Фрагмент для ознакомления
2
Оценка результативности налоговых мер и инструментов в регионах Дальневосточного Федерального округа
В экселе нужно проанализировать статистику из данных что есть на сайте налог ру:
1. Собрать информацию об основных региональных льготах на сайте налог ру по регионам ДФО провести инвентаризацию льгот
Начать с инвентаризации льгот: отбери основные. Допустим, основные льготы идут по налогу на прибыль или например, по страховым взносам.
2. Отобрать выпадающие доходы. По налогу на прибыть – 5П (брать данные из отчета 5 П -за предыдущие 3-5 лет) объём выпадающих льгот. Есть показатель – объем выпадающих доходов из-за таких и таких льгот. По Дальневосточному округу все отобрать.
3. Показатель миграции населения в регионах: приток и отток – регрессия. Отразить общее количество налогоплательщиков.
4. Рентабельность бизнеса – проанализировать.
5. Резкие увеличения в регионах: Особые зоны или еще что-то – и их сопоставить с наличием преференциальных налоговых режимов. Например, свободный порт Владивосток, оффшоры на острове русский
6. Сопоставить в динамике особые эконмические зоны: сначала их было 3, потом 10, как это отразилось на налоговых платежах.
7. Выводы анализа
1. Сбор информации об основных региональных льготах на сайте налог ру по регионам ДФО провести инвентаризацию льгот. Начать с инвентаризации льгот: отбери основные. Допустим, основные льготы идут по налогу на прибыль или например, по страховым взносам.
Налог на прибыль - 0 % в течение 5 лет с момента получения первой прибыли (5% для Республики Бурятия, 2% для некоторых видов деятельности в Забайкальском крае), 12 % на следующие 5 лет
Льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ
Налог на землю - 0 %, от 0% до 1,5% в течение 3-5 лет. Льгота устанавливается муниципальным образованием Налог на имущество организаций - 0 % От 0% до 0,3% на первые 5 лет, 0,5 % от 0,5% до 2,2% на следующие 5 лет
Льгота устанавливается субъектом РФ. Единый социальный налог - 7,6 %. Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС снижены с 30% до 7,6% в течение 10* лет после получения статуса резидента. Для резидентов, зарегистрированных после 01.01.2023 г., в течение 10* лет после уведомления налогового органа об использовании этого права. Уведомление можно подать в течение 3 лет после получения статуса резидента.
*12 лет для ТОР вне ДФО Понижающий коэффициент для налога на добычу полезных ископаемых – 0. Пониженный коэффициент на 10 лет (от 0 до 1)
Административные преференции. Все резиденты ТОР получают преференции для реализации своих проектов
Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот
Предоставление земельного участка для реализации проекта
Готовая инфраструктура
Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)
Режим «одного окна» для инвестора
Право управляющей компании на защиту резидента в суде.
Для описания данного вопроса возьмем данные по формам статистической налоговой отчётности | ФНС России | 77 город Москва (nalog.gov.ru), которые располагаются по следующему маршруту: вкладка - Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля выбор года - в разрезе субъектов Российской Федерации выбираем внутри файла выбрать регионы ДФО.
Кроме этого на сайте на первой вкладке проанализируем по регионам форму 5н по налогу на прибыль https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/?ysclid=m24qgwj1x0268011637". Для проведения анализа используем регрессионный анализ в разрезе данных за последние 5 лет: моделирование числа поступивших налогов на прибыль для лучшего понимания факторов удержания и недополучения налогов по региону.
Суть регрессионного анализа заключается в нахождении наиболее важных факторов, которые влияют на зависимую переменную.
Данные приведены в приложение эксель Приложение 1.
На основе проведенного анализа построен кривая регрессионного анализа.
2. Отобрать выпадающие доходы. По налогу на прибыть – 5П (брать данные из отчета 5 П -за предыдущие 3-5 лет) объём выпадающих льгот. Есть показатель – объем выпадающих доходов из-за таких и таких льгот. По Дальневосточному округу все отобрать.
Сведения о динамике количества налогоплательщиков и объема выпадающих доходов по НДПИ в соответствии с данными статистической налоговой отчетности ФНС России по форме 5-НДПИ. млн рублей
РАСТУЩАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В 2020–2023 годах доля собственных доходов (ННД) в регионах ДФО составляла в среднем 64% их совокупных доходов, что заметно ниже среднего по России показателя (78%). В течение последних пяти лет в ДФО наблюдается характерный для остальных федеральных округов тренд к снижению доли ННД в доходах. Но если в среднем по России доля ННД снизилась на 12 п. п. (с 81% в 2016 году до 69% в 2020-м), то в ДФО — на 14 п. п. (с 70 до 56%).
В целом по России снижение доли ННД в совокупных доходах наблюдалось в основном в 2023 году и было связано с дополнительными трансфертами из федерального бюджета для реализации мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и компенсации выпадающих доходов. В отличие от других субъектов РФ рост зависимости региональных бюджетов от федерального в ДФО связан не только с пандемией.
Среди всех регионов федерального округа только в Сахалинской области доля собственных доходов превышает среднестрановой уровень (83–96% в 2020–2023 годах). Кроме того, Сахалинская область — единственный регион в ДФО, не получающий дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Наибольший объем безвозмездных поступлений в абсолютном выражении получает Якутия: в 2023 году региону было выделено 97,2 млрд руб., из которых 51,6 млрд руб. пришлось на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Среди всех субъектов РФ Якутия традиционно является одним из лидеров по объему указанных дотаций, что вполне закономерно с учетом обширной территории (на Якутию приходится порядка 18% площади РФ) и низкой транспортной доступности северных районов.
Для Камчатского края характерна наименьшая доля собственных доходов среди регионов ДФО (ННД в 2020–2023 годах составляют менее трети совокупных доходов), что во многом обусловлено структурой экономики края, где основная доля приходится на рыболовство. Значительная часть трансфертов в бюджет Камчатского края — это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2023 году их доля в совокупных доходах края составила 45% — максимальный показатель среди всех российских регионов.
В 2023 ГОДУ ТОЛЬКО В ОДНОМ СУБЪЕКТЕ ДФО ДОЛЯ ННД ПРЕВЫСИЛА СРЕДНИЙ ПО РОССИИ УРОВЕНЬ
Источник: Казначейство России, расчеты АКРА
В целом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составили 37% всех трансфертов из федерального бюджета, полученных регионами ДФО в 2023 году, тогда как в среднем по стране этот показатель составил 19%.
5. Резкие увеличения в регионах: Особые зоны или еще что-то – и их сопоставить с наличием преференциальных налоговых режимов. Например, свободный порт Владивосток, оффшоры на острове русский Свободный порт Владивосток
Территория Петропавловск-Камчатского городского округа (за исключением территории, входящей в ТОР «Камчатка») входит в территорию свободного порта Владивосток, где также устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, (в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.07.2015 № 212-ФЗ) установлены следующие налоговые преференции:
• - общий размер страховых взносов на 10 лет равен 7,6%;
• налог на прибыль в течение 5 лет равна 0%;
• налоговая ставка налога на имущество в течение 5 лет равна 0%;
• налоговая ставка по земельному налогу в течение 5 лет равна 0%.
Также, резидентам свободного порта Владивосток предоставлено право на предоставление земельных участков в аренду без торгов по кадастровой стоимости; установлены сокращенные сроки проведения плановых и внеплановых контрольных проверок; установлен беспошлинный и безналоговый режим свободной таможенной зоны на использование товаров иностранного производства и оборудования, вывоз, ввоз и хранение и т.д.
Объем капитальных вложений резидентов свободного порта Владивосток должен составлять не менее 5 миллионов рублей.
7. Сделать выводы анализа.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В Российской Федерации существуют два схожих инструмента региональной политики. Формально они имеют разные цели, но реально направлены на привлечение инвестиций в регион путем создания особых условий для осуществления предпринимательской деятельности.