Фрагмент для ознакомления
2
Значение физического воспитания для подростков в условиях мегаполиса
Аннотация. Физическое воспитание играет важную роль в развитии подрастающего поколения – особенно среди подростков, живущих в крупных городах и мегаполисах. В статье рассматриваются современные концепции и подходы к совершенствованию системы физического воспитания. Особое внимание уделяется созданию физкультурно-спортивной среды, которая способствует повышению мотивации к занятиям, формированию здорового образа жизни и интеграции урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Ключевые слова: физическое воспитание, подростки, подрастающее поколение, мегаполис.
The importance of physical education for adolescents in a metropolis
Annotation. Physical education plays an important role in the development of the younger generation - especially among teenagers living in large cities and metropolitan areas. The article discusses modern concepts and approaches to improving the physical education system. Particular attention is paid to the creation of a physical culture and sports environment, which helps to increase motivation for exercise, the formation of a healthy lifestyle and the integration of classroom, extracurricular and extracurricular activities.
Key words: physical education, adolescents, younger generation, metropolis.
Введение. Физическое воспитание учащихся образовательных учреждений являются неотъемлемой часть системы образования. Поэтому данный аспект развивается в единстве социокультурных преобразований. В процессе проводимой в нашей стране системы образования осуществляется переосмысление действующих ранее парадигм, целей, принципов, направлений, сущности и организации физического воспитания подрастающего поколения.
В Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 г. трансформация физического воспитания в образовательных учреждениях указана в качестве одного ключевых направлений деятельности [1]. Увеличение эффективности преподавания физической культуры, предоставление детям, подросткам и молодежи возможности вести здоровый образ жизни, в любое удобное время заниматься физкультурой и спортом – ключевая задача на современном этапе развития системы образования в РФ. При оптимальных физических нагрузках человек сохраняет или улучшает здоровье, снижая риск возникновения заболеваний, в том числе и смертельных.
В современном постиндустриальном обществе на первое место вышел не физический, а интеллектуальный труд. Научно-технический прогресс привел к автоматизации производственных процессов, компьютеризации и робототехнике. Современные люди ведут достаточно пассивный, малоподвижный образ жизни, так как их основная деятельность (учеба, работа, отдых) строится вокруг компьютера. Итогом подобного образа жизни становятся негативные изменения в состоянии здоровья молодежи: появление лишнего веса, нарушение осанки, ухудшение зрения, отклонения в психике и т.п. Поэтому на сегодняшний день крайне значимой проблемой представляется физическое воспитание подростков в условиях мегаполиса.
Методы и организация исследования. В процессе подготовки работы использовались следующие методы исследования:
анализ теоретических источников по теме исследования;
обобщение;
классификация;
сравнение;
синтез данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Сегодня существует немало концепций и подходов к совершенствованию системы физического воспитания учащихся. Перечисли самые популярные [4]:
концепция спортивно-ориентированного физвоспитания;
концепция личностно ориентированного физического воспитания;
концепция валеологического воспитания;
концепция спортивно-патриотического воспитания и олимпийского образования и др.
На сегодняшний день наиболее успешно зарекомендовала себя концепция спортизированного физического воспитания Л.И. Лубышевой и В.К. Бальсевича. Данная программа создала предпосылки для вовлечения учащихся в мир спорта, дает им возможность для достижения максимальных вершин, позволяет вывести образовательный процесс на новый уровень. В самом общем виде данная концепция предполагает постепенное преобразование урока физической культуры в урок спортивной культуры [6].
В последнее время большинство связывают качественное улучшение процедуры физического воспитания учащихся с созданием физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения как единой системы условий и возможностей, необходимых для непрерывного личностного развития и самовыражения индивида в области физкультуры и спорта.
На сегодняшний день проблема организации физкультурно-спортивных сред рассматривается в различных контекстах: с точки зрения гуманизации учебно-воспитательного процесса по данному предмету, повышения у учащихся мотивации к занятиям, формирования «спортивного» стиля жизни, и т.д.
Интеграция играет особую роль в процессе формирования физкультурно-спортивной среды в образовательных учреждениях. Она рассматривается как механизм концентрации элементов, улучшающих физическое воспитание школьников и повышающих уровень организации уроков по этому предмету. Это крайне важно для формирования здоровой физкультурно-спортивной среды в каждом учебном заведении. Потому что, к сожалению, сегодня взаимодействие и сотрудничество школы с родителями, другими образовательными и иными социальными институтами значительно ослабло. Именно поэтому в федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется интеграции урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, разработке программ воспитания и социализации учащихся [3].
В научных трудах разных авторов – например, А. Г. Комкова, отмечается, что эффективность физического воспитания учащихся образовательных учреждений находится в прямой зависимости от дифференциации учебно-воспитательного процесса согласно индивидуальным способностям и интересам детей, социально-педагогическим и климатогеографическим особенностям среды их проживания [5]. Поэтому физкультурно-спортивная среда учреждения, оказывающего услуги по дошкольному, школьному и дальнейшему образованию, должна строиться с учётом региональных факторов.
При решении проблемы увеличения эффективности физического воспитания учащихся большое значение придается работе на региональных уровнях. Именно поэтому в современных образовательных нормативно-правовых актах в качестве механизмов устойчивого развития образования выступает разработка стратегий развития систем образования на уровне отдельных субъектов РФ.
Анализ литературы по данной теме показывает, что физическое воспитание играет важную роль на всех этапах развития личности. Достаточная физическая активность, органически связанная с умственной деятельностью человека, повышает эффективность учебной и трудовой деятельности, улучшает уровень работоспособности. И, наоборот, при длительном ограничении физической активности снижаются внимание, память, мыслительные процессы, то есть общая работоспособность. Что касается современных школьников и студентов СПО, то для них характерна минимальная физическая активность и высокая и длительная умственная нагрузка. В этих условиях для активизации интеллектуальной деятельности необходимо повысить стрессоустойчивость организма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2030 г. / [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500/.
2. Бойко Р. В. Содержание и организация спортивно-патриотического воспитания в учреждениях образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2019. - 25 с.
3. Григорьева И. В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки / И. В. Григорьева, Е. Г. Волкова, Ю. С. Водолазов. - Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2012. 87 с.
4. Ким С. В. Валеологопедагогическое обеспечение физкультурного образования в современной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2016. 48 с.
5. Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие для ВУЗов [по специальности 050720.65 (033100) «Физическая культура»]. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 253 с.
6. Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Физкультура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 3. С. 2-6.
7. Психология здоровья: учебник для ВУЗов. Под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб: Питер, 2003. 118 с.