Фрагмент для ознакомления 2
Анатолий Борисович Добрович — русский писатель и поэт, литературный критик, врач-психиатр, автор популярных книг по психологии. В работе «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» он освещает вопросы проблем общения в контексте их влияния на все сферы жизни человека (невротические реакции, спровоцированные конфликтными ситуациями общения, могут негативно сказываться на здоровье, сосредоточенности, работоспособности, атмосфере в коллективе и его функциональности).
Основной задачей психогигиены он называет просветительскую задачу: освещение «правильных» и «ошибочных» стратегий поведения и саморегуляции в общении. Психогигиенический подход к общению с любым из субъектов образования требует от педагога подготовленности в области психологии общения, владения современными психологическими знаниями.
Бурное информационное развитие общества, переизбыток информации, дегуманизация, коммерциализация жизни провоцируют отчуждение людей и формируют глубокие проблемы общения.
Автор выделяет термин «синдром дискоммуникации» ,который может быть реализован в следующих формах:
1. Стремление к контакту, но невозможность найти собеседника,
2. Стремление к контакту при наличии собеседников, но неумение наладить контакт,
3. Стремление к контакту, чтобы разрядить агрессию (агрессивное общение),
4. Угасание стремления к контакту, уход в себя.
Перед школьной психологической службой стоит задача вооружить ребенка методами организации общения и способами отдыха от общения, который необходим при информационной перегрузке. Обучение таким методам должно начинаться со школьного возраста, чтобы стать органичной частью общения человека – его приемами личной психогигиены в общении.
Человека отличает от других живых существ наличие сознания, выраженного в речевой функции. Человеческая речь, ее смысловое наполнение, возможность общения и конфликтования через речь являются определяющими факторами для организации коммуникации. Учет психологической конституции личности и социального влияния на нее извне так же лежат в основе обучения психогигиене общения.
В идеале организация коммуникации должна быть такова, чтобы к соблюдению правил общения и поддержанию благоприятной атмосферы общения личность подталкивали ее собственные нравственные побуждения, а не запреты и ограничения общества.
Автор выделяет два вида поведения в ходе общения: доминантный собеседник настроен непременно влиять и занимать ведущую позицию в общении; недоминантный – уступчив и занимает ведомую позицию в диалоге. Так же существует классификация по мобильности/ригидности общения, в зависимости от скорости переключения собеседника с одного объекта обсуждения на другой. Важную роль в переходе внутренней речи во внешнюю коммуникацию играет и уровень интро/экстраверсии человека, который предполагает разные барьеры внутренней цензуры.
Показать больше