- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности психологического выгорания у спортсменов паралимпийцев
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психология (другое)
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности психологического выгорания у спортсменов паралимпийцев"?111 страниц
62 источника
Добавлена 26.06.2025 Опубликовано: studservis
10000 ₽
20000 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Психологическая характеристика выгорания у спортсменов-паралимпийцев 12
1.1. Понятие и механизмы психологического выгорания 12
1.2. Особенности психологического состояния спортсменов-паралимпийцев 23
1.3. Сравнительный анализ выгорания у спортсменов-паралимпийцев и неинвалидов 30
Выводы к главе 1 39
Глава 2. Факторы риска и профилактика выгорания у паралимпийских спортсменов 41
2.1. Внутренние и внешние факторы риска 41
2.2. Методы оценки уровня выгорания 51
2.3. Стратегии и методы профилактики выгорания 58
Выводы к главе 2 70
Глава 3. Перспективы развития и поддержки спортсменов-паралимпийцев 72
3.1. Роль спортивных организаций в поддержке спортсменов 72
3.2. Новые подходы в тренировочных и реабилитационных программах 80
3.3. Будущее паралимпийского спорта и психологическое благополучие атлетов 94
Выводы к главе 3 102
Заключение 104
Список использованной литературы 106
Фрагмент для ознакомления 2
Область исследования не ограничивается сферой спортивной психологии: скорее, она охватывает ряд пересекающихся дисциплин, от реабилитационных наук до физиологии адаптивного спорта, завершаясь исследованием выгорания как психосоциального конструкта, сформированного системными проблемами, окружающими паралимпийское движение. Пересечение психологических последствий физической инвалидности и интенсивных требований соревновательного спорта подчеркивает особую уязвимость спортсменов-паралимпийцев к выгоранию. В этом контексте тонкости мотивационных структур, жизнестойкости и психологических последствий постоянной адаптации к спорту и инвалидности сходятся воедино, что ставит исследование в центр внимания психического здоровья и высоких спортивных результатов.
Следовательно, данное исследование не просто стремится проанализировать выгорание как универсальное состояние, а скорее как нюансированную, контекстно-специфическую проблему, на которую влияют физические ограничения спортсменов, ожидания общества и пристальное внимание среды адаптивного спорта. Двойственная природа личности спортсмена – одновременно выступающего в элитном спорте и ориентирующегося в сложностях инвалидности – составляет суть проблемы. Каждая фаза выгорания, от начальной усталости до финального состояния эмоциональной отстраненности, по-разному проявляется в этой когорте, вызывая необходимость изучения механизмов, которые подпитывают эти психологические сдвиги.
Актуальность исследования подчеркивается тем, что паралимпийский спорт, несмотря на риторику о его инклюзивности, часто работает в рамках парадигм, которые не в полной мере учитывают психологическую устойчивость и поддержку, необходимую спортсменам с ограниченными возможностями. Поэтому понимание выгорания не только как результата, но и как непрерывного процесса, обусловленного как внутренними предрасположенностями, так и внешним давлением, приобретает решающее значение. Исследование направлено на выявление скрытых структур, лежащих в основе феномена выгорания, где личная устойчивость, стрессоустойчивость и внешние системы поддержки (или их отсутствие) взаимодействуют, создавая состояние, которое влияет не только на результаты спортсменов, но и на их долгосрочное психологическое благополучие.
Объектом исследования является психологическое состояние спортсменов-паралимпийцев в контексте их участия в спорте высоких достижений; предмет исследования, однако, сужается до конкретных проявлений и механизмов «психологического выгорания» – синдром эмоционального, физического и когнитивного истощения (в данном контексте сочетающийся с мотивационными структурами и стрессоустойчивостью спортсменов, сформированными их опытом инвалидности).
Цель исследования охватывает несколько аспектов: изучить отличительные особенности психологического выгорания у спортсменов-паралимпийцев, сравнить эти проявления с теми, которые встречаются у спортсменов без инвалидности, а также выявить внутренние и внешние факторы, способствующие его развитию; исследование призвано предложить новое понимание профилактики и смягчения последствий выгорания с целью повышения психологической устойчивости этих спортсменов.
Задачи: во-первых, определить и критически проанализировать концепцию психологического выгорания в спортивной психологии, уделяя особое внимание тому, как оно проявляется у спортсменов с ограниченными возможностями (где такие факторы, как мотивационная сфера, личностные особенности и стрессоустойчивость, взаимодействуют сложным образом); во-вторых, исследовать стадии и механизмы развития выгорания (с акцентом на физиологические, психологические и социокультурные факторы, которые его усугубляют); В-третьих, провести сравнительный анализ спортсменов-паралимпийцев и спортсменов без инвалидности, выявив как общие, так и различные черты в их переживании выгорания; и, наконец, оценить существующие стратегии профилактики выгорания и предложить рекомендации по адаптации этих программ к паралимпийскому контексту.
