Фрагмент для ознакомления
2
Деятельность органов опеки и попечительства в первую очередь направлена на защиту несовершеннолетних, особенно когда родитель или законный представитель не в состоянии выполнять свои обязанности или ограничен в этом в силу различных обстоятельств, таких как развод, лишение родительских прав, смерть родителей или добровольный отказ от ребенка.
Конвенция ООН «О правах ребенка» [1] закрепляет положение о том, что он должен развиваться всесторонне и гармонично, чувствовать любовь и понимание не только со стороны родителей, но и общества, и по мере взросления осознавать себя как личность, наделенную правами.
Как отмечают Т.А. Мосиенко, А.А. Никитина и М.М. Меркулов, «деятельность органов направлена на обеспечение оптимальных жизненных условий детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, которые не имеют нормальных жилищно-бытовых условий, обеспечение нуждающимся детям-сиротам, семейных форм устройства, обеспечение защиты имущественных и личных не имущественных прав несовершеннолетних.
Деятельность органов опеки и попечительства по контролю и надзору за надлежащим исполнением обязанностей законными представителями несовершеннолетних в соответствии с ч. 3 ст. 34 Гражданского кодекса РФ [2], в том числе по реализации несовершеннолетними прав в сфере охраны здоровья и содействуют в реализации и защите прав и законных интересов ребенка посредством проведения методической, информационной и иной работы с несовершеннолетним по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
В каждом конкретном случае органы опеки и попечительства обязаны проверить жилищно-бытовые условия несовершеннолетних, составить акт такого обследования и дать письменное заключение о применении к родителям мер семейно-правовой ответственности либо немедленно изъять ребенка из семьи.
Семейный кодекс Российской Федерации [5] определяет формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и на первом этапе ребенок имеет право на назначение ему опеки или попечительства. При этом, закон четко определяет, что ребенок, достигший возраста 10 лет, имеет право дать согласие или отказаться от конкретного лица, претендующего на роль опекуна (попечителя), немаловажную роль играет то, что мнению этого ребенка придается юридическая сила настолько, что при рассмотрении споров, связанных с конкретным ребенком, в судебном порядке не только учитывается, но и ложится в основу судебного решения, например, при восстановлении родителей в родительских правах, последним будет отказано в удовлетворении требований, так как ребенок, достигший возраста 10 лет, возражает.
На наш взгляд, множество проблем возникает с письменным заключением органов опеки и попечительства, так как для всестороннего и правильного заключения необходим тщательный анализ условий жизни несовершеннолетнего, круга его общения, психоэмоционального состояния несовершеннолетнего. Например, представители органов опеки и попечительства явились по месту жительства несовершеннолетнего после того, как им стало известно о нарушении прав ребенка и увидели пятна на ковре в комнате и изъяли ребенка из семьи, так как посчитали, что ребенок находится в антисанитарных условиях, что является недопустимым при воспитании ребенка. Таким образом, в письменном заключении данные органы отразили про «пятна на ковре», не подумав о том, что лишили ребенка родной семьи.
Необходимо отметить, что если ребенок живет в благополучной семье, то он получает от родителей любовь и заботу, жизненный опыт, вариант поведения, однако
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 08.08.2024) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16
4. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2022 год // СПС КонсультантПлюс.