Фрагмент для ознакомления
2
Интерес к изучению адаптивных особенностей пятиклассников связан с важностью приобретения адаптационного опыта именно в этот период. Так, при поступлении в вуз, помимо адаптации к новым формам организация учебно-воспитательного процесса, у первокурсников происходит перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются прежний уклад жизни, окружение, бытовые условия, в которых живут и учатся школьники. Изменения, происходящие в жизни первокурсников, могут иметь не только позитивный, но и негативный характер: вызывать эмоциональный дискомфорт, тревогу, негсативно сказываться на успеваемости и удовлетворенности учебным процессом [6]. Особенно остро переживают этот период пятиклассники, которые переходят из младшей школы в среднюю
Адаптивностью принято считать способность быстро приспособиться к новым условиям, понимать и поддерживать позитивные изменения, способность работать в быстроменяющейся ситуации, в условиях неопределенности, которая ориентирует на постоянное развитие и самосовершенствование [2].
Адаптивность может рассматривать как характеристика личностного уровня адаптации индивида к окружающей действительности. Необходимо отметить, что некоторые исследователи выделяют субъективный и объективный критерии успешности адаптации. Субъективный критерий определяется как степень осознанной или неосознанной удовлетворенности исполнителя различными аспектами жизнедеятельности и самим собой. В качестве же объективного критерия рассматривают эффективность деятельности, которую трактуют как определенный уровень продуктивности, результативности деятельности [6]. Вообще, адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств) [7].
Адаптивность соотноситься с такими качествами личности как выносливость, высокая работоспособность и устойчивость к различным факторам внешней среды. Некоторые исследователи данное понятие рассматривают как свойство, необходимое пятиклассникам при адаптации к образовательному учреждению [4]. Также к факторам, способствующим адаптации, относят осмысленность жизни, низкую агрессивность и тревожность, устойчивое положительное отношение к окружающей действительности, субъективное чувство удовлетворенности социальными отношениями, трудом, жизнью. К факторам, препятствующим адаптации, можно отнести трудности в общении, сложные взаимоотношения в новом коллективе, переживания.
Для оценки социальной адаптивности пятиклассников необходимо получить информацию об отношении молодых людей к своему новому социальному статусу, оценить отношение к учебе, удовлетворенность условиями обучения, условиями проживания и бытом в общежитии, удовлетворенность материальным положением и пр.
Объект: социальная адаптивность.
Предмет: оценка уровня социальной адаптивности учащихся пятых классов
Цель: особенности оценки уровня социальной адаптивности учащихся пятых классов
Задачи:
1. Провести анализ адаптивности человека и фундаментальная типология индивидуальности
2. Рассмотреть основные направления исследований психического и психологического здоровья детей и подростков
3. Оценить влияние организации учебного процесса на уровень адаптивности учащихся пятых классов.
Глава 1 Оценка уровня социальной адаптивности учащихся пятых классов
1.1 Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденного и приобретенного умения приспособиться ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть люди с высокой, средней и низкой адаптивностью. Врожденные ее основы — инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Адаптированность — степень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения: удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничным и адаптированным либо дисгармоничным и дезадаптированным. Дезадаптация— психосоматический (и души, и тела) процесс, который протекает в трех формах: невроза, агрессивного протеста и депрессиии (психосоматические заболевания и нарушения поведения).
Адаптивность человека обеспечивается отобранными в эволюции, целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой ее составляющей являются инстинкты.
Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Они группируются в диады. А — самосохранения и продолжения рода, это базовая диада, связанная с физическим выживанием особи и вида. Б — исследовательский и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И наконец, включает инстинкты доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение человека в психосоциальном аспекте. Все три диады вместе позволяют человеку адаптироваться в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных.
Обычно у человека один или несколько инстинктов являются преобладающими, остальные выражены слабее, но все равно полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного иногда приводит к патологии, а влияние остальных может быть нейтрализованным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях.
Рис. 1. Схема инстинктов
Инстинктопатии вызывают конфликтные взаимоотношения между теми, кто поражен ими, и другими людьми, у которых доминирование определенного инстинкта не отклоняется от нормы. Существует тесная связь таких нарушений с психопатиями: например, при истероидной психопат
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Башкирева Т.Б. Общие критерии психического, психологического и социального здоровья/ Т. Б. Башкирева // Мир психологии. 2007, №2, с. 140-151.
2. Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, СМИУ,2009, № 4-5, Т 11, с. 1195-1200.
