Фрагмент для ознакомления
2
Само понятие подросткового возраста было выделено в науке порядка 200 лет назад. Ещё тогда учёные-исследователии заметили, что между детством и взрослой жизнью происходит временной переход, который знаменуется физическими и интеллектуальными изменениями человека. Сегодня в ракурсе понимания подросткового возраста ничего не изменилось, однако, появились новые подходы к рассмотрению данного понятия, которые открыли совершенно инновационные аспекты подросткового возраста. Одним из таких являются социальные связи.
В общем понимании, социальные связи подростков можно разделить на две категории: общение с взрослыми и общение со сверстниками. Обе разновидности характеризуются различными признаками:
1) В общении с взрослыми ребёнок сначала выступает, как ведомый, и он обязан слушаться и выполнять наказы старшего поколения. Позже, перейдя переходный возраст, подросток (на тот момент уже взрослый человек) становится на одну ступень с родителями и самостоятельно принимает решения.
2) В общении со сверстниками вариантов гораздо больше. Подросток может быть лидером, изгоем или занимать нейтральную позицию. Всё зависит от нрава, темперамента, индивидуальных и личностных особенностей.
Насущным остаётся вопрос о том, так как всё-таки связаны понятия семейной динамики и социальных связей подростков? Данную взаимосвязь можно охарактеризовать следующими принципиальными аспектами:
- близость взаимоотношений с родителями;
уровень доверительных взаимоотношений;
отношения между супругами;
индивидуальные особенности каждой семьи в отдельности .
Можно сказать о том, что от семейной динамики зависит субъективная благополучность подростков, которая будет качественно влиять на их социальные связи: свяжется ли он с плохой компанией или будет прилежным учеником.
Семья, являясь мощным социальным институтом, существенно влияет на социальные связи подростка. Такое влияние можно рассмотреть с демократической и авторитарной точки зрения:
при демократическом стиле: формируется самоидентичность личности, формируются ролевые модели, образцы поведения, нормы, ценности и т. д.;
при попустительском стиле происходит деструктивное влияние на социальные связи посредством того, что семья просто не интересуется и не занимается вопросами обучения и воспитания подростков, то есть не погружается в ту среду, где формируются социальные связи.
Таким образом, взаимосвязь понятий социальных связей подростков и семейной динамика, заключается в том, что оба эти понятия являются взаимозависимыми, а это значит, управляемыми друг-другом.
1.2. Обзор теорий из социальных наук
Теоретико – методологический обзор вопроса условно разделён на три категории:
1. теории о семейной динамике;
2. теории о социальных связях подростков;
3. интеграция семейной динамики в ключе её влияния на социальные связи подростков.
Э. Дюваль ввёл это понятие в научное употребление ещё в 1948 году, когда выступал на научной конференции по вопросам семейного воспитания в Соединённых Штатах Америки.
Автор ёмко и чётко дал понятие семейной динамике и заключил его в круговорот взаимосоздания друг с другом: сначала семья создаёт ребёнка, а потом ребёнок создаёт свою семью .
В соответствии с концепцией исследователя, семейная динамика имеет определённую иерархическую структуру, каждый элемент которой включает важнейшие психолого-педагогические и социологические характеристики. Схематично подобный механизм можно показать так (рисунок 1):