Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность процессов сотрудничества обучающихся и их роль в управлении образовательной организацией
На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями педагогического образования в вопросе его гуманизации, основанного на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.
Образование на современном этапе развивается в русле гуманизации, что говорит о том, что процесс сотрудничества между обучающимися работает исключительно на основании новой модели, которая из года в год модернизируется и обретает новый инновационно – педагогический характер.
Процесс сотрудничества обучающихся и их роль в управлении образовательной организацией стал новой вехой в развитии современного школьного образования. При этом мы намеренно делаем акцент на том, что процесс сотрудничества рассматривается нами исключительно как педагогическое сотрудничество [3, с. 111].
Сотрудничество обучающихся – это взаимная деятельность учеников различных классов с целью образовательного сотрудничества. В связи с тем, что образовательное сотрудничество состоит из элементов обучения и элементов воспитания, мы можем смело сделать вывод о том, что сотрудничество обучающихся является ещё и управленческой категорией, так как оно задействовано в управлении образовательной организацией.
Вопросами изучения процессов сотрудничества обучающихся, в частности, со стороны управления образовательной организацией занимались немногие учёные – современники. Среди самых значимых научных изысканий нами выделены труды таких авторов как И. В. Афанасьева, Г. И. Ибрагимов, М. Н. Иванюк, О. В. Комова, Т. В. Луговая, Т. Э. Лютова, Н. В. Мелкобродова, Д. В. Мерзликин, А. А. Ситнова, З. Т. Тагиров, К. А. Якунина и др. Однако, среди трудов указанных авторов лишь косвенно затрагивается тема роли сотрудничества обучающихся и роли в процессе управления образовательной организацией, несмотря на то, что ученическое самоуправление школы является частью управляющего совета, о чём прописано в соответствующих локальных актах.
Говоря о сотрудничестве обучающихся и обращаясь к принципам данного процесса, затронем научную точку зрения З. Т. Тагирова. Автор сотрудничество обучающихся школы рассматривает как совокупность нескольких педагогических составлющих:
1) Основные принципы сотрудничества обучающихся основаны на наличии:
единой цели, которую можно достичь только сообща;
распределённых внутригрупповых ролей, функций;
единого учебного материала;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников (только по 1 главе!)
1) Андреева, Я. Ю. Комплекс мероприятий по социальному воспитанию младших школьников / Я. Ю. Андреева, А. В. Ляхов // News of Science and Education. – 2019. – Т. 6, № 3. – С. 42-49.
2) Дюсембина, А. Е. Воспитание основ гражданской этики у современных школьников / А. Е. Дюсембина, С. В. Рыбина // Детство, открытое миру : сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, Омск, 23 марта 2021 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет», 2021. – С. 78-80.
3) Жейнова, М. А. Социально-воспитательные мероприятия для младших школьников как средство профилактики девиантного поведения / М. А. Жейнова // Актуальные проблемы школьного образования : Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Благовещенск, 21 февраля 2024 года. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2024. – С. 111-114.
4) Закирова, А. Б. Развитие социальных качеств детей в общеобразовательных школах / А. Б. Закирова, О. А. Васильева // Архивариус. – 2015. – Т. 1, № 2(2). – С. 99-100.
5) Ибрагимов, Г. И. Проблема единства обучения и воспитания в работах К.Д.Ушинского / Г. И. Ибрагимов, М. Г. Ибрагимов // Педагогика. – 2023. – Т. 87, № 5. – С. 17-25.
6) Иванюк, М. Н. Учебное сотрудничество как особая форма взаимодействия в современном образовании / М. Н. Иванюк // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 1-3(6). – С. 136-138.
7) Идеи и практики гуманно-личностного подхода в современных образовательных условиях : Сборник статей. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2018. – 126 с. – ISBN 978-5-907057-53-1.
8) Исподникова, Ю. Е. Интерактивные технологии как средство социализации личности / Ю. Е. Исподникова, В. А. Щипанова // Лучшие практики дополнительного образования и внеурочной деятельности города Ульяновска : материалы городской открытой научно-практической конференции, Ульяновск, 16–18 января 2023 года / Управление образования города Ульяновска; Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества № 1». – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «КУБиК», 2023. – С. 49-51.
