие клиенту в обнаружении собственных внутренних ресурсов и устранении препятствий, мешающих их использованию.
По своей природе, психологическая поддержка представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который помогает и направляет личность на развитие и становление, создавая положительное чувство уверенности в себе и своих способностях. Этот процесс приводит к саморазвитию (А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, Б.С. Братусь, Д.В. Василенко, И.Д. Котова, И.Е. Лилиенталь, И.И. Мамайчук, Н.Н. Мизина, Е.Н. Шиянов и др.).
В своей статье И.А. Басов и М.П. Земская подчеркивают актуальность подхода к поддержке пожилых людей, акцентируя внимание на важности вопроса смысла жизни через призму работ авторитетных психологов А.Н. Леонтьева и В. Франкла. Авторы считают, что «методология не способна дать глубокий эффект без экзистенциального компонента» [2, c. 6], который придаёт ей «подлинный» смысл, являясь основой и фундаментом психологического сопровождения.
Программа, предложенная Н.В. Клюевой, нацелена на адаптацию пожилых людей к жизни в геронтологическом центре [26]. Данная программа охватывает аспекты, такие как организация досуга, возможности для самовыражения через творчество, религиозные занятия, включая как индивидуальные, так и групповые сеансы психотерапии, образовательные инициативы, визиты студентов-волонтеров, и заботу о эмоциональном благополучии сотрудников учреждения.
Аналогичного подхода в вопросе психологической поддержки пожилых придерживаются C.М. Жучкова и С.В. Шмелева [21]. Они полагают, что перспективным направлением является содействие в поиске и реализации социально значимых задач и смыслов. Действия, направленные на улучшение физического и эмоционального состояния пожилых людей и активацию их внутренних ресурсов, повышают удовлетворенность жизнью и изменяют негативные поведенческие и мировоззренческие установки.
Другой взгляд на психологическую поддержку старшего поколения предлагает М.В. Ермолаева [23]. Её подход базируется на ключевых концепциях отечественной психологии, где человек рассматривается как активный участник деятельности. Она черпает идеи из работ таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач и других, создавая модель, которая призвана помочь пожилым людям осознать свою потребность в самовыражении, чувствовать свою значимость и ценить свой жизненный опыт как основу для действий, обеспечивая тем самым пространство целенаправленного общения как область развития [23]. М.В. Ермолаева полагает, что субъектный подход обеспечивает адекватное психологическое сопровождение вне зависимости от типа старения (обычного или оптимального), создавая условия для личного самоопределения и самостоятельного выбора путей развития.
По мнению Т.А. Безенковй с коллегами, для смягчения негативных последствий старения общества нужно создать такие условия, при которых пожилые люди смогут продолжать активно работать [4]. Это достижимо через образование в области геронтологии и привлечение ресурсов как от государственных, так и общественных организаций.
Авторы подчеркивают важность развития технологий, ориентированных на помощь пожилым людям, с акцентом на решение их уникальных социальных проблем и улучшение взаимодействия с окружением.
Рекомендуется обратить внимание на следующие направления деятельности:
1.Социально-правовое, включающее юридическую и экономическую поддержку, разъяснение мер социальной защиты и помощь в оформлении в социальные учреждения.
2.Образовательное направление.
3.Социально-психологическое направление, которое помогает пожилым людям осознать существующие барьеры и трудности, а также распознать условия и факторы, улучшающие коммуникацию через геронтоволонтёрство.
4.Культурно-досуговое направление, ориентированное на организацию занятий, экскурсий, праздников и концертов.
В качестве инструмента психологической поддержки пожилым людям Ж.М. Новикова предлагает, опираясь на теоретические положения из работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и Б.Д. Карвасарского, применять метод, известный как «мультимодальная психотерапия» [41]. Этот метод предполагает использование эффективных техник из разных подходов и теоретических направлений без ограничений на применяемые методики. Важнейшими техниками, по мнению автора, являются телесно-ориентированная психотерапия, символдрама и библиотерапия.
