- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Кейс наставника молодого педагога общеобразовательной организации
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Педагогика
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Кейс наставника молодого педагога общеобразовательной организации"?90 страниц
128 источников
Добавлена 01.07.2025 Опубликовано: studservis
15959 ₽
31917 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1 Проблема наставничества в образовании 9
1.1 Роль наставничества в развитии общества 9
1.2 Проблема адаптации молодого педагога общеобразовательной организации 12
1.3 Лучшие практики наставничества над молодыми педагогами 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Теоретические основы формирования кейса наставника молодого педагога общеобразовательной организации
24
2.1 Определение нормативно-правовых основ реализации методики наставничества молодого педагога в общеобразовательной организации
24
2.2 Формирование содержания кейса наставника молодого педагога общеобразовательной организации
29
2.3 Определение условий реализации кейса наставника молодого педагога общеобразовательной организации
37
Выводы по второй главе 46
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по разработке кейса наставника молодого педагога общеобразовательной организации
49
3.1 Условия проведения эксперимента 49
3.2. Ход эксперимента 51
3.2 Результаты эксперимента 61
Выводы по третьей главе 67
Заключение 69
Список использованных источников 73
Приложение 91
Фрагмент для ознакомления 2
О жизненности такого социального явления, как наставничество, свидетельствует посвящённая ему солидная современная зарубежная литература. Можно отметить, к примеру, труды Г. Льюиса [45], Д. Клаттербака [106], М. Кларина [36] и других авторов. В их работах наставничество рассматривается как системный процесс, направленный на преодоление определённых проблем перехода с образовательной ступени на профессиональную. Оно индивидуально ориентировано и остаётся актуальным на любом этапе профессиональной карьеры. Потребность и интерес в нём имеют как отдельный человек, так и общество, высшая школа, предприятие, организация, рынок труда.
В России большой вклад в осмысление роли и значения наставничества внёс известный педагог К. Ушинский [31]. Он отмечал, что в полной мере потенциал личности может раскрыться только при гармоничном сочетании теоретического знания и практического опыта. Следовательно, успешность профессиональной адаптации личности зависит от чуткости, опытности и мастерства наставника.
Отличительная черта сегодняшнего понимания феномена наставничества — его неразрывная связь с понятием «компетенции», которое трактуется как способность конкретного работника решать возложенные на него задачи. Требования цифровой эпохи из всего многообразия возможных компетенций всё настойчивее выделяют ключевую — способность к непрерывному образованию, обучению.
Компетенция непрерывного обучения служит фундаментом развития современного человека. Сегодня он всегда должен быть готов к тому, чтобы постоянно учиться и переучиваться. Если ещё в недалёком прошлом возможность получения одного образования на всю жизнь была востребована и особо не нуждалась в пересмотре, то нынешние реалии требуют принципиально иных установок. Зачастую образование устаревает уже в процессе его получения. Поэтому главным умением становится не усвоение какого-то набора знаний, а выработка навыков и способностей обновлять эти знания.
В связи с этим представляется вполне обоснованной инициатива Министерства просвещения РФ о введении должности ведущего учителя (учителя-наставника), в обязанности которого будет входить в частности — «интеграция профессиональной деятельности педагогических работников (учителей, психологов, дефектологов, социальных педагогов) и педагогическое наставничество».
Возрастание интереса общества к проблеме наставничества отражено в ряде выступлений первых лиц государства, а также в учреждении конкурсов, соревнований и олимпиад по профессиональному мастерству, навыкам и умениям среди молодёжи («Молодые профессионалы» (WorldSkills), «Я — профессионал», FutureSkills, SoftSkills), общественной организации «Наставник» и других. Так, в Послании к Федеральному собранию в марте 2018 г. Президент РФ В.В. Путин отметил как значимую задачу для России — развитие наставничества [63]. По словам лидера страны, только объединив передовые знания и нравственные основы, можно быть и оставаться сильным государством.
Это заявление стало логическим продолжением ориентации власти на возрождение позитивных советских традиций наставничества. Как отметил президент, новые российские наставники должны передавать молодым людям знания, опыт и «особенно ценности».
Институт наставничества в современном воплощении должен войти в самые разные сферы жизни общества: в образование, предпринимательство, на производство, а также в культуру и спорт. Возрождение этого движения призвано оказать содействие в решении таких стратегически важных и неотложных задач для страны, как повышение производительности труда, улучшение качества жизни и формирование новых ценностей, необходимых для технологического рывка.
Как показал анализ литературы, существует несколько определений понятия «наставничество». Так, С.И. Поздеева определяет наставничество как «сопровождение молодого специалиста более опытным работником (мастером, профессионалом): помощь опытного специалиста в овладении молодым работником азами профессии» [62]
В свою очередь, в работе М.Г. Яновой, В.А. Адольф и В.В. Яновой под наставничеством понимается «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве» [85].
А.А. Марголис, Е.В. Аржаных и М.Р. Хуснутдинова трактуют наставничество как «форму организованного систематического обучения на рабочем месте, осуществляемого путем сотрудничества начинающего педагога с опытным специалистом, в ходе которого оказывается поддержка в виде обратной связи, создания комфортной среды для обучения и формирования практических профессиональных навыков» [39].
В исследованиях современных ученых (Е.Н. Фомин, Т.В. Лучкина, А.Р. Масалимова, И.Ф. Фаляхов, И.В. Кругловой, К.В. Колесниченко и др.) наставничество рассматривается [75, с. 46]:
- как кадровая технология, которая позволяет передавать информацию, знания и опыт от квалифицированных сотрудников менее квалифицированным или молодым специалистам, заинтересованным в повышении своей квалификации;
- как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных областей, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста;
- как механизм оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников.
Таким образом роль наставничества в развитии общества определяется преобладающим компетентностным подходом в современном российском образовании. мало того, что по результатам обучения учеников должны быть сформированы такие знания, которые он сможет применить не только в учёбе, но и в жизни, но и педагоги в своей работе применяют такие профессиональные компетенции, которые реализуют выше описанную задачу.