9) Комова, О. В. Социальная практика "я могу. Лаборатория мастерства" / О. В. Комова, М. Б. Марова // Тенденции развития образования: педагог - образовательная организация - общество : Сборник материалов научно-практической конференции, Иваново, 25–27 марта 2024 года. – Иваново: Муниципальное бюджетное учреждение "Методический центр в системе образования", Методический центр в системе образования, 2024. – С. 230-236.
10) Луговая, Т. В. Условия формирования компетенции сотрудничества обучающихся в образовательном процессе / Т. В. Луговая // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9, № 4-1. – С. 98-106.
11) Лютова, Т. Э. Технологии активизации и интенсификации деятельности обучающихся / Т. Э. Лютова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2(46). – С. 130-134.
12) Мелкобродова, Н. В. Организация продуктивного сотрудничества обучающихся в учебном процессе / Н. В. Мелкобродова, М. Г. Беляева, Т. П. Глебова // Актуальные проблемы развития профессионального образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Лесниково, 31 октября 2017 года. – Лесниково: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2017. – С. 200-202.
13) Мерзликин, Д. В. Основные элементы педагогического сотрудничества / Д. В. Мерзликин, Е. В. Манченко // Межотраслевые исследования. Безбарьерная среда научной деятельности : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Воронеж, 15 марта 2023 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2023. – С. 22-25.
14) Овчинников, Ю. Д. Социальное воспитание молодежи в спортивных мероприятиях нового формата / Ю. Д. Овчинников, Н. А. Посталюк, А. Е. Сидяев // Автономия личности. – 2023. – № 2(30). – С. 21-26.
15) Пересыпкина, Т. В. Социальные детерминанты здоровья школьников / Т. В. Пересыпкина, А. И. Бутенко // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины. – 2020. – Т. 10. – С. 356-367.
16) Реализация государственно-общественного управления образовательной организацией в стадии цифровой зрелости / И. В. Афанасьева, Э. В. Васильева, О. О. Жебровская [и др.] // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2023. – № 3(61). – С. 54-60.
17) Самошкина, Я. С. Межкультурная коммуникация как эффективное средство реализации концепции образования для устойчивого развития / Я. С. Самошкина // На стыке культур Европа-Россия-Азия: этнос, язык, коммуникация : сборник материалов международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 25 марта 2016 года / ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова". – Улан-Удэ: Издательство БГСХА имени В.Р. Филиппова, 2016. – С. 14-20.
18) Симонова, М. М. Основные модели коммуникации и их применение в учебном процессе / М. М. Симонова // Наука и школа. – 2018. – № 4. – С. 196-200.
19) Ситнова, А. А. Формирование социально активной личности участников общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи "Движение первых" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ситнова Анастасия Андреевна, 2024. – 172 с.
20) Сценарные "лайфхаки" для педагогов-организаторов и вожатых РДШ : Учебно-методическое пособие / Е. В. Богданова, Е. А. Леванова, А. В. Преображенская, А. А. Толкачев ; Российский университет дружбы народов. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. – 39 с. – (Российское движение школьников). – ISBN 978-5-209-09738-9.
21) Тагиров, З. Т. Воспитание в современном образовательном процессе / З. Т. Тагиров, Э. Т. Шабанова // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 1. – С. 26-30.
22) Шипунова, О. Д. Образовательная среда: процессы моделирования / О. Д. Шипунова, Л. И. Евсеева // Технологии PR и рекламы в современном обществе : Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20 марта 2018 года / Под ред. И.Р. Тростинской. Том 2. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2018. – С. 155-158.
23) Юмашева, Н. В. Гуманизация педагогических коммуникаций в образовательной деятельности самодеятельных детско-юношеских средств массовой информации : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Юмашева Наталья Владимировна, 2016. – 259 с.
24) Якунина, К. А. Командная работа как ресурс развития школы / К. А. Якунина // Актуальные исследования. – 2023. – № 19-2(149). – С. 77-79.