- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины
- Готовые работы
- Магистерская работа
- Психология
Магистерская работа
Хотите заказать работу на тему "Психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины"?87 страниц
89 источников
Добавлена 15.07.2025 Опубликовано: studservis
17000 ₽
34000 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ 12
1.1. Философские источники исследований кризиса середины жизни работающей женщины 12
1.2. Исследования кризиса середины жизни работающей женщины в зарубежной и отечественной психологии 20
1.3. Влияние семьи на переживание кризиса середины жизни у работающей женщины 30
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ 37
2.1. Организация, выборка, методы и методики исследования 37
2.2. Результаты экспериментального исследования кризиса середины жизни работающей женщины 39
2.3. Обсуждение результатов исследования особенностей кризиса середины жизни работающей женщины 58
2.4. Практические рекомендации по работе с запросов середины жизни работающей женщины. в группах и в организации 62
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. Кризис середины жизни у работающей женщины определяется особым классом социальных проблем, связанных, как правило, с сожалением о нереализованных моментах жизни. Для выхода из данного кризиса существуют определённые возможности. Речь идет о создании благоприятных условий для раскрытия потенциала людей. Это важно не только для формирования политики занятости на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их определения в различных аспектах личностного развития людей.
Исходя из признания значимости повышения личностного роста работающей женщины с кризисом среднего возраста, важно выявить их психологические особенности самоактуализации. При этом психологическое консультирование позволит разработать способы, помогающие найти выход из кризиса, определить сильные и слабые стороны работающей женщины с кризисом среднего возраста, выявить возможности совершенствования семейных отношений и др. В этом сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного консультирования работающих женщин, испытывающих кризис середины жизни.
Проблема психологического здоровья в XXI веке выходит на первый план. По последним данным ВОЗ, различные психические и психологические расстройства становятся часто встречаемыми болезнями в мире. Депрессии, неврозы, пост стрессовые и посттравматические расстройства, эмоциональное выгорание и другие состояния психоэмоционального неблагополучия влияют не только на качество жизни, но и на общую работоспособность человека и его жизнедеятельность в целом.
Глобальные изменения в обществе, связанные с переходом в информационную эпоху, способствуют увеличению количества факторов, влияющих на развитие кризисных состояний личности. Во-первых, – урбанистика: за счет плотности населения мы контактируем все с большим количеством людей.
Во-вторых, информационный поток: с развитием массовых источников информации, начал расти уровень тревожности среди населения – ежедневно нас окружает огромный поток новостей, в основном – негативный.
В-третьих, – давление средств массовой информации, которые ежедневно призывают нас достигать все большего социального успеха. Поэтому сегодня все чаще в требованиях работодателей можно увидеть строчку: «стрессоустойчивость», т.е. способность личности сохранять свою работоспособность практически при любых ситуациях. Такие люди отличаются гибким мышлением, логикой и умением использовать трудности, как ресурс.
Противоположностью являются люди с высоким уровнем риска кризисного состояния. Это люди с низким уровнем адаптации к внешним условиям, с ригидными установками и понятиями, не умеющие ситуативно менять свое поведение. В связи с этим, одним из главных условий эмоционального и физического здоровья человека стала адаптивность, т.е. способность быстро реагировать и подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.
События 2020–2021 года – вынужденная изоляция, удаленная работа и экономическая нестабильность – следствия эпидемии Covid-19, привели к росту симптомов депрессий и тревожных расстройств у многих людей. Но последние исследования СМИ, в частности компании Крос – одного из крупнейших коммуникационных агентств мира, в конце 2022 года опубликовали следующее: количество кризисных состояний среди жителей России Федерации по сравнению с 2021 годом удвоилось.
Неутешительные данные исследований делают проблематику кризисных состояний у взрослого населения, особенно у женщин, еще более острой и актуальной. Опасность такого рода состояний в нестабильные периоды времени заключается в том, что человек оказывается неспособным адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Это, в свою очередь, приводит к негативным изменениям на физиологическом уровне: потеря сна или, наоборот, сонливость; отсутствие сил, повышенная утомляемость или нервозная гиперактивность; снижение аппетита или чрезмерное потребление пищи; на эмоциональном уровне: эмоциональная «замороженность», апатия или слишком бурное реагирование на внешние раздражители – ослабление контроля эмоций; а также фрустрация, депрессия, появления околосуицидальных мыслей.