Как считает Ж.М. Новикова, тренинговая программа, основанная на эклектичном принципе и протестированная в домах для пожилых, оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу [41]. Она снижает уровень тревожности и способствует развитию силы воли, что подтверждают статистические данные, анализировавшие изменения у участников контрольной и экспериментальной групп после прохождения программы.
Свою точку зрения высказала С.Н. Шилова. Она считает, что основными задачами психологической поддержки пожилых являются обеспечение гармоничных отношений с окружающим социумом, а также расширение их социальных коммуникаций и активности [69]. Поэтому важно уделять внимание поддержке процесса адаптации и социализации пожилых, развивая у них новый социальный опыт, положительную мотивацию и активируя их потенциал для самостоятельного решения проблем.
В процессе предоставления психологической помощи пожилым людям специалисты применяют такие методики:
1.Образование в области психологии. Пенсионерам предлагается изучение специализированной литературы, которая помогает глубже понять проблемы, характерные для их возрастной группы. Такое чтение знакомит пожилых людей с психологическими аспектами их возраста. Это самый доступный способ поддержки, но его недостаток в том, что он не учитывает индивидуальные потребности.
2.Консультация. Этот метод, в отличие от предыдущего, подразумевает устную психологическую помощь и предусматривает индивидуальный подход к каждому случаю. В ходе консультаций пожилые люди также узнают о своих возрастных особенностях, что расширяет их представления о собственной жизни. Психолог советует, как пенсионеру сохранить психическое равновесие. Такой подход может полностью устранить все психологические трудности.
3.Групповая терапия. Она показана в особенно сложных ситуациях, когда пенсионеры с трудом принимают возрастные изменения и связанные с ними проблемы. Группы формируются по определённым принципам, например, предприятия могут организовывать группы для подготовки сотрудников к выходу на пенсию. Такой подход очень эффективен, поскольку участники группы уже знакомы друг с другом, что повышает результативность. Группы также могут формироваться на основе мест проживания.
В Европе пожилые люди получают психологическую помощь через тренировки когнитивных навыков, которые признаны самым результативным методом психотерапии. Эти занятия доступны и понятны для старшего поколения. Психологическая помощь позволяет компенсировать небольшие когнитивные недостатки, которые проявляются с возрастом. Пенсионеры занимаются разгадыванием кроссвордов, изучением языков, исторических и других дисциплин, посещают разнообразные лекции и клубы по интересам. Эти мероприятия способствуют значительному улучшению их памяти, внимания и логического мышления.
По мнению зарубежных экспертов, необходимо проявлять осторожность при использовании таких психотерапевтических методов для пожилых людей. Групповая психологическая помощь позволяет им глубже понять себя и адекватно оценить свою ситуацию [38]. Осознание возрастных особенностей может вызвать тревожность, беспокойство и даже депрессию. Групповые методики имеют свои противопоказания. Такая помощь может быть вредна, если у пожилых людей имеются проблемы со слухом или они находятся в депрессии и т. д.
Групповая психологическая поддержка полезна, когда участников объединяют общие проблемы и интересы.
В концепции личностно-ориентированного подхода, разработанного К. Роджерсом, основным элементом психологической помощи является акцент на эмоциональных аспектах взаимодействия, а не на рациональных [51]. Нередко психолог сталкивается с невозможностью оказания помощи пожилому человеку, поскольку эмоции, связанные с его поведением, блокируют доступ к знаниям. В таких случаях действительно важно включать элементы эмоциональной поддержки [45].
В своем диссертационном исследовании Д.В. Осипов приводит два аргумента в поддержку эмоциональной составляющей в работе с пожилыми людьми [45]:
1.Д. Блохер считает, что эмоциональная поддержка играет важную роль в нескольких аспектах с психологической точки зрения:
- облегчает изменения профессионального поведения и способствует развитию способности психолога к установлению и поддержанию отношений;
- укрепляет его способность преодолевать трудности в процессе реализации инновационного обучения;
- помогает при принятии решений.