Также роль наставничества в развитии современного российского общества заключается в возрождении лучший традиций наставничества. Наставничество – это наследие классической советской общеобразовательной школы – система, которая действительно работала, и эта традиция должна не только продолжать своё практическое существование, но перейти будущим поколениям нынешних молодых педагогов.
В зарубежных исследованиях показаны значение, роль начальных этапов профессиональной деятельности молодых учителей, связанных с интенсивной адаптацией к школьным условиям, в дальнейшем их личностном и профессиональном становлении (Collie, Martin, 2017 [105]; Larsen, Allen, 2021 [108]; Makoa, Segalo, 2021[109]; Paula, Grinfelde, 2018 [110]; Spătărelu, Kiru, Laura, 2021) [112].
Сегодня за рубежом методу наставничества и способу адаптации молодых специалистов уделяется большое внимание. С точки зрения современной европейской теории образования, наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией [95].
В работах отечественных исследователей (А.В. Антонова [5], Л.К. Зубцова [25], С.В. Иллларионов [28], Л.В. Карпушкина [34], И.Г. Маракушина [47], В.В. Моштук [51], В.Л. Синебрюхова [29] и др.) раскрыта проблема адаптации молодых педагогов в соответствии со спецификой преподаваемого ими предмета и уровня образования, в котором осуществляется профессиональное деятельность. Характеристика затруднений, а именно психофизиологического, социально-психологического, собственно профессионально-педагогического характера в процессе адаптации начинающих учителей рассмотрены в ряде работ (М.В. Губецкова, В.С. Логинова [65], А.Н. Гречнева [18], Н.М. Хошимова, С.М. Тагоева [78], А.В. Шеянова [82] и др.).
Особое внимание ученые уделяют рассмотрению содержания деятельности по обеспечению успешной адаптации молодых педагогов (А.Е. Айвазова [2], А.А. Богатикова [13], T.B. Белова, Е.А. Ефимова [12] и др.), которые используют с этой целью формы, методы и технологии (А.В. Антонова [5], Н.В. Белкина, М.В. Колгушкина, С.В. Орлова, С.И. Чернова [11] и др.), а также создаваемых условий, которые определяют эффективность данного процесса (Л.К. Зубцова [25], Е.В. Квимсадзе, Ф.А. Магомедова [46], М.С. Сотникова [71], А.В. Шеянова [82] и др.).
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что характер адаптационного процесса у молодых учителей не только значительно влияет на путь дальнейшего их личностного и профессионального развития, а часто определяет, будет ли работать начинающий специалист в общеобразовательной системе.
В целях успешной адаптации начинающих педагогов в условиях профессиональной деятельности образовательных организаций традиционно проводится сопровождение, используя ряд форм работы с молодыми педагогами (Емельянова, 2020 [24]; Овчинникова, Декман, 2020 [57]; Трифонова, Пухова, 2019 [77]).
Из трех интернет-источников выявлены практические подходы к решению вопроса об организации наставничества в конкретных общеобразовательных организациях [55; 68; 84].
В ряде форм работы с молодыми педагогами в адаптационный период особое место занимает педагогическая помощь. Ее назначение обеспечивать личностное и профессиональное развитие молодых педагогов и успешную адаптацию их к условиям образовательной деятельности определило интерес ученых-исследователей к этой проблеме.
Механизм использования форм и моделей наставничества раскрывают Н.Д. Базарнова, Т.К. Беляева [9], С.И. Поздеева [62], Н.А. Хавелова, В.А. Адольф, В.В. Янов, М.Г. Янова [85] и др.
С. Крехтер описал эффект «личностно-ориентированного консультирования с элементами коучинга» в рамках второй ступени высшего образования в Северном Рейне-Вестфалии и собрал проблемы, поднятые кандидатами-стажерами. Коучинг считается «формой консультирования, которая усиливает самостоятельность и работает над личными интересами по отношению к индивидуальному развитию и пониманию своей профессии» [107].
Со слов новозеландского исследователя в области образования Дж. Хэтти, тьюторинг - это дидактическая поддержка отдельных людей или небольших групп, которая осуществляется профессиональными педагогами, ровесниками или другими соответствующими специалистами.
Ряд современных исследований посвящен различным аспектам обеспечения успешной адаптации молодых специалистов посредством наставничества (А.Ю. Бочарова [14], С.В. Велиева [15], М.В. Ильина [99], И.Е. Каришина, О.И. Суховеева [33], Е.М. Мезенцев, В.В. Уфимцев [74] и др.), в том числе и адаптации молодых педагогов (Е.С. Ванюкова, Т.В. Гультяева, Е.А. Трубинова [19], Л.Н. Данилова, А.П. Чернявская [79] и др.).
Анализируя литературу о проблемах наставничества, мы определили основные принципы его развития: конструктивная профессиональная деятельность наставника с молодым педагогом, выбор наставника следует осуществлять с точки зрения совмещения педагогов, соблюдения принципа добросовестности; в отношениях с молодым педагогом наставник должен иметь развитые эмпатийные способности и следовать педагогическому такту.
Таким образом, анализ литературы показал, что наставничество является длительным, поэтапным, целенаправленным процессом развития личности молодых учителей, их профессиональных и общих кругозоров, духовностью, способствующим их профессиональному адаптации, укреплению мотивации к избранной профессии и профессионального становления. Наставник является особой формой работы с молодым учителем, основанной на личностном подходе, формировании индивидуальных стилей деятельности, реализации творческих потенциалов; самореализации наставника, формировании условий взаимодействия представителей разного поколения.
Общие вопросы наставничества, его важная роль в профессиональном становлении молодых специалистов анализируются в работах А.Я. Андреевой [3], А.С. Батышева [10], М.С. Балагуровой [8], А.В. Глинкина [17], И.И. Ирисметовой, А.В. Маргиевой [30], П.Н. Осипова [58], С. К. Муратбековой, И.К. Ярошинской [52] и др.
Использование наставничества в отечественной системе образования рассматривается в работах Н.Б. Радостиной [67], Н.И. Афониной, Н.В. Костебелова [7], И.Н. Куклиной, Т.В. Савранчук [42], А.П. Мельниченко [50], Е.С. Петровской [61], Е.В. Прямиковой [66], Е.В. Шалагиной [81] и др.
