Фрагмент для ознакомления
2
Проспер Мериме (1808-1870) получил известность как французский писатель. Периодизация творчества Мериме ощутила влияние двух исторических событий: Июльской революции 1830 года и революционных событий 1848 года, при этом трансформация жизни, политических, социальных убеждений писателя соотносится с перестройкой системы жанров, развитием художественного метода, эволюцией проблематики и стиля.
Творчество Проспера Мериме находится на границе романтизма и реализма: в его произведениях фигурируют романтические, необычные герои в необычной обстановке, присутствуют страсти, бури, борьба и т.д. Этот прием полностью романтический. Главные черты характера у его героев: сила, стремление к свободе, борьба. Значимая роль отведена географии – это экзотические места, несоотносимые с французскими реалиями, это места дикие, большую роль играет природа. Именно природа изображена под стать героям: она предстает дикой, красивой, непокоренной [1].
Обратим внимание на особенности поэтики образа Кармен в одноименной новелле Мериме. Кармен — главная героиня новеллы П. Мериме «Кармен» (1845), юная испанка-цыганских кровей [4].
Образ Кармен многослойный, он создается при помощи «наложения» трех изображений героини. Имеет значение, что все трое повествователей — мужчины, каждый из них словно «рисует» свой портрет героини. Рассказчик-путешественник, озабоченный этнографическими изысканиями, видит Кармен «является» на набережной Гвадалквивира. Рассказчик поражается юной цыганочкой «ее странной, дикой красотой и экстравагантным поведением».
Кармен в глаза путешественника предстает как вполне чуждое ему порождение чужого мира, психологический курьез, этнографическая достопримечательность. У ученого француза Кармен вызывает интерес, который смешан с отчуждением и трепетом. Экспозицией образа героини является портрет на набережной, «в свете сумрачном, струящемся от звезд» на фоне темно-синей реки. Кармен будто включается в систему природных феноменов, как будто нечто родное. Позже рассказчик использует в описаниях Кармен сравнения с волком, то с молодой кордовской кобылицей, то с хамелеоном.
Романтический и реалистический планы соединяются в новелле «Кармен», где Мериме демонстрирует реалистическое понимание сути бродячего народа цыган и автохтонных басков и в то же время создает один из самых романтических в мировой литературе образов - образ Кармен. Особой поэтической мощью обладает «Кармен», в которой писателю удалось воссоздать один из «мировых образов», аналогичных Гамлету, Дон – Кихоту, - образ гордой цыганки Кармен, которая считает, что свобода дороже жизни. Кармен уже давно интерпретируется как романтический персонаж, а значительные этнографические описания, введенные в новеллу, как исключительно стилистический прием (для контраста записок ученого повествования с описанием страстей Кармен и Хосе).
Обратим внимание на новеллу «Маттео Фальконе». В новелле отмечается столкновение национальных традиций с буржуазной моралью. Персонажи новеллы Проспера Мериме защищают свою честь и свободу при помощи оружия и не признают других законов своего государства [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашурова Ш. А. РОМАНТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ПРОСПЕР МЕРИМЕ //Herald pedagogiki. Nauka i Praktyka. – 2022. – Т. 2. – №. 2.
2. Белова К. С. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В НОВЕЛЛАХ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ //Актуальные проблемы науки и техники. Инноватика. – 2023. – С. 87-91.
3. Богумил Т. А. Тезаурус новеллы П. Мериме Маттео Фальконе //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – №. 2 (71). – С. 88-91.
4. Каменская И. Б., Гудименко К. Е. КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ НОВЕЛЛЫ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ" КАРМЕН" //Вопросы языкознания в когнитивном аспекте. – 2015. – С. 127-130.
5. Литвиненко Н. А. Жанровый модус заглавий французского исторического романа 1820-х годов //Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. – 2017. – №. 1-2 (17-18). – С. 109-118.
6. Ульянова И. Е. Новелла Проспера Мериме" Маттео Фальконе". VII класс //Литература в школе. – 2006. – №. 4. – С. 39-41.