Фрагмент для ознакомления
2
чуть позже происходило органическое созревание, то в современная картина мира изменилась. Теперь вначале происходит созревание половое, затем органическое, и только потом – социальное. Это расхождение обуславливает возникновение подросткового возраста и взгляды различных концепций.
Стенли Холл, который рассматривал подростковый возраст в рамках теории рекапитуляции. Согласно его идее, подростковый возраст - период соответствия эпохи романтизма в социогенезе. Холл считал, что это период «бури и натиска», который насыщен стрессами и конфликтами. Холл впервые указывает на амбивалентность подростковой личности. По Холлу, существует ряд противоречий подросткового возраста:
чрезмерная активность, где крайняя степень - это изнурение
буйная веселость, которая сменяется унынием
уверенность в себе - неуверенность
стеснительность, эгоизм - альтруистичность
высокие нравственные устремления - низкие побуждения
экстравентированность и общительность - замкнутость
реформаторские наклонности - любовь к рутине
наблюдения- рассуждения.
Центральным понятием периода составляет кризис самосознания, преодолевая который подросток обреете чувство индивидуальности.
Э. Шпрангер рассматривает подростковый возраст в рамках юношеского возраста. Эти границы: девушки 13-19 лет и юноши 14-17 лет.
Центральное значение исследования Шпрангера основывается на освобождении от детской зависимости. Подростковый возраст - возраст врастания в культуру, Психологическое развитие, по Шпрангеру, врастание, проникновение психики в культурный дух конкретной эпохи и выявил три типа:
1. первый - резкое, кризисное, бурное течение. отрочество - второе рождение, где появляется новое «Я»
2. второй - плавное, постепенное развитие, адаптация ко взрослой жизни без кризисных сдвигов в своей личности.
3. третий: у подростка активно и сознательно идет процесс формирования себя и преодоление кризисов.
По Шпрангеру - открытие «Я», осознание своей индивидуальности - новая характеристика личности подростка. Изучение самого глубокого переживания, как любовь, считал важнейшим в жизни юношества. Описание любви описывал с одной стороны понятием эротики, с другой - сексуальностью. но при этом они отделены в сознании подростка друг от друга. Но согласие двух этих понятий приводит к зрелости.
Схожее мнение имеет русский мыслитель В.В. Зеньковский, где на одном полюсе он ставит сексуальность, на другом – эрос, т.е. искание любви.
Биологический подход представлен работами Ш. Бюлера. Он рассматривал подростковый возраст как основанный на явлении пубертатна. Пубертат Бюлер определял как период физиологического, в том числе полового созревания. Выделил два вида пубертатности: психической и физической. Психическая пубертатность, характеризующаяся биологической потребностью «в дополнении» или «стремлении к другому». Здесь подростковый возраст - это возраст поиска друга. Отличается от физической, телесной пубертатности, протекающая у юношей с 14 до 16 лет, у девушек от 13 до 15 [3].
Особое значение уделяется превращению подростка в юношу, проходящей 3 фазы. Все это начинается с 10-12 лет, когда подростки драчливы, необузданны, по словам Бюлера, это фаза прелюдии, подразделяющаяся на еще две. Первая, негативная, основные черты которой – это жизнеотрицание, враждебность к окружающему миру и ненависть к себе в возрасте сменяется второй, позитивной. Последняя фаза противоположность первой, характеризуется радостью к новым начинаниям. Это период юности с установкой жизнеутверждения, открытия новых источников счастья как наука, искусство, взгляд на мир красоты и любви.
Следующий, кто рассматривал подростковый возраст, был Э.Штерн, рассматривающий его как этап формирования личности и жизненных ценностей. Преобладание доминирующей ценности формирует тип личности. Штерн выделил следующие типы:
теоретический - возникает под влиянием стремлений объективного познания
эстетический - стремление к познанию прекрасного
экономический - идея пользы
социальный - приоритет общения, любви и жизни для другого
политический - идея власти, господства над другими
религиозный - служение Богу, высшим силам.
Штерн при этом не утверждал, что в личности преобладает только один тип, наоборот, они все сочетаются в личности.
Для описания деятельности подросткового возраста вводит новое понятие – «серьезная игра». В ней у подростка появляется стремление ставить цели, оценивать свои силы. Примерами служат любовные игры, спорт, выбор и подготовка к профессии.
Штерн утверждал, что молодость - это не возрастной критерий, а психологический. И пока личность стремится, развивается, идет смена интересов он всегда будет оставаться юным и молодым.
Вторая половина ХХ в. – время влияния роли среды и общества на развитие и формирование личности подростка. Э. Эриксон считал подростковый возраст - периодом сложным, полным трудностей в жизни. И связывал формирование личности влиянием с тремя важными факторами: физиологическое созревание, личная биография, духовная атмосфера общества.
Ключевое понятие во взглядах Э. Эриксона - идентичность - это одинаковость, схожесть, тождество, итог согласованности индивидуальной линии и социальной линии развития.
В этом возрасте молодые люди пытаются найти место в жизни. На этот период приходится острый пик формирования эго-идентичности. подросток стремится найти и раскрыть свое "Я", подчеркнуть его. самооформление, самоизображение, самооценка характеризует период подросткового возраста. Любовь и влюбленность, не носящая ещё сексуальный характер, помогает осуществить поиск собственного образа путем проекции на другого.
