Фрагмент для ознакомления
2
СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
ВКК – Внеурочная кружковая деятельность
ДО – дошкольное образование.
ДОО – организации (всех форм собственности), осуществляющие образовательную деятельность, – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение или индивидуальные предприниматели, реализующие образовательные программы дошкольного образования и осуществляющие присмотр и уход за детьми.
ДОУ – Дошкольное образовательное учреждение
Закон об образовании ‒ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
КРР – коррекционно-развивающая работа.
МБДОУ – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
НОО – начальное общее образование.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. ООП – особые образовательные потребности.
ООП ДО – Основная образовательная программа дошкольного образования
Педагог – педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
ПМПК – Психолого-медико-педагогическая комиссия.
ППК – Психолого-педагогический консилиум.
ППРС – Предметно-пространственная развивающая среда
Программа – образовательная программа дошкольного образования, разработанная в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей образовательные программы дошкольного образования.
Программа воспитания – Федеральная рабочая программа воспитания.
УМК – учебно-методический комплект.
ФАОП ДО – Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования.
ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральная программа – Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
ЧБД – часто болеющие дети.
ЭСО – Электронные средства обучения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях, обновляющихся в нашей стране социальных отношений, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях. В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, осуществляющих образовательные отношения (детском саду, школе и т.д.).
Важность проблемы нравственного воспитания дошкольников подчеркивается в ряде государственных документов, таких как Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [4], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [3]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России внимание педагогов, родителей и общества акцентируется на том, что одной из ключевых задач современной государственной политики является обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщение его к духовным ценностям, культуре и традициям [6].
В соответствии с требованиями ФГОС ДО перед образовательными организациями ставится задача организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества». Данный стандарт направлен на развитие у детей
старшего дошкольного возраста нравственных качеств, таких как доброжелательность, уважение к окружающим, ответственность и честность.
Актуальность темы подготовки педагога МБДОУ к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки обусловлена её значимостью в формировании у детей национальной идентичности, осознания духовных и культурных ценностей, а также возможностями сказки как инструмента для развития нравственных качеств. Русская народная сказка, благодаря её образной и доступной форме, играет важную роль в воспитании детей, помогает формировать устойчивые моральные ориентиры и прививать любовь к национальной культуре. В процессе развития педагогики на протяжении многих лет решалась проблема нравственного воспитания. Изучением данной темы занимались следующие педагоги и философы: И.А. Ильин, Т.И. Петракова, С.И. Маслов, Б.Г. Гершунский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.И. Додонов, К.Д. Ушинский, З.И. Равкин, П.А. Флоренский, Л.Н. Толстой, М.А. Аникеев и другие.
На сегодняшний день в современной педагогике обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей (З.И. Равкин, С.И. Маслов, Б.И. Додонов), в образовательном процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей (С.Г. Гладнева, С.И. Маслов, М.В. Аникеев), определены особенности процесса воспитания нравственных качеству детей старшего дошкольного возраста (В.Т. Чепиков), продуманы педагогические условия актуализации нравственных поступков старших дошкольников (Е.В. Фадич). Вместе с тем в настоящий момент сущность процесса формирования нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытой. Общепризнанный подход к пониманию данного процесса отсутствует, что усложняет его практическую реализацию. Кроме того, недостаточно разработаны и научно обоснованы методы формирования нравственных понятий у дошкольников.
Нравственные понятия у детей старшего дошкольного возраста формируются через систематическую и целенаправленную работу, включающую использование разнообразных педагогических средств. Важную роль в этом процессе играют русские народные сказки, которые, благодаря своим моральным сюжетам, доступности и образной форме, помогают детям усваивать основные нравственные ценности. Сказки способствуют формированию у дошкольников таких понятий, как добро, справедливость, честность, трудолюбие, а также умению отличать положительные поступки от отрицательных.
Сказки являются одним из древних средств формирования нравственных понятий будущих членов взрослого общества, наряду с народными песнями и стихотворениями. Исходя из этого, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска форм, методов и средств целенаправленной работы педагога по формированию у старших дошкольников нравственных понятий посредством сказок.
Объектом исследования выступает процесс подготовки педагога МБДОУ к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
Предметом исследования является нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях МБДОУ.
Целью исследования является разработка и внедрение модели подготовки педагогов МБДОУ к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки в образовательный процесс дошкольных учреждений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в научной психолого-педагогической литературе.