Зарубежный опыт использования технологии наставничества раскрывается в исследованиях Е.В. Игнатьевой, Н.Д. Базарновой [27], Н.В. Локтюхиной, У.А. Назаровой, С.В. Шабаевой [43] Д.М. Шакировой [80] и др.
Дж. Ванг и С. Оделл описали в своем исследовании следующие три подхода к наставничеству:
- 1 фаза: «Образовательный подход»;
- 2 фаза: «Гуманистический подход»;
- 3 фаза: «Критико-конструктивный подход» [114].
Вопросы наставничества в общеобразовательных организациях и его роль в профессиональном становлении молодого педагога нашли свое отражение в работах Г.А. Александрова, В.Н. Иванова, З.Ю. Дипломатовой [21], Ф.Ф. Кузнецова, А.П. Мельниченко [50], Н.Н. Щипунова [83] и др.
Модели и типы наставничества как деятельностного сопровождения молодого специалиста на рабочем месте представлены в таблице 1. Наименования модели наставничества заимствованы у Г.Н. Прозументовой [64].
Таблица 1 – Результативность кейса наставника молодого педагога
Наименование модели наставничества Описание модели Особенности модели
Авторитарная модель организации совместной деятельности Закрытое совместное действие наставника и подопечного: наставник - руководитель, предъявляющий нормы, требования, образцы выполнения профессиональных действий; молодой специалист - подчиненный, исполнитель предъявленных норм, требований, образцов. Культура авторитаризма - культура предъявления норм и требований, разъяснения алгоритмов и инструкций (что, как, зачем), пооперационного контроля и внешней оценки. Данное совместное действие мы называем закрытым, потому что у ученика нет возможности реально влиять на то, что делает опытный наставник: он выполняет то, что от него требуется, не всегда понимая назначение и содержание самих требований
Данной модели соответствует тип наставника - наставник-методист, который объясняет, как действовать, показывает (демонстрирует) действие с необходимыми комментариями, корректирует действие ученика, контролирует (указывает на ошибки и их причины), оценивает, сообщает дополнительную профессионально значимую информацию. На этапе трудоустройства и становления в профессии назначенный (прикрепленный) наставник-методист знакомит подопечного с тем функционалом, который необходимо выполнять, в том числе с документацией, которую надо заполнять (журналы, инструкции, отчеты и т. п.). Задача подопечного - четко выполнять все инструкции и требования, идти «след в след», воспроизводить (копировать) показанные профессиональные действия.
Лидерская модель организации совместной деятельности Обращенное совместное действие наставника и ученика: наставник - лидер (организатор, направляющий), помогающий подопечному поставить и решить проблемы собственной профессиональной деятельности на переходном этапе от трудоустройства и становления к этапу работы и совершенствования в профессии. Молодой специалист в такой модели взаимодействия - соисполнитель, который формулирует собственные профессионально-образовательные затруднения (проблемы, задачи) и ищет, выбирает наставника, который может помочь ему эти проблемы решить. Такое совместное действие мы называем обращенным, потому что наставник обращается к проблемам, профессиональным затруднениям и интересам своего подопечного и организует совместную работу с ними. Например, если в закрытом действии наставник покажет образец определенного типа урока и ученик воспроизведет этот образец (этапы, приемы работы), то в обращенном действии наставник может дать урок в классе своего подопечного, а затем они вместе конструируют урок исходя из затруднений и пожеланий молодого учителя. Данной модели соответствует другой тип наставника - наставник-тъютор, задача которого - реализовать конкретный профессиональный заказ (проблему, интерес) подопечного, помочь выявить место и причину профессионального затруднения, построить проект выхода из затруднения и реализовать его [Петерсон]. Как правило, это происходит на втором-третьем году работы, когда специалист начинает овладевать более сложными приемами, способами, технологиями профессиональной деятельности. Наставник-тьютор может действовать, во-первых, как наставник-коучер, который демонстрирует новый прием, организует профессиональную пробу подопечным этого приема и анализирует результаты пробы (что получилось и не получилось, почему не получилось, что предусмотреть в дальнейшем при использовании этого приема), во-вторых, как наставник-консулътант, который помогает, консультирует в том, как преодолеть профессиональное затруднение, какими сведениями для этого воспользоваться; как наставник-разработчик, который вместе с подопечным разрабатывает проекты, программы (модули программ) на основе тех «продуктов», которые в свое время создавал наставник. Заметим, что в качестве разных типов наставников могут выступать разные люди; иногда один человек может совмещать функции разных наставников.
Партнёрская модель организации совместной деятельности Открытое совместное действие наставника и ученика: наставник - партнер («значимый другой»), помогающий найти подопечному свою профессионально-карьерную траекторию на этапе совершенствования в профессии, а его подопечный находится в позиции значимого и влиятельного участника производственной, инновационной и общественной деятельности. Данная модель реализуется, когда специалист, уже хорошо освоивший профессию, начинает самоопределяться и искать себя в других (смежных) сферах деятельности (инновации, социальная практика, образовательная практика). Такое совместное действие мы называем открытым, потому что молодой специалист влияет на него своими смыслами и действиями и реализует не заданные кем-то стратегии, а то, что для него значимо в профессии. Наставник при этом помогает в реализации этих профессионально-личностных смыслов и обогащает, в свою очередь, собственный профессиональный опыт. Например, и наставник, и ученик проводят один и тот же тип урока на одинаковом учебном материале, посещают уроки друг друга, а затем обсуждают, что у кого получилось и не получилось. В данном случае идет не оценочное сравнение уроков в пользу педагога-наставника, а совместный анализ особенностей данного типа урока: на что обратить внимание, как действовать, как выходить из ситуаций затруднения, как организовывать образовательную коммуникацию с детьми. Данной модели соответствует особый тип наставника - наставник-навигатор, задача которого - помочь подопечному открыть свой личный смысл в профессии, самоопределиться, выстроить профессионально-карьерную траекторию. Важно, что на этом этапе у специалиста не только совершенствуются профессиональные навыки, но и формируются особые профессионально-личностные качества и soft skills с учетом того, какое направление профессионально-карьерного движения он выбирает [Яровых]. Наставник-навигатор работает в режиме личностного диалога с подопечным, дает ему возможность понять и развивать самого себя. Слово «навигатор» означает, что он направляет движение специалиста, например рекомендует, какие курсы повышения квалификации пройти, в каких профессиональных конкурсах участвовать (естественно, он сопровождает это участие, помогает в подготовке материалов сам или направляет к человеку, который это хорошо умеет делать), подсказывает, в каком новом направлении (виде деятельности) его подопечный может принять участие, организует разные виды проб и новых практик (социальная, экологическая, образовательная, инновационная), в том числе наставнические пробы в обучении вновь пришедшего специалиста. Наставник-навигатор не назначается, а выбирается специалистом исходя их его интересов и нужд; их может быть не один, а несколько.