2.К. Юнг полагал, что взаимодействие между людьми можно сравнить с химической реакцией, где оба участника трансформируются в ходе этого взаимодействия. Истинное понимание достигается через участие.
Цель психологической поддержки состоит не в манипуляции профессиональной деятельностью специалиста на основе модели поведения пожилого человека, а в создании условий, которые способствуют его эффективному саморазвитию в контексте инновационного образования через развитие навыков самообучения и самовоспитания. Таким образом, каждый может стать своим собственным психологом, поскольку возможности самопознания и самоконтроля позволяют более успешно стимулировать процессы самообучения и самовоспитания, чем узкопрофильные вмешательства психолога [36].
Значение психологической поддержки здоровых лиц пожилого возраста заключается в следующем:
1.Оказание помощи в решении проблем медико-социального характера. Эмоциональная поддержка способствует преодолению внутренних конфликтов и тревог, связанных с обесцениванием рабочих усилий, утратой материальных благ, а также чувством беспомощности и ненужности.
2.Поддержание активности и энергетических возможностей. Цель работы с пожилыми людьми — поддержать их активность, способность к самообслуживанию, помочь в осознании ценности и приятии прожитой жизни.
3.Снижение факторов риска социальной изоляции и отчуждённости. Для пожилых людей наличие связей внутри социума особенно важно. Значимая социальная деятельность может повысить уровень позитивного психического здоровья, удовлетворённости жизнью и её качества, а также ослабить депрессивные симптомы.
В структуре нужд пожилых людей значительное место занимают стремление к самостоятельности и желание проецировать свои психические состояния на окружающих. Старшее поколение крайне не одобряет, когда кто-то пытается ими командовать, давать советы или вмешиваться в их жизнь. Они нередко тщательно оберегают свою независимость и чувствительны к обидам, поэтому крайне важно избегать императивной тональности при общении с ними.
Пожилой возраст человека предполагает, что окружение человека обязательно будет:
- проявлять к нему безоговорочное уважение;
- обращаться к его жизненному опыту;
- уделять внимание созданию и поддержанию психологически комфортной среды, допускающей взаимное доверие и обсуждение важных вопросов;
- демонстрировать искреннюю заинтересованность в их личных проблемах и истинное желание оказать помощь;
- давать им возможность свободно высказываться;
- излагать свои мысли ясно и понятно, избегая сложной психологической терминологии;
- ограничивать продолжительность беседы до 25-30 минут, так как пожилым сложно подолгу концентрироваться;
- применять в процессе работы методы одобрения и ободрения, упрощая их речь и помогая структурировать мысли, так как часто пожилые люди выражаются длинно и не всегда логично.
Следовательно, в данной работе психологическую поддержку следует рассматривать как набор приемов, которые помогают людям, не обладающим психологическим образованием, прийти на помощь себе и окружающим в экстремальных условиях, справляясь с психологическими реакциями, вызванными определенными обстоятельствами.
Психологическая поддержка играет значительную роль в субъективном благополучии в старшем возрасте. Комбинация социальной поддержки и самоподдержки, когда часть универсальных форм помощи реализуется самим человеком, становится важным ресурсом психического здоровья пожилого человека.
И, наконец, ключевым в поддержке пожилых людей является создание совместной формы психологической работы, где клиенту отводится равноправная роль, наравне с консультантом, с акцентом на его богатый жизненный опыт, мудрость и умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Таким образом, указанные методы помощи для пожилых в основном сосредоточены на социально-психологической работе, которая имеет огромное значение для старшего поколения. Однако из-за стремительного увеличения объема информации и концепции постоянного обучения становится особенно актуальным создание модели психолого-педагогической поддержки, способной эффективно отвечать на образовательные запросы людей «третьего возраста». Тем не менее, значение психолого-педагогических подходов при работе с пожилыми людьми остается высоким.