2. Провести теоретическое обоснование модели подготовки педагогов к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
3. Диагностировать уровень подготовленности педагогов МБДОУ к нравственному воспитанию детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
4. Провести внедрение модели подготовки педагогов к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
5. Проанализировать содержания материалов опытно-экспериментальной работы и оценка ее результатов.
Научная новизна. В рамках исследования разработана и теоретически обоснована модель подготовки педагогов к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки. Уточнено и конкретизировано содержание понятия «нравственная воспитанность» в контексте развития моральных качеств и ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста, с учетом влияния сказочного наследия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель подготовки педагогов к нравственному воспитанию старших дошкольников средствами русской народной сказки может быть внедрена в практическую деятельность дошкольных образовательных учреждений. Она представляет собой готовый инструмент, способствующий повышению профессиональной компетентности педагогов в области нравственного воспитания.
Гипотеза исследования. Внедрение разработанной и теоретически обоснованной модели подготовки педагогов МБДОУ к нравственному воспитанию старших дошкольников средствами русской народной сказки позволит обеспечить более эффективное формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Структура магистерской диссертации: объем работы - 96 страниц, состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
1.1 Проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в научной психолого-педагогической литературе
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста — это ключевой этап в формировании личности, на который обращают внимание многие отечественные психологи и педагоги. Научная психолого-педагогическая литература уделяет значительное внимание изучению этого процесса, подчеркивая важность развития нравственной сферы ребенка для его дальнейшего роста и социализации.
Одной из центральных фигур в этом вопросе выступает Л.С. Выготский, который утверждал, что нравственное развитие ребенка происходит в процессе освоения культуры и социального окружения. Он подчеркивал, что нравственные нормы и принципы осваиваются не только через непосредственное воспитание, но и в процессе взаимодействия с окружающим миром, играя, общаясь со взрослыми и сверстниками. По мнению Л. Выготского, роль взрослого заключается в создании условий для морального развития, где ребенок может самостоятельно осмыслять и применять усвоенные нормы [18].
В научных трудах нравственность описывается как особая форма контроля поведения человека. Воспитание рассматривается как процесс приобретения поведенческих навыков, которые формируются школой, семьёй и социальным окружением, проявляясь в общественной сфере. Оно является целенаправленным процессом формирования личности, направленным на преобразование как отдельных индивидов, так и групп людей.
Известный исследователь О.С. Богданова утверждает, что воспитанность подразумевает способность демонстрировать свои лучшие качества и высокую культуру в межличностных отношениях, следуя принятым в обществе стандартам поведения. Воспитанность детей определяется как результат воспитания, который позволяет им быть готовыми к полноценной жизни в современном мире и указывает на уровень их адаптации к современным культурным нормам. Обсуждая воспитанность детей, имеется в виду их соответствие высоким культурным стандартам. Несмотря на то, что не все взрослые соответствуют этим нормам, воспитание всегда было направлено на достижение культурных высот.
Е.Ф. Сивашинская в своих работах определяет нравственное воспитание как основополагающий элемент всестороннего развития личности, тесно связанный с физическим, эстетическим, трудовым и интеллектуальным воспитанием. Процесс воспитания нравственности заключается в целенаправленном формировании у молодого поколения моральных чувств и поведения в соответствии с идеалами общества. Нравственное воспитание также рассматривается как форма передачи нравственных ценностей, где общество стремится осознанно влиять на естественно развивающийся процесс.
Цель нравственного воспитания заключается в воспитании у учащихся способности видеть и оценивать человека как высшую ценность, проявлять эмпатию и содействовать его благополучию, создавая материальные и духовные ценности [4].
Другая значимая фигура, В.А. Сухомлинский, обращал внимание на то, что нравственное воспитание должно начинаться с раннего возраста и заключаться не просто в передаче знания о добре и зле. В своих работах он подчеркивал, что воспитание должно включать в себя переживания и эмоциональный отклик ребенка, только тогда нравственные нормы обретут для него истинный смысл. Сухомлинский говорил о важности примера взрослых и необходимости создания в детском коллективе атмосферы доброты и взаимопомощи, поскольку ребенок учится на поведении, которому он каждый день становится свидетелем.
При этом И.С. Кон акцентировал внимание на потребности дошкольников в подражании, которая играет значительную роль в процессе нравственного воспитания. Наблюдая за поступками окружающих, дети начинают осознавать их моральное значение и перенимают нравственные нормы. Кон считал, что в старшем дошкольном возрасте у детей формируется начальное понимание таких понятий, как честность, дружба, справедливость, и важно, чтобы это понимание подкреплялось положительным примером и объяснениями со стороны взрослых [17].
