Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной образовательной системе передача накопленных знаний, выработанных навыков и умений из поколения в поколение не является главной задачей. В ускоряющемся и изменяющемся мире, видение образовательно-воспитательного процесса, целей обучения и формирования личности приобретает новое направление. К современному человеку предъявляется ряд новых требований, отвечающих запросам современного общества: грамотная постановка и достижение собственных целей, продуктивное выполнение своих функции в личных, профессиональных и образовательных областях, совершение осознанных действий в ситуациях выбора . В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения современный школьник является самостоятельным субъектом образовательной деятельности, что подразумевает воспитание творческой личности, умеющей учиться и развиваться самостоятельно. Такой подход находит свое воплощение в одной из основных целей ФГОС – формирование универсальных учебных действий или «умения учиться» .
Современная система образования ориентирована на социальный запрос, в котором личность представляется быстрой, успешной, обладающей лидерскими качествами, способной смело и уверенно презентовать себя в обществе. Данная установка транслируется со стороны СМИ, с точки зрения оценки личностной успешности и др. В современных условиях радикальные перемены, происходящие в экономической, политической и общественной жизни российского общества, сопровождаются существенными изменениями в мироощущении людей при восприятии событий собственной жизни. Возрастание темпов жизни требует от человека более осмысленного отношения к времени собственной жизни, так как умение предвидеть, прогнозировать и строить жизненные планы влияет на жизненный выбор, организацию и осуществление деятельности. В старшем подростковом возрасте построение жизненной перспективы является приоритетным. Без четко сформированных планов личностного и профессионального развития, индивид утрачивает основную функцию – целенаправленную саморегуляцию поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего (Абульханова-Славская К.А., Гинзбург Р.М., Головаха Е.И.) .
Динамичность происходящих перемен, новые стратегические ориентиры в развитии политики, экономики, социокультурной сферы выдвинули перед образованием новые задачи, которые, по замыслу авторов ФГОС ОО, будут направлены на способность личности к самосовершенствованию, владение такими универсальными учебными действиями, которые помогут использовать свои возможности в разных областях деятельности, включая осознанное построение жизненных целей и готовность учиться на протяжении всей жизни. Данные положения подкрепляются обновленными требованиями, заложенными в нормативных документах (ФГОС ОО, Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г., государственная Программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.»), где определена цель современного образования: подготовка обучающихся, которые владеют универсальными способами получения и переработки информации, обеспечивающими дальнейшее самообразование, умение адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
Психологи считают подростковый возраст сензитивным для формирования универсальных учебных действий. Именно в этот период в интеллектуальной сфере подростка происходят качественные изменения, в результате которых в значительной степени закладываются основы личности. Стремление к общению со сверстниками, независимость суждений, приоритет собственной индивидуальности при ярко выраженном стремлении получить поддержку в коллективе, группе имеют в этом возрасте ключевое значение для всех остальных функций и процессов. Подростку свойственно ощущать себя взрослым, готовым к включению в новые более сложные виды деятельности. Данные факторы обусловливают его сензитивность к переходу учебной деятельности на более высокий уровень – проектирование, – в котором для него раскрывается новый смысл этой деятельности.
Кроме того, в современных социокультурных условиях успешность личных, деловых, профессиональных, межнациональных контактов невозможна без владения их участниками универсальным инструментом взаимопонимания (языка) и умениями межкультурного взаимодействия. Общество сегодня движется в сторону космополитичности, многие культурные границы между странами стираются. В современной науке (языкознании, культурологии, социологии, психологии и др.) не теряет актуальности изучение проблем коммуникации как явления одновременно и социального, и языкового, речевого статуса. Вопрос о сохранении места России в ряде ведущих стран мира и ее международного престижа как в страны, которая обладает высоким уровнем культуры, науки и образования с учетом развития международного сотрудничества, становится всё более актуальным, а в связи с ним, и вопросы изучения не только иностранного языка, но и культуры народов других стран. В современных условиях, построение успешных деловых профессиональных межнациональных контактов не представляется возможным без овладения участниками этих контактов знаниями и умениями иноязычного общения. Это расширяет познавательные, профессиональные и личностные перспективы развития, позволяет участвовать в определённых, связанных с будущей специальностью, научных конференциях, совместных проектах, исследованиях на международном уровне. Таким образом, иностранный язык становится одним из компонентов дальнейшего образования и профессионального самоопределения учащегося.