В данном параграфе рассмотрим понятие субъективного благополучия. За последние годы множество научных исследований сосредоточилось на увеличении уровня субъективного благополучия у пожилых людей. Хотя имеющиеся данные имеют определенные ограничения, в этой области недавно был достигнут небольшой прогресс. Основная задача таких исследований заключается в создании стратегий для улучшения субъективного благополучия среди пожилого населения.
Изучая литературные источники, можно заметить, что вопрос улучшения субъективного благополучия среди пожилых людей рассматривается как двусторонняя проблема с двумя ключевыми направлениями: позитивное психологическое воздействие и управление поведением. Долгие годы научные работы, посвященные благополучию в поздние годы жизни, были направлены на разработку мер, способных повысить этот показатель у пожилых людей.
По мнению А.А. Журкевича, в последние годы наблюдается некоторый рост числа подобных исследований [22]. Анализ литературы показывает, что программы, направленные на поднятие субъективного благополучия у пожилых, включают в себя как положительные психологические, так и физические методы. Позитивная психология сосредоточена на развитии навыков и положительных эмоций, тогда как физическая активность связана с регулированием поведения. Однако до сих пор не был проведен обзор, который бы оценивал эффективность этих подходов на субъективное благополучие пожилых людей и сравнивал их результативность и длительность.
Субъективное благополучие включает два компонента: аффективный (эмоциональный) и когнитивный. Аффективный компонент отображает соотношение между положительными и отрицательными эмоциями, в то время как когнитивный описывает уровень удовлетворенности жизнью [77].
Для повышения субъективного благополучия и поддержания здоровья пожилых людей следует создать программу психологической поддержки, включающую следующие элементы:
- усовершенствование навыков самоконтроля;
- просвещение о психологических особенностях в старости;
- укрепление чувства собственной значимости;
- уменьшение уровня тревожности;
- обучение методам психологической помощи;
- преодоление барьеров в общении.
По мнению С.А. Ворожейкина, с годами удовлетворенность жизнью и благополучие начинают все сильнее зависеть от личностных характеристик и способности к внутренним изменениям [11]. Исследования показывают, что предоставление поддержки близким, таким как супруг или дети, способствует улучшению субъективного благополучия у пожилых людей. Это явление связано с усилением их самооценки в контексте социальной роли в семье, будь то роль супруга или родителя.
Также стоит подчеркнуть, что в процессе субъективного благополучия исследования показывают важную роль физической активности в достижении более его высокого уровня [78].
Фрагмент для ознакомления 3
2.Басов И.А., Земская М.П. Актуальность экзистенциального подхода в психологическом сопровождении пожилых людей // Наука и общество: проблемы современных исследований: ХI Международная научно-практическая конференция: сборник статей в 2 ч. Ч. 2; под ред. д-ра филол. наук, профессора А.Э. Еремеева. Омск: Изд-во ОмГА. 2016. С. 3 – 7.
3.Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. К.Бахарева; дальневосточный государственный университет путей сообщения. - Хабаровск, 2004. URL: http://www.dissercat.com/content/subektivnoe- blagopoluchie-kak-sistemoobrazuyushchii-faktor-tolerantnosti (дата обращения: 29.10.2024)
4.Безенкова Т.А., Испулова С.Н., Олейник Е.В. и др. Социально-педагогические технологии сопровождения и поддержки пожилых людей // Современные наукоемкие технологии. Пенза: Издательский дом «Академия естествознания». 2018. № 8. С. 176 – 180.
5.Белов В. В., Криулина А. В. Субъективная оценка качества жизни пожилых людей с разными личностными особенностями // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 275–293.
6.Бондаренко А. Психологическая помощь: теория и практика // А. Бондаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/psychology/d4456/.
7.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). М.: Академический Проект; Альма Матер. 2012. 487 с.