3. Белопольская Н.Л. Представления о психической норме и патологии: психологические критерии // Экспериментальная психология. 2015, Т.8, No 3, с. 74–81.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988, 301 с.
5. Будаева О.А. Халифаева. Психологическое благополучие как один из показателей психологического здоровья личности. Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: Материалы Международной научно-практической конференции /Гл. ред. И.О. Логинова. Красноярск: Версо, 2014, 616 с., с. 120-127.
6. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся / С.М. Громбах. Москва: Медицина, 1988, 272 с.
7. Драчук Т.Э. Анализ распространенности и причинных факторов развития психических расстройств у детей // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016, Т.1, №1 (12), с. 27-30.
8. Забелина А.В. Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013, № 9 (сентябрь), с. 11–15.
9. Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. (19.00.01). Санкт-Петербург, 2010, 23 с.
10. Катков А.Л. Качество психического здоровья (системные характеристики феномена по результатам комплексного исследования) // Теория и практика охраны психического здоровья. 2015, No 1(1), с. 2-88.
11. Коркоценко М.Н., Ткач Д.С. Диагностика влияния социального пространства на психологическое здоровье ребенка // Школьные технологии, 2007, № 1, с. 168-172.
12. Куковская В.А., Урбанович И.А., Гольцева Т.В., Пуляевская О.В. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. 2008, № 10, с. 63-65.
13. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Инновации в образовании // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2013, №3(1), с. 33-37.
14. Левина И.Л., Захаренков В.В. Состояние психического здоровья детско-подростковой популяции по данным социально-гигиенического мониторинга // Медицина в Кузбассе. 2012, Т.11, №3, с. 27-31.
15. Лифинцева А.А. О соотношении понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественных и зарубежных исследованиях // Психическое здоровье и личность в меняющемся обществе: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Д.В. Лифинцев. Калининград, 2007, с. 44-48.
16. Лифинцев Д.В., Анцута А.Н. Социальная реабилитация в контексте биопcиxоcоциальной модели здоровья // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2013, № 4(31), с. 50-60.
17. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999.
18. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб: Ювента. При участии психологического центра “Ленато”, СПб, 1998, 345 с.
19. Попов Г.Н., Ширенкова Е.В., Серазетдинов О.З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестник ТГПУ, 2007, № 5(68), с. 83 – 87.
20. Панкова Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье детей из семей группы риска // Научно-теоретический журнал Ученые записки. 2011, №4(74), с. 148-151.
21. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004, 592 с.
22. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000, 176 с.
23. Слободская Е.Р. Психическое здоровье детей и подростков: распространенность отклонений и факторы риска и защиты / Е.Р. Слободская // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2008, № 2(8), с. 8-20.
24. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход. К решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001, №4, с. 91-105.
25. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001, 208 с.
26. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников. Автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01, 19.00.07 / Моск. пед. гос. ун-т. Москва, 2001, 40 с.
27. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. Академия; Москва; 2003, 110с. 32. Хухлаева О.В. Классификация нарушений // Школьный психолог, 2001, № 41, с. 4.
28. Фромм Э. Иметь или быть? «Ника-Центр», «Вист-С», Киев, 1998, 400 с.
29. Шувалов А.В. Антропологические аспекты психологии здоровья // Национальный психологический журнал, 2015, № 4(20), с. 23-36.
30. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2009, № 4(15), с. 87-101.
31. Юнг К.Г. Структура психики и проблема индивидуализации. М.: Наука, 1996, 269 с.
32. Achenbach T.M., Rescorla L. Multicultural understanding of child and adolescent psychopathology implications for mental health assessment. New York: Guilford Press, 2007, 322 p.
33. Achenbach T., Howell C., Quay H., Conners C. National survey of problems and competencies among four-to sixteen-year-olds: parents’ reports for normative and clinical samples. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1991, 56(3).
34. Becker P. Seelische Gesundheit und Verhaltens Kontrolle. Göttingen: Hogrefe, 1995, 210 p.
35. Bourdon K.H., Goodman R., Rae D.S., Simpson G., Koretz D.S. The Strengths and Difficulties Questionnaire: U.S. normative data and psychometric properties. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 2005, Vol. 44, No 6, pp. 557-564.
36. Borrell-Garrio Fr., Suchman A.L., Epstein R.M. The Biopsychosocial Model 25 Years Later: Principles, Practice, and Scientific Inquiry// Annals of Family Medicine, 2004, Vol. 2 (6), pp. 576-582.
37. Collishaw S., Maughan B., Goodman R., Pickles A.Time trends in adolescent mental health. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2004, p. 45.