Таким образом, современный молодой специалист нуждается в разных моделях взаимодействия с наставником и разных типах наставников. Традиционный наставник-методист не в состоянии решить все задачи, связанные с просвещением, воспитанием и развитием специалиста. Кроме того, один наставник (один человек) тоже не сможет этого сделать: каждый наставник (тип наставника) «хорош» в определенной сфере деятельности. Именно соорганизация и взаимодополнительность разных наставников и разных моделей совместной деятельности наставника и молодого специалиста, на наш взгляд, помогут не только закрепить человека в профессии, но и помочь ее освоить, а также найти в ней свой личностный смысл.
Выводы по первой главе
Проблема наставничества в образовании заключается в том, что традиционная практика наставничества не формирует субъектную позицию специалиста в своем развитии и «не закрепляет» его в профессии. В качестве методологической основы наставничества выделены концепция совместной деятельности и концепция открытого профессионализма. Показано, что сопровождение профессионального развития молодого специалиста - это соорганизация разных типов совместного действия (закрытого, обращенного, открытого) наставника и подопечного и разных типов наставников (методист, навигатор, тьютор, коуч, разработчик, исследователь). В результате такого деятельностного сопровождения педагог овладевает профессиональными умениями и компетенциями и «закрепляется» в профессии.
Назрела разработка специальной системы популяризации наставничества, которая бы включала в себя площадки обменом опыта в этой сфере, платформы, поддерживающие наставнические программы в поисках необходимой информации и ресурсов.
Важность института наставничества несомненна: он выступает как форма передачи накопленного опыта и преемственности поколений, необходимая составляющая развития общества, сохранения и приращения человеческого капитала, развития личности. Важность института наставничества также подтверждается наличием фундаментальных моделей, на основе которых строится вся система наставничества в российском образовании: авторитарная модель организации совместной деятельности, лидерская модель организации совместной деятельности, партнёрская модель организации совместной деятельности.
Нормативно-правовая база наставничества в современных условиях организации работы в образовательных организациях Российской Федерации определена федеральными и региональными документами. В пределах настоящего параграфа магистерской диссертации нами рассмотрены нормативные основы реализации методики наставничества молодого педагога в условиях общеобразовательного учреждения.
Приоритетный национальный проект «Образование» всецело говорит о том, что в образовательном пространстве Российской Федерации должна работать единая система научно – методического обеспечения образовательного пространства страны. Одной из самых важных направленностей здесь считается профессиональное развитие, подготовка и переподготовка переподготовки системы среднего общего образования.
На федеральном уровне действует Перечень поручений Правительству Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023 года. В данном поручении содержится перечень вопросов о пролонгации программы наставничества до 2030 года, необходимость внесения правок в трудовое законодательство относительно материального стимулирования работников, выполняющих функции наставников.
Одну из главных ролей в изучении данного вопроса играет проект профессионального стандарта «Наставник». В документ входит описание общетрудовых функций наставника в различных организациях, входящих в введение образования и молодёжной политики.
Нормативно – правовое регулирование наставничества отражается, прежде всего, в федеральном проекте «Учитель будущего» национального проекта «Образование». Федеральный проект нацелен на профессиональную подготовку и профессиональное развитие педагогов общеобразовательных организаций с охватом не менее 50 % педагогов [56].
Федеральный проект «Новые возможности для каждого» включает организацию системы наставничества посредством цифровой экономики, где профессиональное развитие педагогов и профессиональная переподготовка, а также повышение квалификации находятся на одном из первых мест.
В 2019 году Министерством просвещения была разработана и постепенно внедрена в практику целевая модель наставничества. Данная модель включила целый комплекс мероприятий по наставничеству, учитывающий трудовое законодательство, нормы федерального закона «Об образовании в Российской Федерации. Целевая модель наставничества была утверждена в специализированных методических рекомендациях, в которых описывается система наставничества, условия и ресурсы внедрения системы наставничества, структурные компоненты целевой модели наставничества, ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.
В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» говорится о самореализации профессионалов на территории России, а также учёт трудовых достижений каждого. Именно наставничество, по нашему мнению, является инструментом профессионального роста и трудовых достижений педагогов общеобразовательных учреждений [53].
В Концепции развития наставничества, одобренной президиумом РАО 29 июня 2023 года [61] описывается механизм реализации наставничества. В данной Концепции приложен комплекс мероприятий, направленных на профессионально – личностное развитие работников различных отраслей, в частности, системы образования. Также в Концепции описаны критерии наставничества, где умение оказывать воспитательной воздействие на наставляемого играет одну из ключевых ролей.
На региональном уровне «работают» следующие нормативно – правовые документы, являющиеся основой для изложения исследовательского материала настоящего параграфа.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 мая 2017 года №239 «О наставничестве в образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республике». В данном документе описывается региональные особенности организации модели наставничества на местах в общеобразовательных учреждениях региона. По сути, Удмуртская республика стала одним из первых регионов, где на самостоятельном уровне модель наставничества была внедрена локально с положительным опытом.
Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 21 июля 2021 года №1077 «Об утверждении Концепции создания единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Удмуртской Республике». Концепция включает предпосылки создания региональной системы научно – методического сопровождения, а также перечень работ, необходимых для формирования региональной базы.
Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 16 февраля 2022 года №255 «Об организации работы по внедрению Региональной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся образовательных организаций Удмуртской Республики». Приказ утверждает алгоритм внедрения региональной модели наставничества в новое время. Целевая модель опирается на федеральную модель и учитывает специфику образовательного пространства общего образования региона.
Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 16 января 2023 года №032 «О принятии мер по итогам мониторинга реализации Региональной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных организациях Удмуртской Республики». Приказ утверждает итоги регионального мониторинга реализации региональной целевой модели наставничества, а также перечень профилактических мероприятий по итогам проверки.
Город Киров использует нормативно – правовую базу республики, а также в рамках реализации программы Наставничества. В целом, нормативно – правовое обеспечение наставничества в Российской Федерации не дифференцируется. В своей работе все муниципалитеты опираются на федеральное законодательство.
Можем сделать промежуточный вывод о том, что на региональном уровне профильным министерством ведётся качественная работа по нормативно – правовому обеспечению работы системы наставничества в сфере образования. Все документы актуальны и опираются на федеральную нормативно – правовую базу.
Примерные документы, определяющие работу наставников в общеобразовательных организациях, включают в себя:
положение о наставничестве – локальный нормативно – правовой акт образовательного учреждения, в котором описываются основные положения организации наставничества в школе с учётом норм и требований действующего федерального и регионального законодательства;
положение о вознаграждении наставников, в котором описывается перечень стимулирующих статей и сумм за выполнение дополнительных объёмов работ относительно наставничества;
приказ о назначении наставников, в соответствии с которым на учебный год закрепляются наставники (опытные педагоги) и наставляемые (молодые педагоги);
Фрагмент для ознакомления 3
2.Айвазова, А.Е. Исследование развития интегральной индивидуальности учителей с пассивной формой адаптации в профессиональной деятельности средствами программы сопровождения Текст. / А.Е.Айвазова \\ Вестник ПГЛУ, 2008.
3.Андреева Я. Н. Принципы хорошего наставничества // Скиф. 2018. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-horoshego-nastavnichestva (дата обращения: 05.02.2025)
4.Андрущенко Т. Ю., Аржаных Е. В., Виноградов В. Л., Минюрова С. А., Федекин И. Н., Федоров А. А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. Т. 9. 2017. № 2. С. 1-16.
5.Антонова, А. В. Развитие профессиональных компетенций студентов – будущих учителей истории в процессе внеаудиторной работы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 5.8.7. / Антонова Анна Валерьевна; [Место защиты: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»]. - Москва, 2022. - 309 с.
6.Антонова, А.В. Эстетическое образование как фактор профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в педагогическом вузе : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.07, 13.00.08 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва, 2001. - 42 с.
7.Афонина, Н. Д. О роли наставничества в высшей школе / Н. Д. Афонина, Н. В. Костебелов // Университетская наука: взгляд в будущее : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 81-летию Курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета. В 3-х томах, Курск, 04–06 февраля 2016 года. – Курск: Курский государственный медицинский университет, 2016. – С. 208-211. – EDN VPYXDX.
8.Балагурова М.С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12933/ (дата обращения: 25.10.2019).
9.Базарнова Н. Д., Беляева Т. К. МЕНТОРИНГ, КОУЧИНГ И ТЬЮТОРИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentoring-kouching-i-tyutoring-kak-innovatsionnye-formy-pedagogicheskogo-nastavnichestva (дата обращения: 06.02.2025).
10.Батышев, А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе [Текст] – Москва : Высш. шк., 1985.– 272 с.
11.Белкина, Н. В. Эффективные формы работы с молодыми учителями в формате школы молодого педагога / Н. В. Белкина, М. В. Колгушкина, С. В. Орлова, С. И. Чернова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 12-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/489/17939/ (дата обращения: 06.02.2025)
12.Белова Т.В., Ефимова Е.А. Педагогическая поддержка начинающего учителя в период профессиональной адаптации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. №1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-nachinayuschego-uchitelya-v-period-professionalnoy-adaptatsii (дата обращения: 06.02.2025).
13.Богатикова А. А. СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ // Вестник магистратуры. 2019. №2-1 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-molodyh-uchiteley-na-etape-professionalnoy-adaptatsii (дата обращения: 06.02.2025).
14.Бочарова, Ю. Ю. Управление адаптацией и профессиональным развитием молодых педагогов общеобразовательной школы / Ю. Ю. Боча рова, Л. В. Коматкова. – Текст : электронный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2017. – № 2 (40). – С. 44–48. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=29368859 (дата обращения: 12.02.2023).
15.Велиева, С. В. Теория и практика наставничества молодого педагога : учебное пособие / С. В. Велиева. — Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2021. — 80 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/192310 (дата обращения: 05.02.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
16.Воскрекасенко О. А., Варникова О. В., Константинов В. В., Пашковская С. С., Щелина Т. Т. НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №9 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-sisteme-obespecheniya-adaptatsii-molodyh-pedagogov-v-obscheobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 03.03.2023).
17.Глинкин, А. В. Традиционная народная культура как фактор формирования профессиональных компетенций руководителя фольклорно-этнографического коллектива : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Глинкин Анатолий Викторович; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства]. - Челябинск, 2009. - 204 с.
18.Гречнева А.Н. Функциональное состояние организма и адаптационные возможности учителей разных возрастно-стажевых групп // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnoe-sostoyanie-organizma-i-adaptatsionnye-vozmozhnosti-uchiteley-raznyh-vozrastno-stazhevyh-grupp (дата обращения: 06.02.2025).
19.Гультяева Т. В. Наставничество как метод адаптации молодого педагога: сборник трудов конференции. / Т. В. Гультяева, Е. А. Трубинова, Е. С. Ванюкова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 59-61. – ISBN 978-5-9500127-7-8.
20.Даммерер, Й., Циглер, В., Бартонек, С. Тьютор-ство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей (пер. с нем. Л. Н. Даниловой) [Текст] / Й. Даммерер, В. Циглер, С. Бартонек // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 1 (106). - С. 56-69.