Анализ научной литературы и практики позволяет выявить противоречия между:
- объективной потребностью современного общества в выпускниках образовательных организаций, обладающих универсальными учебными действиями, способных к успешной самореализации и адаптации, и недостаточным уровнем сформированности этих действий у современных подростков (по данным констатирующего этапа опытно-экпериментальной работы – у 78% обучающихся – низкий уровень);
- необходимостью обоснования межкультурного взаимодействия как эффективного средства формирования универсальных учебных действий подростка и недостатком в педагогической науке теоретических оснований и практических решений организации данного процесса в образовательных организациях;
- потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования универсальных учебных действий обучающегося на занятиях по иностранному языку как основы дальнейшего образования и профессионального самоопределения школьника и нерешенностью вопроса в педагогической науке.
Данные противоречия порождают проблему исследования, заключающуюся в обосновании способов развития универсальных учебных действий на занятиях по иностранному языку как основы дальнейшего образования и профессионального самоопределения обучающегося.
Актуальность рассматриваемой проблемы, недостаточная ее изученность и практическая востребованность обусловили выбор темы исследования: «Развитие универсальных учебных действий на занятиях по иностранному языку как основа дальнейшего образования и профессионального самоопределения школьника».
Цель исследования: обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность модели развития УУД на занятиях по иностранному языку, обеспечивающей дальнейшее образование и профессиональное самоопределение школьника.
Объект исследования: процесс обучения иностранным языкам в среднем общем образовании.
Предмет исследования: развитие универсальных учебных действий на занятиях по иностранному языку в средней общей школе, обеспечивающих дальнейшее образование и профессиональное самоопределение обучающегося.
Гипотеза исследования: Если применять такие способы развития универсальных учебных действий на занятиях по иностранному языку, как
1) использование аутентичной аудитивной и аудиовизуальной наглядности;
2) изучение культурных особенностей иноязычного общества в процессе познания аудиовизуального искусства страны изучаемого языка и его обсуждения на изучаемом языке
3)обучение в рамках специально разработанного комплекса заданий и упражнений, это обеспечит дальнейшее образование и профессиональное самоопределение обучающегося.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Выявить сущность понятий «УУД», «самообразование», «профессиональное самоопределение». Определить виды УУД.
2) Изучить условия самообразования и профессионального самоопределения обучающегося;
3) Разработать модель развития УУД, обеспечивающую дальнейшее образование и профессиональное самоопределение обучающегося;
4) Провести опытно-экспериментальную работу по апробации модели развития УУД и составить рекомендации по реализации способов их развития.
Степень научной разработанности темы:
- проблема развития мыслительных процессов как основы формирования универсальных учебных действий является одной из центральных в исследованиях зарубежных (И.Кант, Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Г. Фихте) и отечественных (Б.С.Гершунский, Д.П.Горский, М.С.Каган, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, С.А.Маркарян, Г.П.Щедровицкий) ученых;
- обоснована взаимосвязь формирования универсальных учебных действий с процессами культурного преобразования общества (М. Вебер, О.В.Долженко, В. Франкл), развития общей культуры личности (В.Л. Бенин, А.П. Валицкая, О.В. Фролов), с процессом усвоения научного знания (В.А. Лекторский, М.А. Розов, В.С. Швырев, В.Н. Садовский);
- в педагогической науке представлены исследования видов мышления: критического (О.В. Бурдюгова, Т.В. Климова, И.А. Мороченкова), рефлексивного (С.И. Заир-Бек, Н.В. Назаров, А.В. Карпов); культуры мышления (А.А. Смирнов, Л.Б. Соколова); продуктивного мышления (А.А. Есенжанова, М.В. Глебова, М.Н. Гольдина, А.А. Востриков), определяющих качество процесса формирования универсальных учебных действий подростка;
