Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ни одно общество не может долго находиться в состоянии застоя. То же и с экономикой: длительное состояние стагнации губительно для экономики. И то и другое должно развиваться: необходимо двигать вперед экономические факторы, улучшать условия жизни членов общества, повышать их культурный и образовательный уровень. В противном случае произойдет социальный «взрыв». Это общество погибнет. Так произошло с Великой Римской империей, Древним Египтом.
Управлять муниципальным образованием — значит улучшать условия жизни населения, а также развивать экономический потенциал. Одно неразрывно от другого. Это двуединая задача как государственного, так и муниципального управления.
Спонтанное управление в целом не дает положительного результата. Это мы наблюдали в дореволюционной России, когда царское правительство было не в состоянии решать вопросы и на местах создавались различные комитеты; наблюдали и в период НЭПа. В послереволюционной России экономика носила плановый характер. Уже первый Декрет о земле представлял собой план национализации всех недр, земельных территорий. После принятия Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года вся работа Советов депутатов трудящихся, как органов местного самоуправления, проводилась на основе перспективных планов, которые состояли из наказов избирателей и мероприятий, способствующих решению общегосударственных и идеологических задач. Планы разрабатывались сроком на 5 лет (пятилетки).
В современной России каждый регион, каждое муниципальное образование разрабатывает комплексную программу социально - экономического развития своей территории. Это узаконено Федеральным законом от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «…В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления… обладают следующими полномочиями:… принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально – экономического развития муниципального образования».
За основу берется программно – целевой метод социально – экономического развития. Этот метод подразумевает «…способ решения крупных социально – экономических проблем посредством разработки и реализации органами публичной власти и управления взаимосвязанных программ, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества».
Объект исследования - Нижнегорский район Республики Крым.
Предмет исследования – стратегическое развитие Нижнегорского района Республики Крым.
Цель работы – выявить стратегические приоритеты развития Нижнегорского района Республики Крым. Для достижения поставленной цели были выработаны задачи по рассмотрению теоретических и практических аспектов рассматриваемой темы.
В процессе исследования применялись такие методы эмпирического и теоретического исследования как наблюдение и сравнение, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Информационную базу исследования составили нормативно–правовые акты и теоретическая литература по теме исследования.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы стратегических приоритетов развития муниципального образования
1.1. Понятие, нормативно-правовая база, составные части комплексной программы социально- экономического развития муниципального образования.
Комплексная программа социально – экономического развития муниципального образования – документ, в котором отражена концепция, стратегия, непосредственно план (долгосрочный, среднесрочный и на один год), мероприятия по осуществлению плана, контроль выполнения плановых решений. Этот документ является прогнозно-плановым, т.к. в нем предполагается конечный результат [12, c. 44].
Концепция (лат.conceptio – «понимание», «система») имеет несколько значений:
- конкретный способ понимания, трактовки неких явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения»;
- система взглядов на явления в мире, природе, обществе;
- замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего-либо.
Концепция определяет стратегию.
Планировать – предлагать, рассчитывать, иметь в своих планах.
Планирование – это часть управления, разработка и реализация мероприятий, определяющих, какой будет экономическая система, а также способы и средства достижения.
Комплексная программа социально – экономического развития муниципального образования
Формирует и управляет сроками, финансами, трудовыми и материальными ресурсами реализацию стратегических приоритетов муниципального образования
Формирует основу взаимодействия местного населения и текущее функционирование экономики и социального сектора муниципального образования
Нормативно – правовой базой для стратегического планирования в муниципальных образованиях являются Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2015 № 823 «Об утверждении правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально – экономического развития Российской Федерации».
В п.6 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ сказано, что органы местного самоуправления уполномочены принимать и организовывать выполнение планов и программ развития муниципального образования. Разработка программы осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации о 03.06.1996 года № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». В нем поставлена основная задача органам местного самоуправления: «обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Здесь же на органы местного самоуправления возложено столько полномочий, сколько они могут выполнить [24, c. 31].
В 1995 году принят Федеральный закон «О прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации». Здесь поставлены цели и определено содержание государственных прогнозов и программы социально – экономического развития Российской Федерации, предложен порядок разработки вышеперечисленных документов для всех субъектов Российской Федерации, муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Концепция может рассматриваться как комплекс стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования.
Составными частями комплексной программы являются:
Стратегические приоритеты, цели и задачи, при осуществлении которых обеспечивается устойчивое развитие муниципального образования.
Основные мероприятия по реализации стратегических и текущих задач жизнеобеспечения муниципального образования.
Мероприятия, направленные на накопление, а также использование собственных и привлеченных ресурсов.
Мероприятия, выполняющие долгосрочные, среднесрочные и годовые разделы вышеуказанной программы.
1.2. Функции, основные цели и задачи стратегических приоритетов развития муниципального образования
Функции, основные цели и задачи стратегических приоритетов развития муниципального образования:
1. Определяет формы и методы обеспечения органами власти, бизнеса и населения согласование по времени и ресурсам выполнение всех планов, а также текущей хозяйственной деятельности [10, c. 76].