Интересным является подход Д.Б. Эльконина, который в своих исследованиях предложил учитывать игровые виды деятельности как инструмент нравственного воспитания. Игровая деятельность видится им как механизм, через который ребенок может безопасно моделировать разнообразные социальные ситуации, учиться ориентироваться в них и выбирать морально правильные решения. Д. Эльконин подчеркивал значение ролевых игр, где ребенок берет на себя различные социальные роли, тем самым осознавая важность нравственных норм и учась применять их на практике [52].
На это также указывает Р.С. Немов, считая, что именно через игру дети могут лучше понять социальные роли и нормы, а также эмоционально отреагировать на различные ситуации. Р. Немов отмечает важность формирования у ребенка эмпатии и чувства ответственности через активно переживаемые игровые ситуации [36]. Таким образом, игра становится не только средством развлечения, но и мощным инструментом нравственного и социального развития.
Современные исследования в области нравственного воспитания опираются на концепции, предложенные этими и другими учеными. Они подчеркивают важность системного подхода, который включает индивидуальную работу с каждым ребенком, учет его личных особенностей и окружения. Методологические основы, разработанные классиками, востребованы и адаптируются к современным условиям, когда на первый план выходят такие вопросы, как медиа-грамотность и влияние цифровой среды на нравственное развитие.
Таким образом, научная психолого-педагогическая литература богата концепциями и подходами, которые направлены на эффективное нравственное воспитание старших дошкольников. Основные тезисы сходятся на осознании важности создания морально-здоровой среды, в которой ребенок может освоить и укрепить базовые нравственные нормы, такие как честность, ответственность и доброта. Определяющую роль в этом процессе играют взрослые, призванные быть положительным примером и умело направлять ребенка через сложные нравственные дилеммы, формируя в ребенке осознанного и эмпатичного гражданина общества [15].
Нравственное воспитание - один из важнейших аспектов многогранного процесса становления личности, овладения нравственными ценностями индивидом, развитие нравственных качеств, способность сосредоточиться на идеале, жить в соответствии с принципами, нормами и правилами мораль, когда убеждения и представления о том, что правильно воплощено в реальных действиях и поведении [11].
Цель нравственного воспитания - формирование нравственной культуры личности. Нравственный опыт общества, овладеваемый индивидом, выраженный в уровне развития нравственных концепций, суждений, моральных чувств, ценностей, оценок, формирования ведущих нравственных качеств и культуры поведения, а также способность к нравственному выбору – это нравственная культура личности. Реализация нравственного воспитания предполагает знание содержания тех личных отношений, которые лежат в основе ее моральных качеств:
• отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
• отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.);
• отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);
• отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);
• отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей) [11].
Понятие «нравственное воспитание» широко, которое пронизывает все аспекты жизнедеятельности людей. В связи с этим замечательный педагог современности В.А. Сухомлинский, разработал воспитательную систему о всестороннем развитии личности и вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [39].
У А.С. Макаренко находим определение нравственности, которая характеризуется как результат умственного развития, выраженного в способности воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки [23]. Также нравственность – это результат эмоционального развития, то есть способность к сопереживанию. В нравственность включены накопленный личный опыт, самостоятельные моральные поступки и последующая их самооценка.
Вопросы нравственности волновали представителей философской мысли в разных странах. Нравственность, согласно С.И. Ожегову, выражается в соблюдении этических норм, правил поведения [30]. Аристотель называл нравственным человека, наделенного такими качествами, как справедливость, мужественность, благоразумность [3]. УФ. Ницше находим, что нравственный тот, кто повинуется издревле установленным законам и обычаям» [10]. Нравственность, как указывает Э.В. Ильенков, выражается в реальном способе отношений людей друг к другу и самому себе, проявляясь в осознанном следовании принципам нравственности и нравственном поведении [31].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 13.12.2024.
3. Федеральный закон от 29.12.2021 № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Российская газета. 2013. 25 ноя.
6. «Концепция дошкольного воспитания» (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1)
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
8. Алексеенкова, Е. Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции. Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 39-47.
9. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников - М.: ЦГЛ, 2015. - 256 с.
10. Богданова, О. С. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста. – Москва: Издательство педагогической литературы, 2018. – 356 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва: Просвещение, 2018. – 223 с.
12. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Молодой ученый. - 2022. - № 9. - С. 458-460.
13. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников - М.: Педагогика, 2019. - 224 с.
14. Борытко, Н. М. Онтологический подход в воспитании. Духовнонравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: Сборник науч. и метод. трудов.- Волгоград, 2015. - С. 142-152.
15. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно – нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.Успехи современного естествознания. - 2019. - № 6. - С. 85 - 88.
16. Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей - М.: Перспектива. - 2019. - 298 с.
17. Венгер, Л. А. Психология дошкольного возраста. – Москва: Академия, 2020. – 317 с.
18. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий - М., СПб.: Детство-пресс, 2019. - 192 с.
19. Виноградова, А. М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств. Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., 61 испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
20. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 400 с.
21. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие - М.: Гардарики, 2013. - 287 с.
22. Зеньковский, В. В. Психология детства - М.: Академия, 2023. – 350 с.
23. Зимина, И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 23-25.
24. Карабанова, О. А. Психология воспитания: От теории к практике. – Санкт-Петербург: Речь, 2019. – 293 с.
25. Капицына, О. В. Влияние сказки на формирование нравственных качеств ребенка / О. В. Капицына. — Казань: Казанский федеральный университет, 2016. — 180 с.
26. Козлова, С. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издат. Центр «Академия», 2011. - 336 с.
27. Козлова, С. А. Развитие моральных представлений у дошкольников. – Москва: Новый век, 2023. – 256 с.
28. Кон, И. С. Введение в психологию. – Москва: Наука, 2023. – 367 с.
29. Кузнецова, Л. В. Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения - М.: Сфера, 2023. - 120 с.
30. Куликовская, И. Э. Современные подходы к духовнонравственному воспитанию ребенка-дошкольника Современные научные исследования. - 2020. - № 2 (2). - С. 15-25.
31. Левашова, Е. П. Русская народная сказка в воспитании детей / Е. П. Левашова. — Екатеринбург: УрФУ, 2019. — 95 с.
32. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций - М.: Прометей, 2016. - 464 с.
33. Михайлова, А. Ю. Традиционные и инновационные методы в воспитании детей средствами сказки / А. Ю. Михайлова // Педагогическое образование. — 2022. — № 3. — С. 60-66.
34. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высших учеб. заведений. – Москва: ВЛАДОС, 2022. – 536 с.
35. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений.- М.: Владос, 2010. - 365 с.
36. Новиковская, О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет- СПб.: Паритет, 2017. - 112 с.
37. Никитина, Д. А. Методика использования сказок для формирования нравственных основ у дошкольников / Д. А. Никитина. — Новосибирск: НГПУ, 2018. — 110 с.
38. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений - М.: ООО «А ТЕМП», 2016. - 944 с.
39. Селиванов, В. С. Средство воспитания как педагогическая категория Педагогика. - 2010. - № 9. - С.34-36.
40. Сивашинская, Е. Ф. Психолого-педагогические основы воспитания нравственности у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2020. – 212 с.
41. Сивашинская, Е. Ф. Формирование нравственной культуры детей средствами сказки. – Нижний Новгород: Нижегородский педагогический институт, 2017. – 189 с.
42. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2023. - 576 с.
43. Смирнова, Е. О. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. - С. 68-74.
44. Султанова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2022. - № 5. - С. 7-14.
45. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям - Минск: Народная асвета, 1981. - 288 с.
46. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 2019. – 320 с.
47. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии - М.: ВЛАДОС, 2023, - 296 с.
48. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии - М.: ОЛМАПРЕСС, 2022. - 576 с.
49. Ушинский. К. Д. Собрание сочинений. Том 2. Педагогические статьи - Москва-Ленинград: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - 659 с. 45.
50. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста - Харьков.: Фолио, 2016. - 464 с.
51. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – Москва: Наука, 2018. – 304 с.
52. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Дополнительное образование и воспитание. - 2020. - № 1. - С. 19-21
53. Ranta, E. The Role of Fairy Tales in Moral Development of Preschool Children / E. Ranta, M. Waylack // Early Childhood Education Journal. — 2022. — Vol. 50. — P. 567-574.
54. Smith, J. P. Cultural Heritage and Moral Education in Preschool / J. P. Smith // International Journal of Early Childhood. — 2021. — Vol. 53. — P. 134-141.
55. Williams, L. Understanding the Impact of Folktales on Child Development / L. Williams // Child Development Perspectives. — 2020. — Vol. 9. — P. 189-195.