Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие и особенности языковых программ дополнительного образования
Дополнительное образование в России, как автономная образовательная система, начала формироваться не так давно – в начале 20 века. Сразу его главной особенностью от основного образования явилась приобретение знаний, умений и навыков на базе имеющихся знаний. На сегодняшний день дополнительной образование в целом является уникальным социально – образовательным феноменом, так как оно позволяет детям и взрослым не только получить дополнительную специальность, но и углубить имеющиеся знания по определённому направлению.
Для начала изучения темы магистерского исследования необходимо обратиться к самому понятию языковой программы дополнительного образования. В соответствии с научными изысканиями Е. В. Коваленко, языковая программа дополнительного образования — это целенаправленный процесс развития иноязычных коммуникативных умений школьников во внеурочное время, нацеленный на культурное, творческое, интеллектуальное, нравственное, патриотическое становление личности школьника [3, с. 95]. Исходя из настоящего определения, мы можем сделать вывод о том, что языковая программа дополнительного образования – это социально – культурный методический инструмент, который позволяет погрузить участников программы дополнительного образования в языковую среду в условиях внеурочной деятельности.
Говоря конкретно о программе дополнительного образования иноязычной направленности, важно сделать акцент на иностранном языке как средстве межкультурной коммуникации. Включаясь в дополнительное образование, иностранный язык становится образовательной технологией, способствующий обучению и воспитанию гармонично развитой личности, где в полной мере реализуется её коммуникативные потребности.
Для настоящего исследования особую ценность представляют результаты исследования А. А. Малининой, в которых она представила вариации направленностей языковых программа дополнительного образования:
логопедические и коррекционно-речевые занятия: помогают преодолеть дефекты грамматического и звукового строя речи, усовершенствовать навыки связной речи, расширить предметный и понятийный словарь;
курсы иностранных языков, способствующие формированию общих языков навыков и знаний в области бытового применения норм иностранного языка в коммуникации;
практические занятия или практические курсы, в рамках программ которых происходит преодоление пробелов знаний в лексике языка, произношении или углублённое изучение определённой языковой темы;
языковые кружки и объединения, в рамках работы которых изучаются сложные литературные произведения на иностранном языке, осуществляется постановка спектаклей и осваивается культура иностранных государств;
прикладные программы дополнительного образование, в которых совершенствуются навыки чтения, письма и устной коммуникации на иностранном языке [4, с. 65].
Необходимо рассмотреть ключевые особенности языковых программ
Фрагмент для ознакомления
3
1) Беляков, Н. В. Профессионализация языкового образования: моделирование программ дополнительного профессионального образования в современных условиях / Н. В. Беляков // New world. New language. New thinking : Сборник материалов II ежегодной международной научной-практической конференции, Москва, 06 февраля 2019 года. – Москва: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2019. – С. 243-248.
2) Демидова, С. Ю. Реализация программы кружка по английскому языку "Super Job" в рамках профориентационной работы дополнительного образования / С. Ю. Демидова, Н. А. Саитова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2021. – № 3(26).
3) Коваленко, Е. В. Основные тенденции развития программ дополнительного образования онлайн-школ по английскому языку в России / Е. В. Коваленко, Е. Я. Корбут // Информатизация образования: теория и практика : Сборник материалов Международной научно-практической конференции памяти академика РАО М.П. Лапчика, Омск, 17–18 ноября 2023 года. – Омск: Омский государственный педагогический университет, 2023. – С. 95-97.
4) Малинина, А. А. Программы дополнительного образования по английскому языку: английский язык для бизнеса, основные преимущества / А. А. Малинина // XXXV Международные Плехановские чтения : Сборник статей участников. В четырех томах, ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 22–24 марта 2022 года. Том 2. – Москва: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2022. – С. 63-67.
5) Потапова Е.Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование // Молодой ученый. 2014. №17. С. 532-535.
6) Романенко, А. А. Программа дополнительного образования по английскому языку для 7 - 8 классов / А. А. Романенко // СИНТЕЗ науки и ОБЩЕСТВА в РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ : Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 13 мая 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. – С. 150-154.
7) Сухарева, Т. И. Апробация экспериментальной программы дополнительного образования "Sherlock's Friends" / Т. И. Сухарева // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 3. – С. 22-24.
8) Танцура, А. А. Особенности и преимущества системы дополнительного языкового образования в России (на примере среднего общего образования) / А. А. Танцура // Обучение иностранным языкам в открытом поликультурном пространстве : Сборник научных трудов. Материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 01–02 декабря 2023 года. – Москва: КДУ, Добросвет, 2024. – С. 187-191.
9) Текеева, З. Н. Методы подготовки и реализации языковых программ дистанционного веб-образования / З. Н. Текеева, З. Ю. Тамбиева // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-2. – С. 340-342.
10) Шмелева, С. А. Активные формы обучения как способ формирования языковой компетентности учащихся основной школы посредством программ дополнительного образования / С. А. Шмелева, Э. В. Гильман // Язык и культура в аспекте проблем языкового образования современной России : Материалы Международного форума, посвящённого Году педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. В 3-х частях, Воронеж, 01–02 декабря 2023 года. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2024. – С. 180-183.
11) Яшина, О. В. Дополнительное профессиональное языковое образование в современной образовательной парадигме / О. В. Яшина // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2018. – № 11(51). – С. 181-184.