- в образовательном процессе данная проблема взаимосвязана с поэтапным формированием умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова), вопросами активизации познавательной деятельности (И.А. Зимняя, А.Н. Ксенофонтова, А.П. Тряпицына), развития самосознания личности (А.А. Орлов); самоорганизации учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, И.Я. Лернер, В.В. Сериков, Л.М. Фридман, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин), обоснованием теоретических оснований исследовательского метода в обучении, развития исследовательской деятельности (А.С.Обухов, А.И.Савенков), использования проектного метода и проектной деятельности (О.Б.Даутова, И.А.Колесникова, Т.В.Кузнецова, Е.С.Полат, Л.Н.Савина, Л.А.Теплоухова, К.Б.Хлaпушина, Е.Н.Худотеплова);
- обоснована роль познавательных и мыслительных учебных задач в усвоении универсальных учебных действий (Г.А.Балл, И.А.Зимняя, М.Г.Дзугкоева);
- признается самоценность подросткового возраста как особого периода в становлении личности (В.И. Божович, П.П. Блонский, Е.Н.Худотеплова), в частности, в овладении универсальными учебными действиями (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, А.В.Федотова). Сензитивность подросткового возраста определяется направленностью на самоутверждение и взаимодействие со сверстниками (Д.Б.Эльконин); потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д.И.Фельдштейн); развитием способности к рефлексии; «значимостью построения жизненных целей» (Б.И. Додонов);
- обоснование обучения иностранному языку (ИЯ) в контексте диалога культур через термин «лингвострановедение» и обоснование актуальности данного подхода в развивающемся мультикультурном обществе осуществляли Е.М Верещагин и В.Г. Костомаров, что положило начало целому ряду исследований в этой области (В.П.Фурманова, В.В.Сафонова, Г.Д.Томахин, Г.В.Елизарова, Л.П.Тарнаева, С.А.Рисинзон и др.).
В ходе исследования применялись следующие методы:
1) Анализ методической и психолого-педагогической литературы.
2) Изучение и обобщение педагогического опыта.
3) Наблюдение за обучающимися.
4) Моделирование.
5) Апробация педагогической модели.
6) Методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования определяется:
созданием модели развития УУД, ориентированной на самостоятельность, самоопределение, активность;
выявлением условий самообразования и профессионального самоопределения учащегося.
Теоретическая значимость:
исследована проблема развития УУД как основы дальнейшего образования и профессионального самоопределения на теоретико-методологическом, методическом и практическом уровнях;
уточнён и систематизирован понятийный аппарат исследования;
построена модель развития УУД, направленная на дальнейшее образование и профессиональное самоопределение.
Практическая значимость: создание и апробация модели развития УУД, которая даёт возможность обеспечить дальнейшее образование и профессиональное самоопределение школьника.
Эмпирической базой исследования выступило учреждение: МАОУ «СОШ №25» г.Златоуста.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.1 Понятие и виды УУД
После принятия Федерального Государственного Стандарта (ФГОС) второго поколения в 2009 году, понятие УУД вошло в образовательный процесс среднего общего образования. В современном школьном образовании УУД выступают в качестве личностных и метапредметных результатов обучения. Основа понятия заложена в деятельностном походе, разработкой которого занимались такие учёные как Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.А.Даленгер, В.В.Давыдов. Более того, УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Различные подходы к трактовке понятия «универсальные учебные действия» наблюдаются в современных гуманитарных науках . В частности, этот феномен трактуется как: «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» ; «совокупность оперативных действий учащегося, которые обеспечивают его культурное своеобразие….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, сегодня мы наблюдаем глобализацию на экономическом и политическом уровне, расширение международного сотрудничества в различного рода взаимоотношениях. Глобальная интеллектуализация выражается и в хозяйственно-техническом и в информационно-культурном сближении разных народов, стран, в формировании научно-информационного и культурного пространства, стирание границ между разными народами и государствами. Это отражено и в национальной доктрине образования Российской Федерации, где проблема развития интеллектуального потенциала молодёжи, является одним из базовых социально значимых направлений. Таким образом, на основе комплексного исследования содержания существующих научных психолого-педагогических подходов, в данном исследовании сформулировано понятие УУД.