8.Вачков И. Введение в профессию "психолог" // И. Вачков, И. Гриншпун, Н. Пряжников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/4246.html?current_book_page=11 6
9.Вачков И. В парадигме помощи // И.В. Вачков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100602
10.Вестендорп Р. Стареть, не старея. О жизненной активности и старении / Р. Вестендорп; пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017.
11.Ворожейкин С.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2022. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-fenomena-subektivnogo-blagopoluchiya (дата обращения: 29.10.2024).
12.Галеева Е. В., Каминский А. С. Кейс-менеджмент как инструмент комплексного сопровождения людей пожилого возраста в рамках реализации проекта // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 4. – С. 123–125.
13.Дзятковская Е.Н. Газета "Школьный психолог" // Е.Н. Дзятковская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosecoobr.narod.ru/dz.doc
14.Декларация по проблемам старения. Принята резолюцией 47/5 Генеральной Ассамблеи от 16 октября 1992 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declold.shtml (дата обращения: 01.11.2024).
15.Динер Э. Субъективное благополучие // Психологический вестник. 1984. № 95. С. 542‒575.
16.Дубовик Ю. Б. Психологическое благополучие в пожилом и старческом возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Дубовик Юлия Борисовна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)]. - Москва, 2012. - 230 с.
17.Долгополова О. А., Зиновьева Д. М., Булах К. А. Психологическое благополучие пожилого человека // Психологическое благополучие современного человека. Екатеринбург, 2019. – С. 288–292.
18.Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2009
19.Жучкова С.М. Социально-психологические детерминанты удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Жучкова Светлана Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Мытищи, 2018. - 26 с.
20.Жучкова С.М. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций с удовлетворенностью жизнью в пожилом и старческом возрасте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 2. С. 18–25.
21.Жучкова С.М., Шмелева С.В. Социально-психологическое сопровождение людей пожилого возраста // Достижения современной науки: Материалы международной научно-практической конференции. Курск: ИП Бескровный А.В. 2017. С. 62 – 65.
22.Журкевич А.А. Субъективное благополучие в период поздней взрослости: систематизация исследований // Психология. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2023. Т. 12. № 9А. С. 90-98. DOI: 10.34670/AR.2023.27. 49.013
23.Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Дилемма внутренней позиции в пожилом возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. М.: Московский психолого-социальный университет. 2016. № 1 (38). С. 65 – 75.
24.Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Изменения внутренней позиции людей зрелого возраста в процессе обучения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. М.: Московский психолого-социальный университет. 2016. № 1 (41). С. 109 – 117.
25.Каширский Д.В. Диагностика проявлений одиночества: адаптация опросника Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюсона на российской выборке // Эмоциональные связи и отношения привязанности в замещающей семье. Материалы семинара для специалистов служб сопровождения замещающих семей в Алтайском крае. Барнаул: ААЭП, 2014
26.Клюева Н.В. Экзистенциальный контекст психологического сопровождения людей пожилого возраста // Методология современной психологии. Вып. 8 / Сб. под ред. Козлова В.В., Карпова А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН. 2017. С. 128 – 142.
27.Колпина Л. В., Городова Т. В. Геронтологический эйджизм: причины возникновения и проблемы преодоления // Фундаментальные исследования. 2015. № 2.
28.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
29.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. 992с.
30.Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М: Издат. центр «Академия». 2002. 288 с
31.Краснова О. В., Галасюк И. Н., Шинина Т. В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья : Учебное пособие для слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Психологическая работа в учреждениях социальной сферы» / Под ред. О. В. Красновой. М.: ДСЗН, 2010.
32.Лактионова Е.Б., Матюшина М.Г. Теоретический анализ подходов к исследованию проблемы позитивного функционирования личности: счастье, психологическое благополучие, субъективное благополучие // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-podhodov-k-issledovaniyu-problemy-pozitivnogo-funktsionirovaniya-lichnosti-schastie-psihologicheskoe (дата обращения: 03.11.2024).
