Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире, в связи с общественно-экономическими изменениями в стране, перед образовательными учреждениями встают все новые и новые задачи. Для более эффективного усвоения материала учащимися, педагогам приходится разрабатывать все новые методики обучения, что значительно сказывается на ходе учебного процесса.
Речь в учебном процессе – одна из важнейших (если не важнейшая) функций развития человека, ведь благодаря ней он способен отражать происходящее в мире и свои мыслительные процессы.
Особое внимание речевому развитию отводится при обучении детей с различными нарушениями.
Актуальность исследования заключается в том, что речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словообразование - значимый механизм овладения богатством лексики родного языка, а также развития и совершенствования процессов речевосприятия и речепорождения в собственной коммуникативно-речевой деятельности ребёнка. При этом дети не только усваивают нормативные способы словообразования, но и пытаются применить их в словотворчестве.
При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребёнка спонтанно как результат активного использования им лексических единиц в различных речевых контекстах. Умение использовать разные способы словообразования включается в структуру речевых навыков ребёнка старшего дошкольного возраста и является одним из важнейших показателей его речевой готовности.
Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Вопросами коррекционной работы по развитию речи детей с ОНР занимались такие ученые как Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова и др.
Дети в старшем дошкольном возрасте неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой словообразовательная деятельность детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности на этапе первичной словообразовательной операции. Причиной данного факта является несформированность ряда предпосылочных условий когнитивного (познавательного) и вербального характера (словесного).
При общем недоразвитии речи первоначальные умения словообразования дети начинают осваивать в результате целенаправленной систематической логопедической работы. Важность изучения словообразовательных процессов подтверждается тем, что они являются одним из главных показателей нормального развития речи ребёнка и являются мощнейшим стимулом, основой развития речи.
Значимость исследования связана с тем, что дети с последствиями общего нарушения речи, не овладевшие различными способами словообразования, испытывают существенные трудности в понимании морфологического состава слов, в толковании их значений и смыслов, в усвоении правил применения приставок и суффиксов, оценки их роли в составе слова. Всё это значительно снижает успешность усвоения этими детьми программы и является одной из причин учебной неуспеваемости. Развитие навыков словообразования у детей с ОНР требует проведения специальной логопедической работы, содержание которой будет зависеть от выявленных особенностей развития навыков словообразования.
Исходя из этого, целью работы является исследование особенностей навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста ОНР.
Предмет исследования: особенности навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для исследования навыков словообразования применялись задания, заимствованные из рекомендаций к методике обследования навыков словообразования Р. И. Лалаева.
На основании указанной методики был взят комплекс заданий, включающий 5 серий, предполагающих применение на образование от глагольных основ с помощью приставок, образование глаголов с противоположным значением, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных.
База и организация исследования: Исследование проводилось в период_____ на базе__________________.
1. Сущность ОНР
Фундаментом современного мира является постоянно изменяющаяся информация, которая требует гибкости мышления от каждого человека. В связи с этим перед сферой образования ставятся новые задачи, направленные на то, чтобы адаптировать ребенка к миру.
Одним из главных показателей общего развития ребенка является развитие монологической речи. И если с детьми, у которых не выявлено никаких нарушений, все понятно (в образовательной среде множество методик, которые уже показали свою эффективность), то с детьми, у которых есть нарушения, все намного сложнее.
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой такое нарушение речевого развития, при котором у ребенка недостаточно сформированы словарный запас, грамматическое оформление и фонематический слух [1, с.39].
ОНР может проявляться как в полном отсутствии речевых средств общения, так и единичными нарушениями устной речи.
Среди признаков ОНР можно отметить:
- позднее появление первых словарного- бедный лексический запас (несоответствующий возрасту)
- стойкие грамматические ошибки
- нарушение фонематического слуха
- затруднения при произношении звуков
- затруднения при построении монологической речи.
Таким образом, у детей с ОНР в любом случае страдает коммуникативная функция. Это, с одной стороны, связано с тем, что уровень связной монологической речи играет огромную роль для дальнейшей успешности обучения в школе детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны особенности развития речи и психики детей с общим недоразвитием речи ограничивают возможность развития данного вида речи без специального обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить противоречие между психологическими предпосылками, обусловливающими возможности старших дошкольников в области речевого творчества, с одной стороны, и недостаточной разработанностью практического решения данной проблемы – с другой.
Исследованием развития связаной речи у детей занимаются такие науки, как лингвистика, психология, педагогика и дефектология. Они изучают механизмы, с помощью которых формируется связная речь, а также возрастные и психолого-педагогические особенности развития ребенка.
Под связаной речью понимают законченное и грамотно оформленное высказывание, предложения в котором логически и тематически связаны [6]. Таким образом, ребенок должен овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка, чтобы передать окружающим свою мысль.
Успешное владение монологической речью — показатель речевого воспитания дошкольников, поэтому включает в себя освоение такими формами, как:
- звуковая культура языка;
- словарный состав;
- грамматический строй.
Все перечисленное влияние на развитие связной речи. Кроме того, связность речи подразумевает и умение использовать разные типы речи (описание, повествование, рассуждение).
В связи со всем вышесказанным, развитие связной речи занимает центральное место в общей системе развития речи у дошкольников.
Ребенок без речевых патологий к окончанию школы должен правильно произносить звуки, легко воспроизводить многосложные слова, а в его словарном запасе находится 4-5 тысяч слов. Совсем иная ситуация у детей с
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бородулина, М.К., Минина, Н.М. Диалогическая речь и методика ее преподавания // Язык и стиль. Сб.ст. под ред. Дегтеровой Т.А. – М., 1965. – с.211-225;
2. Воронина, М.П. Диалог на уроке в начальной школе // Начальная школа. – 2004. - №6. – с.45-50;
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Собрание сочинение в 6-ти томах. – т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504с.;
4. Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов. – Вестник Тгу. – 2009. – Вып.9. – с.215-219;
5. Козинец, С.Б. Деривационные возможности словообразования метафоры // Известия Саратовского университета. - 2008. - с.8-15;
6. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград: Вгу, 2011. – 261с.;
7. Косова, В.А. Словообразовательная категория: Формирование понятия и основные направления исследования // Ученые записки Казанского университета. - 2010. - с.199-212;
8. Немов, Р.С. Психология: учебник, т.2. – М.: Высшее образование, 2005. – 375с.;
9. Николаев, Г.А. Теоретические проблемы русского словообразования // Диалектное словообразование, морфемика и морфология. - 2007. - с.7-29;
10. Резанова, З.И. Теория русского словообразования в трудах профессора М.Н. Янценецкой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cuberleninka.ru (Дата обращения: 08.05.2018);
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.;
12. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Полипресс, 2001. – 480с.;
13. Хомская, Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987. – 496с.