В первую очередь, изменения, происходящие в настоящее время в системе образования, отражают направленность на получение компетентности в различных образовательных сферах в процессе развитие самоактуализации личности каждого участника учебного процесса. В учебных заведениях России также востребована новая компетентностная парадигма образования, когда итогом деятельности образовательного учреждения становятся компетентности и развитие УУД. Именно они отражают результаты обучения, систему ценностей, мотивы определенной деятельности, мотивы общения, поведение, морально-нравственные нормы, нормы социально-культурные при обучении и нормы взаимодействия с окружающими и др.
В данном исследовании проведён теоретический анализ и экспериментальное исследование формирования УУД учеников, практика работы с которыми показывает, что большинство из них испытывает определенные трудности в формировании УУД, которые проявляются, в частности, в низкой самооценки собственного коммуникативного потенциала, в снижении возможности к организации собственной деятельности, снижении мотивации и способности адекватно оценить свою УУД, собственные возможности коммуникации, поддержать общение, инициировать общение с помощью иностранного языка, аргументировать свою позицию и поведение в ситуации взаимодействия и др.
Развитие индивидуальной УУД представляется особенно значимым, в частности, в юношеском возрасте, т.к. этот период характеризует интенсивным развитием коммуникативной сферы, задачами профориентационного характера, самореализации, формирования интеллектуальной сферы индивидуального стиля мышления и др.
Очевидно, что сегодня необходимо создавать образовательную среду, доступную для широкой массы потребителей образования, где решение проблем формирования УУД личности имеет четкую практическую значимость. В исследовании обозначены направления развития УУД в условиях школы.
Анализ количественных и качественных результатов эмпирической части исследования, продемонстрировал, что составленная педагогическая модель позволяет значительно повысить уровень формирования УУД учеников в процессе образования: обучить способам решения творческих профессиональных задач, формировать системно-прогностическое мышление в профориентационной деятельности, формировать способность к аудированию, свободу коммуникативного взаимодействия, интерес к межкультурному взаимодействию, готового к непрерывному саморазвитию и самоактуализации в профессиональной сфере. Это дает основание считать педагогическую модель формирования УУД учеников в процессе обучения иностранному языку, достаточно эффективной, что полностью подтверждает правомерность выдвинутой ранее гипотезы исследования.
Представлены рекомендации по формированию УУД учеников на занятиях по иностранному языку.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФГОС основного общего образования [Текст] : Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. :Просвещение, 2010.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий[Текст] //Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. – М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
4. Аксенова, H.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] : / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы международной заочной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Молодой ученый, 2011. — Т.2. – С.94-100.
5. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. -М., 1982. - 192 с.
6. Ванчугова, С.М. Формирование универсальных учебных действий школьников через систему различных видов творческой деятельности [Текст] / С.М. Ванчугова // Образование и воспитание. — Казань: Молодой ученый, 2015. — №5. — С. 30-32.
7. Гальперин, П.Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. –1979. -No4. -С.54-63.
8. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: Пособие для учителей [Электронный ресурс] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. – Режим доступа: URL: http://rudocs. exdat.com/docs/index-23 6690.html/. Дата обращения: 16.10.2019.
9. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов [и др.]. – М.: Высш.школа, 1982. – 373 с.
10. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента: учеб. пособие. пер. с англ. [Электронный ресурс] / Р. Готтсданкер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 464 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/2/0141/index.shtml. – (Дата обращения: 10.03.2018)
11. Дзапарова, Е. Б.Проблема передачи идиом и безэквивалентной лексики в авторском художественном переводе [Электронный ресурс] / Е.Б. Дзапарова // Известия СОИГСИ. – 2011. – №6 (45). – URL: http://iratta.com/stati/15028-problema-peredachi-idiom-i-bezekvivalentnoy-leksiki-v-avtorskom-hudozhestvennom-perevode.html. – (Дата обращения: 13.12.2017)
12. Добровольский, Д.О. Национально-культурная специфика во фразеологии[Текст] / Д.О. Добровольский // Вопросы языкознания. – 1998. – № 6. – С. 48-57.
13. Дубровин, М.И. Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях [Текст] / М.И. Дубровин. – Москва: "Просвещение", 1993. – 349 с.