Научная новизна исследования двояка: она заключается как в изучении психологического выгорания как процесса, модулированного физическими и психологическими реалиями паралимпийских спортсменов (область, которая остается недостаточно изученной в спортивной психологии), так и в сравнительном подходе, который сопоставляет опыт спортсменов-инвалидов и спортсменов без инвалидности, выявляя как общие черты, так и различия в их психологических траекториях. Новый подход позволяет сформулировать гипотезу, которая бросает вызов существующим парадигмам: хотя процесс выгорания у спортсменов-паралимпийцев может иметь поверхностное сходство с процессом выгорания у их сверстников без инвалидности, механизмы, приводящие к нему – особенно те, которые связаны с устойчивостью, стрессоустойчивостью и мотивационными структурами, – в корне отличаются, поскольку формируются под влиянием двойной идентичности спортсменов – как участников элитного спорта и как людей, перемещающихся по психосоциальному аспекту под влиянием их инвалидности. Гипотеза также предполагает, что эффективная профилактика выгорания в этой группе требует не просто адаптации существующих программ, а разработки совершенно новых вмешательств, учитывающих психологические и физиологические проблемы, с которыми сталкиваются паралимпийские спортсмены, что расширяет сферу применения спортивной психологии и включает в себя эту ранее маргинализированную группу населения.
Методологическая основа исследования базируется на всестороннем обзоре существующей литературы и эмпирических исследований, проясняющих сложность психологического выгорания у спортсменов-паралимпийцев: объединение теоретических основ, диагностических инструментов и экспериментальных результатов, которые в совокупности продвигают наше понимание этого явления. Swartz et al. (2019) подчеркивают «симптомы психического здоровья» и расстройства, распространенные среди спортсменов-паралимпийцев, рассматривая выгорание не просто как отдельное явление, а как часть спектра психологического дистресса – этот анализ служит основополагающей гипотезой, исследующей взаимосвязь эмоционального истощения и идентичности, которая в дальнейшем будет обоснована сравнительными исследованиями, углубляющимися в психосоциальные аспекты адаптивного спорта. Лим и др. (2018) предлагают критический взгляд на тренинг психологических навыков, особенно на его применимость к паралимпийским спортсменам настольного тенниса, где интеграция такого тренинга раскрывает слой «когнитивной адаптивности», имеющей решающее значение для смягчения выгорания – здесь психологическая устойчивость становится не просто защитным фактором, а конструкцией, формируемой как внутренней мотивацией, так и внешними системами поддержки.
Параллельно Stephenson et al. (2019) представляют «многофакторную оценку» реакции элитных паратриатлетов на интенсивные тренировки, где физиологическое и психологическое воздействие перегрузочных тренировок сходятся, создавая благодатную почву для развития выгорания. Методологическая строгость этого исследования, использующего как качественные, так и количественные показатели, подчеркивает необходимость многомерного подхода к диагностике выгорания, где эмоциональное, физическое и когнитивное истощение должны рассматриваться в единстве. Мусави и др. (2022) расширяют эту дискуссию, изучая «психосоциальные проблемы», с которыми сталкиваются иранские спортсмены-паралимпийцы, и показывают, что культурные и общественные ожидания в сочетании с внутренними психологическими состояниями приводят к траектории выгорания – это вводит важную переменную: роль социокультурного контекста в модуляции риска выгорания.
В дополнение к этому Олив и др. (2021) бросают вызов существующей парадигме, задаваясь вопросом, отличаются ли симптомы психического здоровья у соревнующихся в настоящее время спортсменов-паралимпийцев от симптомов у спортсменов без инвалидности, предлагая «сравнительную линзу» для анализа специфики механизмов выгорания в различных спортивных популяциях – их результаты показывают, что, хотя физические требования спорта постоянны, психологические нагрузки значительно различаются, что требует адаптации существующих диагностических инструментов. Alexander et al. (2020) дают критическое представление о «тренерских практиках», которые либо усугубляют, либо смягчают выгорание, особенно среди женщин-паралимпийцев, подчеркивая важность «эффективной коммуникации» и эмоциональной поддержки в предотвращении психологического дистресса – это добавляет еще один слой сложности в исследование, подчеркивая межличностную динамику между спортсменами и их командами поддержки как ключевую в развитии или предотвращении выгорания.
Рэнсон и др. (2020), исследуя психологический дистресс и благополучие британских олимпийских и паралимпийских спортсменов, подчеркивают роль «институциональной поддержки» в смягчении или усилении последствий выгорания, рассматривая проблему в организационном контексте – это выдвигает гипотезу, что выгорание – не просто индивидуальный психологический опыт, а системная проблема, на которую влияет наличие (или отсутствие) ресурсов психического здоровья. Яворовская и др. (2021) исследуют «эмоциональную регуляцию» как ключевой фактор сохранения приверженности паралимпийскому спорту, предлагая новый взгляд на то, как стратегии эмоционального управления спортсменов либо защищают от выгорания, либо способствуют ему – это соответствует общей теме исследования, в котором утверждается, что эмоциональная регуляция, наряду с методами повышения жизнестойкости, является основой эффективной профилактики выгорания.
Хенриксен и др. (2020) развивают эту мысль, представляя мультисоциальный консенсус по «психическому здоровью спортсмена», где акцент делается на создании целостных, ориентированных на спортсмена систем поддержки, которые направлены не только на стрессовые факторы, связанные с результатами, но и на психосоциальные требования элитного спорта – этот методологический подход, основанный на междисциплинарном сотрудничестве, усиливает необходимость интеграции стратегий психического здоровья в повседневную тренировочную практику. Wood et al. (2018) подтверждают этот аргумент, демонстрируя с помощью рационально-эмотивной поведенческой терапии (REBT), что психологические вмешательства могут значительно улучшить «результаты деятельности» элитных паралимпийских спортсменов, обеспечивая конкретный пример того, как теоретические конструкции могут быть операционализированы на практике.