33.Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие [Текст] / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.
34.Макушкина О. М., Митина Г. В., Азнабаев О. Ф., Шаяхметова Э. Ш. Субъективное благополучие лиц пожилого возраста. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ subektivnoe blagopoluchie-lits-pozhilogo-vozrasta (дата обращения 29.10.2024)
35.Мелёхин А. И. Качество жизни в пожилом и старческом возрасте: проблемные вопросы // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 1. – С. 53–63.
36.Методологические основы деятельности практического психолога // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myorder.ru/metodologicheskie-osnovy-deyatelnosti-prakticheskogo-psikhologa/50/ 8
37.Митина Г.В. Удовлетворенность жизнью лиц пожилого возраста [Текст] / Г.В. Митина, О.М. Макушкина, Э.Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского. – 2018. – C. 44 – 49.
38.Морено Я.Л. Психодрама / пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. 522 с.
39.Мухина О. Д. Социальная работа с пенсионерами по старости: социально психологический аспект // Отечественный журнал социальной работы. – 2020. – № 3. – С. 90–95
40.Нерушай А. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-lyudey-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 03.11.2024).
41.Новикова Ж.М. Особенности психологического сопровождения людей пожилого возраста // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. Минск: Профессиональные издания. 2014. № 3 (17). С. 128 – 137.
42.Носова Ю. А. Психологическое благополучие личности в пожилом возрасте в зависимости от типа старения / Ю. А. Носова, Н. А. Кирилова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16187/ (дата обращения: 29.10.2024)
43.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – Москва : Абзуковник, 1997, 1999, 2001, 2003. – 943 с. – ISBN 5-89285-003-Х.
44.Орлова Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. Вып. 1. С. 28‒36.
45.Осипов Д. В. Субъективная семантика понятия "психологическая поддержка" в контексте психологического консультирования: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Моск. гуманитар. ун-т. - Москва, 2006. - 16 с.
46.Павлова Н., Сергиенко Е. Субъективное качество жизни, психологическое благополучие, отношение к временной перспективе и возрасту у пенсионеров, ведущих разный образ жизни // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2020. – Т. 10. – № 4. – С. 384–401.
47.Политика О.И., Нагуманова Э.Р., Валитова А.И. Психологические особенности психокоррекции лиц пожилого возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-psihokorrektsii-lits-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 03.11.2024).
48.Психологическая помощь людям старшего возраста. Смысл жизни, качество жизни и субъективное благополучие граждан пожилого возраста. Методические материалы / М. М. Бубнова. – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2021. – 43 с.
49.Психологические особенности третьего возраста : хрестоматия для студентов / сост. Т. А. Ахрямкина, В. В. Вельш. Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. 196 с.
50.Прокопец И. О. Исследование проблем эмоционального состояния лиц пенсионного возраста, связанных с разными вариантами дальнейшего жизнеустройства // Гуманизация образования. – 2016. – № 5. – С.64–69.
51.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / Карл Р. Роджерс ; пер. с англ. М. М. Исениной ; общ. ред. и предисл. [с. 5-33] Е. И. Исениной. - Москва : Прогресс : Универс, 1994. - 479, [1] с.
52.Сергиенко Е. Психологические факторы благополучного старения // КОММЕРСАНТЪ. URL: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=ec57756f-5b61-43f8-934e-a5516a1ca940&print=1 (дата обращения 29.10.2024)
53.Скорик Т.В. Социальная адаптация людей пожилого возраста после выхода на пенсию /Молодой ученый. - 2014. - № 11 (14). - С. 235-238
54.Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия [Текст] / М.В. Соколова. – Ярославль, 1996. – 84 с.
55.Степанова Л. Г. Основы психологической помощи : учебное пособие / Л. Г. Степанова. — Минск: Вышэйшая школа, 2023. — 343 с. ISBN 9789850634917.