Ж. Пиаже и его концепция, что в подростковом возрасте идет окончание формирования личности, строится программа жизни, основывается на когнитивной сфере. Можно выделить основные положения:
1. созревание формального мышления. Ребенок начинает смотреть на мир с точки зрения его возможной значимости в изменении жизни человечества. Происходит построение плана жизни, связанных с этими целями.
2. «наивный идеализм» - стремление в переустройству личности. рассуждения в форме гипотез, предположений. Ребенок развивает мышление, которое выходит за рамки собственного восприятия. Такие планы входят в новую взрослую жизнь подростка, помогая ему социализироваться.
Л. С. Выготский особое место отводил периоду разрушения и отмирания устаревших интересов и образование новой биологической основы и новых интересов. Выделил четыре интересов-доминант подросткового возраста:
1. «доминанта эгоцентризма» (интерес к себе, внутреннему мину)
2. «доминанта дали» (интерес к широту взглядов, понятий)
3. «доминанта усилия» (тяга интерес преодоления к трудностям и напряжениям)
4. «доминанта романтики» (интерес к тайному, неизведанному и новому, связанного на риске).
Новообразования подросткового возраста – появление самосознания на фоне рефлексии. Рефлексия – «отражение», процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ собственного психического состояния [8]. Именно культурное содержание среды влияет на развитие внутренних изменений личности, идет формирование более глубокого и широкого понимания других людей.
А.Н. Леонтьев и его теория деятельности, согласно которой на каждом этапе жизненного пути человеку нужно освобождение и развивать себя, свою собственную жизнь. Он называл это «вторым рождением», где подросток становится субъектом влияния социальной среды. В подростковом возрасте идет осознание себя как личности, при чем личности в системе общественных отношений.
В концепции Д.Б Эльконина, новообразования связаны с учебной деятельностью, которая направлена на самообразование и самосовершенствование. Выделил симптомы подросткового возраста:
трудности общения с взрослыми - это и негативизм, и упрямство, и безразличие. Акцент подросток делает на интересы вне школы
проявление детских компаний – поиск референтной группы, т.е. группы людей, с которой будет себя отождествлять
потребность в свободном выражении чувств и мыслей – появление дневника.
Все эти симптомы связаны с попыткой понять и решить этот вопрос. Самоизменение идет на психологическом уровне и подкрепляется на физическом.
Л.И. Божович характеризует подростковый возраст как период перестройки всех прежних отношений ребенка к окружающему и к себе. Особое внимание уделяла проявлению нового в развитии личности подростка: новые интересы, новые личные увлечения, новые стремления к самостоятельной жизни. Личность подростка при выходе из кризисной ситуации направлена на будущее.
Личность подростка - это ещё не цельная зрелая личность. Но развитие в этот период жизни накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. - М.: ЮНИТИ, 2016. - С. 81.
2. Болотина Т.В. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова, Н.К. Смирнов. - М.:АПК и ПРО, 2012.
3. Зворыгина М. М. Специфика адаптационного процесса в образовательном учреждении. – СПб.: Питер, 2016.
4. Иванова Е.М. Формирование новой культуры отношений // Начальная школа. - 2016. - №3. - С. 11-15.
5. Лазарус Р.С. Эмоция как процесс защиты // Психология эмоций : хрестоматия / В. Вилюнас. – СПб. : Питер, 2014. – С. 210–223.
6. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. – М.: Волтерс Клувер, 2015.
7. Ночевник М. Н., Моченов Г. А. Человеческое общение. – М.: Просвет, 2016.
8. Парахонский А, П.Социальная адаптация в процессе обучения. – М.: Волтерс клувер, 2015.
9. Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 2015.
10. Пахомов А. В., Филатова А, Ф. Психолого-педагогические основы деятельности воспитателя по военно-профессиональной ориентации учащихся // наука и образование в современном обществе. – 2015. – С. 90-94.
11. Петраченко А. С. Конфликтность учащихся: способы нивелирования // Вопросы психологии и педагогики. – 2016. - №4. – С. 71-78.
12. Петров В.Н. Особенности адаптации / // СОЦИС. – 2016. – № 2. – С. 117–121.
13. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. – М.: Репринт, 2016.
14. Платонов К. К., Зотова О. И. Проблема личности в прикладной психологии // Вопросы психологии. – 2015. - №3. – С. 21-22.
15. Попов Д. Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат // Образовательный портал «Юридическая библиотека» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.juristlib.ru.html.
16. Постричева Ю. Что такое друг?: к международному дню толерантности [// Костёр. - 2014. - №11/12. - С. 25
17. Ременцов А.Н. Социокультурные аспекты адаптации // Alma mater : Вестник высшей школы. – 2015. – № 7. – С. 10–14.
18. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи : Талант, 2016.
19. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Просвет, 2013.
20. Соколова Е. Т.. Адаптация в поликультурной образовательной среде // Социологические исследования. – 2013. – № 3. – С. 114–117.
21. Турчинов А.И. Адаптация в образовательном учрежднии. – М.: РАГС, 2012.
22. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд ; пер. М.В. Вульф, А.А. Спектор. – М. : АСТ, 2016.