В связи с этим в последнее время очень распространенным запросом у консультирующих специалистов становится работа с кризисными состояниями. Человек в кризисном состоянии относится к окружающему миру с недоверием, постоянно ищет опасность, реальную или мнимую, которая может угрожать его благополучию.
На сегодняшний день проблеме кризисных состояний посвящено большое количество работ в области физиологии, психофизиологии, психологии, биохимии, философии, социологии. Стоит отметить, что это больше относится к зарубежным исследованиям (О. Маурер, Р. Мэй, Дж. Тейлор, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, К. Хорни). В отечественной литературе исследования кризисных состояний (В.М. Астапов, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин) носят несколько фрагментарный характер. Последний пункт обусловлен разницей в подходах к проблеме со стороны вышеуказанных наук. Одним из основных моментов расхождения во мнениях является интерпретация кризиса как психического состояния и тревожности как стойкого свойства личности.
Терапия кризисных состояний, к сожалению, остается недостаточно глубоко изученной и не имеет стратегий, которые бы помогали достаточно быстро и эффективно возвращать необходимый уровень здоровья. Это заставляет специалистов думать о предупреждении развития этих расстройств, о факторах, способных обеспечить нервно-психическую устойчивость, а также о способах психологической профилактики, коррекции, а также самопомощи.
На сегодняшний день проблема кризисных состояний достаточно обширно исследована у подростков и детей. И, напротив, в отечественных исследованиях изучения кризисных состояний в рамках их коррекции у взрослых относительно немного.
Цель исследования – изучить психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины.
Объект – кризисные состояния у работающей женщины.
Предмет – психологическое содержание кризиса середины жизни работающей женщины.
Гипотеза исследования: существуют различия психологического содержания кризиса середины жизни у работающих женщин, состоящих не и не состоящих в браке, в частности таких характеристик, как: осознание собственной смертности, перемены в карьере, депрессивные переживания, эмоциональная усталость, чувство опустошения, регрессия, душевная боль, снижение интереса ко всем событиям, раздражительность и конфликтность, экстраверсия/интроверсия, уровень субъективного счастья, уровень удовлетворенности жизнью.
Задачи исследования:
1) Дать психологическую характеристику кризиса середины жизни.
2) Провести анализ причин, симптомов и проявлений кризисных состояний у работающих женщин.
3) Изучить влияние семьи на переживание кризиса середины жизни работающей женщины.
4) Изучить особенности психологического содержания кризиса середины жизни у работающей женщины.
5) Выявить взаимосвязи психологического содержания кризиса середины жизни у работающей женщины.
6) На основе полученных результатов проведенного эмпирического исследования разработать рекомендации по оптимизации прохождения кризиса середины жизни работающей женщины.
Теоретико-методологические основы исследования:
- труды по психологии и психоанализу А. Адлера, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, А.Н. Леонтьева, К. Левина, Ф. Перлза, Р. Роджерса, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга.
- исследования, посвященные изучению компонентов кризисного состояния Н.Е. Аракелова, В.М. Астапова, Н. Д. Левитова, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина А. Бека, И. Изарда, Р. Мэй, Г. Салливана, Ф. Перлза Ч. Спилбергера, Дж. Тейлора, и др.
Методы исследования. Для решения теоретических задач были использованы методы специальной психологической, философской литературы по проблеме исследования.
Для решения задач эмпирического исследования были использованы следующие методики:
1. Пилотажное исследование в виде анкеты для получения содержательной информации для описания психологического содержания кризиса середины жизни работающей женщины;
2. Метод неоконченных предложений – это проективная методика для логической организации анализа данных для получения общих представлений о личности, выявления ее психологических особенностей;
3. Шкала Метод тестирования представленными методиками: опрос «Симптомы нормативного кризиса» (И.А. Шляпникова, 2009), опросник «Депрессия - Астения -Тревожность»
4. Личностный опросник Айзенка с субъективной точки зрения дает информацию о личности, о ее привычках и поведении, то есть дает портрет личности, с помощью которого можно определить ее сильные стороны и, чем сильнее выражены негативные стороны, тем сильнее мера одиночества;
5. Шкала субъективного счастья С. Любомирски – экспресс-тест, измеряющий уровень субъективного благополучия испытуемого;
6. Шкала «Удовлетворённости жизни» Динера В.
