Фрагмент для ознакомления
2
1. Актуальность разработки программы
Программа ГБОУ школа № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является комплексной программой формирования знаний, установок, норм поведения, которые позволяют обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
На сегодняшний день здоровье любого человека представляет собой значимый феномен, от состояния которого зависит благополучие населения страны. Чем уровень культуры здоровья выше у общества, тем будет выше и уровень культуры здорового образа жизни отдельного человека.
Здоровье представляет собой состояние физического, социально-психического благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, всех систем организма.
В настоящий период времени в РФ отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Согласно сведениям РАМН, около 90 % школьников имеют отклонения в физическом и психическом состоянии здоровья. Ухудшается состояние здоровья школьников на фоне низкой двигательной активности, неэффективности имеющихся в образовательных учреждениях форм и методов физического воспитания в организованных коллективах и семье.
Согласно исследованиям, у 40% школьников уровень развития двигательной активности ниже среднего.
Главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья человека является систематическая двигательная активность на протяжении всей жизни человека. Именно физическое воспитание, школьный предмет «Физическая культура» в образовательных учреждениях призваны формировать у человека потребность в укреплении здоровья, систематических занятиях физической культурой и спортом.
Огромную роль приобретает физическое воспитание, которое прививает любовь к организованной образовательной деятельности, физическим упражнениям, спорту и обеспечивает связь физической культуры с жизнью. Таким образом, физическое воспитание создает условия для физического развития ребенка.
Цель физического воспитания в образовательном учреждении – сформировать у школьников здоровый образ жизни. Что касается воспитательного аспекта, то физическое воспитание может содержать воспитание честности, смелости, развитие быстроты, ловкости, силы, выносливостм и пр.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
У человека должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит всё его благополучие и сама жизнь. В настоящее время в России существует такая необходимость, как целенаправленное, систематическое и комплексное формирование у школьников здорового образа жизни, профилактики в образовательной среде вредных привычек.
В ГБОУ школа № 409 Пушкинского района решить такую проблему можно путем комплексного и системного подхода, основанного на взаимосвязи всех педагогов, родителей, органов власти, общественных организаций. Важно, чтобы в итоге такого воздействия у личности сформировалась новая компетенция - ответственность за свое здоровье и здоровье других людей. Роль учебного заведения состоит в приобщении учащихся к ценностям физической культуры и здорового образа жизни, внедрении в жизнедеятельность учреждения здоровьесберегающих практик и активной оздоровительной, профилактической работы.
Состояние здоровья детей по месту учебы характеризуется следующими показателями:
Во всех типах образовательных учреждений дети с патологией составляют 59,2%.
По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия:
- в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) патология выявлена у 59,2% обучающихся,
- в школах-интернатах – у 71,9%,
- в школах при воинских частях – у 57,4%,
- в учреждениях начального и среднего профессионального образования – у 49,8%,
- в военных училищах – у 33,4%.
Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья, а также профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопароза, ожирения и т.д.) и искоренения вредных привычек (пьянство, табакокурение, токсикомании и т.д.).
В материалах о здоровом образе жизни справедливо отмечаются недостатки экологии среды обитания, осложнение повседневной бытовой деятельности в связи с урбанизацией, ломающей соразмерность пространств, увеличение затрат времени на жизненно необходимые и полезные виды деятельности.
На сегодняшний день особенно актуальна проблема по обеспечению сохранности здоровья школьников со стороны всех уровней органов власти. Здоровье школьника – важный и необходимый элемент качества жизни, который следует изучать в контексте образования, учитывая, при этом, факторы, которые воздействуют на состояние здоровья детей:
- негативные социально-экономические условия;
- неблагоприятная экологическая обстановка в регионе;
- факторы риска, которые могут быть в образовательных организациях (учреждениях), приводящие к последующему ухудшению здоровья школьников;
- формирование у школьников комплексов знаний, установок, норм, правил поведения;
-специфика отношения учащихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (исключение - дети с серьёзными хроническими заболеваниями).
В этой связи, представляется актуальным решение вопроса сохранения здоровья школьников ГБОУ школа № 409 Пушкинского района и формирования у детей положительной мотивации к ЗОЖ через систематическую работу ГБОУ школа № 409 Пушкинского района в этом направлении.
2. Основные термины и понятия
Образ жизни - это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия.
Здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) - устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни. ЗОЖ - поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека.
Здоровый человек – человек, который реализует свой потенциал развития, принимает для себя принципы здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии – система, которая формирует достаточные условия для сохранения, укрепления и развития здоровья образовательных субъектов.
Здоровьесберегающая педагогика – комплексный и системный подход, посредством которого решаются задачи защиты здоровья обучающихся от негативного влияния, а также задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся.
3. Нормативно-правовая база программы
Нормативно-правовую базу разработки и реализации программы ГБОУ школа № 409 Пушкинского района составляют:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010, № 189) раздел 10;
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы.
4. Принципы реализации программы
Реализация программы в ГБОУ школа № 409 Пушкинского района по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни базируется на нижеследующих принципах:
- принцип безвредности;
- принцип приоритетности заботы о здоровье обучающихся и педагогических работников. Осуществляющиеся процессы в ГБОУ школа № 409 Пушкинского района, начиная от выработки планов программ до проверки их исполнения, подготовка педагогических кадров, работа с родителями оцениваются с позиции воздействия на психическое и физиологическое состояние, здоровье обучающихся и педагогов. Проведение исследования состояния здоровья обучающихся;
- принцип единство психического, физического и духовно-нравственного здоровья;
- принцип непрерывности проведения здоровьесберегающей работы;
- принцип субъект-субъектного взаимоотношения с обучающимися. Вопросы здоровья включаются в состав учебных программ, в ГБОУ школа № 409 Пушкинского