Бентцен и др. (2022) делают еще один шаг вперед, предлагая 22-недельное проспективное исследование, которое отслеживает «психический дистресс» у параспортсменов, используя смешанный метод для оценки психологического воздействия фаз подготовки и соревнований – это продольное исследование выдвигает гипотезу о том, что выгорание – это не статичное состояние, а процесс, развивающийся в ответ на различные уровни физического и психологического стресса на протяжении всего спортивного цикла. Bannayan (2020) проводит психофизиологический анализ спортсменов, занимающихся санным хоккеем, и показывает, что высокий уровень «добровольной саморегуляции» имеет решающее значение для смягчения проявления выгорания, особенно в видах спорта, требующих интенсивных физических нагрузок. Это согласуется с результатами Ivanova et al. (2020), которые подчеркивают важность «добровольной саморегуляции» у паралимпийцев с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, предполагая, что саморегуляция служит опосредующим фактором между воздействием стресса и развитием выгорания.
Методологическая основа данного исследования является одновременно разнообразной и интегративной, опираясь на спектр эмпирических исследований и теоретических концепций, которые в совокупности предлагают комплексное понимание психологического выгорания у спортсменов-паралимпийцев. Методологический подход, основанный на качественных и количественных данных, направлен не только на анализ феномена выгорания, но и на предоставление практических рекомендаций по его профилактике и смягчению в контексте адаптивного спорта. Исследование предполагает, что выгорание – конструкция, на которую влияет взаимодействие психологических, физиологических и социокультурных факторов, и что эффективные стратегии профилактики должны быть такими же направленными как на индивидуальные психологические состояния, так и на системные проблемы в паралимпийском спорте.
Методы, используемые в данном исследовании – как теоретические, так и эмпирические – неразрывно связаны между , создавая методологическую основу, которая колеблется между абстрактными концептуализациями и конкретными наблюдениями, что позволяет исследованию «психологического выгорания» у паралимпийских спортсменов разворачиваться в слоях сложности. Теоретические методы включают в себя обширный «систематический анализ» существующей литературы по выгоранию, в котором препарируются определения, механизмы и стадии (каждый шаг показывает изменчивость этих конструктов применительно к спортсменам с ограниченными возможностями); также используется сравнительный анализ, опирающийся на контрастные модели выгорания у трудоспособных и паралимпийских спортсменов, что подчеркивает отличительные особенности адаптивного спорта как опосредующего фактора в процессах выгорания. Эти методы не статичны – они развиваются через «синтез» и «обобщение», позволяя формулировать новые теоретические конструкции, которые отражают нюансы взаимосвязи между психологической устойчивостью и физическими нарушениями. Эмпирические методы, напротив, включают как количественные оценки (с использованием валидизированных диагностических инструментов, адаптированных к специфике спортсменов-паралимпийцев, таких как меры адаптивности к стрессу и шкалы эмоциональной регуляции), так и качественные подходы, в том числе глубинные интервью и кейс-стади, где личные нарративы спортсменов предоставляют богатые данные о том, как выгорание проявляется и воспринимается в этой популяции – дизайн исследования включает как «объективный» статистический анализ, так и «субъективные» опытные рассказы, обеспечивая целостное понимание явления.
Теоретическая значимость исследования многомерна: оно не только расширяет существующий дискурс о психологическом выгорании за счет включения опыта спортсменов-паралимпийцев, заполняя критический пробел в спортивной психологии, но и переопределяет выгорание как конструкт, который должен рассматриваться через призму «адаптивного спорта» (термин, который включает в себя специфические психосоциальные и физиологические требования, предъявляемые к спортсменам с ограниченными возможностями). Исследование способствует пониманию того, как инвалидность изменяет традиционные пути выгорания, подчеркивая, что жизнестойкость спортсменов-паралимпийцев формируется как внутренними психологическими факторами, так и внешним социокультурным давлением, создавая двухслойную динамику, которая еще не была полностью изучена в научной литературе. С практической точки зрения, исследование предлагает практические идеи по профилактике выгорания и стратегиям смягчения последствий – его результаты создают основу для разработки «индивидуальных психологических вмешательств», адаптированных к стрессовым факторам, с которыми сталкиваются спортсмены-паралимпийцы (улучшая как их психическое благополучие, так и спортивные результаты). Эти вмешательства включают в себя индивидуальный тренинг жизнестойкости, методы эмоциональной регуляции и системы поддержки, которые учитывают двойную идентичность спортсменов – как спортсменов и людей с ограниченными возможностями, гарантируя, что программы психологической поддержки не просто адаптированы к спорту людей с ограниченными возможностями, а переосмыслены в соответствии с реалиями паралимпийских соревнований.
Понятие «психологическое выгорание» в контексте спортсменов-паралимпийцев требует многоуровневого исследования, поскольку оно выходит за рамки базовых определений эмоционального истощения и распространяется на психологические, физиологические и социокультурные сферы, определяющие эту популяцию. Выгорание, традиционно понимаемое как процесс постепенного истощения эмоциональных и физических ресурсов, характеризуется тремя основными измерениями: «эмоциональное истощение» – основной компонент, означающий истощение эмоциональной энергии в ответ на длительный стресс; „деперсонализация“ – состояние, при котором у человека формируется отстраненное или безразличное отношение к своему окружению; и „снижение личной самореализации“, когда в психологическом аспекте преобладает чувство неэффективности и неудачи [Swartz et al.]