21.Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яков лева. 2021. № 1 (110). С. 131–140.
22.Дудина Е. А. Содержание наставничества в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 49–62.
23.Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Т. 7. 2017. № 5. С. 25-36.
24.Емельянова Е. Е. Психологическое сопровождение молодых педагогов в условиях трудовой деятельности // Столица науки. 2020. № 10 (27). С. 89–98.
25.Зубцова Л.К. Условия профессиональной адаптации начинающего учителя // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 248–254.
26.Зубцова Л. К. Оптимизация инновационно-педагогической деятельности начинающего учителя иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-innovatsionno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-nachinayuschego-uchitelya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 04.02.2025).
27.Игнатьева Е.В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-sovremennoy-shkole-mif-ili-realnost (дата обращения: 05.02.2025).
28.Илларионов, С.В. Система методологических принципов в научном познании : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.08 / АН СССР. Ин-т философии. - Москва, 1989. - 40 с.
29.Инновационные подходы к организации образовательного процесса в начальной школе : учебное пособие / Н. В. Абрамовских, О. В. Алексеева, А. А. Арасланова, В. Л. Синебрюхова. — Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2021. — 101 c. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/120626 (дата обращения: 04.02.2025).
30.Ирисметова И. И., Масалимова А. Р. МОДЕЛЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ НАСТАВНИКОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-i-kontseptualnye-podhody-k-formirovaniyu-gotovnosti-nastavnikov-k-osuschestvleniyu-neprofessionalnoy-pedagogicheskoy (дата обращения: 05.02.2025).
31.Ичетовкина Н.М. Идеи К.Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии // Образование и воспитание. — 2015. — № 5. — С. 12–14.
32.Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М., 1990. - 149с.
33.Каришина И. Е., Суховеева О. И. Наставничество как важный инструмент адаптации государственного гражданского служащего // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-vazhnyy-instrument-adaptatsii-gosudarstvennogo-grazhdanskogo-sluzhaschego (дата обращения: 05.02.2025).
34.Карпушкина, Л. В. Формирование коммуникативной компетенции учителя начальных классов при организации досуговой деятельности / Л. В. Карпушкина // Технологии формирования коммуникативной компетенции в начальном образовании: монография / под ред. Н. В. Кузнецовой, С. А. Бабиной; Мордовский государственный педагогический университет.- Саранск: РИНЦ МГПУ, 2020.- 1 электрон.опт. диск. -ISBN 978-5-8156-1302-7. mordgpi.ru›about/employee/3530/72973/
35.Кириллова И. О. Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость? // Научно-педагогическое обозрение. Т. 18. 2017. № 4. С. 75-80. https://elibrary.ru/download/elibrary_30554465_52890298.pdf.
36.Кларин, М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебник для вузов/ М.В. Кларин. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 288с.
37.Козина Н. С., Косарецкий С. Г., Пинская М. А. Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в ситуации введения эффективного контракта. Информационный бюллетень Мониторинга экономики образования № 1 (90). М.: Изд. дом ВШЭ. 2016.
38.Колесниченко К.В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов (на примере педагогической деятельности): автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 24 с.
39.Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. 2007. 27 с.
40.Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. 2007. № 1. С. 25-28.
41.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
42.Куклина И.Н., Савранчук Т.В. «Развитие наставничества педагогов в образовательном пространстве Республики Марий Эл» / И.Н. Куклина, Т.В. Савранчук //Научно-методический журнал Министерства образования и науки Республики Марий Эл, ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования» Учитель/Туныктышо 2021. – №4. – С. 76-78.
43.Локтюхина Н. В., Назарова У. А., Шабаева С. В. Развитие системы наставничества: российский и зарубежный опыт // Непрерывное образование: XXI век. 2019. №4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-nastavnichestva-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 05.02.2025).
44.Лучкина Т.В. Повышение профессиональной компетентности начинающего учителя посредством наставничества: зарубежный опыт / Т.В. Лучкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 6. С. 67–77.
45.Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. Минск : Амалфея, 1998. 283 с.
46.Магомедова Ф. А., Квимсадзе Е. В. Методическая работа как условие профессиональной адаптации молодого учителя // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-rabota-kak-uslovie-professionalnoy-adaptatsii-molodogo-uchitelya (дата обращения: 06.02.2025)
47.Маракушина, И.Г. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / И. Г. Маракушина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северный (Арктический) федеральный ун-т им. М. В. Ломоносова", Ин-т педагогики и психологии. - Архангельск : ИЦП САФУ, 2013. - 284, [1] с.
48.Марголис А. А., Аржаных Е. В., Хуснутдинова М. Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 133–159.
49.Марийчук Е. О. Социально-психологические факторы профессионального выгорания молодых специалистов педагогических профессий // Психологическая наука и образование psyedu.ru. Т. 8. 2016. № 1. С. 1-10.
50.Мельниченко, А. П. Коллективное наставничество как эффективный способ мотивации работника в общеобразовательной организации / А. П. Мельниченко. - Текст : непосредственный // Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбПУ, 2018. - С. 246-248. - ISBN: 978-5-7422-6944-1.
51.Моштук, В.В. Дидактические условия интеграции родственных учебных предметов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Киев, 1991. - 164 с.
52.Муратбекова, С. К. Роль наставничества в становлении молодого специалиста / С. К. Муратбекова, И. К. Ярошинская // Медицина и образование: опыт, проблемы, перспективы : материалы I Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Елец, 22 июня 2015 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – С. 123-126. – EDN VCROEB.
53.Мухаметзянова Ф. Ш., Исланова Н. Н. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕХАНИЗМПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-mehanizmpodderzhki-professionalnogo-razvitiya-pedagogov (дата обращения: 03.03.2023).
54.Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. — 153 с.
55.Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
56.Нугуманова, Л.Н. Наставничество как современная модель повышения квалификации педагогов в дополнительном профессиональном образовании/ Л.Н. Нугуманова, Г.А. Шайхутдинова, Т.В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–3. С. 182–185.
57.Овчинникова Л. А., Декман И. Е. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодого педагога к условиям профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 354–357. https://doi: 10.26140/anip-2020-0902-0086.