База исследования: Челябинская область, г. Магнитогорск, Общество с Ограниченной ответственностью «ДЮНА».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте 38-44 года.
Методы статистической обработки данных. Первичные статистики, непараметрический критерий Манна-Уитни, непараметрический критерий Спирмена.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ РАБОТАЮЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ
1.1. Философские источники исследований кризиса середины жизни работающей женщины
Говоря об особенностях кризиса середины жизни, необходимо определить понятие «кризис» в психологии.
Под психологическим кризисом понимают переломный момент в жизни человека, определяющий переход из одного психологического состояния в другое.
В рамках данного исследования рассматривается кризис середины жизни, Исследователи выделяет особые жизненные задачи, стоящие перед людьми в среднем возрасте, которые требуют и особых способностей для их решения. Задачи, стоящие перед личностью, связаны с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов – изменение собственного физиологического состояния, изменение состава семьи и своей роли в семье, достижение высокого профессионального уровня.
Человек с кризисом середины жизни нужно подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Средний возраст – это время, когда человек может найти в себе силы для достижения значимого положения в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я», за счет обретения полноты смысла своей жизни [7].
С целью определения психологических особенностей людей с кризисом середины жизни нами проанализированы особенности данного периода в исследованиях отечественных и зарубежных учёных.
Ш. Бюллер считал средний возраст периодом расцвета, а возраст после 40 лет – началом старения, окрашивающего жизнь мрачными красками. В 30 лет у многих всё ещё продолжается предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. В 35 лет наступает зрелость: большое значение для человека имеют семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. 40 лет - это период душевного кризиса, в конце периода у многих нет конкретных жизненных целей [3]. В целом данная периодизация довольно пессимистическая.
Американские психологи Р Гулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что в среднем возрасте наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.
30 лет – время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.
31 – 32 года – переходный период в жизни: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.
33 – 39 лет – время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.
40 – 42 года – кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.
43 – 45 лет – новое равновесие, привязанность к семье [1].
В отечественной психологии проблеме периодизации было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития
30 лет – молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.
Около 30 лет – переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.
31 – 40 лет – расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и реализуется в роли жены. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»
Около 40 лет – переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.
40 – 45 лет – зрелость. Это вершина жизненного пути личности женщины. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим [10].
В данном исследовании будет придерживаться позиции В.Ф. Моргуна, определяя средний возраст как период 30 – 45 лет.
С учётом вышеперечисленных исследований психологами были определены основные факторы, влияющие на психологические особенности человека в среднем возрасте:
1.Представления о собственной внешности. Для женщины в возрасте 30 – 45 лет привлекательная внешность является весьма значимым критерием собственной успешности. Если женщина не довольна собственной внешностью, она может проявлять неуверенность в себе и неудовлетворённость собственной жизнью. Всё это может сказываться на различных жизненных сферах. Для мужчин собственная внешность не имеет столь существенного значения критерия успеха. Однако внешность его жены имеет большое значение для его представления о собственной успешности: чем красивее спутница, тем выше самооценка мужчины и его представления о собственных возможностях.
2.Отношения к работе (карьере, бизнесу и др.). В последние годы как для мужчин, так и для женщин профессиональный успех служит одним из самых значимых показателей успешности в целом. При этом оцениваются как материальная сторона профессиональной деятельности, так и статусная. Для мужчин данная сфера гораздо более значима, чем для женщины. Для него отсутствие самореализации в профессиональной деятельности является показателем собственной никчемности. В свою очередь для женщины допустимо не посвящать себя работе. Более того у многих из них образ неработающей женщины является успешным (это означает, что у неё есть мужчина, который полностью готов её содержать, поэтому работать ей нет никакой необходимости) [6].
3.Супружеские отношения. Семья для женщины является важнейшим компонентом представления о самореализации. Удовлетворённость женщины собственным браком – важный фактор её уверенности в том, что она успешна. При этом многое зависит от собственных потребностей женщины, а также от особенностей её спутника жизни. Для мужчины семья также очень значима, однако в его представлениях об успешности она отдаёт приоритет профессиональной самореализации.
