Фрагмент для ознакомления
2
Введение. В настоящее время земельный сервитут входит в число вещных прав на землю – право ограниченного пользования чужой землей.
В современном гражданском и земельном законодательстве земельные институты приобретают весомое значение. Данная значимость связана с тем, что сервитут может существовать до тех пор, пока будет существовать сама вещь.
В результате перехода общества к рыночным отношениям и появлением различных форм собственности, в гражданском праве образовывается недостаточная эффективность урегулирования сервитутных отношений. Отсутствие единообразного определения сервитута, отражается в дефиците внимания и изучение методов отдельных спорных вопросов. Анализу которых и будет посвящена данная работа.
Цель исследования состоит в изучении и анализе правовых проблем, возникающих при установлении сервитута на земельный участок.
Одним из вещных прав, выделяемых в соответствии с пунктом 1 статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) является сервитут.
Сервитут регулируется статьёй 274 ГК РФ. Его возникновение обусловлено отсутствием доступа (подхода или проезда) к земельному участку, который необходим для осуществления триады полномочий собственника (владение, пользование и распоряжение). Таким образом, сервитут обеспечивает право локального землепользования участка, находящегося в исключительном вещном праве другого лица (подразумевается все вещные права, установленные статьями 209, 216 ГК РФ за исключением сервитута, так как нельзя поставить на учет публичный или частный сервитут, который будет пересекать другой сервитут ведь это нарушает законные интересы других граждан). Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, реконструкции, строительства и (или) эксплуатации линейных объектов. При условии, что сервитут не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества. Так в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) публичный сервитут может быть установлен для следующих целей:
1. проезда или прохода по земельному участку, не только к своему участку, но и с целью предоставления общего доступа граждан к водному объекту общественного использования, в том числе к его береговой полосе;
2. установления на земельном участке межевых знаков, гравиметрических, нивелирных и геодезических пунктов государственных геодезических сетей, а также подход к ним;
3. реализации мелиоративных и дренажных работ на земельном участке;
4. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7. пользования земельного участка для охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8. использования земельного участка в целях, отмеченных статьей 39.37 ЗК РФ.
В действующем российском законодательстве не содержится единого перечня сервитутных прав. Но в законодательстве дается четкое деление сервитутов на публичные и частные (это зависит от количества физических или юридических лиц, в чьих интересах будет установлен сервитут), на постоянные и временные (в зависимости от срока, на который будет наложено ограничение сервитутного права) .
В качестве субъектов сервитутных отношений может выступать как физическое, так и юридическое лицо, которое в дальнейшем может претендовать на использование земельного участка в собственных нуждах.
Частный сервитут устанавливается в интересах определенных граждан или юридических лиц (неограниченный круг лиц).
Сервитут (публичный) устанавливается в государственных интересах, в интересах муниципального образования или местного населения либо определенного лица.
Публичный сервитут может быть установлен законом Российской Федерации или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации без изъятия земельных участков .
При установлении обременения учитывается мнение населения, проводятся общественные слушания.
Право частного сервитута может быть установлено на основании гражданского законодательства. Данным основанием для установления выступает соглашение сторон (между лицами, которые требуют установить сервитут, и собственниками соседних земельных участков). Спорные вопросы решаются только в судебном порядке .
Для публичного сервитута – срок для зарезервированных земель не должен превышать срока резервирования земель.
Прекращение публичного сервитута может произойти только в том случае, если потеряли актуальность те общественные нужды, ради удовлетворения которых он был установлен. В таком случае применяется акт об отмене.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.
5. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2019г. по делу №А32-22510/2017.
6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2019г. по делу № А67-6980/2018.
7. Балтин В.Э., Орлова Е.И. Определение соразмерной платы за сервитут земельного участка //Academy. 2018. № 11 (38). – С. 47–51.
8. Бумажников О.В. Публичный сервитут и сервитуты: сравнительный анализ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 2 (58). – С. 28-34.
9. Головко А.В. Понятие сервитута, основные виды сервитутов в законодательстве РФ: частный и публичный сервитут // Современные проблемы управления и регулирования: теория, методология, практика: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 23.01.2017 г. / Под общ. редакцией Г.Ю. Гуляева. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 264–266.
10. Марьин Е.В. Плата за публичный сервитут, как способ обеспечения эффективности использования земельного участка // Столыпинский вестник. 2020. № 1. – С. 11.
11. Суханов Е.А. Ограниченные вещные права // Ученые-юристы МГУ о современном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2005. СС. 189–190.
12. Стренин Д. Публичный сервитут в земельном праве: новое в законодательстве // Образование и право, 2020. № 3.С. 128 – 131.