Механизмы, через которые происходит выгорание, особенно сложны в сфере адаптивного спорта: с одной стороны, постоянная необходимость преодолевать физические ограничения (ключевой элемент жизни паралимпийцев) создает мотивационную динамику, когда стремление к достижениям усиливается необходимостью постоянно адаптироваться как к спорту, так и к инвалидности; с другой стороны, сам процесс адаптации служит обоюдоострым мечом, поскольку постоянная необходимость адаптации к физическим, эмоциональным и социальным проблемам ускоряет траекторию выгорания. Стадии выгорания, традиционно разделяемые на начальную стрессовую адаптацию, хроническое стрессовое воздействие и конечное эмоциональное истощение, приобретают иной характер, если рассматривать их через призму «адаптивного спорта» – понятия, которое само по себе заключает в себе пересечение физической устойчивости, психологической выносливости и общественных ожиданий [Lim et al.]
В основе механизма выгорания у спортсменов-паралимпийцев лежит взаимодействие между «внутренними предрасположенностями» (такими как психологические черты, способность к эмоциональной регуляции и устойчивость) и «внешним давлением» (такими как ожидания общества, соревновательный стресс и физические требования элитного спорта). Взаимодействие создает петлю обратной связи, где каждый фактор усиливает другой – эмоциональное истощение приводит к снижению физической работоспособности, что, в свою очередь, усиливает психологический стресс, создавая порочный круг, который трудно разорвать без целенаправленного вмешательства. Постоянное колебание между этими внутренними и внешними требованиями подчеркивает роль «эмоциональной регуляции» как опосредующего фактора в профилактике выгорания, когда способность спортсменов справляться со стрессом становится одновременно и защитным механизмом, и точкой уязвимости [Yavorovskaya et al.]
Социокультурная среда, в которой работают спортсмены-паралимпийцы, усложняет уравнение выгорания: с одной стороны, эти спортсмены часто воспринимаются как символы стойкости и победы над невзгодами, что ставит их под постоянное внимание и давление для поддержания высоких результатов; с другой стороны, это самое давление может усугубить чувство изоляции и неадекватности, особенно когда физические ограничения мешают спортивным достижениям. В адаптивном спорте этот социокультурный аспект выгорания проявляется особенно ярко, поскольку спортсмены, обладающие двойной идентичностью – как элитные спортсмены и люди с ограниченными возможностями, – взаимодействуют таким образом, что становятся особенно восприимчивыми к выгоранию, поскольку им приходится справляться не только с требованиями спорта, но и с психологическими последствиями общественных ожиданий [Henriksen et al., 2020, 395].
Понятие психологического выгорания у спортсменов-паралимпийцев – это не просто линейный процесс эмоционального истощения, а явление, обусловленное пересечением физических ограничений, психологической устойчивости и социокультурного давления. Понимание этой системы взаимосвязанных факторов имеет решающее значение для разработки эффективных вмешательств и систем поддержки, направленных как на индивидуальные, так и на системные аспекты выгорания, обеспечивая спортсменам возможность не только справляться с требованиями элитного спорта, но и процветать в нем.
Стадии развития выгорания в спорте напоминают постепенную диссипацию энергии в закрытой системе, где спортсмен, функционирующий как эпицентр эмоционального и физического воздействия, подвергается постоянному давлению, в результате чего каждая фаза выгорания разворачивается подобно математической функции, которая приближается к своему пределу асимптотически. Начальная стадия, обычно называемая «стрессовой адаптацией», представляет период, когда психологические и физиологические системы спортсмена пытаются стабилизироваться в условиях возрастающих требований – эта стадия характеризуется повышенным возбуждением и ростом производительности, но одновременно с этим совокупная нагрузка на систему начинает проявляться в виде небольших сбоев в эмоциональной регуляции и физической выносливости [Weinberg, Gould, 2001, 103]. Именно на этой ранней стадии становится очевидным напряжение между затратами энергии и эмоциональной отдачей: спортсмен, пытаясь перестроиться в условиях стресса, испытывает повышенную вовлеченность, но с постепенным снижением отдачи.
По мере того, как спортсмен продолжает воспринимать внешние нагрузки – интенсивность тренировок, ожидания от соревнований и социокультурные стрессоры, – система входит в фазу, которую часто называют «хроническим стрессовым воздействием», когда психологические и физические ресурсы подвергаются предельным нагрузкам. Система, подобно перенапряженному механизму, начинает колебаться между периодами высоких усилий и эмоциональной абстиненции; производительность остается высокой, но за счет растущей стоимости эмоционального благополучия, которая, подобно энтропии в закрытой системе, неуклонно возрастает. На этом этапе «эмоциональное истощение» становится доминирующим фактором, выступая в роли катализатора, ускоряющего появление серьезных симптомов: деперсонализации и снижения уровня личных достижений [Родионов, 2004, 158].