4.Воспитание детей. В традиционных представлениях женщин об их успешности большое значение имеет материнство. Женщина, у которой по определённым причинам не получается родить ребёнка, как правило, весьма болезненно это воспринимает. В е сознании возникает представление о том, что она не просто несчастна, но и не является женщиной в полном смысле этого слова. В результате этого снижается самооценка, развиваются тревожность и неуверенность в себе. Если женщина имеет детей, для её представления об успешности большое значение имеют их личностные особенности (внешность ребёнка, его интеллектуальные качества, таланты, а также отношение к матери). [12].
В психологических исследованиях, посвященных описанию психологических особенностей людей с кризисом середины жизни, выявлены три типа. Первый – активно занимающиеся работой, построением карьеры, данные люди характеризуются серьёзной деловой хваткой, энергичностью, решительностью, уверенностью в себе. Для людей этого типа семья и отношения уходят на второй план. Второй тип, так называемый «вынужденный», связан с тем, что человеку среднего возраста приходится уделять существенное внимание как семье, так и работе, так как обе сферы имеют большое значение. Зачастую мотивацией для трудовой деятельности служит материальное благополучие семьи. Это наиболее распространённый тип людей в современной России. Как правило, такие люди испытывают различные психологические проблемы: неудовлетворённость материальным положением, трудности в установлении контактов, часто – высокая тревожность, неуверенность в себе. К третьему типу (инновационный вид) относятся люди, которым удается благополучно совмещать семью и карьеру, зачастую без уклона на финансовый аспект. Как правило, это благополучие достигается в связи с определёнными личностными особенностями: уверенностью в себе, энергичностью, низким уровнем тревожности, эмоциональной стабильности и т.п. [15].
Исследования психологических особенностей людей с кризисом середины жизни также показали, что показали, что они интересуются разными профессиями, возможностями реализации в бизнесе. При этом семейные ценности и дети играют в их жизни важную, но далеко не ключевую роль. Результаты этого исследования показывают, что основные психологические особенности людей данной возрастной категории касаются уважения в обществе, честного отношения к окружающим, взаимной любви, счастливой семейной жизни, правильного воспитания детей, увлекательного занятия, обретение верных и надежных друзей, наличия отдельной жилплощади [6].
Фрагмент для ознакомления 3
2.Абульханова, К.А. Время личности и ее жизненного пути [Текст]/ К.А. Абульханова// Человек и мир. - 2017. - Т. 1. - № 1. - С. 165–200.
3.Аксенов М.М. Зависимость психологических показателей от социально-демографических характеристик у женщин при нормативном кризисе зрелости / М.М. Аксенов, Е.Н. Скрипачева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014.
4.Алферова М. О. Психологический анализ проживания личностью периода середины жизни: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т — М., 2010.
5.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
6.Андреева Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева.– СПб: Речь, 2004. 244 с.
7.Анцибор Л., Николоау А. Теоретические подходы к проблеме выбора брачного партнера // Revistă Ştiinţifică a Universităţii de Stat din Moldova. 2013. № 9. С. 154-161.
8.Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер,2003. С. 125-134.
9.Ариас А.М., Карпова Е.А., Кукулите Т.Г. Динамика профессиональной идентичности студентов вуза (психологический анализ) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 241-253.
10.Басс Д. Стратегия выбора партнера. Хрестоматия «Сексология» / Д. Басс. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
11.Бендас Т.В, Гендерная психология. СПБ. 2003.
12.Бережная А.М., Лукъяненко А.М. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек // Российский психологический журнал. 2016. Том. 13. № 1. С. 29-39.
13.Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // В.А. Бодров / Психические состояния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С.135-157.
14.Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Том 27. - № 2. - С. 113-123.
15.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
16.Большой толковый социологический словарь: в 2 т // Д. Джери. М.: Аст, 1999. 544с.
17.Бохан Т.Г. Особенности самореализации женщин, переживающих кризис среднего возраста / Т. Г. Бохан, Е.Н. Скрипачева // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015.
18.Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. Психологический журнал. 1999. № 5. Т. 20. С. 38-44.
19.Василюк Ф.Е. Психология переживания различных критических ситуаций [Текст] // Психологический журнал. - 2005. - Т. 16. - № 5. - С. 24
20.Вильде И.А. Сравнительный анализ представлений о ценностях разных поколений на примере жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Студент − Исследователь − Учитель : Сб. науч. тр. С-Петербург, 2020. С. 750-762.
21.Волкова, А.Н. Ролевые ожидания и притязания в браке / А.Н. Волкова // Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2017. - С. 336-344.
22.Гвоздецкая В.К. Психологические особенности и поддержка взрослых в ситуациях нормативного кризиса взрослости // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016.
23.Гришаева С.А., Макарова Е.В. Детерминанты профессионального карьерного кризиса в период зрелости и возможности его преодоления // Вестник ГУУ. 2018.
24.Громова Л.А., Киселева Л.С. Сравнительный анализ восприятия цифрового мира женщинами поколений X, Y, Z // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С.85-96.
25.Гуторов Ю. А., Пешков А. А. Кризис среднего возраста: христианское осмысление // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2020.
26.Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 129-143.
27.Дмитриева А.И. Влияние кризиса середины жизни на профессиональную самореализацию // Международный журнал экспериментального образования. – 2014.
28.Долгова В. И., Тимофеева И. В. Исследование Я-концепции женщин в период проживания кризиса среднего возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.
29.Ем Н. Факторы выбора брачного партнера: теория и практика на примере зарубежных корейцев во 2-й половине XX века // Вестник КазНУ. Серия востоковедения. 2012. № 2(59). С. 27-32.
30.Зиновьева Д.М. Психологическое благополучие государственных служащих в условиях кризиса середины жизни // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017
31.Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. URL: http://cyberleninka.ru. (дата обращения: 05.02.2024).
32.Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
33.Карпова Е.А. Анализ профессиональной компетенции: возможности и ограничения профессиональной самореализации // Человек в экономических и социальных отношениях: мат-лы Всерос. науч. конф. / отв. ред. А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2012. С.160-163.
34.Карпова Е.А., Зайчикова И.Б. Информационное пространство: быстрый доступ и возможные последствия // Бюллетень науки и практики. 2016. № 6. С.377-382.
35.Карпова Е.А., Кукулите Т.Г., Чумаков Н.А. Дискурс о жизненных стратегиях личности // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: сб. результатов науч. исслед. Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. С. 893-899.
36.Кашапов, М. М. Психологическое консультирование : учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с.
37.Колосова Н.А. У каждого поколения своя жизненная программа: теория поколений как ключ к этой программе // Труды Коломенской духовной семинарии. Вып. 13. С. 150-162.
38.Королёва А.А. Особенности само отношения женщин в период кризиса середины жизни // Ярославский педагогический вестник. 2013.
39.Кризисная психология [Текст]: курс лекций/ сост. И.В. Черепанова. Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2018. - 176 с.
40.Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2022. 553 с.
41.Крюков В.В. Введение в аксиологию. Новосибирск, 2001. 76 с.
42.Кузьмин М. Ю., Миронова Е. И., Осипенок О. А. Особенности идентичности женщин в кризисные и меж кризисные возрастные периоды // Российский психологический журнал. 2019.
43.Кулагина И.В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте // Концепт. 2020. Кузнецова, О. С. Особенности переживания кризиса середины жизни лицами зрелого возраста / О. С. Кузнецова.
44.Кунов Г. О происхождении брака и семьи. М.: Новая Москва, 1923. 159 с.
45.Курышева, О.В. Возраст как социально-психологический феномен. Монография / Волгоград, 2012.
46.Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая). Вестник Московского университета. 1997. № 1. С. 20-27.
47.Летуновский В.В. В поисках настоящего: экзистенциальная терапия и экзистенциальный анализ. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
48.Магун В.С., Руднев М.Г. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации: XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 3. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С.87-97.
49.Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997. 688 с.
50.Макаров А.Н., Давлитова Л.М. Укрепление института семьи на уровне муниципальных образований: монография. Набережные Челны: Изд.- полигр. центр Набережночелнинского института К(П)ФУ. 90 с.
51.Маленова А.Ю., Самойленкова А.В. Представления о брачно-семейных отношениях студенческой молодежи: социально-психологические риски и ресурсы // Вестник Омского университета. Серия Психология. 2014. № 1. С. 43-51.
52.Малкина-Пых, И.Г. Исследование взаимосвязи самоактуализации и перфекционизма в структуре личности // Мир психологии. 2010. № 1 (61). С. 208-218.
53.Маслова. Т.М. Особенности застенчивости женщин в зрелом возрасте // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-20. С. 5-8.
54.Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
55.Маслоу, А. Мотивация и личность СПб -2003
56.Менегетти, А. Учебник по онтопсихологии [Текст]: учебник / А. Менегетти. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2015. – 312 с.
57.Михайлова О.Б. Особенности гендерных и этнических представлений студентов о супружеских ролях. Вестник РУДН. 2011. № 5. С. 87-91.
58.Морозова Е.А. Специфика семейной ментальности и особенности ее проявления в семейных отношениях // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Вып. 1. С. 243-248.
59.Небылицин В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицин. Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. 688 с.
60.Ногалес К.С. // Теория поколений XYZ [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://4brain.ru/blog/ (дата обращения: 14.02.2024).
61.Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
62.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.
63.Понаморева Е.С. Теория поколений // Студент − Исследователь − Учитель : Сб. науч. тр. С-Петербург, 2021. C. 750-762.
64.Попова И.В., Храброва К.Г. Сравнительный анализ семейных ценностных установок молодежи поколений 80-х и современной российской молодежи // Семья в современном обществе. 2018. № 1. С. 162-169.
65.Психология. Словарь. / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
66.Ржанов И.Е., Алексеева О.С., Альбов О.С., Бурдукова Ю.А. Гендерные различия по индивидуальным ценностям у представителей поколения миллениалов // Вестник СПбГУ. Психология. 2022. Т. 12. Вып.3. С. 249-264.
67.Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998. 292 с.
68.Семейное право: учебник / под ред. А.А. Демичева. М.: Форум, 2017. 302 с.
69.Сиврикова Н.В. Социально-психологические особенности представителей поколений 70-90-х гг.: автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Ростов н/Д, 2015. 21 с.
70.Соларева, А. И. Поколения X, Y, Z: как понять и быть понятым, или Ключевые особенности коммуникаций // ВУЗ и реальный бизнес. 2019. Т. 1. С. 82-88.
71.Сулейманова. Э.Д. психологические особенности личности женщин среднего возраста, склонных к избыточному весу // Теория и практика современной науки 2018. № 5 (35). С. 806-812.
72.Тарабрина, Н.В. Стресс и посттравматический стресс: дифференциация понятий[Текст] / Н.В. Тарабрина // Разработка понятий в современной психологии: сборник статей / ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. - М., 2019. - С. 285–308.
73.Толстых, Н.Н. Временная перспектива и психическое здоровье // Руководство практического психолога. Психолог в школе [Текст]: практическое пособие. / Н.Н. Толстых. - М., 2017. – 200 с.
74.Указ Президента РФ от 22.11.2023 N 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи».
75.Фефилова, Е.А. К проблеме изучения самоактуализации: взаимосвязь особенностей самоактуализации с удовлетворённостью профессиональной деятельностью у менеджеров среднего звена // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 31-38.
76.Царегородцев, С.Н. Социальные компетенции как маркер социальной зрелости современного общества // В мире научных открытий. 2015. № 3-6 (63). С. 2998-3005.
77.Черкевич. Е.А. Смысложизненные ориентации и рефлексия мужчин и женщин в среднем возрасте: современное состояние и особенности // Психолого-педагогические исследования в Сибири. сборник трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Омск, 2016. С. 40-43.
78.Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма Класс, 2001. C. 11-12.
79.Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
80.Шамсутдинова Н.К. Ценности поколений X и Y как основа для решений в сфере кадровой политики и управлении персоналом // Российские регионы в фокусе перемен: материалы XII Междунар. конф. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2018. С. 564-568.
81.Шелехов И.Л. Гендерные различия в образе идеального брачного партнера у современной студенческой молодежи // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2015. № 1(65). С. 151-164.
82.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М., 1996. – 326 с.
83.Becker H.A. A pattern of generation and its consequences // Dynamics of cohort and generations research. Amsterdam: Thesis Publishers, 1992. P.219-248.
84.Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. Knopf Doubleday Publishing Group, 2000. 431 p.
85.Inglehart R.F., Abramson P.R. Value Change in Global Perspective. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1995. 192 p.
86.Lyons S., Duxbury L., Higgins C. Are gender differences in basic human values a generational phenomenon? // Sex Roles. 2005. Vol. 53. P. 763-778.
87.Razeghi N. Temporary marriage: Iranian girls and boys attitudes towards mate selection // International Journal of Applied Behavioral Sciences. 2014. Vol. 1. № 2. Р. 33-40.
88.Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973. 438 p.
89.Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy − What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997. 242 p.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней