Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования воронежской авторской песни
1.1. Сущность авторской песни
Песни с легко запоминающимися мелодиями, которые можно петь даже речитативом, отчего они не утрачивают своей прелести, а словно обретают еще большую значимость. Они были своеобразным жизнеутверждающим гимном своего времени.
Примерно в середине XX века родился новый песенный жанр. Его можно охарактеризовать как поющуюся поэзию. Главная отличительная особенность данного жанра в том, что автор текстов является автором музыки и исполнителем в одном лице. А также для этого жанра характерны приоритет текстов над музыкой и гитарный аккомпанемент.
Феномен русской или советской авторской песни недостаточно исследован. Сегодня многие к ней равнодушны, но в эпоху СССР произведения этого жанра с их мелодичностью и глубокими, проникновенными стихами имели огромное количество поклонников. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу» – так говорил В. Высоцкий.
Авторская песня – барды – такая связка привычна для нашего уха. Буквально с момента появления жанра исполнителей авторской песни стали называть бардами. Когда-то у древних кельтов и галлов так именовались народные певцы и поэты. Они были хранителями национальных ритуалов, традиций, и народ за это любил их.
Интересный факт: один из самых популярных советских бардов – Владимир Высоцкий - написал за свою жизнь более 800 песен, многие из которых стали известны большинству жителей СССР. Авторская песня – это термин, введенный впервые В. Высоцким.
Таким определением он подчеркивал личностный, сугубо индивидуальный характер песен этого жанра, отделял их от обычного городского фольклора и от популярных эстрадных произведений. Существует легенда, что начало жанру было положено Николаем Власовым, сочинившим песню, ставшую чуть ли не гимном студентов, под названием «Студенческая прощальная».
Однако главным предтечей авторской песни все же считается знаменитый и неподражаемый Александр Вертинский. Еще один знаменитый советский бард – Булат Окуджава. Одна из самых лирических его песен о любви под названием «Прощание с новогодней елкой» была посвящена не его таинственной возлюбленной, как считали многие, а прощанию с умершей поэтессой Анной Ахматовой.
Авторские песни под гитару – это попытка человека поделиться с социумом своим видением мира, своими чувствами и переживаниями. Личностное начало определяет содержание песен, индивидуальную манеру их исполнения, сценический образ самого автора и характер лирического героя, исподволь присутствующего в каждой песне. Этот жанр является в каком-то смысле интимным и даже исповедальным искусством.
Поющаяся поэзия адресована не абсолютно всем. В отличие от популярных хитов, она понятна только тем, кто настроен с автором на одну волну и способен активно сопереживать его мыслям и чувствам. Жанр зародился в дружеских компаниях, он не концертный, а скорее «бытовой», но все-таки на нем лежит налет некой элитарности. Авторская песня – это «форма духовного общения единомышленников» – такую характеристику дал жанру сам Булат Окуджава.
В Советском Союзе песни В. Высоцкого или А. Галича знала практически вся страна. И это при том, что данные произведения в те времена практически нельзя было услышать по радио или по телевидению. Феномен этого явления состоял в том, что люди сначала узнавали песни, а не их авторов. Стихи и мелодии передавались из уст в уста или запоминались на слух с магнитофонных записей.
При той народной любви и популярности, барды могли бы стать миллионерами, если бы учитывались их авторские права на песни. Но в те времена этот жанр был абсолютно лишен коммерческой направленности. «А я еду за туманом, за туманом, за мечтами и за запахом тайги» – повсеместно пела молодежь вслед за автором этих слов – Юрием Кукиным.
Для бардов прошедшей эпохи песенное творчество не являлось профессией. Они были учеными, врачами, учителями и т.д., а стихи и музыку писали по велению сердца и души и щедро делились своими творениями не только с друзьями, но со всем миром.
Вот самые известные авторы-исполнители советской эпохи: Евгений Клячкин; Ада Якушева; Юрий Визбор; Новелла Матвеева; Александр Галич; Булат Окуджава; Владимир Высоцкий; Юрий Ким; Александр Дольский; Александр Суханов; Юрий Кукин; Александр Городницкий; Виктор Берковский.
Некоторые песни этих авторов и поныне остаются популярными и любимыми: «Милая моя – солнышко лесное» (Ю. Визбора), «Ах, Арбат, мой Арбат» (Б. Окуджавы), «Под музыку Вивальди» (С. Никитина), «Чуть помедленнее, кони» (В. Высоцкого) и многие другие. Сегодня эти произведения увековечены в аудиозаписях, прекрасных кинофильмах, радиопостановках и телепередачах.
Авторская песня пользовалась такой популярностью в народе, что для многочисленных приверженцев жанра в крупных городах на официальном уровне организовывались центры авторской песни. Кратко они назывались КСП (клуб самодеятельной песни)
После воцарения рыночной экономики для КСП настали трудные времена, т.к. местные власти в большинстве населенных пунктов прекратили финансирование аренды помещений для клубов. Несмотря на это, КСП сохранились во многих местах постсоветского пространства. Теперь их не так много, и они не столь массовы, но они все-таки живут и по-прежнему собирают вместе единомышленников.
Раньше жанр бардовской песни был неразрывно связан с туризмом. Большинство авторов либо сами активно занимались туристическими видами спорта, либо воспевали в своих произведениях романтику дальних дорог, покорение горных вершин и рек. Дружные песни под гитару на привале – непременный атрибут любого похода. При городских туристических клубах тоже массово создавались центры самодеятельной песни.
Так как бардовская песня в СССР приобрела огромную популярность среди молодежи и студенчества, стали проводиться фестивали авторской песни. Для участия в них со всех уголков страны съезжались как авторы-исполнители, так и многочисленные любители данного жанра.
Одним из ярких примеров средоточия авторской песни на одной территории является Грушинский фестиваль. Это мероприятие ранее носило официальное название: «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». Название фестивалю было дано в память студента, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения тонущих детей на сибирской реке Уда. Этот парень учился в авиационном институте, ходил в походы и сочинял собственные песни, которые пел друзьям под гитару. Погиб, когда ему было всего 22 года.
Впервые бардовский слет был организован в 1967 году в Жигулях, тогда собралось около 600 любителей авторской песни. С тех пор мероприятие проводится ежегодно в середине лета, рядом с городом Самарой, на Мастрюковских островах.
Сценической площадкой для исполнителей служит плот в форме гитары. Рекордным по численности зрителей и участников был 1979 год. Тогда под Самарой собралось более 100 тыс. верных поклонников авторской песни.
Также во многих регионах России в летние дни проводятся местные бардовские фестивали. Например, в Воронежской области организуется мероприятие «Парус надежды», в Липецкой – «Автограф августа», в Ленинградской – «Робинзонада» и т. д.
Русская авторская песня и сегодня популярна как среди людей старшего поколения, так и среди молодежи. Самыми яркими современными авторами и исполнителями бардовских песен являются: Александр Розенбаум; Сергей и Татьяна Никитины; Вероника Долина; Олег Митяев; Сергей Трофимов (Трофим); Семен Слепаков. Большинство из названных бардов начинали свой творческий путь еще в советские времена.
Так, Александр Розенбаум собственные песни начал писать в 1968 году. Окончив медицинский институт, он работал врачом и параллельно учился в вечернем музыкальном училище. С 1983 года начал активно выступать с авторской песней на концертных площадках различных городов страны.
Сегодня вряд ли найдется человек, который бы ничего не слышал о творчестве А. Розенбаума. Многие наши современники любят и слушают такие его известные хиты, как: «Вальс-бостон», «Песня еврейского портного», «Есаул», «Глухари на токовище», «Нарисуйте мне дом» и др.
Авторская песня – это альтернатива бездумной, а иногда и откровенно пошлой современной попсе. Слушая произведения бардов, люди становятся чище, лучше и романтичнее. Лучшие авторские песни позволяют задуматься о таких вечных ценностях, как любовь, дружба, верность, достоинство и честь.
1.2. Истоки и история развития авторской песни
Авторская песня, или бардовская музыка – жанр, который возник в середине ХХ века. Авторская песня, или бардовская музыка – жанр, который возник в середине ХХ века.
Можно выделить следующие истоки, из которых постепенно развивалась авторская песня:
– городской романс;
– кант (бытовая многоголосная песня);
– крестьянские песни;
– творчество декабристов;
– революционные молодежные песни 20-х годов;
– песни беспризорников;
– студенческий фольклор.
А к 1960 году развился из художественной самодеятельности, стал независим от политической обстановки и достиг любви народа. Основополагающими в этом жанре являются поэтические тексты авторов.
Предшественником авторской песни считают А.Вертинского.
Изначально в основе жанра лежали песни студентов и туристов. Широкому кругу слушателей бардовская музыка стала доступна около 1931г., когда появились первые магнитофоны, из которых полилась лирическая музыка Б. Окуджавы и Н. Матвеевой.
Позже, в 1970 году классикой стали песни В. Высоцкого, А. Галича и других поэтов-песенников.
В своем развитии авторская песня прошла несколько ступеней. Первая была романтической. Ее основоположником и лидером стал Б. Окуджава.
Преимущественно пелись песни о дружбе, странствиях, о любви. Публично исполнялись песни в это время очень мало, в основном в походах, на турслетах, которые позднее стали фестивалями авторких песен. На этой ступени власти не обращали внимания на бардовскую музыку.
На вторую ступень авторские песни перешли с середины 1960 года. Они наполнились критикой политического строя, сатирическими строками о жизни в те времена. Важное место стали занимать песни на тему войны. Пели о страданиях людей, о несправедливости и лицемерии со стороны властей, чем навлекли гонения со стороны последних.
И только после 1990 года авторские песни стали спокойнее, добрее и,