56.Суворова И.Ю. Разработка пробной версии опросника на определение переживания исключения из социальной системы / И.Ю. Суворова // Социальная психология и общество : международное научное издание / ред. Н.Н. Толстых. – 2016. – Т. 7, № 4. – С. 132-146. – URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2016/n4/suvorova_i_yu.shtml (дата обращения: 01.11.2024).
57.Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / НИИ общей и педагогической психологии. - Москва, 1990. - 19 с.
58.Тихонов Г. М. Одиночество: стереотип или реальность. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. – 376 с.
59.Фанталова Е. Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»» // Журнал практикующего психолога. 2010. Вып. 17. С. 175–201.
60.Филозоп А.А. Психолого-акмеологические аспекты становления личности на поздних этапах онтогенеза // Мир психологии. 2008. № 2 (54). С. 255-262
61.Филозоп А.А. Акмеологический вариант Терапии творческим выражением М.Е. Бурно // Психотерапия. 2012. № 1. С. 36-40
62.Халфина Р.Р. Выход на пенсию как психологическая проблема // В сборнике: Человек в условиях социальных изменений Сборник научных статей очной Международной научно-практической конференции, Уфа. - 2018. - С. 133-136.
63.Хащенко В. А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 1. С. 106 – 127.
64.Шагидаева А.Б. О старости как последнем этапе онтогенеза // Молодой учёный. 2014. № 4. С. 725–729.
65.Шаловская О.А. Медико-социальные аспекты пожилого возраста [Текст] / О.А. Шаловская // Социология Медицины. – 2013. – №2(23). – С. 25 – 28.
66.Шамионов Р. М. Взаимосвязь групповых ценностей и субъективного благополучия представителей контак тирующих этносов (на примере Поволжья) // Вектор науки Тольяттинского государственного универси тета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4 (7). С. 307–309.
67.Шамкова С.В. К вопросу об инновационных технологиях социальной работы с лицами пожилого возраста [Текст] /С.В. Шамкова // Вестник Орловского государственного университета. – 2014. – №2(37). – С. 52.
68.Шестакова Н. Н. Социальное благополучие пожилых в контексте зарубежных и национальных показателей / Н. Н. Шестакова, М. Б. Скворцова // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2019. – № 17. – С. 45-62. – EDN SEVZKF.
69.Шилова С.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации и социализации пожилых людей в условиях стационарного учреждения социального обслуживания // Социальная политика и социология. М.: РГСУ. 2009. № 10 (52). С. 312 – 319.
70.Шкала субъективного благополучия [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – C. 467 – 470.
71.Яцемирская Р. С. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студентов вузов. - Москва: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003 (ГУП Смол. полигр. комб.). - 223 с. - (Социальная работа; Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00378-X (в пер.)
72.Blazer Dan G. Emotional problems in later life: interventions strategies for professional caregivers / Dan Blazer. – 2nd ed. – N.Y.: Springer Publishing Company, Inc. – 1998. – 270 p.
73.Knupfer G., Clark W., Room R. The mental health of the unmarried. American Journal of Psychiatry, 122, 1966. – C.841-851.
74.Soledad Herrera Ponce M. Predictors of Quality of Life in Old Age: A Multivariate Study in Chile // Population Ageing. 2011. Vol. 4. № 3. P. 121–139. doi: 10.1007/s12062-011-9043-7
75.Sternberg R. The triarchic mind. N.Y.: Viking, 1988.
76.Perlman D., Gerson A., Spinner B. Loneliness among senior citizens: An empirical report. Essence, 2, 1978, p.239-248.
77.Ryff C.D. Happiness is everything, or is it – explorations on the meaning of psychological well-being // J. Pers. Soc. Psychol. 1989. 57. P. 1069-1081.
78.Zhang Q., Yang Y., Zhang G-L. Infl uence of life meaning on subjective well-being of older people: serial multiple mediation of exercise identification and amount of exercise // Front Public Health. 2021. Vol. 9. Article 515484. https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.515484
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней