Фрагмент для ознакомления
2
Внимание к экологической устойчивости нашей планеты сегодня представляет собой насущный вопрос и для компаний, и для государств, и для мировой общественности в целом. Компании стараются менять своё отношение теме природоохранной деятельности не только потому, что их вынуждают национальные и международные законы, но и потому, что развитие экологического маркетинга в будущем принесем им солидные выгоды. Экологичное управление производством может помочь усилить их экономические цели. Рациональное природопользование если не в ближайшей, то в стратегической перспективе создаст экономические выгоды. Соответствие критериям «зеленой экономики» нуждается действенных методах и практиках решения экологических проблем. И здесь на выручку приходят инновации, зарубежный опыт и инициатива на местах. Компании, вставшие во главе "зелёной " повестки, имеют конкурентные преимущества, хотя в исследованиях этот аспект часто игнорируется.
Объект исследования – эко-тренды и их влияние на маркетинговые стратегии.
Предмет исследования – совокупность используемых методов экологического маркетинга.
Методы исследования: сравнение, систематизация, анализ, сопоставление, логика.
Гипотеза исследования заключается в следующем: современная модель развития экологической политики в рамках стратегического маркетинга предприятий и организаций приносит пользу как компаниям, так и природе.
Цель исследования – изучить влияние эко-трендов на маркетинговые стратегии
Глава 1. Роль экологических тенденций в современном мире
1.1. Сущность экологических трендов: условия формирования; Основные существующие эко-направленные стратегии
Экологические проблемы стали доминировать на повестке дня мирового сообщества еще примерно сто лет назад. По началу это были умозрительные и философские обсуждения, затем научные исследования, которые переросли в постоянный мониторинг экологической ситуации на планете. "Зеленая" тема постоянно муссировалась в СМИ, конференциях, выступлениях политиков и общественных деятелей, причем накал страстей рос от десятилетия к десятилетию. Причиной, давшей толчок подобной полемики, стала деятельность человека, а конкретней наращивание промышленного производства, появление "грязных технологий" и бурное освоение атома.
На начальном этапе развития человек, как и другие живые существа, являлся естественной составляющей природы, жил по её законам, органично вписываясь в круговорот веществ. Со времени появления земледелия и скотоводства начинается эпоха воздействия человека на окружающую среду. Поля и пастбища стали первыми искусственными экосистемами, не самоподдерживающимися без участия человека, так как если он мигрировал, то посевы зарастали. Медленно, но верно, люди меняли природу под себя, угнетая и нанося ей урон. Резкий скачек загрязнения пришелся после начала добычи углеводородов и промышленной выплавки металла. Именно тогда люди стали замечать исчезновение растений и животных. Вот, например, письмо одного из жителей Москвы к Герцену, написанное в шестидесятых годах девятнадцатого века: "Оскудела наша Москва-река. Конечно, пудового осетра и сейчас еще можно выловить, но вот стерлядочки, которой мой дед любил потчевать приезжих, уже не выловишь" [ 1 ].
Несомненно, что за полтора прошедших столетия человек изменил мир больше, чем тот поменялся за всю историю цивилизации. Интенсивное потребление природных ресурсов привело людей к колоссальному прогрессу. Появление новых материалов, химических веществ, технических средств, приборов и оборудования заметно облегчило нам жизнь. В то же время, вмешательство человека в естественные природные процессы вызывает резкое ухудшение состояния естественных эко-систем, уничтожение сформированных миллионами лет постепенной эволюции уникальных природных комплексов, сокращение или даже полное вымирание популяций растений и животных. Кроме этого в неживой природе мы видим необратимые изменения тектонических и геологических структур, целых пластов внутренних слоев земли. Все это может привести к самым печальным последствиям для всей флоры и фауны планеты, включая человека. Стихийное и хищническое разорение природных ресурсов поставило на грань жизни и смерти всю цивилизацию.
До самого последнего времени никто об этом серьезно не задумывался, так как эти изменения происходили в вялотекущем ритме. Но значительно выросший интерес к исследованию экологических проблем вывел одну простую и логически правильную мысль - необходимо снижать вредное воздействие человека на окружающую природу, прежде всего за счет выбросов вредных и опасных веществ в атмосферу. Главным источником всех загрязнений объявили промышленные и ресурсодобывающие предприятия, автомобили и бытовые приборы, животноводство и отходы жизнедеятельности человека (попросту, мусор).
Люди попытались осмыслить, как, не нарушая доступности современных благ, удовольствий и комфорта для человека сократить его негативное воздействие на окружающую среду. Первостепенным вопросом стало то, как экология сможет интегрироваться в экономику, а особенно в организацию производства. Результатом этих исследований стали технологии формирования концепции «экологически осознанного» управления предприятиями, купирование современными средствами очистки выбросов от автомобилей и бытовых приборов, снижение количества крупного рогатого скота и правильная утилизация или переработка мусора. Природопользование должно осуществляться на научной основе. При этом должны учитываться все сложные процессы, происходящие в природе, что позволит, по мнению ученых, решить экологические проблемы.
С конца прошлого века стали приниматься законы, нормативно-правовые акты и решения, ограничивающие бесконтрольный выброс вредных веществ и обязывающие особо "грязные" производства вводить многоуровневые системы очистки. Подобные законодательные инициативы грозили крупными штрафами, вплоть до закрытия производства в случае их неисполнения.
После этого тренд на экологическую политику стал воплощаться с максимальной активностью, и был дан старт для разного рода экологических программ. На отдельных предприятиях и организациях стала создаваться производственная конструкция, которая готовила базу для обоснования и разработки экологических стратегий. В это же время появлялась система мотивации персонала предприятия в успешной реализации данных стратегий. Бизнес инвестирует крупные деньги в безопасные для природы проекты, а человеческое общество приняло экологический тренд на сознательное и ответственное потребление.
В России эта тенденция обрела особую актуальность, поскольку испокон веков наши предки старались максимально беречь природу, чувствуя духовную связь с родной землей. Несмотря на финансовые потери практически во всех экономических сферах действует система жесткого экологического менеджмента, имеющая твердые стандарты бережного использования ресурсов, внедрения «зеленых» технологий и снижения негативного влияния на окружающую среду. В частности, модернизируются очистные сооружения, разрабатываются и производятся высокоэффективные коагулянты, используются фильтры и уловители нового поколения на производствах, отходы перерабатываются на вторичных производствах.
Конечно, не все так радужно, как хотелось бы. В погоне за прибылью некоторые предприниматели стараются скрыть вредное влияние на окружающую среду своих производств. Но наше правительство действует методом "кнута и пряника". Неподъемные штрафы, проверки и отчетность в контролирующие органы с одной стороны и субсидирование экологических проектов, появление «зеленых облигаций», снижающих нагрузку на бюджет предприятий, гранды и проекты государственно-частного партнерства с другой, позволяют мотивировать бизнесменов действовать в правильном "экологичном" фарватере.
Существует несколько основных эко-направленных стратегий. Разберем их классификацию по работе кандидата экономических наук, доцента МГТУ МА. Москва, А. И Бородина [ 2 ]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александр Иванович Герцен. "Собрание сочинений в тридцати томах : Том 3. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы, 1842—1846". Москва. Издательство Академии наук СССР. 1954.
2. Вестник УГТУ-УПИ. ВЫБОР ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ, А.И. Бородин, канд. экон. наук, доц., МГТУ ГА, Москва. 2005.
3. Портер, Майкл. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер ; [пер. с англ. Н. Минервин]. - 3-е изд. - Москва : Альпина Бизнес Букс : Компания XXI век, 2007.
4. Исследование группы Cone Communication,, https://conecomm.com/2017-csr-study/. 2017 год.
5. Хачатуров Т.С. Экономика природопользования / Т.С. Хачатуров. М.: Наука, 1997.