Именно на этой второй стадии психологическая архитектура выгорания начинает разрушаться по аналогии с разрушением структурной целостности – деперсонализация, отражающая дистанцирование от своей спортивной идентичности, становится защитным механизмом, предохраняющим человека от дальнейшего эмоционального истощения. Однако это дистанцирование является не просто симптомом, а побочным продуктом системного коллапса, поскольку внутренние побуждения спортсмена и внешние системы поддержки ослабевают, что приводит к отрыву как от спорта, так и от самого себя [Kachina, Dainyak, 2008, 48]. Процесс становится самоподдерживающимся: чем больше спортсмен эмоционально отключается, тем меньше у него возможностей вновь подключиться к мотивации и личным достижениям, которые первоначально двигали его результатами.
На последней стадии – эмоционального и физического коллапса – система достигает точки необратимой деградации, когда эмоциональные, когнитивные и физические возможности спортсмена сильно снижаются. Эта фаза характеризуется полным отказом от выступлений, поскольку спортсмен, неспособный примирить диссонанс между усилиями и вознаграждением, смиряется с неудачей; наступает «выгорание» как полное психологическое истощение, характеризующееся чувством бесполезности и уходом как от спорта, так и от личности, которая когда-то стимулировала участие [Smith, 1986, 49]. На этом этапе уравнение достигает своего конечного значения: все оставшиеся психологические и физические ресурсы исчерпаны, и для восстановления требуется значительное вмешательство – как психологическая рекалибровка, так и физическое восстановление становятся необходимыми для возвращения системы в функциональное состояние.
Постепенная разгадка – от адаптации к стрессу до эмоционального коллапса – отражает точную математическую неизбежность, когда переменные стресса, устойчивости и внешнего давления накапливаются с течением времени, причем каждый этап усиливает интенсивность следующего.
Факторы, способствующие выгоранию, как видно из таблицы, образуют сеть физических и психологических стрессоров, которые взаимодействуют циклически и самоподдерживаются: выгорание никогда не является результатом единичной причины, а скорее слиянием множества факторов, каждый из которых усиливает воздействие других. В основе этой динамики лежит «физическая перегрузка», когда тело спортсмена становится ареной борьбы с чрезмерными требованиями к тренировкам – эта перегрузка приводит не только к физиологическому истощению, но и вызывает «эмоциональное истощение», которое, в свою очередь, усиливает чувство апатии и отстраненности от спорта (спортсмен начинает воспринимать свои усилия как бесполезные, создавая нисходящую спираль демотивации). Эта разобщенность, отражающаяся как в физическом истощении, так и в психологическом отстранении, вливается во всеобъемлющую тему выгорания: истощение ресурсов на всех уровнях – эмоциональном, когнитивном и физическом.
Идея «психологического давления» усложняет эту картину, поскольку она отражает эффект физического напряжения, но в когнитивном измерении – внутренние ожидания (собственные стандарты спортсмена) сталкиваются с внешним давлением (требования тренеров, спонсоров и зрителей), образуя двойную силу, которая разрушает психологическую устойчивость. Эта эрозия проявляется в виде «потери мотивации» – ключевого фактора, способствующего выгоранию, который находится на пересечении внутренних и внешних стрессовых факторов. Зеркальным отражением этой потери мотивации является повышенное давление на результаты: по мере снижения мотивации требования к результатам возрастают, создавая хиазму, которая связывает психологическое напряжение с физической неспособностью восстановиться после стресса (спортсмен оказывается в ловушке между желанием достичь результата и неспособностью поддерживать эти усилия).
Аналогичную динамику можно наблюдать и в отношениях между «соревновательным стрессом» и «тревогой за результаты». Эти факторы существуют как отражение друг друга – соревновательная среда усиливает страх не справиться с задачей, а тревога, связанная с неудачей, усиливает стресс от соревнований. Циклическая взаимосвязь поддерживается отсутствием адекватной «социальной поддержки», которая в противном случае могла бы стать стабилизирующим элементом в этой сети стрессовых факторов. Без эмоциональной поддержки товарищей по команде, тренеров и семьи чувство изоляции спортсмена растет, а вместе с ним и давление соревнований и выступлений становится тяжелым.
«Конфликт идентичности» усугубляет сложность выгорания, поскольку борьба спортсмена за примирение своей личной идентичности с идентичностью спортсмена становится источником когнитивного диссонанса – успех в спорте становится неразрывно связанным с его чувством собственного достоинства. Этот конфликт создает раскол во внутреннем ощущении цели спортсмена: с одной стороны, он стремится к совершенству, с другой – попадает в ловушку цикла перетренированности и эмоциональной отстраненности, когда неудача угрожает его основной идентичности. По мере усиления этого конфликта выгорание возникает не просто как реакция на стресс, а как кризис идентичности, который перестраивает отношения спортсмена со спортом как таковым.
Концентрическая природа этих факторов, когда каждый элемент влияет на другие и сам подвергается их влиянию, создает самоподдерживающийся цикл, который способствует выгоранию. Спортсмен, попавший в эту систему взаимосвязанных стрессовых факторов, переживает выгорание как системный сбой, а не как изолированную проблему – каждый фактор, способствующий выгоранию, усиливает общее истощение эмоциональных, физических и когнитивных ресурсов. Выгорание следует понимать не как единичную точку сбоя, а как совокупный результат системы стрессовых факторов, которые, если их не контролировать, ведут к полному эмоциональному и физическому краху.
