Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста выдвигают на первый план задачу со-здания оптимальных условий для социального становления ребенка в этот пе-риод его жизни. Важнейшее условие всестороннего полноценного развития ре-бенка - правильная и грамотная речь. Чем богаче и совершеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, намного содержательнее и полноценнее отно-шения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его разви-тие.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕ-НИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР
Под понятием «общее недоразвитие речи» в научных кругах подразуме-вается ряд сложных речевых нарушений, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы языка. При общем недоразвитии речи наблюдается незрелость всех языковых систем - фонематической, лексической (лексической), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила соединения слов в предложениях). Также для общего недоразвития речи характерны определен-ные индивидуальные особенности детей [15].
Общее недоразвитие речи проявляется разной выраженностью наруше-ний выразительной речи. Отмечают бедность словарного запаса, низкий уро-вень словесного обобщения, затруднение развернутого речевого высказыва-ния, грамматические ошибки (ошибки в употреблении глагольных окончаний, нарушения словообразования), трудности в употреблении предлогов, глаго-лов, союзов. Характерно адекватное использование невербальных сигналов, жестов, стремление к общению. Нарушение разговорной речи становится оче-видным с младенчества без какой-либо длительной фазы нормального речево-го употребления. И хотя нормальное речевое развитие во многом индивидуа-лизировано, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образова-ний к двум годам или простых фраз из 2-3 слов к трем годам следует расцени-вать как признак задержки.
У всех без исключения детей, страдающих данным недугом, имеются сле-дующие черты нарушения в произношении звуков, недоразвитость фонемати-ческого слуха, явное отставание в процессе формирования личного словаря.
Следует отметить, что у разных дошкольников, имеющих ОНР, данная патология может проявляться в несколько различных вариациях. Если же ре-бёнок страдает осложнённой разновидностью данного недуга, кроме описан-ных выше факторов у него дополнительно происходит нарушение слоговой структуры слова [5].
А.К. Маркова дает следующую авторскую трактовку слоговой структуре слова. По мнению исследователя, она заключается в «чередовании ударных и безударных слогов различной степени сложности» [8].
Слоговая структура слова имеет 4 основных параметра: число слогов, ударность, линейная последовательность слогов, модель самого слога.
Существует различные разновидности нарушения слоговой структуры слова, который несколько по-разному видоизменяет его слоговой состав. Со-временные исследователи выделяют ряд наиболее распространенных типов нарушений, из-за которых слова русского языка подвергаются деформации. Рассмотрим их подробнее.
2. Трудности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недораз-витием речи
Проблемы в обучении чтению возникают преимущественно у детей, стра-дающих дефектами речи первой группы, поскольку именно недостаточное раз-витие языковых средств, прежде всего фонетической стороны речи и фонема-тического восприятия, становятся препятствием для овладения грамотой не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте.
Нарушение речи у дошкольника дальнейшем, при обучении чтению и письму, приводят к возникновению и развитию дислексии – расстройства речи, при котором возникают трудности в восприятии письменной речи. При дислек-сии чтение замедленное, что угадывает, с фонетическими искажениями и непо-ниманием значения прочитанного.
Распознавание дислексии в дошкольном возрасте затруднено, поскольку связано именно с восприятием письменной речи. Однако другие нарушения речи, например, общее недоразвитие речи или, особенно, фонетико-фонематическое недоразвитие является одним из факторов, которые определя-ют развитие дислексии при обучении чтению и письму.
При нарушениях речевого развития в большинстве случаев страдает именно фонетико-фонематический компонент языковой системы. У детей отме-чаются:
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп; преобладают замены и смешения, часто искажения звуков;
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов, которая влечет за собой недоразвитие предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова и предпосылок к успешному овла-дению грамотой;
3. Трудности овладения письмом и чтением [12].
При общем недоразвитии речи страдает и лексико-грамматический ком-понент речи.
Лексический запас детей ограничен бытовой тематикой, качественно неполноценен, т. е. наблюдается неправомерное расширение или сужение зна-чений слов, ошибки в употреблении, смешение слов по значению и акустиче-ским свойствам.
Грамматическое строение речи у детей также сформировано недостаточ-но: в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, отмечаются множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях.
Недостаточность речевого развития сказывается и на общем развитии ре-бенка, прежде всего на становлении психологических предпосылок учебной де-ятельности: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций, трудности формирования и формулирования собственных мыслей, недостаточное разви-тие связной речи.
Также отмечают неустойчивость внимания, сложности переключения, не-достаточность развития словесно-логического мышления, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, трудности в запоми-нании словесного материала, самоконтроля и произвольности в общении.
Следствием этих проблем является не только недостаточная сформиро-ванность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности, но и трудности формирования учебных умений.
3. Методы и приемы обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи
Основной задачей дошкольного учебного учреждения является подго-товка ребенка к обучению в школе. Если у ребенка-дошкольника есть опреде-ленные нарушения речи, то необходимо принимать срочные меры по логопе-дической коррекции речевых пороков, поскольку недостатки устной речи во время обучения в школе могут осложнять процессы чтения и письма. Задача логопедической помощи детям дошкольного возраста эффективнее всего ре-шать в условиях логопедических групп при массовых детских садах как это предусмотрено
Практика работы показывает, что количество детей дошкольного возрас-та с нарушениями устной речи растет, а это предопределяет трудности в свое-временной речевой подготовке детей к школе, в т. ч. в условиях ДОУ, форми-ровании мыслительно-познавательной деятельности, поведения и личности ре-бенка в целом. Поэтому большое внимание должно обращаться на обучение и воспитание, логопедическую работу с детьми с нарушениями речи старшего дошкольного возраста, в частности с общим недоразвитием речи, в условиях логопедической группы ДОУ [11].
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей с с общим недоразвитием речи являются: понимание речи и лексико-грамматических средств речи; произносимой стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи.
Эффективность коррекционно-логопедической работы определяется чет-кой организацией детей в период их пребывания в ДОУ, правильным распре-делением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. В процессе организации логопедической работы необ-ходимо опираться на освещены в педагогической литературе и программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи, общедидактические прин-ципы (научности, систематичности и последовательности, доступности пред-ставленного материала, наглядности, принцип воспитывающего характера обучения, активности и индивидуального подхода к каждому ребенку) и специ-альные принципы (развития, системного подхода, связи речи с другими сторо-нами психического развития, комплексности и деятельностного подхода) [20].
Научиться читать – не самое главное задание для дошкольника, однако по желанию детей и родителей уже в этом возрасте можно начинать обучение элементам грамоты. Процесс обучения чтению должен быть интересным и лег-ким для детей, что будет способствовать общему развитию ребенка: интеллек-та, речи, мелкой моторики, словарному запасу, восприятия, расширению пред-ставлений о мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Описав трудности обучения чтению детей с нарушениями речи, мы при-шли к выводу, что при нарушениях речевого развития в большинстве случаев страдает именно фонетико-фонематический компонент языковой системы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Старшая группа. ФГОС ДО / под. ред. Бонда-ревой Т., Поповой Г. П. — М.: Учитель, 2020. — 59 с.
2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2024. — 171 с.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
4. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
5. Браткова М.В., Закрепина А.В., Пронина Л.В. Коррекционное обу-чение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым: учеб.-методич. пособие. 2-е изд. — М.: Парадигма, 2021. — 166 с.
6. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного воз-раста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы: практ. пособие для академи-ческого бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 396 с.
7. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 302 с
8. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
9. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
10. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. — М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. — 320 c.
11. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик вос-питания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2022. — 464 с.
12. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с осно-вами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
13. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и прак-тикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
14. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2023. — 461 с.
15. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
16. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
17. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
18. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2023. — 522 с.
19. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 412 с.
20. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.