58.Осипов, П. Н. Наставничество как форма дополнительного профес сионального образования / И. И. Ирисметова, П. Н. Осипов. – Текст : непо средственный // Казанский педагогический журнал. Гуманитарные иссле дования. – 2020. – № 4. – С. 52–58.
59.Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2016. № 2. С. 100-124. doi: 10.17323/1814-9545-2016-2-100-124.
60.Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...» // Построение непрерывной сферы образования. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007. 448 с.
61.Петровская Е. С. Психологические детерминанты наставничества в системе учебно-воспитательной работы с курсантами военного летного вуза // Достижения науки и образования. 2018. №11 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-determinanty-nastavnichestva-v-sisteme-uchebno-vospitatelnoy-raboty-s-kursantami-voennogo-letnogo-vuza (дата обращения: 05.02.2025).
62.Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. 2 (16) С. 87-91. EDN: YMZWJR
63.Послание Президента России В.В. Путина к Федеральному Собранию. 01.03.2018. Официальный сайт Кремля http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957
64.Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. – Томск: Томский университет, 1994. – 41 с.
65.Профессиональная адаптация молодых специалистов как психолого-педагогическая проблема / М. В. Губецкова, В. С. Логинова // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума / отв. ред. Е. А. Александрова. - Саратов: Саратовский университет, 2020. - С. 170-178.; EDN: https://elibrary.ru/ILUUKO
66.Прямикова, Е. В. Компетентностный подход в современном образовательном пространстве: функциональное и структурное содержание: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Прямикова Елена Викторовна ; ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина». - Екатеринбург, 2012.- 272 с.
67.Радостина, Н. Б. Особенности педагогического наставничества в сравнении с наставничеством в других профессиональных сферах / Н. Б. Радостина // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области : Научно-практическая конференция с международным участием, Оренбург, 29 сентября 2017 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. – С. 591-595. – EDN YSGYXK.
68.Развитие системы наставничества в деятельности организаций дополнительного образования детей. Методическое пособие для учреждений дополнительного образования. - Тюмень: ТОГИРРО, 2021. – 68 с.
69.Руденко И. В., Саркисова И. В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов // Научный вектор Балкан. 2021. Т. 5. № 2 (12). С. 15–20. https://doi: 10.34671/SCH.SVB.2021.0502.0003.
70.Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
71.Сотникова, М. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Сотникова Марина Сергеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2017. - 24 с.
72.Сташкевич И. Р., Афанасьева С. А. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva (дата обращения: 03.03.2023).
73.Урмина И. А., Горелова Н. Н. Наставничество, его значение в истории и современности // Социальная политика и социология. 2010. № 7. С. 85-94.
74.Уфимцев В. В., Мезенцев Е. М. Роль и место наставничества в адаптации персонала малого предприятия // Journal of new economy. 2012. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-nastavnichestva-v-adaptatsii-personala-malogo-predpriyatiya (дата обращения: 05.02.2025).
75.Фаляхов, И.И. Диверсификация моделей осуществления наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2–1. С. 45–49.
76.Фрумин И. Д., Болотов В. А., Косарецкий С. Г., Карной М. (ред.) Российские учителя в свете исследовательских данных. М.: Изд. дом ВШЭ. 2016.
77.Трифонова Л. Б., Пухова Т. Г. Содействие адаптации молодого учителя в разновозрастном педагогическом коллективе // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2019. № 2 (15). С. 28–29.
78.Хошимова Н. М., Тагоева С. М. Проблемы адаптации начинающих учителей к профессиональной деятельности // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2016. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-nachinayuschih-uchiteley-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 06.02.2025).
79.Чернявская, А. П. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя / А. П. Чернявская, Л. Н. Данилова // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 4(109). – С. 62-70. – DOI 10.24411/1813-145X-2019-10453. – EDN NBGCOU.
80.Шакирова, Д.М. Опережающее образование педагога XXI века: проблемно конструктивистский подход / Д.М. Шакирова. — Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2024. — Вып. 1(13). — 110 с. — (Методология. Технологии. Ин новации). ISBN 978-5-6052217-4-6
81.Шалагина Е. В., Прямикова Е. В. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ: СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ // Педагогическое образование в России. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-professionalnoy-adaptatsii-i-integratsii-molodyh-pedagogov-sposoby-podderzhki (дата обращения: 05.02.2025).
82.Шеянова, А. В. Адаптация молодых педагогов в современном образовательном учреждении / А. В. Шеянова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2017. – Т. 2, № 4. – С. 132-135. – EDN YJMDKV
83.Щипунова Н.Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 845–847.
84.Эффективные практики организации наставничества: сборник / Автор-сост.: И.И. Гулевич. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2023. — 77 с.
85.Янова М. Г., Адольф В. А., Янов В. В. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях: учебное пособие. Красноярск, 2021. С. 10
86.Яровых Ю. В. Карьерный рост педагога: типологизация, проблемы, перспективы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2024. Вып. 5 (133). С. 13-17.
87.Батаршев А. В. Штрихи к портрету героя советского союза, академика РАО Сергея Яяковлевича Батышева (к 100-летию со дня рождения) [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4325/1/povr-2016-01-43.pdf.
88.Борисова Е. М. Профессиональное развитие воспитателя – молодого специалиста [Электронный ресурс]. URL: https://brstu.ru/docs/faculties/fmp/portfolio/kaverzina/KR2018_3.pdf.
89.Ванзатова Б. Р. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами [Электронный ресурс]. URL: https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/05/08/ organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole-s-molodymi.
90.Вершловский С. Г. Профессиональная деятельность молодого учителя [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/002178_000020_BGUNB-BEL%7C%7C%7CBIBL%7C%7C%7C0000677728/.
91.Заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. 05.02.2020. Режим открытого доступа: «https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html.
92.Е. А. Климов. Концепция профессионального наставничества [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/161556/psihologiya/kontseptsiya_professionalnogo_razvitiya_klimova.
93.Козырева О. А. Концепция профессионального развития [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.com/upload/iblock/176/17606c5d53543e11fae4b5f75df4565d.pdf.
94.Кричевский В. Ю. Совершенствование управленческих знаний как фактор повышения эффективности работы директора общеобразовательной школы : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.01 [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009000128/.
95.Лебедев О. Е. Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hse.ru/data/2022/09/12/1678021737/Book_O_V_Lebedeva.pdf.
96.Леонтьев Д. А. Теория Личности А. Н. Леонтьева [Электронный ресурс]. URL: https://psychologos.ru/articles/view/teoriya-lichnosti-a.n.-leonteva.
97.Наставничество в образовании МЕНТОРИ: www.mentori.ru.
98.Новоселова С. Ю. Эффективные практики управления профессиональным развитием педагога [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/doc/Novoselova%20S.Iu.%20NSUR.pdf.
99.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ (сборник докладов и материалы педагогических чтений)/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yets.ru/uploads/gallery/media/sbornik-1686096000.pdf?ysclid=m6ropjx2y2997802009
100.Сухобская В. Г. Взрослость и зрелость [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x1449.htm.
101.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1737975928&tld=ru&lang=ru&name=1460702288-526.pdf&text=в.а.сухомлинский%20сердце%20отдаю%20детям&url.
102.ФЗ РФ №273 «Об образовании в российской Федерации» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lesl0lw5fv758990362
103.Ядов В. А. Л. Н. Лесохина в воспоминаниях В. А. Ядова [Электронный ресурс]. URL: https://socioprognoz.ru/files/File/history/luka.pdf.
104.Aspfors J., Fransson G. Research on Mentor Education for Mentors of Newly Qualified Teachers: A Qualitative Meta-Synthesis // Teaching and Teacher Education. 2015. Vol. 48. May. P. 75-86.
105.Collie R. J, Martin A. J Adaptive and maladaptive work-related motivation among teachers: A person-centered examination and links with well-being // Teaching and Teacher Education. 2017. № 64 (8). P. 199–210.
106.Clutterbuck D. Everyone Needs a Mentor. London : CIPD, 2006
107.Krächter, S. (2018). Coaching in der Lehrerausbildung: Wirkungen und Wirkfaktoren im Kompe-tenzentwicklungsprozess von Lehramtsanwärtern. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt.
108.Larsen E. Allen J. M. Teachers as Professional Learners: Contextualising Identity across Policy and Practice. Springer Nature, 2021. 196 p. https://doi:10.1007/978-3-030-65931-8_2.
109.Makoa M. M, Segalo L. J Novice Teachers' Experiences of Challenges of their Professional Development // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2021. № 15 (10). P. 930–942.
110.Paula L. Grinfelde A. The role of mentoring in professional socialization of novice teachers // Problems of Education in the 21st Century. 2018. № 76 (3). P. 364–379. https://doi:10.33225/pec/18.76.364.
111.Ryter, A. (2018). Coaching als neuer Trend in der Lehrerinnen- und Lehrerbildung. Eine erste Bestandsaufnahme. In Ch. Reintjes, G. Bellenberg & G. im Brahm (Hrsg.). Mentoring und Coaching als Beitrag zur Profes-sionalisierung angehender Lehrpersonen (S. 23-39). Münster, New York: Waxmann.
112.Spătărelu E. M, Kiru R. S, Laura M. Beginner teacher adaptation in the first years of teaching: instrument validation // 14th annual International Conference of Education, Research and Innovation. 2021. https://doi:10.21125/iceri.2021.0983.
113.Schatz-Oppenheimer O. Being a Mentor: Novice Teachers' Mentors' Conceptions of Mentoring Prior to Training // Professional Development in Education. 2017. Vol. 43. Iss. 2. P. 274-292.
114.Wang, J. & Odell, S. J. An alternative conception of a mentor-novice relationship: Learning to teach in reform-minded ways as a context. Science Direct. Teaching and Teacher Education 23, 2007. 473-489.
115.Beywl, W. & Zierer, K. (2015). John Hattie. Lernen sichtbar machen. Überarbeitete deutschsprachige Ausgabe von „Visible Learning" (3. Aufl.). Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren.
116.Fischer, D. (2008). Mentorieren: Zwischen kollegialer Begleitung, professionellem Anspruch und persönlichem Zuspruch. SchulVerwaltung Spezial, 1, S. 38-40.
Нормативно-правовые акты
117.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24.04.2020 №147-ФЗ). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
118.Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество». – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_292180/ (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
119.О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201805070038 (дата обращения: 07.01.2025). – Текст : электронный.
120.Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 №291 (ред. от 18.08.2016 г.) «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.06.2013 №28785). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_147841/ (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
121.Приказ Минпросвещения России от 17.04.2019 №179 «Об утверждении методик расчета целевых показателей федеральных проектов национального проекта «Образование» (вместе с Методикой расчета показателей федерального проекта Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323584/ (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
122.Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). – URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
123.Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). – URL: https://bazanpa.ru/sovet-pri-prezidente-rf-po-strategicheskomu-razvitiiu-i-natsional nym-proektam-pasport-ot24122018-h4323436/4/4.6/ (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
124.Паспорт федерального проекта «Современная школа» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). – URL: https://xn--80adpcbcoiugo1cyai5a5i.xn--p1ai/storage/regulatory-materials/pasport_federalnyi _proekt_sovremennaia_shkola.pdf (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
125.Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). – URL: https://minobr.gov-murman.ru/documents/np/uspekh-kazhdogo-rebenka-pasport-fp.pdf (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
126.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.07.2021 № 400 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации» (Зарегистрирован 30.08.2021 № 64798). – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108300034 (дата обращения: 07.01.2024). – Текст : электронный.
127.Концепция развития наставничества в Российской Федерации (Одобрена на президиуме РАО 29 июня 2023 года). – URL: https://petr-ros.edu.yar.ru/nastavnichestvo/concept_nast.pdf (дата обращения: 07.01.2025). – Текст : электронный.
128.Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях – URL: https://prsgim.edu.yar.ru/mmc/metod_rekomendatsii_po_razrabotke_i_vnedreniyu_sistemi_nastavnichestva_ped_rabotnikov_v_oo.pdf (дата обращения: 07.01.2025). – Текст : электронный.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней