Фрагмент для ознакомления
2
Систему защиты данных принято называть информационной безопасностью. Управление информационной безопасностью в государственном и муниципальном управлении включает в себя меры, направленные на защиту информации и сохранение ее целостности.
Информационная безопасность является важным аспектом функционирования государственных и муниципальных органов, обеспечивающим защиту информации от несанкционированного доступа, утечек и других угроз. В условиях стремительного развития технологий и увеличения объемов обрабатываемых данных, вопросы информационной безопасности становятся особенно актуальными.
Информационная безопасность представляет собой совокупность мер и средств, направленных на защиту информации, ее целостности, доступности и конфиденциальности. В контексте государственного и муниципального управления это означает создание условий, при которых информация, используемая в процессе принятия решений и реализации государственных функций, остается защищенной от внешних и внутренних угроз.
На федеральном уровне в России разработаны и приняты различные документы, регулирующие вопросы информационной безопасности. Одним из ключевых документов является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая определяет основные направления и принципы государственной политики в этой области. Она направлена на защиту личности, общества и государства в информационном пространстве.
Для обеспечения информационной безопасности в государственном управлении создана система органов государственной власти, отвечающих за разработку и реализацию мер по защите информации. Эта система включает в себя различные уровни управления, от федеральных до региональных и муниципальных, что позволяет эффективно реагировать на возникающие угрозы и обеспечивать защиту информации на всех уровнях.
В настоящее время информационной безопасности в сфере государственного и муниципального управления уделяется значительное внимание. На федеральном уровне была разработана Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, целью которой является защита личности, общества и государства в информационном пространстве.
Кроме того, для обеспечения информационной безопасности была создана система органов государственной власти, которая включает в себя:
1.Министерство связи и массовых коммуникаций РФ;
2.Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. [ Белянкова Е.И., Александрова М.Ю. Информационная безопасность как приоритетное направление работы органов государственной власти в сети Интернет // Молодой ученый. 2020. № 7 (193). С. 124-128.]
Тем не менее, несмотря на все предпринятые меры, количество кибернетических атак продолжает увеличиваться с каждым годом. На заседании Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев, секретарь Совета безопасности, подчеркнул, что государственные системы России недостаточно защищены от хакерских атак, что подтверждается статистикой по информационным преступлениям. В 2018 году было зафиксировано более 70 миллионов таких преступлений[ Совбез России заявил о троекратном увеличении кибератак. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.gazeta.ru/tech/2017/03/03/10554899/more_cyberattacks.shtml].
Тем не менее, согласно официальной статистике, государственный сектор сталкивается с кибератаками чаще, чем финансовая, транспортная или промышленная сферы. Кроме того, хакеры проявляют значительный интерес к медицинским учреждениям и розничной торговле (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Соотношение кибернетических атак по отраслям экономики в 2023 году, %[ Хакерские атаки участились. Российская газета. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2022/09/18/antivirus.html ]
Таким образом, в сфере информационной безопасности органов государственной власти существуют нерешенные проблемы.
К ним относятся[ Куприяновский, В.П. Веб Вещей и Интернет Вещей в цифровой экономике/ В.П. Куприяновский, М.А. Шнепс-Шнеппе, Д.Е. Намиот, С.П. Селезнев, С.А. Синягов // International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/veb-veschey-i-internet-veschey-vtsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 04.01.2025)]:
1. Недостаточность развития программного обеспечения, способного выявлять хакерские атаки и защищать конфиденциальные данные от них, остается проблемой. В настоящее время в России активно разрабатываются решения для обеспечения информационной безопасности, в частности, широкий спектр таких решений создается на базе IT-кластера «Сколково». Тем не менее, количество атак на государственные органы продолжает расти из года в год. В 2022 году было зафиксировано 20,8 млн. инцидентов, а в 2023 году – 21,2 млн. Это свидетельствует о том, что процесс обеспечения органов власти современными защитными программами в России развивается медленнее, чем киберпреступность.
Согласно данным одного из аналитических агентств, в большинстве государственных органов России обмен информацией о инцидентах или угрозах осуществляется устаревшими методами, такими как бумажные документы или, в лучшем случае, электронные письма и отчеты. В то время как реакция на кибератаку должна быть практически мгновенной, поскольку в таких ситуациях время имеет критическое значение. Промедление всего на несколько минут может привести к тому, что атака затронет сразу несколько взаимосвязанных органов. Однако в России пока отсутствует единая платформа для обмена соответствующей информацией, а также общие стандарты или хотя бы форматы[ Экономика и жизнь. Кибербезопасность органов власти. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/385557/].
В условиях нестабильной геополитической ситуации такая ситуация является неприемлемой. Необходимо не только развивать научно-практические основы информационной безопасности, но и внедрять успешные решения в практику работы органов власти всех уровней. Прежде всего, системы управления войсками и оружием, а также экологически опасные и экономически значимые производства требуют усиленной информационной защиты. Однако и местные органы власти также нуждаются в надежной защите, что представляет собой следующую проблему.
2. Слабость информационной защиты местных органов власти. В то время как на федеральном уровне система информационной безопасности постоянно совершенствуется, местные органы власти часто не имеют доступа к современным технологиям обеспечения информационной безопасности. Согласно статистике, более 70% местных органов власти не располагают новейшими разработками. При этом информация, которой они располагают, имеет критически важное значение, включая данные о рождениях, смертях, медицинских страховках, а также информацию о военнослужащих и т.д.
На федеральном уровне в настоящее время разрабатываются меры по улучшению информационной безопасности органов государственной власти, однако они в первую очередь направлены на доработку нормативных актов и техническое оснащение органов управления. Безусловно, эти направления крайне важны в борьбе с киберпреступностью, но, по нашему мнению, этого недостаточно[ Мурашкина А.А. Совершенствование системы информационной безопасности в органах государственной власти // Символ науки. 2018. № 11. С. 34-36.].
Для решения указанных проблем необходим комплекс мероприятий, включающий следующие аспекты:
- улучшение подготовки кадров в области информационных технологий;
- привлечение в органы государственной и муниципальной власти лучших специалистов в области информационной безопасности и создание для них достойных условий труда;
- привлечение частных инвесторов к проектам разработки новейшего программного обеспечения;
- изучение зарубежного опыта защиты информации от кибератак в органах государственной власти;
- ужесточение наказаний за компьютерные преступления.
Таким образом, обеспечение информационной безопасности органов власти всех уровней в настоящее время является первоочередной задачей государства. Несмотря на предпринимаемые меры, количество компьютерных атак в государственном секторе продолжает расти. Для совершенствования системы информационной безопасности необходимо решать проблемы нормативной базы и технического обеспечения, а также развивать высококвалифицированных специалистов в области информационной безопасности, ужесточать наказания за киберпреступность и изучать зарубежные практики защиты от хакеров.
В современных реалиях государство выступает основным субъектом, формирующим систему массовых политических коммуникаций, которая обеспечивает информационную свободу в обществе и защиту персональных данных, а также гарантирует безопасность национального информационного пространства. Активное использование информационных технологий в работе государственных и муниципальных органов имеет критическое значение для успешного проведения различных институциональных преобразований, административной реформы и модернизации системы управления в целом.
В последние годы в государственных и муниципальных органах значительно возрос объем передаваемой и используемой информации, что связано с увеличением управленческой документации. Поэтому в современной системе управления необходимо разработать государственную политику, ориентированную на своевременное выявление, качественную обработку, надежное хранение и оперативное распространение информации в области управленческой, политической и экономической деятельности. Эффективное информационное обеспечение органов власти становится необходимым условием для принятия своевременных и обоснованных управленческих решений.
В новых экономических и социальных условиях (санкции, пандемия, глобализация и т.д.) информация как фактор производства играет ключевую роль в системе государственного управления. Информационное обеспечение следует рассматривать как особое направление деятельности, связанное с выявлением, обработкой, хранением и распространением информации, преимущественно в сфере управления, политики и экономики[ Гладышев, А. Н. Информационная безопасность в цифровой экономике / А. Н. Гладышев, Е. В. Иода // Летняя школа молодых ученых ЛГТУ - 2018 : Сборник научных трудов научно-практической конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университета, Липецк, 23–26 августа 2018 года. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2018. – С. 98-101.].
Несмотря на множество исследований, посвященных различным аспектам информационного обеспечения государственного и муниципального управления, до сих пор не выработан единый подход к определению его сущности и содержания. Информационное обеспечение деятельности органов власти можно рассматривать как совокупность мероприятий, направленных на сбор, обработку и использование информации, необходимой для выполнения функций и задач, возложенных на государственные и муниципальные органы.
При анализе состояния и проблем информационного обеспечения органов власти следует отметить, что информационная деятельность является ключевым элементом механизма государственного и муниципального управления, а также функционирования любого органа власти. Прозрачная и открытая деятельность государственных и муниципальных служащих способствует повышению доверия граждан и формированию развитого гражданского общества.
Результаты исследований показывают, что среди основных мотивов, делающих системное и грамотное информирование важным для органов власти, можно выделить следующие:
1.Прямая взаимосвязь между открытостью и доверием к органу власти, так как прозрачность его деятельности влияет на отношения граждан с властью и общее восприятие института государства.
2.Участие граждан в разработке и принятии значимых управленческих решений создает взаимную ответственность общества и государства за результаты.
3.Эффективная информационная политика положительно сказывается на результативности государственного и муниципального управления.
4.Прозрачность работы органов власти является важным фактором, повышающим привлекательность территории для инвесторов.
В современной практике выделяются ключевые информационные службы, которые должны эффективно функционировать для обеспечения системы государственного и муниципального управления необходимой оперативной и качественной информацией: информационные управления, аналитические подразделения, пресс-центры, управления и центры общественных связей, пресс-службы, пресс-бюро и пресс-секретари с соответствующим аппаратом[ Информационная безопасность интернета вещей (Internet of Things) // Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Информационная _безопасность_интернета_вещей_(Internet_of_Things). (дата обращения: 23.12.2024).].
Сфера и содержание работы этих служб весьма разнообразны. Безусловно, главной целью создания и функционирования информационной службы или подразделения в любом органе государственной или муниципальной власти является формирование и поддержание положительного и динамичного имиджа. В реальной практике работа различных информационных служб осуществляется через публикацию информации о деятельности, организацию публичных диалогов и установление надежных и устойчивых связей с общественностью, средствами массовой информации, а также общественными объединениями и организациями.
Деятельность информационной службы в любом органе власти в первую очередь направлена на выполнение его различных функций и решение соответствующих задач в рамках общей структуры работы, а именно:
- поддержание постоянной и устойчивой связи и взаимодействия органов власти с общественными организациями, получение информации об их деятельности, ее анализ и обобщение;
- укрепление взаимодействия органов власти с общественными объединениями и организациями, подготовка необходимых материалов для использования ресурсного потенциала этих организаций в решении социально-экономических проблем общества;
- информационное обеспечение внутренней политики государства, содействие деятельности средств массовой информации (пресса, радио, телевидение), предоставление им необходимой информационной, методической и иной помощи в освещении вопросов работы органов власти.
Таким образом, информационная безопасность в государственном и муниципальном управлении является неотъемлемой частью современного управления. Эффективная защита информации способствует не только стабильной работе государственных органов, но и повышению доверия граждан к власти. В условиях постоянных изменений в области технологий и угроз, вопросы информационной безопасности требуют постоянного внимания и совершенствования подходов к их решению.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Указ Президента РФ Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».
2.Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
3. «Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» (СEД № 108) – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=108 (дата обращения: 02.01.2025).
4.Автоматизация инженерных систем // Режим доступа: https://smartspace.one/ (дата обращения: 23.12.2024).
5.Безопасны ли умные дома? // Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/resource-center/threats/how-safe-is-your-smart-home (дата обращения: 23.12.2024).
6.Боркова А. А. Анализ цифровой экономики Российской Федерации в 2018 – 2020 гг. / А. А. Боркова // Молодой ученый. – 2020. – № 20 (310). – С. 405-407.
7.Буряк В.В. Цифровая экономика: прорывные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovayaekonomika-proryvnye-tehnologii-v-obrazovanii/viewer, свободный (Дата обращения: 04.01.2025)
8.Волынчук А.Б. Особенности дальневосточной региональной политики: новые подходы и старые проблемы. Фундаментальные исследования. 2020. № 11. С. 59-63.
9.Волынчук Я.А., Хализова Т.М. Цифровые технологии в деятельности органов государственной власти. В сборнике: Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации. сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 387-390.
10.Гладышев, А. Н. Информационная безопасность в цифровой экономике / А. Н. Гладышев, Е. В. Иода // Летняя школа молодых ученых ЛГТУ - 2018: Сборник научных трудов научно-практической конференции студентов и аспирантов Липецкого государственного технического университета, Липецк, 23–26 августа 2018 года. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2018. – С. 98-101.
11.Иванов В. В. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива / В. В. Иванов, Г. Г. Малинецкий. Российская академия наук. - Москва: Российская акад. наук, 2017. - 63 с.
12.Иноземцева С. А. Технологии цифровой трансформации в России / С. А. Иноземцева // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2022. – № 1. – С. 44–47.
13.Информационная безопасность интернета вещей (Internet of Things) // Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Информационная _безопасность_интернета_вещей_(Internet_of_Things). (дата обращения: 23.12.2024).
14.Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития / Л.Д. Капранова //Экономика. Налоги. Право. - 2021 –№2– С.58-69.
15.Карцхия А.А. Интеллектуальная собственность в киберпространстве: новые условия правоприменения // Мониторинг правоприменения. 2022. № 1 (22). С. 52.
16.Карцхия А.А. Кибербезопасность и интеллектуальная собственность. Ч. 1 // Вопросы кибербезопасности. 2024. № 1 (2). С. 61.
17.Карцхия А.А. Цифровая трансформация права // Мониторинг правоприменения. 2019. № 1 (30). С. 25–29.
18.Краснушкина М. Граждане поделятся данными с банками сами. Цифровой профиль гражданина опробуют на кредитах Коммерсантъ. – 2021. – №23.
19.Куприяновский, В.П. Веб Вещей и Интернет Вещей в цифровой экономике/ В.П. Куприяновский, М.А. Шнепс-Шнеппе, Д.Е. Намиот, С.П. Селезнев, С.А. Синягов // International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/veb-veschey-i-internet-veschey-vtsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 04.01.2025).
20.Лобанова, З. И. Трансформационные процессы в сфере цифровизации государственных услуг / З. И. Лобанова, Г. Э. Путивец // The Scientific Heritage. – 2020. – № 46-8(46). – С. 40-42.
21.Масюк Н.Н., Батурина О.А., Бушуева М.А. Стратегическое партнёрство университетов с бизнес-средой: баланс взаимных интересов. Экономика и предпринимательство. 2022. № 12-4 (53). С. 824-829.
22.Масюк Н.Н., Бауэр Е.А., Бушуева М.А. Национальные проекты как инструменты активизации инновационной деятельности в регионе. Фундаментальные исследования. 2022. № 7. С. 69-76.
23.Масюк Н.Н., Герасимова А.А., Бушуева М.А. Цифровая финансовая грамотность и цифровые финансовые компетенции в управлении знаниями // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 5. – doi: 10.18334/ce.17.5.117759
24.Меновщикова А. Н. Развитие информационной экономики в России / А. Н. Меновщикова, И. Д. Белая, О. В. Селина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 3. – С. 177–181.
25.Национальный проект цифровой экономики //Статистика и показатели: Текст электронный - URL: https://rosinfostat.ru/tsifrovaja-ekonomika/(дата обращения: 05.01.2024).
26.Объем российского рынка IoT в 2021 году достиг 93,5 млрд рублей // Режим доступа: https://iot.ru/promyshlennost/obem-rossiyskogo-rynka-iot-v-2021-godu-dostig-93-5-mlrd-rubley (дата обращения: 23.12.2024).
27.Олег Кожемяко: Цифровизация должна привести к повышению качества жизни приморцев //Правительство Приморского края [сайт] - URL: https://www.primorsky.ru/news/234671/(дата обращения: 05.01.2024).
28.Основные тренды цифровой трансформации экономики. Масюк Н.Н., Бушуева М.А., Брагина З.В., Кирьянов А.Е., Чжао Ч., Балдина Ю.В., Лебединская Ю.С., Бараусова Е.А., Нигай Е.А., Полянин А.В., Авдеева И.Л., Михалев И.И., Головина Т.А., Крестов В.С., Полищученко В.А., Ивельская Н.Г., Супруненко В.Н., Титова Н.Ю., Чжэн Ф. Владивосток, 2022.
29.Панкратов И. Ю. Цифровое государство: новая матрица компетенций для цифровой трансформации / И. Ю. Панкратов, Н. В. Свертилова, Е. Н. Лидэ // Государственная служба. – 2022. – № 1. – С. 38–43.
30.План мероприятий по направлению «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» УТВЕРЖДЕН Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18 декабря 2017 г. № 2).
31.Полякова Т.А. Влияние цифровой трансформации на развитие информационного права: тенденции, проблемы, перспективы // Мониторинг правоприменения. 2020. № 2 (35). С. 53–58.
32.Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России / Теория. Практика. Инновации. – 2021. – № 4.
33.Свистунов В.М. Цифровизация российских регионов: современные особенности и проблемы / В.М. Свистунов, И.Н.Голышкова, В. И. Алешникова, Б.А.Аникин // Инновации и инвестиции. 2020. № 1. С. 297-300
34.Северин В.А. Внедрение магистерской программы для подготовки юристов нового поколения в МГУ имени М.В. Ломоносова //Право интеллектуальной собственности. № 1. 2023. С. 10–16.
35.ТК 194 Кибер-физические системы // Режим доступа: http://tc194.ru/ (дата обращения: 23.12.2024).
36.Умное производство // Режим доступа: https://www.tadviser.ru/ index.php/ Статья: Умное производство (дата обращения: 23.12.2024).
37.Успенский Э.Н., Норкина А.Н., Мысева Е.Р. Экономические аспекты информационной безопасности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knepublishing.com/index.php/Kne-Social/article/view/1539/3645, свободный (Дата обращения: 04.01.2025)
38.Федеральные нормативные акты Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/(дата обращения: 02.01.2025).
39.Цифровая экономика Приморского края [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https:// https://digital.primorsky.ru/
40.Что угрожает промышленному интернету вещей и как от этого защититься // Режим доступа: https://vc.ru/kaspersky/265770-chto-ugrozhaet-promyshlennomu-internetu-veshchey-i-kak-ot-etogo-zashchititsya (дата обращения: 23.12.2024).
41.«Примеры типовых систем защиты информации» – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ib.iitrust.ru/systemi-zashiti-informatsii/ (дата обращения: 02.01.2025).
42.Analytics, AI & Automation // Режим доступа: https://atos.net/en/ portfolio/reinvent-business-using-intelligent-automation (дата обращения: 23.12.2024).
43.Dzobelova V.B., Melenchuk A.S., Ilaeva Z.M. Information Security Issues in the Age of Digital Economics. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/339186037_Information_Security_Issues_in_the_Age_of_Digital_Economics, свободный (Дата обращения: 04.01.2025)
44.From "doing" digital to "being" digital // Режим доступа: https://www.deloitte.com/global/en/Industries/government-public/perspectives/from-doing-digital-to-being-digital.html (дата обращения: 23.12.2024).
45.Russia Internet-of-Things Market Forecast, 2020–2025 // Режим доступа: https://www.idc.com/cis/research/published_reports?document=EUR245893320 (дата обращения: 23.12.2024).
46.Smart Spaces | Smart Building PropTech - IoT Platform// Режим доступа: https://www.smartspaces.app/about/ (дата обращения: 23.12.2024).
47.Jeffrey Voas. Networks of 'Things'. NIST Special Publication 800-183. July 2016.