14. Даутова, О.Б. Теоретические основы становления самосознания учащихся в образовательном процессе: Монография [Текст] / О.Б. Даутова. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 108 с.
15. Демидова, Т. П. Психологическое сопровождение профессионально- личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях [Текст] : дисс. … к. псих. н. (19.00.07) / Т.П.Демидова. – Москва, 2005. – 183 с.
16. Ковылева, Ю.Э. Работа с вопросами как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий [Текст] / Ю.Э. Ковылева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 153-156.
17. Калмыкова, З.И. Педагогика гуманизма [Текст] / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1990. – 80 с.
18. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] /Е.А.Климов. – М.: Akademia, 2005. – 304 с.
19. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования[Текст] / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. – М.:ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. – 38 с.
20. Леонтьев, Д. А. Личность в непредсказуемом мире //Методология и история психологии, [Текст] :Т.5, Вып.3. – С. 120-140.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
22. Лазарев, В.С. Системное развитие школы: модель системно-целевого управления развитием школы [Текст] / В.С. Лазарев. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304 с.
23. Махотин, Д. А. Методические основы формирования УУД [Текст] // Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2014. – № 4. С. 4-8
24. Махотин, Д. А.Технологическое образование в современном социуме: монография [Текст] / Д. А.Махотин, Н. М. Твердынин - М. : Мегаполис, 2012
25. Максимова, З.Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений : напримере специальности «Графический дизайн» : дисс. … к. п. н. (13.00.08) [Текст] / З. Р. Максимова. – М., 2008. – 154 с.
26. Мухаметшина, О.В. К вопросу формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №3 (22) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014 - Режим доступа: http://naukovedenie.ru
27. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. — М., 2002.
28. Педагогика: словарь-справочник [Текст] / под ред. В.В.Князева. - М.: Вузовская книга, 2009.- 872 с.
29. Посталюк, Н.Ю. Проектирование инновационных образовательных систем [Текст] /Н.Ю.Посталюк. – М., 2004.
30. Родичев, Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников [Текст] / Н. Ф. Родичев// Новые ценности образования. – М., 2006. – Вып. 1-2. – С. 234-251.
31. Сапронова, О.Н. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий подростка [Текст] //дисс.на соискание ученой степени кандидата пед. Наук. – Оренбург 2017. – 194 с.
32. Семенова, И.Н. Структурирование регулятивных универсальных учебных действий для моделирования учебного процесса, направленного на их развитие [Текст] / Семенова И.Н., Шехирева М.А. //Актуальные вопросы преподавания математики, информатики, информационных тежхнологий// Межвузовский сборник научных работ. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2015. С.29-34
33. Теплоухова, Л.А. Рефлексия в проектной деятельности как средство развития комплекса универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Теплоухова // Пермский педагогический журнал. – 2016. – №4. – С.238-241
34. Усманов, А.Р. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в региональной системе среднего профессионального образования : на примере Чеченской Республики : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Текст] / Усманов Ахмед Рамазанович; [Место защиты: Федер. ин-т развития образования]. - Москва, 2016. – 228 с.
35. Узнадзе, Д.Н. Психология установки[Текст] / Д.Н.Узнадзе - СПб.: Питер, 2001. - 414 с.
36. Федоров, А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] //Инновации в образовании. – 2007, № 10. – C.75-108.
37. Хилько, Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты [Текст] / Н.Ф.Хилько. – Омск: Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии, 2004. – 158 с.
38. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] А.Хуторской // Народное образование. -2003. - № 2.
39. Яковлев, Е.В. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект [Текст] Е.В.Яковлев. – 2010. – № 4. – С. 74-83.
40. Цветкова, Н. А. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала [Текст] : дисс. … к. псих. н.(19.00.03) / Н. А. Цветкова. – Ярославль, 2005. – 196 с.
41. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in education Settings / ed. By Edmund C. Short. Lanham etc., University Press of America, 1984. V
42. Stempleski S., Tomalin B. Film. - Oxford: Oxford University Press, 2010. - 161 p.
43. Velde C. Crossing borders: an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference: 27- 35, 1997.