2. Определяет для органов власти, бизнеса и населения стратегические цели, реализация кторых повлечет за собой достойные условия жизни людей и ведения бизнеса, положтлеьную конкуренцию
3. Комплексная программа социально – экономического развития муниципального образования
4. Определены следующие функции комплексной программы социально – экономического развития муниципального образования:
5. Обеспечивает равновесие интересов населения, бизнеса и властных структур
6. Формирует критерии оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, предприятий и населения
7. Основная цель комплексной программы - формирование ряда мероприятий, направленных на удовлетворение интересов и потребностей населения, а также создание благоприятных условий для жизни населения и ведения бизнеса.
Задачами данной программы являются следующие:
8. Формирование четких и понятных представлений о ценностях, задачах, ресурсах, стратегических целях и возможностях социально – экономического развития.
9. Согласование стратегических целей и задач с государственными и региональными [9, c. 31].
10. Поддержание необходимого соответствия уровня выполнения стратегических целей и задач с достойным обеспечением текущей жизнедеятельности населения.
11. Взаимосвязь и одновременность этапов и мероприятий реализации задач, поставленных перед субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и населением.
12. Органичное сочетание используемых методов государственного регулирования и рыночных возможностей развития экономики и социальной сферы.
13. Согласованность стратегий развития всех представителей экономического сектора со стратегией развития муниципального образования.
14. Согласование интересов всех субъектов территории муниципального образования, создание позитивных условий для динамичного развития жизнедеятельности.
15. Привлечение бизнеса к процессу разработки и финансированию программ, управлению муниципальным образованием.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации с поправками 2020 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2005. –с.361
3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" // Российская газета. 2005. 26 июля. – С .114
4. Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (в ред. от 16 октября 2006 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822. –с.114
5. Указ Президента РФ №607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Москва, Кремль 28 апреля 2008 года.
6. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ.1998. № 36. Ст. 4466.
Основная учебная литература:
7. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.
8. Бутов В.И., Игнатьев В.Г. Основы региональной экономики.- М.:
9. Гутман Г., Мироедов А., Федин С. Экономика региона и управление/ Учебное пособие – Владимир, 2015. 268 с.
10. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России / Учебник. М.: Финансы и статистика, 2016.
11. Региональная экономика/ Учебное пособие под ред. Т.Г.Морозовой – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2017.
Дополнительная литература:
12. 1.Шинковский М.Ю. Российские регионы: становление политических режимов в условиях глобализации.- Владивосток: Изд- во Дальневост. ун- та , 2015.
13. 2.Еремян В.В. Муниципальная история России.- М.: Академический проект, 2015.
14. 3.Основы местного самоуправления: Учебное пособие (Подготовлено Фондом развития парламентаризма). - М.: ФРП - РНЦГУ, 2015.
15. 4.Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. - М., 2016. -С. 177.
16. 5.Ланцов В.А., Бабкина Л.Н., Песецкая Е.В. Потенциал территории: экономические, социальные и экологические аспекты – СПб: УРСС, 2017..
Электронные источники системы ЭБС:
17. Глазырин, М.В. Система устойчивого развития общества на уровне муниципального образования [Электронный ресурс]: монография / М.В. Глазырин. — Электрон.дан. — Москва 2016. — 172 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/95073.
18. 6.Исин, Б.К. Территориальная организация населения: Электронное учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б.К. Исин. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2018. — 170 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63852.
19. 7.Карякина, Л.А. Формирование и развитие кластерных образований в экономике [Электронный ресурс]: монография / Л.А. Карякина. — Электрон.дан. — Москва: Дашков и К, 2015. — 150 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/77276.
20. 8.Левинталь, А.Б. Индикативное планирование и проведение региональной политики [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Б. Левинталь. — Электрон.дан. — Москва : Финансы и статистика, 2017. — 368 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/5697.
21. 16. Рой, О.М. Стратегическое территориальное управление: бизнес-стратегии территориальных образований [Электронный ресурс]: монография / О.М. Рой, А.Г. Бреусова. — Электрон.дан. — Омск: ОмГУ, 2018. — 244 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/12807.
22. 17. Пак, Х.С. Региональная экономика и управление: Электронное учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие / Х.С. Пак. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2018. — 167 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63838.
23. Свириденко, М.В. Управление развитием территорий: Электронное учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.В. Свириденко. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2017. — 75 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63748.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
24. Официальный сайт правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.government.ru
25. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.minfin.ru
26. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru
27. Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cbr.ru
28. Официальный сайт Федеральной службы статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru
29. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fedsfm.ru.
30. Институт комплексных стратегических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icss.ac.ru/.
31. Справочно-правовые системы: Гарант, консультант Плюс.
32. Центр раскрытия корпоративной информации. — Режим доступа: www.e-disclosure.ru; www.disclosure.ru; e-disclosure.azipi.ru/organization/personal-pages/
33. Электронно-библиотечная система «Юрайт» [Электронный ресурс]: www.biblio-online.ru,
34. Платформа «Библиокомплектатор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.bibliocomplectator.ru.
35. Университетская библиотека Online [Электронный ресурс]. — Режим доступа: biblioclub.ru/index.php?page=main_ub_red.
36. Электронно-библиотечная система Znanium.com [Электронный ресурс]. — Режим доступа: znanium.com
37. Электронная библиотека ScenceDirect [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sciencedirect.com.
38. Электронная библиотека Scopus [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.scopus.com/home.uri.
39. Электронная библиотека Web of Science [Электронный ресурс]. — Режим доступа: login.webofknowledge.com
40. Портал правительства Республики Крым [Электронный ресурс]. — https://rk.gov.ru/