Психологические последствия «выгорания» для спортсменов проявляются в виде последовательности взаимосвязанных явлений: эмоциональное истощение инициирует процесс, истощая психологические ресурсы спортсмена – это состояние истощения подрывает не только его эмоциональную устойчивость, но и когнитивные способности, что приводит к снижению способности решать проблемы и нарушению процесса принятия решений. По мере того как эмоциональная энергия рассеивается, она трансформируется в «деперсонализацию», когда спортсмен начинает отстраняться от спорта, создавая внутреннюю дистанцию, которая защищает его от дальнейшего психологического напряжения – однако это отстранение не является пассивным состоянием; оно активно перестраивает отношения спортсмена с его идентичностью и результатами, что приводит к чувству разъединения. Некогда бесшовная интеграция себя и спорта разрушается, вызывая состояние когнитивного диссонанса: спортсмен, хотя и продолжает участвовать в соревнованиях, больше не чувствует психологической заинтересованности в своих действиях, что усугубляет чувство отчуждения.
Отчуждение перерастает в следующий психологический эффект – «снижение личных достижений». Так как спортсмены теряют эмоциональную и когнитивную вовлеченность, они начинают воспринимать свои усилия как тщетные, независимо от фактических результатов; такое восприятие способствует возникновению чувства неэффективности, которое не только снижает мотивацию, но и порождает петлю обратной связи с негативной самооценкой. На этой фазе самооценка спортсмена становится связанной с его предполагаемыми неудачами, что приводит к интернализованному нарративу неадекватности (который подпитывает сам себя и усиливается с каждой неудачной попыткой выступить). Состояние снижения уровня достижений – не просто поверхностный эффект: оно отражает фундаментальный сдвиг в вере спортсмена в свою способность влиять на результаты, создавая психологический разрыв, который угрожает его общему чувству цели.
Постепенно эти эффекты перерастают в серьезные психологические последствия: «тревога» становится повсеместной, причем не как ситуативная реакция, а как хроническое состояние, укоренившееся в постоянном переживании спортсменом выгорания. Тревога, усиленная постоянным требованием выступать, несмотря на эмоциональное и когнитивное истощение, проявляется в различных формах – от предвкушающего стресса до обобщенного беспокойства по поводу будущих соревнований. Со временем спортсмен попадает в замкнутый круг, где тревога сама по себе становится как причиной, так и симптомом выгорания, увековечивая эмоциональную нестабильность. Диалектическая взаимосвязь между тревогой и выгоранием здесь особенно очевидна: по мере углубления выгорания растет тревога; по мере роста тревоги выгорание усиливается.
В основе этих психологических эффектов лежит «потеря идентичности». С развитием выгорания «Я-концепция» спортсмена, которая когда-то была закреплена за ним как за спортсменом, начинает разрушаться – это не резкая потеря, а постепенное разрушение психологических структур, которые ранее определяли его самоощущение. Утратив эмоциональную и когнитивную вовлеченность, спортсмен также теряет чувство принадлежности к спорту; эта утрата трансформируется в экзистенциальный кризис, когда на поверхность всплывают вопросы о цели и идентичности, и спортсмен пытается примирить свое прежнее «я» с нынешним состоянием психологического беспорядка. Этот «кризис идентичности» не просто личный, он взаимосвязан с социальными аспектами спорта: страдают отношения спортсмена с тренерами, товарищами по команде и даже с социальным окружением, что приводит к изоляции и дальнейшему эмоциональному уходу.
Поэтому психологические последствия выгорания – эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение уровня личных достижений, тревожность и потеря идентичности – образуют самоподдерживающуюся систему. Каждый эффект основывается на предыдущем и трансформирует его, создавая спираль психологического спада, которую становится все труднее обратить вспять. Система функционирует в рамках спорта, где ожидания от результатов и социальное давление выступают в качестве внешних сил, которые формируют внутреннее психологическое состояние спортсмена и сами формируются под его влиянием. Выгорание, таким образом, – это не линейный, а диалектический процесс: каждый психологический эффект взаимодействует с другими и усиливает их, создавая явление, выходящее далеко за рамки индивидуальных показателей или эмоционального напряжения.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Bannayan, A.A. Psycho-Physiological Factors of High-Qualified Paralympic Athletes' Success (Based on Sledge Hockey). Author's Abstract of Dissertation for the Degree of Candidate of Psychological Sciences. Saint Petersburg, 2020.
3. Bannayan, A.A. Retrospective Analysis of Scientific Research in the Field of Sports Psychology Conducted at the St. Petersburg Research Institute of Physical Culture. Adaptive Physical Culture, 2019, 3 (75), 8-9.
4. Bannayan, A.A., Lashkul, A.K. Assessment of the Psychoemotional State of Hockey Players During Forced Isolation. Current Problems and Prospects for the Development of the System of Sports Training, Mass Physical Culture and Sports: Materials of the Scientific and Practical Conference with International Participation. 2021.
5. Bannayan, A.A., Vorobyov, S.A., Kiseleva, E.A., et al. Structure and Content of General Psychological Training of High-Class Paralympic Athletes. Theory and Practice of Physical Culture, 2021, 6 (994), 24-26.
6. Bentzen, M., Kenttä, G., Karls, T., & Fagher, K. Monitoring mental distress in Para athletes in preparation, during and after the Beijing Paralympic Games 2022: A 22 week prospective mixed-method study. Frontiers in Sports and Active Living, 2022, 4. https://doi.org/10.3389/fspor.2022.945073.
7. Bodrov, V.A. Psychological Stress: Development and Overcoming. 2006.
8. Caccese, T.M., Mayerberg, C.K. Gender Differences in Perceived Burnout of College Coaches. Journal of Sport Psychology, 1984, 6.
9. Coakley, J. Burnout Among Adolescent Athletes: A Personal Failure or Social Problem? Sociology of Sport Journal, 1992, 9.
10. Cohn, P.J. An Exploratory Study on Sources of Stress and Athlete Burnout in Youth Golf. Sport Psychologist, 1990, 4 (2).
11. Cresswell, S.L., & Eklund, R.C. The convergent and discriminant validity of burnout measures in sport: A multi-trait/multi-method analysis. Journal of Sports Sciences, 2006, 24, 209-220. http://dx.doi.org/10.1080/02640410500131431.
12. Debois, N., Ledon, A. Coping with Facilitative and Restricting Factors During Long Successful Career in Top Sport. 12th European Congress of Sport Psychology. 2007.
13. DeFreese, J.D., & Smith, A.L. Athlete Social Support, Negative Social Interactions, and Psychological Health across a Competitive Sport Season. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2014, 36, 619-630. http://dx.doi.org/10.1123/jsep.2014-0040.
14. Didymus, F., & Fletcher, D. Swimmers' Experiences of Organizational Stress: Exploring the Role of Cognitive Appraisal and Coping Strategies. Journal of Clinical Sport Psychology, 2014, 8, 159-183. http://dx.doi.org/10.1123/jcsp.2014-0020.
15. Fawcett, T. An Idiographic Approach to Understanding «Severe» Athlete Burnout – An Individual Case Study. 12th European Congress of Sport Psychology. 2007.
16. Feigely, D.A. Psychological Burnout in High-Level Athletes. The Physician and Sports Medicine, 1984, 12.
17. Fender, L.K. Athlete Burnout: Potential for Research and Intervention Strategies. Sport Psychologist, 1989, 3 (1).
18. Gallimore, J., Burke, S. Athletic Burnout. Sport & Exercise Psychology. 2005.
19. Gavrilova, E.A., Churganov, O.A. Predicting the Aerobic Abilities of High-Qualified Skiers Based on Variational Pulseometry Data. Bulletin of Sports Science, 2012, 4, 3-5.
20. Gorskaya, G.B. Psychological Support of Long-Term Preparation of Athletes. 2008.
21. Gould, D., Udry, E., Tuffey, S., Loehr, J. Burnout in Competitive Junior Tennis Players: I. A Quantitative Psychological Assessment. The Sport Psychologist, 1996, 10.
22. Grin, E.I. Personal Resources for Overcoming Mental Burnout in Athletes: Author's Abstract of Dissertation for the Degree of Candidate of Psychological Sciences. Krasnodar, 2009.
23. Gustafsson, H., Hassmen, P., Johansson, M. Why Don't They Quit? Restraining Factors in Athletes' Burnout. 12th European Congress of Sport Psychology. 2007.
24. Henriksen, K., Schinke, R., McCann, S., Durand-Bush, N., Moesch, K., Parham, W., Larsen, C., Cogan, K., Donaldson, A., Poczwardowski, A., Noce, F., & Hunziker, J. Athlete mental health in the Olympic/Paralympic quadrennium: a multi-societal consensus statement. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2020, 18, 391-408. https://doi.org/10.1080/1612197X.2020.1746379.
25. Ignatova, E.N., Kulikov, L.V., Rozanova, M.A. Social and Socio-Psychological Aspects of Personality's Stress Resistance. Theoretical and Applied Issues of Psychology, 2005.
26. Ivanova, I.G., Bannayan, A.A., Yanina, E.A., et al. Features of Voluntary Self-Regulation in Paralympic Athletes with Musculoskeletal Disorders of Various Sports Classes. Lesgaft University Scientific Notes, 2020, 6 (184), 440-448.
27. Kachina, A.A., Dainyak, V.N. Specifics of Professional Stress in the Activity of a Figure Skating Coach. Psychology of Mental States: Theory and Practice: Materials of the First All-Russian Scientific and Practical Conference. 2008.
28. Kelley, B.C., Eklund, R.C., Ritter-Taylor, M. Stress and Burnout Among Collegiate Tennis Coaches. Journal of Sport & Exercise Psychology, 1999, 21.
29. Korotkova, A.K., Bannayan, A.A. Development of a Remote Questionnaire System for Athletes. Adaptive Physical Culture, 2020, 3 (83), 46-47.
30. Lai, C., Wiggins, M.S. Burnout Perceptions Over Time in NCAA Division I Soccer Players. International Sports Journal, 2003, 7.
31. Lim, T., Jang, C., O'Sullivan, D., & Oh, H. Applications of psychological skills training for Paralympic table tennis athletes. Journal of Exercise Rehabilitation, 2018, 14, 367-374. https://doi.org/10.12965/jer.1836198.099.
32. Lozhkin, G.V., Volianik, N.Y. «Emotional Burnout» of a Coach. Materials of the International Scientific Conference of Sports Psychologists and Physical Culture «Rudikov Readings.» 2004.
33. Martene, R. Social Psychology and Sport. 1979.
34. Melnikov, V.M., Yampolsky, L.T. Introduction to Experimental Psychology of Personality. 1985.
35. Menshikova, A.L. Publicity of Competitions and Its Reflection by Athletes: Author's Abstract of Dissertation for the Degree of Candidate of Psychological Sciences. 1986.
