Фрагмент для ознакомления
2
Анализ литературных источников по рассматриваемой проблематике, проведённый в рамках данной работы, подготовил основу для проведения констатирующего эксперимента.
Главная цель данного эмпирического исследования заключается в исследовании внутрисемейных взаимоотношений.
Реализация задач, прописанных в рамках эксперимента, поможет нам приблизиться к поставленной цели:
1. Выбор методик, которые позволят оценить психологическое благополучие семейных отношений.
2. Проведение подробного анализа собранных данных, чтобы убедиться в том, что психологическое благополучие семейных отношений является основой эмоционального здоровья ребенка дошкольного возраста.
3. Составить методические рекомендации для создания психологического благополучия семейных отношений.
Данный подход позволяет глубже понять специфику создания психологического благополучия семейных отношений как основы эмоционального здоровья ребенка дошкольного возраста и выработать рекомендации для дальнейшей работы.
Основная задача этапа констатации заключается в подборе подходящих методик для диагностики. Это даст возможность получить достоверные и объективные данные о состоянии психологического благополучия семейных отношений.
После выбора методик важно провести диагностику состояния психологического благополучия семейных отношений. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого испытуемого и создавать комфортные условия для получения результатов.
В процессе констатирующего эксперимента будет собрана информация о состоянии психологического благополучия семейных отношений, что в дальнейшем поможет создать методические рекомендации для улучшения психологического благополучия семейных отношений.
Эксперимент проводился на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Мариуполь Детский сад № 7. Данное учреждение находится по адресу: г. Мариуполь
Детский сад работает 5 дней в неделю с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в МАДОУ д/с № 7 составляет 12 часов (с 7.00-19.00).
В эмпирическом исследовании участвовали семьи 20 детей.
В ходе исследования были задействованы следующие методики:
1) Тест-опросник отношения родителей, разработанный А.Я. Варгой.
2) Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) от Р. Бэнса и С. Кауфмана.
3) Графический метод «Кактус», предложенный М.А. Панфиловой.
4) Опросник на тему эмоционального взаимодействия между детьми и родителями (ОДРЭВ) по методике Е.И. Захарова.
5) Опросник И.М. Марковской для оценки взаимодействия родителя и ребенка (ВРР).
Рассмотрим кратко каждую методику.
«Тест – опросник родительского отношения» А.Я. Варги включает пять шкал:
1. «Принятие-отвержение». Эта шкала нужна для отражения общего отношения эмоционального содержания родителя к ребенку.
С одной стороны, есть положительное отношение. Родитель воспринимает своего ребенка таким, какой он есть. Он ценит детскую индивидуальность, испытывает к нему симпатию. Родитель рядом с ребенком, поддерживая проявления интереса к чему-либо, выход идей.
С другой стороны, есть негативные эмоции. Родитель воспринимает своего ребенка как неудачника. Он замечает его неумения и ограничение способностей. Но самое важное, что родитель не верит в детский успех из-за его неспособности и вредных привычек. Это вызывает у родителя злость, раздражение и разочарование. В результате, родитель теряет доверие и уважение к ребенку полностью.
2. «Кооперация» как шкала социально одобряемого родительского отношения. Данная шкала оценивает степень вовлеченности родителя в детскую жизнь. Он замечает интерес ребенка к каким-либо увлечением, знает о планах и мечтах собственного ребенка. Готов оказать поддержку и помощь. Родитель с уважением относится к интеллектуальным запросам ребенка, творческим проявлениям. Он мотивирует ребенка к проявлению инициативы, самостоятельности. Родитель выстраивает с ребенком равноправные отношения. В случае возникновения конфликтной ситуации пытается разобраться в позиционной составляющей ребенка, при этом проявляя доверие.
3. «Симбиоз». Шкала отражения уровня близких отношений родителя и ребенка.
Высокие баллы – показатель родительского желания находиться в единстве с ребенком. Родитель воспринимает себя как часть своего ребенка, готов к обеспечению его запросов и защиты от жизненных трудностей. Для него ребенок всегда остается маленьким и неспособным себя защитить. В случае проявления ребенком самостоятельности происходит увеличение родительской тревожности. Делается все со стороны родителя, чтобы не позволить ребенку реализовать собственную самостоятельность.
4. «Авторитарная гиперсоциализация». Измерение способа и направления детского поведения.
Если выявлен высокий результат, то он свидетельствует об авторитарном стиле воспитательного подхода родителя. Он всегда требует полного подчинения и дисциплинарного повиновения, часто навязывает свое решение, возможно полное игнорирование детского мнения. За проявление самостоятельности ребенка ему назначается наказание. Под полным родительским контролем как успехи и достижения ребенка, так и личностные качества, эмоциональные проявления.
5. «Инфантилизация» как показатель родительского понимания собственного ребенка.
Если выявляются высокие результаты по шкале, то они указывают на восприятие ребенка не зрелым, даже если данная оценка не совпадает с реальностью. Родитель всегда стремится к инфантилизации понимания. Все детские занятия, увлечения, эмоциональные проявления кажутся второстепенными. Недовольство родителей вызвано отсутствием у ребенка достижений и умения справляться с трудностями, что подталкивает их к усиленному контролю и защите ребенка от жизненных трудностей.
Недовольство родителей вызвано отсутствием у ребенка достижений и умения справляться с трудностями, что подталкивает их к усиленному контролю и защите ребенка от жизненных трудностей.
На каждой из пяти шкал можно достичь результатов высокого, среднего или низкого уровня. Высокие показатели свидетельствуют о качественном развитии упомянутых аспектов отношений между детьми и родителями, тогда как низкие баллы указывают на их недостаточное развитие.
Мы применили метод КРС или «Кинетический рисунок семьи», который был разработан Р. Бэнсом и С. Кауфманом, для изучения восприятия ребенком семейных отношений, его роли в семье и взаимодействия с её членами.
Процесс тестирования по КРС состоит из двух частей: создания рисунка семьи и обсуждения полученного изображения.
Для количественного анализа данных мы использовали шкалы на основе существующих методов интерпретации теста. В результате было выделено 5 шкал: «Благоприятные условия в семье», «Тревожность», «Конфликтные ситуации в семье», «Чувство неполноценности в семейном контексте», «Враждебные отношения в семье».
Метод «Кактус», созданный М.А. Панфиловой, используется для оценки эмоционального состояния детей, а также для анализа уровня, направления и интенсивности их агрессивного поведения. Для количественного анализа данных мы также применили кодирование и определили шкалы, основываясь на ранее существовавших интерпретациях данного метода: «тревожность», «потребность в защите», «эгоцентричность», «интровертность».
Методика эмоционального взаимодействия между детьми и родителями (ОДРЭВ), созданная Е.И. Захаровой.
Е.И. Захарова предлагает косвенные методы оценки уровня проявления различных характеристик взаимодействия между участниками. Разработанный вопросник, предназначенный для анализа эмоциональных связей между родителями и их детьми, содержит 66 утверждений и ориентирован на выявление 11 аспектов взаимодействия матери с ребенком в дошкольном возрасте, которые сгруппированы в три основные категории.
Первая категория. Чувствительность
1)способность понимать ребенка;
2)осознание причин его эмоционального состояния;
3)умение сопереживать.
Вторая категория. Эмоциональное принятие
1)эмоциональные переживания матери по отношению к ребенку;
2)безусловная акцептация;
3)самоощущение как родителя;
4)общий эмоциональный климат общения.
Третья категория. Поведенческие проявления
1)стремление к физическому контакту;
2)предоставление эмоциональной поддержки;
3)внимание к состоянию ребенка в общении;
4)способность влиять на эмоциональное состояние ребенка.
Для исследования межличностных отношений между родителями и детьми используется вопросник И.М. Марковской ВРР или «Взаимодействие родитель-ребенок». Автор рассматривает «взаимодействие» в широком смысле, включая эмоциональные отношения родителей к своим детям. Также выявляются родительские подходы к воспитанию, а также уровень согласия и удовлетворенности всех сторон, участвующих в процессе.
Опросник состоит из 60 пунктов. В рамках шкал ВРР для родителей детей дошкольного возраста выделяются следующие аспекты.
1) Нетребовательность/требовательность.
Цель – измерение степени родительских требований.
Высокий показатель – высокая требовательность, высокие родительские ожидания в вопросах детской ответственности.
2) Мягкость/строгость.
Цель заключается в оценке строгости подходов, применяемых родителями к ребенку, а также в жесткости правил, регулирующих их взаимодействие.
3) Автономия/контроль.
Задача - определить уровень родительского контроля относительно ребенка.
Высокий уровень указывает на сильный контроль, характеризующийся гиперопекой и навязчивостью. Низкий уровень свидетельствует о доверии к ребенку или о стремлении развить его самостоятельность.
4) Эмоциональная дистанция/близость.
Цель – определение восприятия родителями близости к их детям.
Особенность шкалы – построение в зеркальной форме.
5)Принятие/отвержение.
Цель – установить, как родители относятся к своему ребенку, принимают ли его личные особенности и поведение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 2. С. 23–35.
2. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для факультетов дошкольного образования педагогических вузов / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. - Москва: Академия, 2003. - 168 с. - (Высшее образование. Дисциплины по выбору). - ISBN 5-7695-1058-7
3. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие для вузов / Г. Г. Филиппова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06007-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537545 (дата обращения: 20.12.2024).