Фрагмент для ознакомления
2
целей, процессов и ресурсов, которые необходимы для достижения желаемых результатов в области управления качеством. Система менеджмента качества позволяет оптимально использовать ресурсы предприятия, предотвращать возникновение потерь, и при этом учитывать долгосрочные и краткосрочные цели [9, С.145].
Формально основа системы менеджмента качества для сетевых предприятий общественного питания определена соответствующими международными и национальными стандартами.
Международным стандартом в области системы менеджмента качества является стандарт серии ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008 «Quality management systems –Requirements»). Преимуществом данного стандарта является его универсальность и применимость к любой отрасли производства в секторе экономике, в том числе в сфере общественного питания.
Национальным российским стандартом в области управления качеством является ГОСТ P ИСО 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования», при разработке которого были учтены принципы менеджмента качества, установленные ISO 9000 и ISO 9004. ГОСТ P ИСО 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования» основан на применении процессного подхода, базирующемся на непрерывном управлении качеством и взаимосвязях отдельных процессов в рамках разработанной системы.
Цель применения стандартов ИСО серии 9000 заключается в обеспечении стабильного функционирования документированной системы управления качеством продукции и услуг предприятия. Данные стандарты представлены тремя документами:
- ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» - данный стандарт содержит основные понятия, принципы и терминологию СМК. Его назначение заключается в определении методологии основных понятий, принципов и терминологии менеджмента качества для дальнейшего результативного и эффективного внедрения СМК, а также получения большей практической ценности от других стандартов;
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает требования к системам качества, их документации, разработке, ресурсам. Его применяют для сертификации и аудита систем менеджмента качества;
- ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» - содержит широкий спектр рекомендаций для достижения устойчивого успеха любого предприятия в сложной, требовательной и динамично меняющейся среде посредством применения подхода на основе менеджмента качества.
Непосредственно для предприятий общественного питания разработан и действует международный стандарт ИСО 9004–2–91 «Административное управления качеством и элементы системы качества», часть 2 «Руководящие указания по услугам». Аналогично в Российской Федерации также разработан и действует национальный стандарт ГОСТ Р 52113–2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» [5].
Важным преимуществом вышеуказанных стандартов является то, что они дают определение услуги общественного питания, одновременно определяя некоторые аспекты параметров качества при ее производстве. В международном стандарте ИСО 9004–2–91 термин услуга определен как результат взаимодействия поставщика и заказчика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей заказчика. Соответственно, показателем качества оказания услуги является уровень удовлетворенности клиента, что в большой мере соответствует рыночному подходу к обеспечению конкурентоспособности предприятия.
ГОСТ 31985–2013 «Услуги общественного питания. Термины и определения», понятие «услуга общественного питания» представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах» [3]. В данном определении выражена взаимосвязи и взаимозависимость основные субъектов и элементов процесса оказания услуги и зависимость качества от эффективности их взаимодействия.
Таким образом, объединив вышеуказанные термины можно сделать вывод, что услуга сетевых предприятий общественного питания направлена на реализацию удовлетворения потребителей продукции общественного питания и организацию досуга.
В процессе предоставления услуг общественного питания, предприятия обязаны обеспечить:
- качество и безопасность процесса приготовления, включающее также свежесть и качество продуктов питания;
- соблюдение чистоты, гигиены и эстетичности в процессе приготовления блюд и их предоставления клиенту;
- своевременное и вежливое обслуживание;
- личную безопасность и безопасность имущества клиентов (безопасность от уголовного и террористического насилия, а также пожарную, техническую, санитарную, экологическую).
В современной литературе большое значение придается следованию процессного подхода при формировании систем управления качеством, реализация которого включает в себя постоянное проведение мониторинга уровня удовлетворенности потребителей и определение потребительских предпочтений, требования которых учтены в международных стандартах:
- ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций»;
- ГОСТ Р ИСО 10003–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации».
Применение вышеуказанных стандартов на предприятиях общественного питания позволит добиться следующих результатов:
- повысить уровень доверия потребителей к предприятию;
- сформировать положительный имидж предприятия;
- обеспечить реализацию требования потребителей на всех процессах предприятия при соблюдении законодательных.
Важно также отметить, положение, определенное в ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций», согласно которому удовлетворенность потребителя — это «восприятие потребителем степени выполнения его требований» [6]. Данный постулат определяет, что залогом конкурентоспособности предприятий общественного питания является система менеджмента качества, ориентированная на:
- производство продукции, соответствующей потребностям потребителей
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты, стандарты
1. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // Консультант Плюс
2. ГОСТ P ИСО 9001–2011 «Системы менеджмента качества. Требования»
3. ГОСТ Р 52113–2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»
4. ГОСТ Р ИСО 9004–2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»
5. ГОСТ Р ИСО 10001–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций»;
6. ГОСТ Р ИСО 10003–2009 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации»
7. Международный стандарт ИСО 9004–2–91 «Административное управления качеством и элементы системы качества»
Учебная и специальная литература
8. Барышникова, Н. И., Зайцева, Т. Н., Мироманова, Ю. В., Бакланова В. В. Управление качеством на предприятиях общественного питания // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 145-148.
9. Белякова, Н.В., Сысоева, Е.Л. Основы системного анализа. – М.: КНОРУС, 2009.
10. Бухаров, И. О., Как эффективно управлять ресторанно-развлекательными предприятиями. Ресторанные ведомости - 2007. - №4. - С.30-34.
11. Герасимов, Б.И., Попова, Г.Л., Злобина, Н.В. Основы теории системного анализа: качество и выбор: учеб.пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2017.
12. Евтушевская, О. А., Тенденции развития украинского рынка соков, нектаров, сокосодержащих напитков, морсов. Экономика пищевой промышленности, 2010. № 3.С. 46–52.
13. Как «Братья Караваевы» ломают стереотип общепита Москвы [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://republic.ru/business/kak_perestat_kormit_pomoyku_bratya_karavaevy_lomayut_stereotip_zhlobskogo_obshchepita_moskvy-932978.xhtml (дата обращения: 28.10.2019)
14. Масааки Имаи. Гембакайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. М.: Альпина Паблишер, 2011.
15. Официальный сайт компании Шоколадница [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://shoko.ru/moskva/o_kompanii/ (дата обращения: 28.10.2019)
16. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: учеб.пособие. – М.: Высшая школа, 2017.
17. Пономарев, С.В., Мищенко С.В., Белобрагин В.Я. и др. «Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества», 2005.
18. Пособие по внедрению HACCP на примере российских заведений [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://foodrussia.net/restoran/posobie-po-vnedreniyu-khassp-v-obshchepite/ (дата обращения: 28.10.2019)
19. Пэнди, П.С., Ньюмен, Р.П., Кэвенег, Р.Р. SixSigma. Как GeneralElectric, Motorola и другие ведущие компании мира совершенствуют свое мастерство.- Москва: Изд-во Лори, 2014.
20. Ребрин, Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие.- Таганрог: ТРТУ, 2014.
21. Система минимизации рисков на примере российского общепита [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://restoranoff.ru/equipment/technology/HACCP__sistema_minimizacii_riskov/ (дата обращения: 28.10.2019)
22. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник: учеб.пособие для вузов / под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высшая школа, 2016.
23. Чернышов, В.Н., Чернышов А.В. Теория систем и системный анализ: учеб.пособие. – Тамбов: Изд-во Тамбов.гос. техн. университета, 2018.
24. Чумиков, А. Н. Реклама и связи с общественностью: Имидж.репутация, бренд. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2016.
25. 1С. Информация о кофейне Шоколадница [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://v8.1c.ru/news/newsAbout.jsp?id=3843 (дата обращения: 28.10.2019)
26. Chipotle Mexican Grill might be a victim of its own massive growth [Электронныйресурс].- Режим доступа: http://wtvr.com/2015/02/03/chipotle-stock-tanks-was-it-a-little-too-hot/ (дата обращения: 27.10.2019)
27. Effectiveness Of Leadership At McDonald's Management Essay [Электронныйресурс].- Режим доступ: https://www.ukessays.com/essays/management/effectiveness-of-leadership-at-mcdonalds-management-essay.php (дата обращения: 24.10.2019)
28. LoxcelGeomatics [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.loxcel.com/sbux-faq.html (дата обращения: 24.10.2019)
29. «Основатель» («TheFounder», реж. Джон Ли Хэнкок, 2016)
30. OfficialinformationofMcDonald’sCompany [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mcdonalds.com/dam/AboutMcDonalds/Sustainability/Sustainability%20Library/mcd048_2008report_v5.pdf (дата обращения: 22.10.2019)
31. StarBucks.OfficialWebsite [Электронный ресурс].- режим доступа: http://globalassets.starbucks.com/assets/6547a066cdcd4e0080afb1c63d428d0c.pdf (дата обращения: 24.10.2019)
32. SuperBrand. Информация о кофейне Шоколадница [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.super-brands.ru/content/sbrand_11473.shtml (дата обращения: 28.10.2019)
33. TripAdvizer.ru[Электронный ресурс].-// https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g798121-d4053125-Reviews-or10-U_Andre-Saratov_Saratov_Oblast_Volga_District.html(дата обращения: 28.10.2019)
34. Saratov.Zoon.ru[Электронный ресурс].-// https://saratov.zoon.ru/restaurants/restoran_u_andre/reviews/ (дата обращения: 28.10.2019)
35. Yell.ru[Электронный ресурс].-// https://www.yell.ru/saratov/com/u-andre_1695172/ (дата обращения: 28.10.2019)
36. 2Gis.ru [Электронный ресурс].-https://2gis.ru/saratov/firm/6052240280261590/mediaTab/reviews?queryState=center%2F46.018199%2C51.543119%2Fzoom%2F17 (дата обращения: 28.10.2019)