36. Moen, F., Federici, R.A., & Abrahamsen, F. Examining possible Relationships between mindfulness, stress, school and sport performances and athlete burnout. International Journal of Coaching Science, 2015, 9, 3-19.
37. Mousavi, A., Mohammadi, F., & Vaezmousavi, M. Psycho-Social Challenges of Iranian Paralympic Athletes. Humanistic Approach to Sport and Exercise Studies (HASES), 2022. https://doi.org/10.52547/hases.2.1.111.
38. Olive, L., Rice, S., Butterworth, M., Clements, M., & Purcell, R. Do Rates of Mental Health Symptoms in Currently Competing Elite Athletes in Paralympic Sports Differ from Non-Para-Athletes? Sports Medicine – Open, 2021, 7. https://doi.org/10.1186/s40798-021-00352-4.
39. Raedeke, T.D. Is Athlete Burnout More Than Just Stress? A Sport Commitment Perspective. Journal of Sport & Exercise Psychology, 1997, 19.
40. Raedeke, T.D., & Smith, A.L. Coping resources and athlete burnout: An examination of stress mediated and moderation hypotheses. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2004, 26, 525-541.
41. Raedeke, T.D., Smith, A.L. Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure. Journal of Sport & Exercise Psychology, 2001, 23.
42. Ranson, C., Leyland, S., Board, L., Jaques, R., & Currie, A. Psychological distress and wellbeing in UK Olympic and Paralympic athletes. British Journal of Sports Medicine, 2020, 54, A70-A71. https://doi.org/10.1136/bjsports-2020-IOCAbstracts.166.
43. Rodionov, A.V. Psychology of Physical Education and Sport. 2004.
44. Ruiz, M.C., Raglin, J.S., Hanin, Y.L. The Individual Zones of Optimal Functioning (IZOF) Model (1978-2014): Historical Overview of Its Development and Use. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2017, 15(1), 41-63.
45. Schmidt, G.W., Stein, G.L. Sport Commitment: A Model Integrating Enjoyment, Dropout, and Burnout. Journal of Sport and Exercise Psychology, 1991, 8.
46. Shellenberger, W. Social Relations of Athletes as a Component of Self-Regulation of Behavior and Sports Activities. Psychology and Modern Sport. 1982.
47. Shtamova, N.A. Functional Classification in Paralympic Sports. 2011.
48. Silva, J.M. An Analysis of the Training Stress Syndrome in Competitive Athletics. Journal of Applied of Sport Psychology, 1990, 2.
49. Skanlan, T.K., Stain, C.L., Ravizza, K. An In-Depth Study of Former Figure Skaters: 3. Sources of Stress. Journal of Sport and Exercise Psychology, 1991, 13 (2).
50. Smith, A.L., Gustafson, H., & Hassmen, P. Peer motivational climate and burnout perceptions of adolescent athletes. Psychology of Sport and Exercise, 2010, 11, 360-453. http://dx.doi.org/10.1016/j.psychsport.
51. Smith, R.E. Toward a Cognitive-Affective Model of Athletic Burnout. Journal of Sport Psychology, 1986, 8.
52. Stambulova, N.B. Psychology of Sports Career. 1999.
53. Stephenson, B., Leicht, C., Tolfrey, K., & Goosey-Tolfrey, V. A Multi-Factorial Assessment of Elite Paratriathletes' Response to Two Weeks of Intensified Training. International Journal of Sports Physiology and Performance, 2019, 1-23. https://doi.org/10.1123/ijspp.2018-0838.
54. Swartz, L., Hunt, X., Bantjes, J., Hainline, B., & Reardon, C. Mental health symptoms and disorders in Paralympic athletes: a narrative review. British Journal of Sports Medicine, 2019, 53, 737-740. https://doi.org/10.1136/bjsports-2019-100731.
55. Timakova, T.S. Personal and Psychological Characteristics of Skiers of Different State Types. Theory and Practice of Physical Culture, 1993, 2.
56. Tregubova, E.A. Coping Strategies and Somatic Health of a Person: Theoretical Approaches and Empirical Research. Herzen State Pedagogical University. 2012.
57. Volkov, I.P. The Psychological Situation of Publicity of Competitions and Its Perception by Athletes. Theory and Practice of Physical Culture, 1987, 1.
58. Weinberg, R.S., Gould, D. Foundations of Sports Psychology and Physical Education. 2001.
59. Wilding, A. An Exploration of Sources of Stress in Elite Adolescent Sport: A Case Study Approach. International Journal of Sport & Society, 2014, 4, 69-83.
60. Wood, A., Barker, J., Turner, M., & Sheffield, D. Examining the effects of rational emotive behavior therapy on performance outcomes in elite Paralympic athletes. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports, 2018, 28, 329-339. https://doi.org/10.1111/sms.12926.
61. Yavorovskaya, A., Polikanova, I., Semenov, Y., Leonov, S., & Rasskazova, E. Emotional regulation as factor of commitment to Paralympic sports. European Psychiatry, 2021, 64, S460-S461. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2021.1230.
62. Yavorovskaya, A., Polikanova, I., Semenov, Y., Leonov, S., & Rasskazova, E. Emotional regulation as factor of commitment to Paralympic sports. European Psychiatry, 2021, 64, S460-S461. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2021.1230.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней