Фрагмент для ознакомления
2
Подростковый возраст - самый трудный из всех детских возрастов. Именно в этот период времени у ребёнка возникают самые различные социально – психологические трудности, преодолеть которые, порой, самостоятельно подросток просто не в силах. Глубокое переживание неудач, физиологические изменения, нестабильное психическое состояние – накладывают отпечаток на эффект воспитательной работы, проводимой с подростками.
На сегодняшний день в современном российском обществе продолжает сохраняться проблема проявление девиации в подростковой среде. Несмотря на значительные усилия, прилагаемые со стороны всех участников образовательных отношений, с каждым годом всё больше растёт количество подростков, проявивших пристрастия к пагубным привычкам [Гут, с. 277].
В значительной мере на девиацию подростков влияют социально – культурные и социально – экономические факторы, происходящие в современном обществе. Семейный фактор, при этом, оказывается решающим и, либо оказывает позитивное подкрепляющее влияние, либо негативное и деструктивное. На основании этого нами сформулирована проблема исследования, которая заключается в исследовании личностных характеристик подростков, влияющих на проявление девиантного поведения [Степашкина, с. 293].
Особенностью подросткового возраста являются происходящие психологические и физиологические изменения. А. В. Астаева говорит о том, что физиологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, требуют построения нового телесного "Я". Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которые принимает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным как для самого подростка, так и для окружающих, делает невозможным сохранение статуса ребёнка [Астаева, с. 307 ].
Периодически повышающаяся тревожность у подростков, зачастую, связана с меняющейся внешностью. Если не получается выглядеть адекватно своему полу и возрасту, то это для подростка – повод для беспокойства.
Важно отметить, что происходят значительные изменения в когнитивной сфере развивается произвольное внимание, мышление, память и речь. Произвольность внимания проявляется в том, что подросток сам может контролировать своё поведение, реакции и критически анализировать свои поступки и последствия действий [Пушкина, с. 69].
В научных изысканиях Т. С. Зачиняевой говорится о том, что в подростковом возрасте значительно меняется воображение. Именно в подростковом возрасте теория переходит в практику и начинает активно проявляться творческое мышление. В подростковых фантазиях проявляются увлечения, хобби, формируется траектория жизненного пути [Зачиняева, с. 138].
Общие причины девиантного поведения у подростков зависят от условий окружающей среды, методов воспитания и особенностей строения организма. Среди них можно выделить следующие факторы:
- личностные (низкий уровень воспитания, высокая импульсивность, пристрастие к алкоголю и наркотикам, готовность рисковать, ограниченное чувство самосохранения);
- поведенческие (поведение, которое мешает другим, прогулы в школе, вандализм, бесцельное времяпрепровождение, плохая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, учет в полиции и судимости);
- общественные (культ насилия в обществе, девиантное поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена опекунов (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с девиантным поведением) [Марьин, с. 177].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астаева А. В. Индивидуально-личностные характеристики и особенности отношений к родителям у подростков с девиантным поведением // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы : сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием, Челябинск, 15–16 мая 2024 года. – Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2024. – С. 306-310.
2. Гут Ю. Н. Нейропсихологические и индивидуально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2014 : сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах, Курск, 13–15 ноября 2014 года / Ответственный редактор Горохов А.А.. Том 1. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2014. – С. 276-279.
3. Зачиняева Т. С. Самоотношение и жизнестойкость подростков с девиантным поведением // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы ХII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях, Новосибирск, 01–03 ноября 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. – С. 137-139.
4. Марьин М. И. Взаимосвязь личностных характеристик и форм девиантного поведения подростков // Экстремальная психология в экстремальном мире : Тезисы статей III научного форума с международным участием, Москва, 24–25 ноября 2023 года. – Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2024. – С. 175-179.
5. Пушкина А. В. Особенности личностной автономии девиантных подростков / А. В. Пушкина // Студенческий вестник. – 2023. – № 15-2(254). – С. 69-70.
6. Степашкина В. А. Нейропсихологическая диагностика как основа профилактики девиантного поведения в образовательной среде // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Тула, 21 октября 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 292-295.