Фрагмент для ознакомления
2
Прибыль является основанием обеспечения благосостояния трудового коллектива, производственного и социального развития. Поэтому каждый трудовой коллектив, каждый предприниматель будет проявлять стремление к ее получению. Приобретение прибыли разрешает не только поддерживать производственную деятельность коммерческой организации, но и удовлетворять ее разнообразные общественные интересы. Поэтому предприятия стремятся к повышению зарабатываемой прибыли.
Недостаточная степень изученности теоретических и практических аспектов управления прибылью в современных организациях предопределили актуальность и выбор темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа прибыли в Нижегородский филиал АО «ЦентрИнформ» и разработка рекомендации по ее максимизации.
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты формирования и пользования прибылью;
2. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородский филиал АО «ЦентрИнформ»;
3. Проанализировать формирование и использование прибыли на предприятии
4. Предложить мероприятия по максимизации прибыли
Предметом выступает процесс управления прибылью на предприятии.
Теоретической базой работы являются труды отечественных и зарубежных учёных в области финансового менеджмента такие, как С. А Брю, А. Маршалл, И. Шумпетер, А. Смит, Д. Риккардо, Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова, В.М. Волкова, В.И.Подольский, М.Ф.Овсейчук, Г. В Савицкая, А Д Шеремет и многие другие. Нормативные и законодательные акты РФ, материалы и рекомендации научно-практических конференций.
В работе в качестве информационной базы использовались официальные данные Федеральной службы по статистике РФ, бухгалтерская отчетность Нижегородский филиал АО «ЦентрИнформ», данные информационной сети «Интернет».
Практическая значимость работы состоит в том, что использование разработанных в данной работе рекомендаций позволит решить проблемы эффективного управления прибылью Нижегородский филиал АО «ЦентрИнформ» на более высоком практическом уровне.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования прибыли» раскрыты сущность, цели, виды и задачи управления прибылью предприятия в рыночных условиях хозяйствования, проведен обзор методик анализа управления прибылью и обоснование выбранной; исследовано нормативно-правовое регулирование управления прибылью в организации.
Во второй главе «Анализ финансово-хозяйственной деятельности Нижегородский филиал АО «ЦентрИнформ» приведён анализ основных технико-экономических показателей организации; проанализирована финансово-экономическая деятельность Нижегородский филиал АО «ЦентрИнформ»; проведен анализ прибыли в организации.
Третья глава посвящена выявлению путей эффективности повышения прибыли анализируемого предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И ЕЕ МАКСИМИЗАЦИЯ
1.1. Сущность, функции, источники образования прибыли предприятия
Наиболее важным и ценным финансовым результатом хозяйственной деятельности любого торгового предприятия в условиях рынка является прибыль. Конечный финансовый результат непосредственно формируется из финансового результата, имеющего связь с реализацией продукции или же работ и услуг, а также основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Нет сомнения и в том, что любая коммерческая организация в условиях рыночной экономики преследует такую цель как получение максимального объема прибыли, который будет, в свою очередь, способствовать дальнейшему развитию. Прибыль следует рассматривать не только в качестве основной цели, но и в качестве результата деятельности предприятия и эффективности его функционирования [1].
Экономическая сущность прибыли – это одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории, поэтому в литературе существует множество определений прибыли.
Волков О.И. пишет «Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли» [5].
Колчина Н. В. определила прибыль с двух точек зрения: с экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и на начало отчетного периода [12].
Исследуя научные школы трактовки прибыли, можно сформулировать следующее определение:
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода [16].
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций, наглядно представленных на рисунке 1 [21].
Рисунок 1 – Функции прибыли как экономической категории
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, социального и научно-технического развития предприятия, материального поощрения работников.
Помимо этого, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней [15].
Итак, обобщая все рассмотренные определения, следует отметить, что финансовый результат - это результат деятельности субъектов хозяйствования, который определяется как разница между суммами доходов и соответствующих им расходов, выраженная в абсолютных показателях прибыли (убытка). К финансовым результатам деятельности предприятия относятся как минимум 5 показателей: доходы (выручка), прибыль, рентабельность продаж, рентабельность активов и капитала, добавленная стоимость.
1.2. Формирование прибыли предприятия
Прибыль формируется путем нахождения разницы между доходами и расходами.
На тему учета доходов и расходов существует множество источников, посвященных вопросам исследования доходов, и понятие доходов не имеет единого определения, так как у каждого автора существуют различные подходы (рисунок 2).
Любые доходы являются основными для покрытия всех издержек любого предприятия и в дальнейшем формирования чистой прибыли, которая может быть направлена на инвестирование, на обновление своей материальной базы, на расширение производства, на выплату вознаграждений и другие.
Рисунок 2 – Характеристика понятия «доходы» различными авторами
Все определения, раскрытые на рисунке видно, что большого отличия между ними нет, общим являются то, что доходы являются основным
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баталина Е. Скидки как инструмент управления портфелем клиентов и проблема упущенной прибыли // Консультант. 2019. N 19. С. 67 - 71.
2. Баянова Л.И. Доходы и расходы в период пандемии // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2020. N 8. С. 18 - 23.
3. Богомолова И.П., Трунова Е.Б. Управление прибылью, рентабельностью мукомольного предприятия с использованием аналитических подходов // Экономический анализ: теория и практика, 2017, N 21
4. Болотин А.А. Калькулирование себестоимости как элемент управления прибылью производственного предприятия // Международный бухгалтерский учет. 2019. N 38. С. 40 - 48.
5. Боримская Е.П., Панченко И.А. Роль прибыли в обеспечении экономической безопасности предприятия: направления усовершенствования бухгалтерского учета для целей управления // Международный бухгалтерский учет. 2018. N 35. С. 58 - 68.
6. Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2017. – С. 398.
7. Булавко Л.В. Анализ распределения прибыли с использованием модели оценки доходности активов // Аудиторские ведомости, 2016, N 10
8. Волков О. И. Экономика предприятия – М.:ИНФРА-М, 2018. – С.216.
9. Володина А. А. Управление финансами: – М.: ИНФРА-М, 2017. – С. 117.
10. Грызунова Н.В. Управление денежными потоками предприятия и их оптимизация / Н.В. Грызунова, М. Н. Дудин, О.В. Тальберг // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2020. – № 1. – С. 68.
11. Егорова С.И. Как обосновать управленческие расходы? // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2020. N 9. С. 22 - 34.
12. Жминько А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли // Экономический анализ: теория и практика", 2018, N 7
13. Земсков В.В.Статистический анализ прибыли // Аудиторские ведомости, 2017, N 1
14. Зобова Е.П. Управленческие расходы: анализ судебной практики // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2019. N 12. С. 28 - 38.
15. Климова Н.В. Анализ факторов прибыли от продаж и оценка показателей рентабельности организации // Бухучет в строительных организациях. 2018. N 7. С. 37 - 41.
16. Климова Н.В. Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли // Экономический анализ: теория и практика, 2019, N 1
17. Климова Н.В., Касьянова С.А. Методические подходы к формированию резервов роста прибыли с позиции экономического анализа и бухгалтерского учета // Экономический анализ: теория и практика 2017, N 16
18. Клоницкая А.Ю. Налоговое планирование: оптимизация налогооблагаемой базы по налогу на прибыль // Аудитор. 2019. N 11. С. 43 - 46.
19. Колчина Н. В. Финансы организаций (предприятий) – М.:ЮНИТИ, 2017. – С.41
20. Липина М.А. Об определении состава прямых расходов для целей налогообложения прибыли // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. N 9. С. 38 - 52.
21. Липчиу Н.В. Финансы организаций. – 5-е изд. / Н.В. Липчиу. – М.: Магистр, 2017. – С.90-91.
22. Моряк Е.Н. Распределение чистой прибыли в ООО // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. N 3. С. 12 - 13.
23. Москалева Е.Г. Анализ взаимосвязи чистой прибыли и чистого денежного потока по данным бухгалтерской отчетности страховой компании // Международный бухгалтерский учет. 2017. N 1. С. 26 - 46.
24. Потапов А.В. Управление предприятием на основе учётной информации // Бухгалтерский учёт.–2019.- №7. – С. 14.
25. Разгуляев В. Управление запасами для получения максимальной прибыли от удовлетворения спроса клиентов // Консультант. 2017. N 11. С. 79 - 85.
26. Разуваева А.А., Покровская Н.В. Инвестиционная активность российского бизнеса: связь с нагрузкой по налогу на прибыль организаций // Международный бухгалтерский учет. 2020. N 7. С. 800 - 823.
27. Рябец П.С., Бондаренко Т.Н. Анализ факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-4. - С. 762.
28. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2018. – С. 260.
29. Семенов М.В. Анализируем финансовый результат и налогооблагаемую прибыль // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение 2017, N 7
30. Станиславчик Е. Инструменты управления прибылью: анализ прибыли по данным отчетности // Финансовая газета. 2018. N 49. С. 13.
31. Станиславчик Е. Парадоксы управления прибылью // Финансовая газета. 2018. N 43. С. 13.
32. Толпегина О.А. Анализ прибыли: теория и практика исследования // Экономический анализ: теория и практика, 2019, N 2
33. Управленческие расходы в налоговом учете по налогу на прибыль // СПС КонсультантПлюс. 2020.
34. Федорович Т.В., Федорович В.О., Дрожжина И.В. Стратегический управленческий учет корпоративной прибыли // Международный бухгалтерский учет. 2017. N 38. С. 10 - 23.
35. Финансовый менеджмент / Под ред. И.Б. Ромашовой. – М.: Кнорус, 2017. – С.168.
36. Шигаев А.И. Факторный анализ выполнения плана по прибыли // Бухгалтерская отчетность организации 2018, N 3